Как не подавить волю ребенка

9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

  • Где находится воля и как она развивается;
  • Как ребенок учится проявлять волю;
  • Как не подавить волю ребенка;
  • Главные ошибки родителей во взаимодействии с волей ребенка.

Можно назвать те зоны мозга, которые отвечают за волевые усилие, за развитие, воображения, логическое мышление и так далее. Но, наверное, было бы слишком примитивно сказать – вот эта часть мозга отвечает за волю.

Мозг – это до сих пор terra incognita (лат. «неизвестная, неизведанная земля» – ред.), неизведанная страна.
С другой стороны, есть некая сила, которая заставляет живое существо проходить действительно самое сложное испытание – рождение. Как-то сравнивали усилия, которые прикладывает человеческий младенец при рождении, так он появляется с усилиями, которые нужны взрослому человеку для того, чтобы остановить груженный вагон. Вот где-то на этом уровне находится воля.

Это жизненная сила. Можно это назвать волением, желанием выжить, желанием появиться и закричать, раскрыть свои легкие?

Может быть. Далеко не все в физиологию упирается.

Как развивается сила воли

Еще со времен древних греков, было понятно, что многое зависит от социального научения. Ребенок до 6-7 лет – это один большой орган чувств. Выделить отдельно развитие воли, развитие эмоциональной сферы, развитие фантазии, мышления – невозможно, это все процессы, которые одновременно протекают.

Классики психологии считали, что движения и слова – это два фактора, которые способствуют развитию воли.
Есть два понятия в психологии – полевое поведение и волевое.

  1. Полевое поведение – это то, что демонстрируют либо очень маленькие детки, либо дети с нарушениями или с особенностями развития – когда отвлекаются на любой звук, на любой цвет, на любые тактильные новые впечатления. Их сразу видно. Он заходит, пробегает по комнате, сносит все абсолютно, все пробует, но ни на чем не задерживается – нет какого-то объекта, которой начал бы изучать.
  2. Волевое поведение. Постепенно с развитием и укреплением нервной системы, развитием психики, полевое поведение преобразуется в волевое поведение. Ребенок познает мир через движения, через поглощение информации, которая существует во вне. Главная информация – это собственное тело (что попадает в рот, ухо и так далее), постепенно осознаются собственные беспорядочные движения, но без присутствия близкого взрослого человека, ребенок не станет человеком.


Основные движущие силы развития ребенка – это привычки, подражание, фантазия, благоволение либо почитание, которое относится людям, окружающим ребенка. До 6 лет поддержка, близкая связь эмоциональная между ребенком и взрослым очень важна для развития волевого поведения.

У меня не просто есть желание бегать, стоять, ходить и так далее, я вижу, что взрослые вокруг меня это умеют делать прекрасно –они ходят, разговаривают, что-то делают руками и так далее.
9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

Проявление силы воли ребенка

Когда ребенок уже овладел движениями, он чувствует себя самостоятельным, он уверенно ходит, убегает от взрослых, говорит, то есть чувствует себя отдельным существом, появляется «я» и появляется самое страшное для взрослых слово – «нет». У ребенка в этот момент развивается воля, развивается речь, развивается мозг, внешне это проявляется в том, что мы называем это «кризис трех лет».

Часто взрослые теряются и не понимают где воля, а где капризы, где упрямство, а где безволие.
Под развитием воли ребенка подразумеваются вещи очень простые и очень банальные, которые мы называем привычками. Это то, что дает возможность ребенку двигаться дальше, но привычки формирует взрослый человек, от взрослого зависит правильный ли режим дня у ребенка, умеет ли он совершать бытовые, очень понятные для взрослого вещи, а для ребенка, они чрезвычайно, иногда, сложные, необычные – вытереть ручки, почистить зубы, поставить на место чашечку так далее.

Вот это и есть формирование привычек. Это формирование дисциплины.

Когда привычки становятся устойчивыми – мы можем говорить: этот человек ответственный, самостоятельный, он проявляет инициативу, и еще мы говорим – он послушен. В хорошем смысле слова «послушание», то есть человек уже может выполнять правила. Другое дело — каковы эти правила?

Они должны быть простыми, ясными и разумными.

Культивирование безвольности

Сейчас очень многозначным стало слово «послушание», и говорят «послушный ребенок» имея в виду часто ребенка безвольного, а это совершенно разные вещи. Когда ребенок послушен в хорошем смысле слова, он умеет себя контролировать, может сдержать свои импульсы, может выполнить правила, либо требования взрослых – это и есть проявления волевого поведения. С другой стороны, если нет достаточного (не чрезмерного, а достаточного) контроля со стороны взрослых, который направляет в правильное русло развитие ребенка, тогда появляется две крайности – либо безволие и апатия «Я не знаю, чего я хочу, я хочу то, что скажет мне мама» – нет вектора.

Либо своеволие, когда у ребенка нет правил, нет границ, ему страшно и единственный выход остаться в живых – всеми командовать, но ребенок не испытывает от этого удовольствия, он испытывает много страха, а страх и агрессия – это две стороны одной медали.
Воспитание воли и отсутствие границ – это совершенно в разные стороны вектор.
9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

ЗАЧЕМ читать КНИГИ?

У взрослого человека в неопределенных обстоятельствах бывает паника. Детям намного спокойней и безопасней, когда они знают, что есть границы, есть правила. Говорить надо кратко, понятно и по существу, желательно без лишних эмоций.

Замечательный выход – вспомнить детский язык и подключить образы и фантазию. Рассказывать с утра ребенку, который не выспался и не хочет в садик или в школу о том, что это надо – это не воспитание воли, это неумение найти понятные слова для ребенка.

Все время говорю родителям, что у них есть замечательная кнопка и эта кнопка называется чувство юмора, вы на нее сначала нажимаете, придумываете что-то смешное, приятное, необычное, потом уже свои требования обозначаете.
Проявление воли – в игре. Что такое прятки? Это умение так затаить дыхание, выдержать, не поддаться импульсу, когда рядом проходят – не выпрыгнуть.

Это же тоже волевое усилие. Либо строить башню, надо делать это осторожно и не дыша – это волевое усилие? Конечно, волевое усилие.

А не расплакаться, когда дети играют в игру и очень хочется победить и понимают, что не победят – это тоже усилие волевое.

Как родителям не навязать ребенку лишнего

Это очень сложно отделить и понять свои желания и свою волю, реализовать себя как себя, а не как мамину дочку, или лучшего ученика в школе. Я часто слышу, когда взрослые приходят и рассказывают, что неосторожное, неправедное слово взрослого, значимого человека действительно обрубало волю развиваться в определенном направлении.
Что очень хочется донести до родителей – никто не отменял 7-летних циклов. До 7 лет интеллектуально развивать ребенка точно не стоит, это физиологически не оправданные потребности – знать буквы и цифры в три года.

Это большое желание вызвать одобрение взрослых, а естественная потребность ребенка – фантазировать, бегать, прыгать и играть, а не учиться. Есть калифорнийская проба на готовность тела к интеллектуальному обучению – поднять руку вверх и, согнув в локте, через темечко, достать правой ладошкой левое ухо и наоборот. Шестилетки не достают, у них ручки маленькие, у них еще не выросли косточки, они не могут.

Это упражнение само собой получается, когда организм готов физиологически, это внешние показатели того, когда созрели те части мозга, которые отвечают уже не за игру и фантазию, а за мышление, память готова, ребенок стал физически выносливым и худо-бедно может просидеть 30 минут, что-то запоминать и концентрировать внимание.
Да, я понимаю, что есть очень талантливые дети, которые родились, чтобы быть обязательно Моцартом, и скрипку из рук не вырвешь, и петь будут, тоже рот не закроешь – но это исключение из правил.

9 Доказательств Того, Что Способности Мозга Можно Развить

У нас слишком рано дети заканчивают школу, будучи подростками, и сразу их родители запихивают в совершенно непонятный ВУЗ, а в 21 год только, когда уже более-менее созрели прифронтальные доли мозга – тогда человек в состоянии понять, чего он хочет на самом деле, в какую сторону идти для того, чтобы добиться именно этого результата.

Как правильно любить детей? Что НЕЛЬЗЯ делать родителям!

По материалам интервью с Еленой Науменко. Полную версию интервью читайте в журнале-тренинге № 6 (109) ’17 «Да будет воля моя?».

Воспитание воли как стремление преодолевать

Как воспитать в ребенке волю и не перепутать ее со своеволием?

Как воспитать в ребенке волю? Как не перепутать ее со своеволием?

Какие трудности необходимо преодолеть родителям, чтобы вырастить из своего малыша человека, способного самостоятельно преодолевать уже свои трудности?

Возможно ли, например, у маленького ребенка воспитывать волю? Оказывается, возможно и нужно, потому что если с самого раннего детства не приучать малыша к выполнению каких-либо несложных задач, не приучать его сдерживать некоторые неразумные порывы, то в дальнейшем будет труднее такого ребенка приучить к систематическому труду и учению.
Первым волевым актом в жизни можно считать усилие, которое малышу приходится приложить, чтобы выбраться на белый свет. Это еще инстинктивное действие "включает" полевое поведение ребенка.
Волевые качества не даны нам от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.
Главный фактор в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.
С грудничками не придется предпринимать чего-то специального. Просто помните о некоторых особенностях развития детей, В основе любого волевого усилия лежит желание. Без него человек не способен преодолеть себя, а ведь именно умение сделать что-то вопреки собственной лени, страху мы подразумеваем, когда говорим о воле.

Чтобы у ребенка возникли желания, ему необходимы впечатления. Согласитесь, трудно захотеть чего-нибудь, когда мир, окружающий тебя, однообразен и безрадостен. Музыка, разнообразные на ощупь предметы и игрушки, тепло родительских рук — все это способствует пробуждению желаний малыша.

Особенно в этом нуждаются дети с пониженным тонусом, чересчур спокойные, те, которые обычно не беспокоят родителей, много спят и не требуют повышенного внимания.
Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, возникнет проблема запрета и контроля за действиями крохи. Не переусердствуйте, запрещая, дайте ребенку почувствовать силу собственных желаний.
У двухлетней Иры сохранилась вредная привычка — сосать во время сна большой палец. Мама, перед тем как уложить девочку спать, стала завязывать ей этот палец.

Каждый раз малышка хныкала: "Не завязывай, я не буду!" Однажды мама согласилась, не стала завязывать, но предупредила: "Так и быть, не завяжу, но если ты все-таки возьмешь пальчик в рот, в следующий раз придется его завязать". Ночью девочка разбудила мать:
— Что сейчас было,— сказала она таинственно,— пальчик сам полез в рот, а я его плюнула!
Девочке пришлось совершить волевое усилие, чтобы устоять перед соблазном. Она выдержала испытание и заслужила похвалу.

Как Развить Спартанскую Дисциплину (#ЖизненныеУроки)

В процессе воспитания детям иногда надо создавать такие условия, чтобы они могли напрягать свою волю, ибо волевые качества воспитываются только постоянной тренировкой.
— Какие-то! — обиженно кричит Таня и сердито разрушает нехитрое сооружение из кубиков. До чего непослушные эти кубики: никак не хотят подчиниться, падают и все.

Мама потихоньку наблюдает за ней.
— А ты построй еще одну башню. Только строй аккуратно. Вот так, ровно клади кубики.

Правильно. А этот еще подравняй.
— Получилось! — радуется девочка.
Нередко приходится наблюдать такое явление. Малыш пытается сам одеться.

Вот он, кряхтя, натягивает чулок. Ничего не получается.

Вмешивается мама.
— Я сам! — протестует ребенок.
— Сиди спокойно, а то гулять не возьму.
Почему некоторые родители так боятся, что малышу будет немножко тяжело? Пусть покряхтит, повозится. Пусть на десять минут позже оденется.

Зато "сам". Ведь волевое усилие развивается не только в преодолении физических трудностей, но и путем борьбы с трудностями внутренними, психологическими.

Советы по Воспитанию Детей

Ни в коем случае не пропустите момента, когда ребенок сказал "я сам". Это очень важный момент.

Помогите малышу, подскажите, как лучше и легче сделать что-то самому. Не подавляйте инициативу, похвалите его.

Это доставит ребенку большую радость.
С "я сам" начинается самостоятельность. Качество очень важное, тесно связанное с настойчивостью, упорством и трудолюбием.
Полуторагодовалому малышу не так уж трудно сложить в ящик игрушки. Предложите ему это сделать, помогите. Сложить на стул одежду перед сном тоже нетрудно.

Ребенок с удовольствием это сделает сам. Пусть сначала плохо, неумело.

Ничего страшного, постепенно научится и привыкнет. Привычка имеет очень большое значение в воспитании самостоятельности. Привыкнув каждый раз убирать свои игрушки, складывать одежду перед сном и т.д., ребенок перестает нуждаться в напоминании о необходимости выполнить эти несложные обязанности.

Он будет выполнять их сам и без принуждения.
Приучить ребенка к самостоятельности можно очень рано. Я знаю одну семью, где полуторагодовалый мальчик самостоятельно ест, ни мама, ни бабушка совершенно не вмешиваются в эту процедуру. Они только подставляют и убирают тарелки.

Маленький Саша крепко держит в руке ложку, движения его уверенные и точные.
— Все! — объявляет он после обеда и добавляет "си", что на его языке означает "спасибо!", требует, чтобы его сняли с высокого стула, вплотную придвинутого к столу. Он очень самостоятельный человек, этот Саша.

Если, бывает, заигравшись, он иногда оконфузится и напустит лужу, то с деловым видом бежит на кухню за тряпкой.
9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли
Часто родители жалуются на отсутствие аппетита у детей.
— Сидишь с ним, уговариваешь. Пока пообедает — все сказки по два раза расскажешь.

Как Развить Спартанскую Дисциплину (#ЖизненныеУроки)

— А предоставьте ему самостоятельность, пусть сам ест.
— Да что вы! — с негодованием отмахивается мать.— Уж всеми правдами-неправдами кое-что все-таки заставишь съесть, а сам он и не прикоснется к еде.
А выглядит это приблизительно так. Замученная мама усталым голосом тянет:
— . Была у них курочка-ряба. Да сиди ты спокойно! Не трогай ложку!

Оставь тарелку в покое! Снесла курочка яичко.

Кому говорю, убери руки. Не простое яичко, а золотое.

Не трогай ложку!
А малыш не слушает сказку. Его совершенно не волнует судьба курочки-рябы. Он тянется к ложке.

Ему хочется самому попробовать есть. И не еда его интересует — процесс еды. А маме и невдомек, что если дать маленькому ложку и предоставить свободу действий, толка будет больше.

Пусть даже на первых порах не все калории, предназначенные на сегодня, попадут по назначению (не все сразу). Зато постепенно, раз за разом, он научится самостоятельно орудовать ложкой и, уверяю вас, будет есть гораздо лучше.
Моего знакомого Сашу сажают на высокий стульчик за общий стол вместе со всем семейством. Все едят, и Саша старается.
И кто это придумал, что ребят нужно непременно кормить отдельно и вперемежку со сказками и песнями, а из еды делать какой-то священный ритуал! Это и скучно и вредно.

Малыши с удовольствием будут есть за общим столом. Они любят и умеют подражать, очень наблюдательны, стараются повторить действия, приемы окружающих.

Ничего удивительного нет в том, что в яслях, так сказать, в компании, дети едят лучше, чем дома.
Физическая ловкость для дошкольника — важный шаг в воспитании волевых качеств. Ребенок, умеющий управлять своим телом, легче научится управлять эмоциями и желаниями.

Дайте возможность ребенку стать ловким, определите его в спортивную секцию.
Да, воля ребенка лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.
Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка.

В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли.

В яслях плач одного ребенка вызывает часто плач всех остальных детей. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению.

Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.
Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания.

Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения.

Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.
Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.
Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы.

На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый.

Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. Организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, мы постепенно приучаем ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.
И конечно, хотите вырастить волевого и целеустремленного ребенка, забудьте фразы типа: "У Даши получается лучше", "Ты не сможешь сделать это, как Петя", "Ты никогда ничего не доводишь до конца". Каждая из этих фраз — негативная программа, которую вы предлагаете своему ребенку.

А маленькие дети настолько верят своим родителям, что не подвергают сомнению сказанное ими даже тогда, когда это несправедливо.

(Не) делай, что хочешь: как помочь подростку воспитать силу воли

«Кажется, у моей дочери совсем нет силы воли. Я уверена, что проблема не в лени, потому что любимыми делами она занимается с удовольствием: может подолгу рисовать, читать книги, разучивать танцевальные движения — от этих занятий её не оторвёшь.

Но когда дело касается обязанностей, начинаются проблемы. Я не могу заставить её соблюдать режим дня.

Днём она никак не может сесть за уроки, в итоге начинает их делать уже после десяти вечера после моих многочисленных напоминаний, засиживается чуть ли не до двух часов ночи и, конечно, подъём с утра сопровождается страданиями, и её, и моими. Естественно, днём она спит, потом занимается своими хобби, а важные дела снова отложены на неопределённое время.

Получается замкнутый круг. Вырваться из него можно, стоит лишь проявить волевое усилие: сделать уроки сразу же, придя из школы, а потом спокойно заниматься любимыми делами и лечь спать раньше. Но для неё это слишком сложно.

Очень переживаю за её дальнейшую жизнь, ведь впереди экзамены, а потом и университет, где уже никто не будет её заставлять и уговаривать».
Проблема силы воли в подростковом возрасте волнует многих родителей — ведь это период, когда дети становятся взрослыми, и контролировать их все сложнее. Родители переживают, смогут ли их выросшие дети самостоятельно справляться с многочисленными обязанностями, высокой нагрузкой в школе, смогут ли они достойно сдать экзамены и будут ли готовы выйти во взрослую жизнь.
Даже если раньше ребёнок успешно проявлял волевые черты характера, в подростковом возрасте может произойти откат. Это связано в первую очередь с физиологическими особенностями: организм бурно развивается, происходит гормональная перестройка и на этот процесс тратится очень много энергии.

На другие дела её просто не хватает. Поэтому подростки часто чувствуют апатию, упадок сил и буквально не могут заставить себя что-то сделать. Это распространяется и на мальчиков, и на девочек. [1]
Конечно, все родители волнуются за своих детей. Они переживают, что слабоволие останется с ребёнком навсегда, что он не сможет поступить в университет, что будет несамостоятельным и беспомощным, а из-за неумения принимать решения попадёт в плохую компанию.

Но с подростковым слабоволием можно работать.
В этой статье вы узнаете, как развить волю у подростка: мы расскажем, как правильно воспитывать подростка, приведём несколько упражнений, которые ребёнок может выполнять самостоятельно. И раскроем секрет: как победить подростковое слабоволие раз и навсегда.

Тест: развита ли сила воли у подростка?

Чтобы понять, есть ли у вашего ребёнка проблемы с волевой сферой, можно провести предварительную диагностику с помощью небольшого теста. Он основан на методике психолога Николая Николаевича Обозова. [2] Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет» и посчитайте количество положительных ответов.

  1. В состоянии ли ваш ребёнок завершить начатую работу, которая ему неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от неё и потом снова вернуться к ней?
  2. Способен ли он без особых усилий преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
  3. Если ребёнку прописана диета, может ли он преодолеть кулинарные соблазны?
  4. Может ли он найти в себе силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
  5. Способен ли он преодолеть страх перед посещением врача или другим неприятным делом и не изменить своих планов в последний момент?
  6. Будет ли ребёнок пить очень неприятное лекарство, которое рекомендовал врач?
  7. Может ли он следовать распорядку дня, намеченному заранее плану?
  8. Способен ли ребёнок сдержать данное сгоряча обещание, является ли он человеком слова?
  9. Может ли интересная телепередача оторвать его от срочной и важной задачи?
  10. Может ли ваш ребёнок прервать ссору и замолчать первым, даже если оппонент продолжает говорить обидные слова?


Если на большинство вопросов вы ответили отрицательно, возможно, у ребенка не развита сила воли и стоит поработать над ее формированием. Во взрослом возрасте изменить привычную модель поведения будет намного сложнее, поэтому чем раньше начнете работу, тем лучше.

Как развивать волю у подростка: советы психологов

9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли
Воспитание воли у подростков — задача не только их самих, но и их родителей. В силу возраста у подростков недостаточно развита волевая регуляция, самостоятельно им может быть сложно справляться с соблазнами и принимать решения.

Поэтому важно осознать, что это просто такой период, постараться принять ситуацию и помочь ребёнку развить ответственность и силу воли.
Что же рекомендуют делать психологи для воспитания силы воли?

Показывайте личный пример

Для подростков, как и для детей более младшего возраста, по-прежнему важен пример родителей. И хоть в переходном возрасте он может бунтовать против образа жизни взрослых и делать всё, чтобы не быть похожим на родителей, позже семейные установки, скорее всего, выйдут на первый план и будут определять образ жизни вашего выросшего ребёнка.

Поэтому лучший способ воспитать ребенка — изменить собственные привычки.

Определите цель

По мнению советского психолога Л. С. Выготского, для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». [3] Если дети младшего возраста легко делают что-то, не значимое для них лично, чтобы порадовать родителей, получить поощрение или избежать наказания, то подростки в этом смысле больше похожи на взрослых людей. Для них важна личная значимость цели, эмоциональная привязанность к ней.

Ради цели, которую подросток поставил себе самостоятельно, он способен проявлять удивительную силу воли. Проблема в том, что он не всегда может увидеть смысл в повседневной деятельности: например, зачем учить скучную математику, если он собирается стать мастером спорта по плаванию.

Задача родителей — помочь своему ребёнку найти этот смысл, связать каждодневные обязанности с его целью или вместе найти новые цели.

Назначьте систему поощрений

Увы, не все дела в нашей жизни работают на достижение грандиозных целей. Всем нам приходится выполнять скучную работу, порой кажущуюся бесполезной — и подростки не исключение.

Однако взрослым людям легче найти внутреннюю мотивацию для выполнения таких дел, а детям и подросткам чаще всего нужна внешняя. Но пусть это будет не страх наказания, а напротив, позитивная мотивация.

Обговорите вместе с ребёнком систему поощрений. Например, это может быть небольшая прибавка к карманным деньгам за то, что подросток сделал какую-то работу по дому «сверхурочно». Или приятный подарок за успешную сдачу экзамена по непрофильному предмету.

Ведь взрослым тоже дают премии за хорошую работу — почему бы не оценить усилия подростка подобным способом? Это научит и его самого ценить собственные достижения.

Разрешите ребёнку ничего не делать

Для подростка очень важно иметь свободное время, которое он может провести по своему усмотрению, один на один с самим собой. Даже если в это время он просто будет сидеть за компьютером или лежать на диване — ничего страшного не произойдёт. Так организм перезагружается, мозг отвлекается от важных дел и накапливает энергию для будущих достижений.

Кроме того, подростковый возраст — это время активной внутренней работы, исследования самого себя, и на это тоже нужно время. Пока ребёнок занимается ничегонеделанием, внутри у него происходят процессы, которые помогают ему сформироваться как личность, обрести уверенность в себе, ответить на важные вопросы и принять решения.

Так происходит развитие воли у подростков.

Упражнения для развития силы воли у подростков

9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли
Чаще всего, если подросток растёт в благополучной семье и в целом не имеет отклонений в развитии, он сам стремится воспитать в себе волевые качества, ведь так он может доказать родителям свою взрослость.
В помощь ему вы можете предложить несколько упражнений: [4]

  1. «Я не буду»: нужно выбрать любую вредную привычку и воздерживаться от неё в течение двух месяцев — именно столько времени нужно, чтобы закрепилась новая установка. Например, можно попытаться не употреблять слова-паразиты, не класть ногу на ногу или перестать «зависать» в соцсетях перед сном.
  2. «Я буду»: здесь нужно выбрать полезную привычку и вырабатывать её так же в течение двух месяцев. Ходить два раза в неделю на тренировки, вставать на полчаса раньше или делать зарядку каждый день — пусть подросток выберет цель, которая его увлечёт.
  3. Укрепление самоконтроля: подростку нужно каждый день следить за тем, на что обычно он не обращает внимания. Например, записывать, сколько времени он проводит в Интернете или что ест на завтрак в школе. Это не только поможет в развитии силы воли, но и повысит осознанность в жизни.


Для отслеживания успехов предложите подростку сделать специальный трекер и каждый день отмечать в нём выполненные задания — это очень мотивирует. Для начала лучше выбрать только одно упражнение на тренировку силы воли и сфокусироваться на нём.

Так будет больше шансов, что ребёнок не сойдёт с намеченного пути.

Решение проблемы — технология модификации поведения 7Spsy

Однако если вы понимаете, что подростковое слабоволие превратилось в образ жизни, и рекомендации психологов не работают, нужно начать работу над изменением устойчивой модели поведения. На это направлена технология модификации поведения 7Spsy.

Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях известных психологов И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского. Занятия по курсу модификации поведения помогают выявить установки, которые привели к нарушениям волевой сферы, и изменить их на позитивные.
Работа по технологии 7Spsy проводится дистанционно и занимает от 2 до 6 недель. Подросток занимается самостоятельно дома в удобное для него время. Нет необходимости отпрашиваться с уроков и рассказывать учителям о прохождении программы.

Занятия полностью конфиденциальны. На протяжении всего курса профессиональный психолог в онлайн-чате, по телефону или по электронной почте будет поддерживать подростка.
В результате подросток научится справляться со сложными ситуациями, в которых не обойтись без силы воли. Это подготовит его к трудностям взрослой жизни.

А вы сэкономите массу времени и нервов, избежав постоянных ссор и воспитательных бесед.

О детях и родителях

Развитие волевых качеств у детей

7 мыслей которые помогут добиться успеха в жизни — Как настроить мозг на достижение успеха и рост

Дата публикации: 31 августа 2016

ЭТО ИЗМЕНИТ ТВОЮ ЖИЗНЬ — 9 золотых правил успеха от Тони Роббинса

«Психометрика»
Автор статьи

Когда родители говорят об отсутствии воли у своего ребёнка, они чаще всего называют отсутствие у него целей и желаний, их беспокоит, что он нетерпелив, сдаётся при первых признаках трудностей, бросает начатое на половине, ничего не доводит до конца, пасует в напряжённых и конфликтных ситуациях, лишён амбиций и честолюбия.
Беспокойство родителей абсолютно обосновано. Мы все знаем из собственной практики «Терпенье и труд всё перетрут!».

Учёные Стэндфордского университета наблюдали 1500 одарённых детей в течение нескольких десятилетий. Они выявили, что только небольшая часть этих детей оказалась успешной в дальнейшей жизни.

Этих детей ещё в школьные годы объединяло умение проявлять настойчивость и не сдаваться.

Как развить волевые качества у ребенка?

Как же помочь своему ребёнку развить столь необходимые волевые качества?

  • Говорить о сознательном проявлении ребёнком волевого усилия мы можем только с 7-летнего возраста. Это связано с созреванием определённых мозговых структур. Но это не значит, что маленькие дети совсем не могут проявлять упорства и настойчивости. Чтобы начать формировать у ребёнка волевые качества сначала их нужно задать ему извне в виде правил поведения, определённых требований и запретов. Это не имеет ничего общего с домашней тиранией. Нужно чётко сформулировать ряд несложных требований к ребёнку, которые должны быть обязательно выполнены (соблюдение режима дня, уборка своей постели, сбор игрушек после игры, помощь по дому, уход за животными…). Пока малышу сложно привыкнуть к каждодневным обязанностям, родители могут делать их вместе с ним, обязательно подчёркивая его усилия, подбадривая, отмечая новые приятные моменты в овладении ими. Делайте это с улыбками, шутками, прибаутками, постепенно передавая обязанности полностью самому малышу. Ребёнок постепенно должен понять, что эти правила соблюдают и выполняют все, даже, если им не всегда этого хочется, тогда он станет делать их автоматически.
  • Маленьким детям предлагаемую работу лучше делить на этапы. Затем постепенно проходить этап за этапом, объясняя, что вы уже сделали, и что ещё осталось сделать. Обязательно доделайте начатое дело до конца. «Посмотри, сколько игрушек нам нужно собрать, давай ты уберёшь здесь, а я там. Вот ещё осталось немного. Какие мы – молодцы! Теперь в комнате порядок!».
  • Будьте готовы к тому, что контролировать выполнение ребёнком обязанностей вам предстоит довольно долго. Даже старшие дети иногда нуждаются в этом. Не придирайтесь, если ребёнок сделал не совсем так, как хотелось бы вам, но в тоже время требуйте, чтобы работа была выполнена до конца. Излишняя критика вызывает раздражение, формирует низкую самооценку, неуверенность, нежелание делать это ещё раз.
  • Мотивируйте ребёнка на трудовые подвиги, учите ставить цели. Коротко и ясно объясните, для чего нужно выполнить ту или иную работу, просите его помочь вам или кому-то, придумывайте поощрения за хорошо выполненное дело. Чаще используйте слово «настойчивость» – умение не сдаваться, упорный труд до завершения начатого дела». Лучшая мотивация – это успешно выполненная работа. Когда ребёнок почувствует успех, желание что-либо делать увеличиться в разы. Тут главное успевать подбрасывать различные задания и поручения. Успех – это уверенность в себе, хорошая самооценка, высокие цели. Учите ребёнка при этом не стесняться просить помощь, если она необходима.
  • Используйте поощрительную лексику, пословицы и поговорки: «Как помучишься, так и научишься», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «В начале всегда трудно, не сдавайся!», «Почти получилось, попробуй ещё раз!», «У тебя получится, продолжай!»…
  • Подросткам лучше давать делать свой выбор. Например, вы его ставите перед фактом, что нужна помощь по дому. Дальше он может выбрать сам, что конкретно он будет делать.
  • Волевые качества у детей хорошо развиваются в совместных настольных, спортивных играх, в играх с правилами. Принимая правила игры, переживая победы и поражения, продолжая играть в любой ситуации, ребёнок усваивает модель волевого поведения и учится его применять в повседневной жизни.
  • Не забудьте про свой личный пример. Как у вас обстоят дела с волей при выполнении работы? Вы всегда доводите её до конца? А как обстоят дела у остальных членов семьи? Подумайте об обыденных ситуациях, которые вы могли бы использовать в качестве обучающих моментов для развития упорства и настойчивости.