Детский и подростковый суицид: понятие, причины, формы профилактики

По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков.
Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза.

Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 да 20 предпринимает попытку покончить с собой.
Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям».

Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.
Различают три основных вида суицида:

  • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;
  • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;
  • скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.


Типы суицидального поведения
Выделяют так же и различные типы суицидального поведения.
Целью демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями.

Таким образом, демонстративные суицидальные действия, как правило, совершаются не с целью лишить себя жизни или причинить себе реальный вред. Их цель – напугать окружающих, заставить их задуматься над стоящими проблемами, часто – «осознать» своё несправедливое отношение к человеку.

Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения.
К аффективному типу суицидального поведения относятся суицидальные действия, совершённые под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек не имеет чёткого плана действий, а поступает импульсивно под воздействием сильных негативных эмоций.

Обида, гнев затмевают собой реальное восприятие действительности и приводят к суицидальным действиям. При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают к отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами, попыткам повешения.
Истинное суицидальное поведение отличается продуманным планом действий. В таком случае человек готовится к совершению суицидального поступка.

При таком типе суицидального поведения часто оставляют предсмертные записки (прощальные, обвиняющие, с объяснением своего поступка). Такие суицидальные попытки часто заканчиваются летальным исходом, так как эти действия являются хорошо продуманными.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к спрыгиванию с высоты или повешению.
Самоубийство – слишком кардинальный и противоестественный шаг. Решение его совершить появляется не мгновенно. Как правило, ему предшествует продолжительный период волнений и переживаний, борьбы мотивов, поиска выхода из сложившейся ситуации.

Таким образом, несмотря на уникальность каждого отдельно взятого случая, суициды имеют ряд общих характеристик. Как правило, суицидальному поведению сопутствуют стрессогенный характер жизненной ситуации, фрустрация ведущих потребностей.

Для суицидента характерны переживание беспомощности и безнадёжности, невыносимость страданий, искажённое восприятие реальности («туннельное зрение», то есть зацикленность на проблеме). Безрезультатный поиск выхода из сложившейся ситуации, аутоагрессия.
На особенности суицидального поведения существенно влияет и возраст суицидента. В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания, то есть имеет характер ситуационно-личностных реакций.

То есть дети не всегда до конца осознают необратимость смерти. Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. То есть, дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий.

Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией. Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других.

Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (со взрослыми или сверстниками).

Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.
Динамика развития суицидального поведения
При истинном суициде намерение покончить с жизнью может развиваться на протяжении длительного времени – от нескольких дней до нескольких лет. Проследим динамику развития суицидального поведения.

Выделяют несколько стадий развития суицида.

  1. Стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В большинстве случаев перед совершением суицидального действия наблюдается период, характеризующийся снижением адаптационных способностей (то есть наблюдается снижение уровня интересов, успеваемости, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, ограничение общения и т.д.). В это время формируются собственно суицидальные мысли. Человек может говорить, что-то типа «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться». У него обостряется интерес к проблемам жизни и смерти. В этот период у человека возникают пассивные мысли о самоубийстве. У него отмечаются размышления и фантазии о своей смерти. К сожалению часто рассуждения подростков на эту тему недооцениваются взрослыми или воспринимаются в демонстративно-шантажном аспекте. Поэтому следует знать, что почти каждый задумывающийся о самоубийстве так или иначе даёт понять о своём намерении окружающим. Большинство из тех, кто решается на суицид, тем или иным образом раскрывают свои замыслы. Такие люди ищут возможности высказаться, но не находят подходящего человека, готового их выслушать.
  2. Стадия суицидальных замыслов. Человек в активной форме проявляет желание покончить с жизнью: разрабатывает план реализации своих суицидальных замыслов, продумывает способы, определяет место и время совершения суицида. Можно услышать высказывания о своих намерениях.
  3. Стадия собственно суицидальной попытки. К замыслу о суициде присоединяются сформированное решение и волевой компонент, побуждающий к непосредственному осуществлению суицидального акта.


Период от появления мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называют пресуицидом. Его длительность может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

Острый пресуицид отличается моментальным проявлением суицидальных замыслов без предшествующих ступеней.
Следует отметить, что после попытки ребёнка или подростка совершить самоубийство относиться к нему начинают с повышенным вниманием и заботой. В это время повторение суицидальных действий маловероятно.

По истечении относительно небольшого времени (примерно трёх месяцев) взрослые отмечают, что ребёнок не высказывает мыслей о суициде и внешне спокоен, и начинают вести прежний образ жизни, решив, что ребёнок преодолел кризис. Однако при отсутствии проработки ситуации, приведшей к суицидальным действиям, существует угроза совершения повторной суицидальной попытки.

Следовательно, за ребёнком, предпринявшим суицидальные действия, необходимо длительное время наблюдать, беседовать с ним, оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.
Характерные черты суицидальных личностей
Людей, совершающих суициды, отличают следующие особенности:

  • ощущение беспомощности и безнадёжности;
  • неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;
  • депрессивное настроение, часто сопровождающееся потерей сна, аппетита;
  • утрата семейного, общественного престижа, особенно в группе сверстников;
  • в случае ухода из семьи или лишения поддержки чувство изоляции и отверженности;
  • неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве;
  • настойчивые мысли о суициде;
  • наличие обобщения и фатальности в мыслях и речи;
  • амбивалентность – хотят умереть и в то же время хотят жить;
  • возможно присутствие сильной наркотической или алкогольной зависимости.


Необходимо срочно предпринимать необходимые меры при обнаружении у детей, подростков подобных признаков в поведении. То есть внимательное отношение взрослых способно предотвратить суицидальные действия детей.
Общая и подростковая классификация причин суицида
К основным причинам суицидов можно отнести следующие:

  • низкую самооценку, переживание некомпетентности, стыда за себя;
  • уязвлённое чувство собственного достоинства (чувство собственной незначимости);
  • беспомощность, т.е. ощущение невозможности контролировать свою жизнь;
  • изоляцию, т.е. чувство, что тобой никто не интересуется, ты никому не нужен;
  • безнадёжность.


Для детей и подростков причинами суицидов могут стать:

  • несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад;
  • депрессивные состояния детей и подростков так же могут привести к суицидальным действиям;
  • дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями;
  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства;
  • ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;
  • реакция протеста при нарушении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками может стать причиной самоубийства детей или подростков;
  • отсутствие идеологии в обществе так же способствует росту числа детских и подростковых суицидов.


Признаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте
При наличии вышеперечисленных причин суицидальных действий у детей и подростков взрослым необходимо обратить внимание на признаки эмоциональных нарушений, которые могут лежать в основе суицида. К ним, в частности, относятся следующие:

  • частые соматические недомогания (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
  • появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
  • уход от контактов, превращение в «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;
  • погружённость в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее.


Следует так же отметить, что суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.
Взрослым следует быть особенно внимательными и срочно предпринимать меры, заметив у ребёнка или подростка признаки подготовки к самоубийству. О готовящихся суицидальных действиях может говорить сочетание нескольких из приведённых ниже признаков.

  • Прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок могут говорить о последних приготовлениях человека перед смертью.
  • Привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни.
  • Готовясь к самоубийству, человек может оставлять письменные указания в записках, дневнике, письмах.
  • Словесные указания или угрозы могут сообщить взрослым о планировании ребёнком суицидальных действий.
  • У импульсивных подростков могут наблюдаться вспышки гнева.
  • Насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке.
  • В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.


К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:

  • дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • сверхкритичные к себе дети и подростки;
  • страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;
  • дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;
  • дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
  • дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с девиантным поведением.


Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают. Поэтому, к сожалению, только единицы из них обращаются за помощью к психологам.

Но ко всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые.
Прежде всего взрослые должны интересоваться делами ребёнка, разговаривать с ним, задавая вопросы о его состоянии, строить планы на будущее. Это общение должно быть позитивным.

Так же благотворно на психическом состоянии сказывается занятие новыми делами. И взрослые способны подтолкнуть ребёнка к этому.

Крайне необходимо соблюдение детьми и подростками режима дня. И взрослые могут этому способствовать.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения
Препятствуют осуществлению суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это сформированные положительные жизненные установки, душевная позиция, комплекс личностных факторов. К антисуицидальным факторам личности относятся:

  • сформированное чувство долга, ответственности;
  • эмоциональная привязанность к родным и близким людям;
  • внимание к собственному здоровью, боязнь причинить себе физический ущерб;
  • психологическая гибкость и адаптированность;
  • умение снимать свою психологическую напряжённость;
  • проявление интереса к жизни;
  • наличие жизненных планов, замыслов;
  • наличие актуальных жизненных ценностей;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.


Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов. Являющихся «психологической защитой», которой должен обладать подросток.
Поведение с лицами, проявляющими склонность к суициду
Человека, решившегося на самоубийство, необходимо внимательно выслушать и постараться понять проблему, скрытую за словами.
Необходимо оценить серьёзность намерений, глубину эмоционального кризиса.
Даже к незначительным на первый взгляд обидам и жалобам относиться надо внимательно. Не пренебрегать ничем из сказанного.

Суицид или убийство?

Можно прямо спросить, не думает ли подросток о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Но даже после успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве.
Любому человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания. Поэтому таких детей и подростков необходимо поддерживать, быть с ними настойчивыми.
После разговора необходимо убедить подростка в том, что он сделал верный шаг, приняв помощь взрослого. Так же необходимо показать ему свою компетентность, заинтересованность в его судьбе, готовности помочь.
Следует принять во внимание и другие источники помощи: семью, друзей, священников, специалистов (психолог, психиатр).

Поведение подростков: от нормы к нарушениям

При наличии суицидального поведения для предотвращения суицидальных попыток психолог в состоянии:

  • помочь снять психологическое напряжение;
  • обеспечить формирование компенсаторных механизмов поведения;
  • формировать адекватное отношение к жизни и смерти;
  • уменьшить психологическую зависимость от причин, вызвавших суицидальное поведение.


Таким образом, при выявлении у ребёнка или подростка склонности к суицидальному поведению необходимо срочно предпринимать меры по предотвращению суицидальных действий. Оказать помощь в данной ситуации могут такие специалисты, как психологи, а при подозрении на психическую патологию – психиатры.

Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания и соответствующей помощи.
Виды психологической коррекции
В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:

  • организация совместных действий семьи, школы, друзей по оказанию социальной поддержки;
  • обучение социальным навыкам преодоления стресса;
  • проведение социально-психологических тренингов;
  • индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;
  • обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.


Детьми и подростки, находящиеся в пресуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальном сопровождении.

  1. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. – М.: Академический проект, 2001. – 40 с.
  2. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с.
  3. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков: психоанализ в детском возрасте, суицидальное поведение подростков, семейное консультирование, комплексная реабилитация. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 288 с.
  4. Вассерман Д. М. Напрасная смерть: причина и профилактика самоубийств. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.
  5. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000. – 168 с.
  6. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
  7. Рязанцев С. Танатология – наука о смерти. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 183 с.
  8. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.: Когито-Центр, 2005. – 376 с.
  9. Смертность подростков в Российской Федерации. Научный Центр здоровья детей РАМН, по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. М.: ООО «БЭСТ-принт», 2010. – 60 с.
  10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид. Психологический взгляд. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

Профилактика суицидального поведения у подростков

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире.

Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%.
Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

Статистические данные

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  • Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Разберемся в терминологии

  • Суицидом4 группы причин суицидального поведения подростковназывают осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. В смысле психологии суицида лежит реакция на аффект, ликвидация эмоционального напряжения и избавление от тяжелой психологической ситуации, в которую попал человек. Лица, которые пытаются прибегнуть к суициду испытывают сильнейшую душевную боль и пребывают в стрессовом состоянии, не находят выхода из неблагоприятной ситуации кроме самоубийства.
  • Суицидальное поведение есть проявление суицидальной активности, то есть у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. Поведение будущих самоубийц, то есть суицидальное наблюдается и в норме, и при психопатиях.
  • Суицидентом называют человека, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).

Разновидности суицидального поведения

Протестный суицид у детей и подростков Психолог Артём Скобёлкин

Выделяют несколько разновидностей суицидального поведения (склонности к суициду):

Демонстративное поведение

При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода.

Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.

Аффективное поведение

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев.

Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование.

Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.

Причины суицида

Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:

Отсутствие зрелого понимания смерти

МОЙ СУИЦИД / СИНИЙ КИТ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАКЛОННОСТИ У ПОДРОСТКОВ / ТИХИЙ ДОМ

Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут.

Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

Нет в обществе признанной идеологии

В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.

Раннее начало половой жизни

Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее.

Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

Психические состояния

Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее.

Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ.

Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

Физическое состояние

Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

Прочие

  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
  • Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.

Подростки, предрасположенные к суициду

Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск отмечается при наличии следующих обстоятельств:

  • парасуицид, то есть в анамнезе имеется неудачная (незаконченная) попытка самоубийства – вероятность повторной попытки суицида составляет 30%;
  • аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
  • самоубийства среди родственников;
  • алкоголизм и наркомания (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности) – у несовершеннолетних вероятность суицида составляет 25 – 30% и в ряде случаев возрастает до 50;
  • суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);
  • подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
  • депрессивные состояния, особенно затяжные;
  • сверхкриктика к самому себе;
  • наличие хронических или смертельных заболеваний;
  • перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
  • психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
  • проблемы в семье (развод родителей и прочее);
  • ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).

Что хочет показать подросток

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
  • Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
  • Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Типичные признаки готовящегося суицида

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

Эмоциональные нарушения

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

  • утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
  • проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
  • постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
  • безразличие к собственной внешности;
  • постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
  • пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
  • отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
  • рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
  • мысли о смерти;
  • неопределенность в будущем;
  • неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
  • мотивированные или немотивированные страхи;
  • ненависть к благополучию окружающих.

Поведенческие признаки

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

  • наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
  • прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
  • удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
  • радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
  • изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
  • письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Признаки депрессии

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

  • снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
  • утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
  • вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
  • отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
  • ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
  • расстройства сна;
  • пессимизм в отношении будущего;
  • неадекватная реакция на похвалы;
  • ощущение горькой печали с переходом в плач;
  • расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
  • постоянные размышления о смерти/суициде;
  • потеря полового влечения.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).
В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.
Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.


В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Профилактика

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).
Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).

Рекомендации родителям

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей.

С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности.

Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики.

Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры).

Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

  • внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
  • верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
  • отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
  • признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
  • разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
  • отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
  • вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
  • проявление понимания и сочувствия;
  • осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Рекомендации взрослым

Разработан ряд рекомендаций, которых необходимо придерживаться в беседе с подростком – суицидентом любому взрослому из его близкого окружения:

Выявление признаков суицидального поведения

Профилактика самоубийства включает не только участие друзей и их заботу, но и своевременное распознавание признаков грядущей опасности (депрессия, суицидальная угроза, предшествующая попытка суицида, изменение поведения, беспомощность и безнадежность и прочее).

Восприятие суицидента как личности

Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства.

Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.

Заботливые взаимоотношения

В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.

Умение внимательно слушать

Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного.

Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.

Спорам – нет

Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.

Умение спрашивать

В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» — человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать.

В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.

Участие, а не утешение

Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише.

Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.

Предложение конструктивных подходов

Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит.

Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.

Вселение надежды

Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.

Борьба с одиночеством

Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.

Помощь специалистов

Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов.

В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.

Сохранение дальнейшей заботы и поддержки

Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств.

Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка.

Подростку – суициденту

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

  • Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).
  • Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
  • Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
  • Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
  • Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
  • Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
  • Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
  • Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
  • Занимайся аутотренингом.
  • Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
  • Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
  • Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
  • Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
  • Займись спортом.

Вопрос – ответ

Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

Верно ли, что нельзя говорить с потенциальным самоубийцей о смерти и возможностях ухода из жизни?

Нет. Если человек желает жить, никакие разговоры о суициде не натолкнут на мысль его совершения.

И, напротив, подросток, который задумался о желании покончить с собой, рад с кем-то обсудить этот вопрос и найти альтернативные способы решения.

Склонность к суициду действительно передается по наследству?

На данный вопрос сложно ответить, так как определенных доказательств еще не имеется.

Если человек говорит о самоубийстве, значит он никогда на это не решится?

Нет. Человек, задумавший уйти из жизни практически в 90% случаев хочет и пытается обсудить этот вопрос с окружающими.

Задача близких состоит в способности услышать призыв о помощи и по возможности развеять мрачные мысли у потенциального суицидента.

Самоубийства всегда совершаются без предупреждения?

Нет. Те или иные признаки в поведении человека всегда присутствуют. Это необязательно разговоры о смерти и самоубийствах, но и изменения в поведении и даже физическом состоянии.

Задача взрослых – вовремя распознать подобные проявления и предпринять меры.

Причины суицидального поведения в подростковом возрасте

Особенности подросткового возраста

В настоящее время происходит омоложение самоубийц. Мотивацией самоубийств у молодых людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение.

Но для начала мы должны рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подростки находятся на промежуточном этапе между "детством" и "взрослостью". Они еще не взрослые, но и не дети.

Часто подросткам говорят, что они уже не маленькие и должны вести себя как взрослые, хотя сами взрослые не относят их к своей возрастной группе.
У юношей и девушек появляются новые обязанности, новые возможности и меняется сфера их деятельности. На этом этапе у них появляется чувство взрослости.

Подросток начинается относится к себе, как взрослому, ощущая себя взрослым человеком. Он начинает отстаивать свое мнение, свою точку зрения с той же эмоциональностью, что и в детстве. Подросток претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и стремится быть самостоятельным, желая оградиться от вмешательства родителей в личную жизнь их ребенка.

Юноши и девушки уже имеют свои вкусы, предпочтение, приоритеты, взгляды на жизнь и собственную линию поведения. Хотя их взгляды и вкусы могут меняться и через несколько недель.
Общение является неотъемлемой частью жизни подростка. Общение сильно влияет на всю их деятельность. Поэтому они часто собираются в разные группировки, объединяющиеся по интересам и взаимной симпатии.

Эти группировки влияют на нормы поведения и оценки подростка. Однако не все подростки могут состоять в какой-либо группировке, они могут быть изолированными.

Это очень сильно давит на них, ведь не имея возможности с кем-то поделиться своими переживаниями и чувствами, подростки впадают в депрессию и начинают думать о своей ненужности и бесполезности.
Отношения с родителями имеют двойственный характер. С одной стороны подростки хотят чувствовать себя нужными и любимыми своими родителями. С другой они не хотят, чтобы родители вмешивались в их личную жизнь, следили за успеваемостью, выбирали для них друзей и даже одежду.

Однако полное безразличие родителей к своему ребенку тоже ведет к негативной реакции.
Теперь, зная особенности подросткового возраста, мы можем приступить к исследованию причин суицидального поведения у подростков.

Причины суицидального поведения у подростков

Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу.

Существует множество объяснений суицидального поведения в подростковом периоде.
На первом месте из проблем, характерных для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте — трудности, связанные со школой, на третьем — проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
В основном психологи рассматривают проблему суицида в подростковом обществе как "крик о помощи" к своим друзьям или родителям, тем самым обращая их внимание на самих себя.
Неуспеваемость по школьной программе и плохие отношения с учителями и сверстниками также являются причинами, которые могут привести к суицидальной попытке.
Сейчас, в современном обществе, дети представлены самим себе и должны строить жизнь так, как они это умеют. Из-за занятости родителей никто не может научить детей жить в этом обществе.

Давление ответственности наваливается на детей и без ориентира в этой жизни они решают избавиться от этого чувства с помощью суицида.
Другим чрезвычайно важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве лидера молодежной поп-группы "Иванушки интернешнл" Игоря Сорина, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

Девочки-подростки в данный момент испытывали чувство потери, которую невозможно, по их мнению, было восстановить. Им жизнь казалась бессмысленной и в заключении, вдогонку поспешили за своим кумиром.

В современном обществе такие случаи встречаются очень часто, ведь много подростков ради своих кумиров готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью.
Суицид в подростковом возрасте изучали такие ученные, как И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. Вроно и Н.А.

Ратинова, но самый большой вклад в эту область знаний внесла А.Г. Амбрумова.

В дальнейшем мы узнаем мнение и рассмотрим исследования об этом явлении каждого ученного.
И.С. Кон отмечает, что молодые люди в возрасте от 16 и до 19 лет, которые состоят в брачных отношениях, заканчивают жизнь самоубийством чаще, чем молодые люди, которым уже за 20. "Это связано прежде всего с тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей". [10; с.234]
Ф. Райс считает основной причиной суицида разрыв отношений молодых пар. Вот что ученый пишет по этому поводу: "И разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один — самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" — импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни". [18; с.356]
Е.М. Вроно и Н.А.

Ратинова подробно описали виды суицида в подростковом возрасте в своей статье "О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у здоровых подростков". Они выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:
1. Демонстративно-шантажные суициды. Подростки этой группы воспитывались в проблемных семьях.

Как известно члены таких семей чаще всего не умеют сдерживать свои негативные эмоции или же обтекать их в более приемлемые формы. Поощрения со стороны родителей не наблюдаются.

Такой образ жизни вызывает у подростков лишь злость и страх и не приводит к осознанию своей вины за совершенные ими поступки.
Подростки этой группы легковозбудимые. Часто после 3-4 классов у этих детей начинаются проблемы в учебе, что в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам.

Подростки из-за нежелания быть в неприятных для них ситуациях и помещений прогуливают занятия и формируют негативное отношение к обучению и к школе в целом.
Такие подростки в группе сверстников чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из-за присущей им обидчивости и раздражительности возникают в следствии неудовлетворенности своим положением и слишком завышенными притязаниями.
Первые проявления суицидальных действий могут быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий.

Подросток своим поступком (попыткой самоубийства) стремиться доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам.
Период пресуицида очень мал. Методы самоубийств очень разнообразны, но все они требуют немедленной реализации.

Из-за импульсивности и неучета ситуации может привести к тяжелым последствиям, не входящих в первоначальные планы.
После суицидальной попытки обычно наступает разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки.
В эту группу больше входит мальчиков, нежели девочек (28: 5), основной возраст — от 12 до 16 лет.
2. Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Подростки этой группы воспитывались в дисгармоничных семьях. Отношение родителей к своему ребенку очень нестабильно, от внезапных вспышек нежности до столь непонятных вспышек жестокости и агрессии.

Часто родители через своих детей пытаются реализовать неудовлетворенные в своем детстве мечты, желания, стремления, не учитывая при этом личностные особенности и интересы ребенка.
Родители стимулируют детей задабриванием или же унизительными запретами.
Подростки таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять то, чего хотят сами подростки.
В начальных классах эти дети хорошо учились, пользовались авторитетом у своих сверстников. В дальнейшем свое стремление выделиться из общества, быть лучшими стало реализовывать труднее.

Вызывающее поведение вызвано завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В дальнейшем свое стремление быть лидером не может быть удовлетворено.

Начинают прибегать к вранью.
В группе сверстников поначалу занимали положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы.
Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей и друзей, тем самым заставляя их поменять к себе отношение. А также, возможно, из-за угрозы или самого разрыва любовных отношений.
Период пресуицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий для здоровья.

Перед совершением самоубийства умышленно предупреждают об этом намерении своих родителей и друзей, с помощью оставленных на видных местах записок, тщательно рассчитывая время.
Однако возможно и тяжелые медицинские последствия или даже смертельный исход.
В этой группе девочек больше, чем мальчиков (36: 9), основной возраст — от 14 до 18.
3. Суициды с мотивацией самоустранения. Подростки этой группы воспитывались во внешне благополучных семьях.

Но если посмотреть на внутренние взаимоотношения членов семьи, можно обнаружить дисгармонию. Атмосфера в таких семьях напряженная и нестабильная.

Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты.
Воспитание детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих. Родители не учитывают личностные особенности и интересы детей.

У таких детей часто заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и страх из-за противоречивых требования и оценок со стороны родителей.
В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из-за своей тревожности и неуверенности боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая на неудачу.

На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно.
В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными товарищами, поэтому могут приобщиться к асоциальной деятельности из-за невозможности противостоять группе сверстников.
Первые проявления суицидального поведения вызываются стремлением уйти из затруднительной ситуации. Они не могут перенести угрозу наказания, повышенной ответственности.

Как понять, что ребенок попал в сети «групп смерти» — МИР24

Период пресуицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства — самоповешание.

Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается неустойчивой.
Период постсуицида сопровождается страхом смерти и поиском помощи. Часто они сами звонят в "скорую помощь" или же обращаются к родителям.

Испытывают чувство стыда и раскаяния.

(18+) Создатель суицидальных пабликов для подростков: «Это была игра». Интервью

Благодаря работе Е.М. Вроно и Н.А.

Ратиновой мы смогли более подробно рассмотреть семьи, в которых росли эти подростки, а также что они из себя представляют. Е.М.

Вроно и Н.А. Ратинова описали каждый вид суицида очень подробно.
Огромный вклад в изучении подросткового суицида сделала А.Г. Амбрумова.

Она является автором множеств исследований, статей, книг о суицидальных действиях в подростковом периоде. По ее мнению подростки, которые подвержены суицидальному поведению, обладают следующими характерными чертами: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мыслей.
А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:
психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания головного мозга);
распавшаяся семья или отсутствие родителей;
постоянные семейные конфликты;
повторные психические травмы и тяжелые психические переживания.
А.Г. Амбрумова классифицировала мотивы и поводы для суицидальных поступков у подростков.

Сейчас мы рассмотрим эту классификацию.
"Классификация мотивов и поводов суицидальных поступков:
несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;
ревность, супружеская измена, развод;
препятствие к удовлетворению актуальной потребности;
неудовлетворенность поведением и личными качествами "значимых других";
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;
Состояние психического здоровья:
реальные конфликты у здоровых лиц;
патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности).
Состояние физического здоровья:
соматические заболевания, физические страдания;
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
опасения судебной ответственности;
боязнь иного наказания или позора;
самоосуждение за неблаговидный поступок.
Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;
несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Другие мотивы и поводы". [9; с.114-115]
В подростковом и юношеском возрасте суицидов меньше, нежели суицидальных попыток. "На 1 совершенный суицид в подростковом и юношеском возрасте приходится, по данным исследователей, от 50-100 суицидальных попыток". Это исследование проводили Отто в 1966, Каплан и Садок в 1991 году.

На данный момент суицидальных попыток все равно больше, чем суицидов, но разрыв между ними все больше и больше сокращается. Для того, чтобы увидеть тенденции развития суицидов, мы рассмотрим данную таблицу 2 [12]:

4 группы причин суицидального поведения подростков

Дети и подростки – самая беззащитная категория людей. Они порой не в силах провести грань между добром и злом, жизнью и смертью. Опасность суицида у детей является серьёзной проблемой.

Каждому родителю необходимо быть внимательным по отношению к своему ребёнку, чтобы не пропустить первые признаки суицидального поведения.

Как не упустить суицидальное поведение у подростка?

Психическое здоровье человека является одной из основных ценностей личности и общества в целом. Именно этот показатель определяет физическое и социальное благополучие человека.

Детско-подростковый возраст сопровождается радикальными комплексными изменениями тела и психики.
В формировании отклонений нервно-психического развития важны не только предшествующие негативные факторы, такие как токсикоз матери во время беременности, недоношенность, родовые травмы, действие токсических веществ. Значительное влияние оказывают условия микроклимата, отношения в близком окружении ребёнка.

Немного терминологии

  1. Суицидом называют лишение себя жизни тем или иным методом.
  2. Суицидальные мысли – это мысли о способе ухода из мира, о реакции окружающих людей, о болезненности самого процесса лишения себя жизни.
  3. Суицидальные замыслы отличаются от суицидальных мыслей тем, что человек начинает продумывать детали планируемого суицида: где, каким способом, с наличием свидетелей или оставив предсмертную записку и т.д. Это первый этап перед моментом подготовки к суициду.
  4. Парасуицид – некая инсценировка лишения себя жизни, осуществляется напоказ, при свидетелях. Основной его смысл не уход из жизни как таковой, а получение желаемого: внимания, жалости, исполнения требований.
  5. Расширенный суицид характеризуется не только лишением себя жизни, но и убийством окружающих людей.
  6. Завершённый случай суицида – суицидальное поведение, завершившееся смертельным исходом.

Грустная статистика

Как это ни печально, Россия находится в лидерах в мире по уровню самоубийств среди детей и подростков. Показатели более чем в 3 раза выше, чем в других странах.

За последние десятилетия пики суицидальной активности наблюдались в 1990 – х годах, затем в 2002 г. Уровень среди подростков в среднем остаётся высоким – около 21 на 100 000 человек.
Стоит отметить, что юноши чаще совершали суицид, чем девушки: 33 и 8 на 100 000 человек соответственно. За последние 5-6 лет суицидальная активность держится на одном уровне.
Различается количественный показатель суицидов относительно регионов Российской Федерации. Самое большое число самоубийств среди подростков регистрируется в Чукотском автономном округе – 255 на 100 000 населения. Самый низкий этот показатель в Чечне — до 2,3 на 100 000 населения.

Таким образом, южные регионы и области страны характеризуются более низкой смертностью от суицидов, чем северные районы (Чукотка, Бурятия, Алтай, Якутия, Тыва, Хакасия, Иркутск, Камчатка, Калмыкия).

237. Определение сложных периодов застоя, депрессии и возможного суицида.

Это происходит в связи с различными причинами, такими как отрицание родственниками случившегося, проблемами со страховыми компаниями и т.д.

Первые «звоночки»

Распознать и предотвратить самоубийство не так просто, ведь далеко не каждый человек, планирующий суицид, сообщает о своих намерениях окружающим.
Суицидальный риск в разы увеличивается при присутствии в психическом состоянии депрессивных расстройств.
Первыми явными признаками возможного наступления суицида у детей и подростков является депрессивное состояние.
Основные моменты, на которые стоит обращать внимание:

  • сниженное настроение;
  • потеря аппетита;
  • апатия;
  • нарушение сна (кошмарные сновидения, поверхностный, тревожный и чуткий сон, бессонница или повышенная сонливость);
  • мысли и высказывания о нежелании жить;
  • снижение школьной успеваемости;
  • ограничение общения с друзьями и знакомыми;
  • слезливость,;
  • отказ от посещения учёбы и секций.

Какие бывают разновидности суицидального поведения?

Суицидальное поведение – это то, что мы можем увидеть на поверхности, не затрагивая глубинных переживаний подростка.

Аффективные нарушения

Эмоциональные изменения по большей части обусловлены тревожной и депрессивной симптоматикой. Депрессия должна присутствовать в психическом самочувствии длительное время.

Она проявляется выраженными эмоциональными переживаниями, снижением интересов, ангедонией, самообвинением, отсутствием желания выполнения действий, которые ранее приносили радость.
Могут появляться болевые неприятные ощущения в теле, слабость, беспричинная тревога.

Демонстративное поведение

Агрессивные всплески наблюдаются не только в рамках семьи. Асоциальному и девиантному поведению по большей части способствуют неблагоприятные компании сверстников.

Трудности возникают и в общении с учителями. Грубое делинквентное поведение вызвано протестом личности против системы сложившихся ценностей.
Суицид в данном случае является лишь способом получения желаемого, человек не имеет истинного желания смерти.

Причины суицидов в подростковом возрасте

Суицидальное поведение подростков является следствием патологически изменённой почвы. Это единый и непрерывный процесс. В процессе взросления у любого человека возникают извечные вопросы: «Кто я? Что я могу?»
Обычно в тягостные моменты ребёнок тянется за помощью и советом к близким. Но родители настолько заняты собой или работой, что иногда забывают, что ребёнку, сколько бы лет ему ни было, нужны мама и папа, их тепло и забота.

Отсутствие осознанного понимания смерти

В детском и подростковом возрасте ввиду юношеского максимализма и незрелости суждений жизнь не рассматривается как нечто конечное. Нет граней между добром и злом, чёрным и белым, жизнью и смертью.
Дети рано начинают интересоваться витальными философскими вопросами: как я появился? Что значит умер?

Что такое душа? Важно, чтобы взрослый человек смог объяснить ребёнку значение интересующих понятий и процессов так, чтобы смерть верно воспринималась маленьким человечком.

Ранний сексуальный дебют

У подростков ввиду гормональных всплесков повышено сексуальное влечение. Половое определение только начинается. Подросткам становится интересным всё, что связано с сексуальной тематикой.

Те дети, которые отстают в половом развитии, могут стать объектами совращения своими сверстниками.

Психические отклонения

Отклонения такого рода связаны с патогенным действием микросоциума, в основном семьи. Причинами могут служить распад семьи, наличие конфликтных отношений между родственниками, асоциальное поведение родителей (алкоголизация, употребление наркотиков).

Возникающие невротические расстройства, депрессивные состояния могут приводить к суицидальному поведению.

Суициды подростков

Физические недостатки

Подростку в период полового созревания может казаться, что пропорции тела чрезмерно меняются, тело становится чужим. Из-за гормональных сбоев начинаются проблемы с кожей, массой тела.

Протестующему растущему человеку эти изменения кажутся просто невыносимыми. Ребёнок может искренне считать, что эти «уродства» не сопоставимы с жизнью.

Признаки готовящегося суицида

Признаки суицидального поведения у подростков могут включать в себя эмоциональные, поведенческие нарушения. В некоторых случаях подготовку к самоубийству выявить по внешним признакам не удаётся.
Суициды условно можно разделить на несколько групп:

  • скрытые: жажда риска, опасные увлечения, самоповреждения;
  • истинные: с желанием умереть;
  • демонстративные: шантаж смертью для получения желаемого.


Нужно отметить, что истинные суицидальные действия редко спонтанны. Почти все подростки каким-либо образом подают сигналы о надвигающейся катастрофе, которые остаются незамеченными.

Депрессивные состояния

Основные симптомы, присущие депрессии, имеют такие же проявления и у детей: стойкое снижение фона настроения в течение 2 недель и более, снижение психической и физической активности. Внешне это проявляется снижением успеваемости в школе, трудностью усвоения нового материала и воспроизведения уже изученного.
Ребёнку не хочется общаться и веселиться, заниматься любимым видом деятельности, ходить в школу. Нарушается аппетит и сон.

Возможны высказывания об отсутствии желания жить и о своей никчёмности.

Поведенческие признаки

В некоторых случаях может наблюдаться демонстративно-шантажное поведение. Ребёнок выдвигает свои требования и угрожает суицидом взрослым, если эти требования не будут удовлетворены.

Эмоциональные нарушения

В подростковом возрасте могут возникать перепады настроения от депрессивного до приподнятого. Жизнь может казаться совершенно никчёмной и приносить серьёзные страдания подрастающему человеку.

Своевременное обращение за помощью и диагностика

Признаки суицидального поведения чаще всего находятся в разговоре подростка, в его отношении к миру и своему будущему.
Существуют специальные телефоны доверия, где помощь в трудных ситуациях оказывают квалифицированные специалисты дистанционно, быстро и анонимно.

Профилактические мероприятия

К общим профилактическим мероприятиям, прежде всего, относится создание благоприятных социально-экономических, социально-педагогических условий, содействие институту семьи, полноценная реализация обучения детей и подростков.
Специальная профилактика должна быть направлена на детей из групп риска, девиантных подростков. Необходимо защищать детей от влияния асоциальной среды, жестокости, насилия, от невнимания родителей.
Своевременное обращение за медицинской помощью может предотвратить возникновение суицида.
Особое внимание в век информационных технологий стоит обращать на защиту ребёнка на просторах интернета. Виртуальные группы и клубы опасны. Подростки заходят на данные страницы по различным причинам: из-за любопытства, чтобы проявить себя, чтобы вызвать сострадание к себе.

Но в ряде случаев происходит взаимная провокация друг друга к активным суицидогенным действиям. Массовые самоубийства и являются результатом такой кампании.

В помощь родителям

Оказание суицидологической помощи является сложным и многоуровневым процессом. В нём должны быть задействованы не только родители, но и специалисты различного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники.

Только вместе возможно создать счастливое детство и будущее наших детей!

Режим дня

Нормализация биологических ритмов сна и бодрствования важна в рамках профилактики аффективных нарушений, в частности, депрессий. Необходимо грамотно организовывать день подрастающего организма – чередовать учёбу и отдых, физические нагрузки и расслабление.
Время ребёнка должно быть расписано по часам, тогда возникает меньше вероятностей асоциального и аддиктивного поведения. Ограничивайте проведение свободного времени за компьютером, игрой в жестокие и агрессивные компьютерные игры.

Ребёнок не достаточно чётко понимает грань между реальностью и вымыслом.

Общение с ребенком

Когда ребёнок просит совета, обращается к вам, настойчиво требует внимания, отложите своё важное дело и выслушайте. Возможно, ребёнку просто необходимо ощущать ваше присутствие и участие.

Одобрение, озвучивание своих чувств – важные ключи к сердцу и переживаниям вашего чада.

Спорам – нет

Упрёки и споры приводят к конфликтам в семье. Между родителями и детьми пропасть становится всё больше с каждым спором. Помните!

Непонимание между самыми близкими людьми может стать мощным толчком для суицида подростка.

Учимся внимательно слушать

  1. Чтобы ребёнок вам доверял, станьте внимательным слушателем.
  2. Не перебивайте, интересуйтесь чувствами, задавайте уточняющие вопросы.
  3. Предлагайте совместно решить проблему, помогите словом и делом.
  4. Сформируйте у ребёнка веру в положительный исход обстоятельств.

Советы педагогам

При любой неоднозначной ситуации, конфликте, девиантном поведении ребёнка необходимо обращаться за помощью к психологу. В рамках школьного образования не стоит акцентировать внимание на негативных поступках подростка, на асоциальной семье, в которой он может воспитываться.

Основное правило – вы должны стать другом и наставником, который вовремя направит на верный путь.

Где найти помощь?

Амбулаторная помощь осуществляется в психо-неврологических диспансерах врачами-психиатрами и психотерапевтами, кабинетах антикризисной помощи, на анонимных приёмах. Служба телефона доверия работает в круглосуточном режиме.

В любой трудной ситуации квалифицированный специалист окажет анонимную и срочную помощь.

Подходы к лечению

Медикаментозная терапия

При отсутствии угрозы жизни врач оценивает выраженность депрессивной симптоматики, особенности склада личности человека. Терапия проводится группой антидепрессивных препаратов.

Предпочтение чаще отдаётся группе селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС): Пароксетин, Сертралин, Эсциталопрам. Длительность приёма препаратов от 5 – 6 месяцев активного лечения с последующим переходом на поддерживающую терапию.

В начале приёма антидепрессантов назначаются небольшие дозировки транквилизаторов (Феназепам, Грандаксин). Эти лекарства снижают уровень тревоги и нормализуют сон.
Возможно использование антипсихотиков в малых дозах при острой психотической симптоматике (Тералиджен, Рисперидон, Хлорпротиксен).

Психотерапия

Психотерапия является основным компонентом в терапии суицидального поведения. Выбор метода психотерапии подбирает врач, исходя из особенностей конфликтной ситуации, склада личности и целей.
Семья также должна непосредственно участвовать в лечении и способствовать налаживанию правильных и доверительных отношений между родственниками. Семья является лакмусовой бумажкой для выявления проблем, которые могут привести к суициду.
Групповая терапия имеет положительный эффект, ведь только в кругу единомышленников подросток чувствует себя нужным, значимым. Человек более легко делится своими переживаниями и активно поддерживается другими членами группы.
Арт-терапия широко применяется у детей. Дети очень ярко и образно способны передать особенности психотравмирующей ситуации, внутренние переживания. С помощью психотерапии творчеством врач вместе с пациентом находят выход из трудной ситуации, активизируют внутренние резервы и способности.

Методики различны: изображение художественных образов, музыкотерапия, драмтерапия.

Заключение

Суицид детей и подростков не случаен. Самоубийство, как непрерывный процесс, продумывается и подготавливается. На подготовку к суициду может отводиться от нескольких дней до месяцев.

Подросток, не смотря на повышенную конфликтность в переходный период, тянется к взрослым, ищет помощи, поддержки и сопереживания. Последней точкой становится безразличие родителей, невнимание близких людей.
Провоцирующий фактор в развитии суицида у детей в большей части случаев находится в семье. Психотравмирующими ситуациями могут являться конфликтные взаимоотношения между членами семьи, асоциальное поведение родителей, невозможность самостоятельно разрешить конфликт.
Так, ребёнок чувствует себя одиноким и брошенным, не видит смысла в своём дальнейшем существовании. Имеют значение и эмоциональные всплески, и физические недостатки подростка, и неблагоприятное влияние компании сверстников, и неверное представление о смерти.
Медицинские работники в любой момент готовы прийти на помощь в решении сложной жизненной ситуации, особенно когда человек находится на грани выбора между жизнью и смертью.
Основное направление в лечении предпосылок и последствий незавершённого суицида – психотерапия. Психотерапевт подбирает метод лечения индивидуально, исходя из сложности психотравмирующей ситуации и особенностей личности человека.

При необходимости к лечению может подключаться медикаментозная терапия.
Лечение проводится такими группами препаратов как антидепрессанты, транквилизаторы, антипсихотики. Длительность терапии зависит от количества эпизодов суицидального поведения в анамнезе, выраженности эмоциональных нарушений.