Дисграфия, виды дисграфии у учащихся начальной школы, приемы корректировки
консультация по логопедии

Статья направлена учителям-логопедам, педагогам начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма учащихся начальной школы — дисграфия, ее виды и приемы корректировки все зависит от вида.

Скачать:

Подготовительный просмотр:

Дисграфия, виды дисграфии у учащихся начальной школы, приемы корректировки
Выборочное расстройство процесса письма обозначают термином дисграфия. Касательно к младшим учащимся начальной школы точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.

Ключевыми симптомами дисграфии являются нестандартные (т.е. не связанные с использованием орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и появление которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Самое большое распространение патология обрела среди младших учащихся начальной школы из за того что, что много детей на данный момент страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место аналогичное нарушение, постичь письмо становится существенно сложнее.
Сегодня есть сегодня очень много самых разных видов этой патологии. Выделяют такие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью, воссоздавать их на бумажном носителе с ненужными частямиили менять на сходные по написанию (к примеру, б/д, п/р, и/ш, п/т и т.д.).


Коррекция. Развитие визуального понимания, подробный разбор элементов буквы.

При зеркальном письме медлительное продвижение по строке в необходимом направлении, обведение букв, сравнение с неверно написанными, нахождение правильно написанных букв среди неверно написанных.
2. На основе нарушения звукового и языкового анализа и синтеза:
— пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки);
— пропуски гласных (девчки-девочки, пошл-пошли, тчка-точка);
— перестановки букв (кулка-кукла, пакельки-капельки);
— добавление букв (весная-весна);
— пропуски, добавки, перестановки слогов (весипед-велосипед);
-трудности со слитным и раздельным написанием слов (наполке).
Коррекция. Выкладывание слов из разрезной азбуки, запись слова с проговариванием слова по слогам, а слога- по буквам, вставка пропущенных букв, выкладывание жетонов по количеству слов в предложении, повторение предложения с разделением жестами слов и показом больших букв и точки.

Нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии). Лекции Визель Т.Г.

  1. Звуковая (на основе нарушения фонемного распознавания). Данный вариант дисграфии вырисовывается в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении определения мягкости согласных на письме. Чаще на письме перемешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и элементы, которые входят в их состав (ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д.), а еще гласные о-у, е-и. Очень часто механизм данного вида дисграфии связан с неточностью слуховой разделении звуков, при этом произношение звуков считается нормальным (нужна более тонкая слуховая разделение, чем для устной речи).


Коррекция. Все задания на развитие звукового анализа и синтеза.

2 День. Практикум «Дисграфия. Понять и обезвредить!»

Задания на разделение звуков по самым разным признакам.

Дисграфии. Как родителям и учителям разобраться в проблеме

  1. Артикуляторно-звуковая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Появляется из-за неправильной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.

Ольга Македонская: Подходы и классификации видов нарушений письменной речи | Вилла Папирусов


Коррекция. Формирование правильного звукопроизношения.

  1. Моторная. Нечасто связана с познавательными характерностями. В большинстве случаев возникает в виду того, что ребёнок не может правильно управлять рукой при письме. Это может возникать в невысокой скорости написания слов или регулярном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен чрезмерно слабый или чрезмерно крепкий нажим на бумагу. Линии выходит дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно подобное явление ощутимо при переходе от одного символа к иному.

Русский язык с улыбкой. Нейропсихологический подход к коррекции дисграфии и дислексии с помощью игр


Коррекция. Прописывание элементов букв и целых букв на разной поверхности (в воздухе, по манке), вырезание букв из наждачки, конструирование букв из самых разных материалов, развитие очень маленькой моторики, работа с очень маленьким материалом.

  1. Аграмматическая. Встречается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, заменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Подобное явление очень часто встречается при долгой жизни за границей. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также приводит к появлению подобного явления.


Коррекция. Уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функций словообразования и словоизменения, развитие умения морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм письменной речи.

  1. Смешанная. У ребенка на письме встречается комбинация разных видов дисграфии.


Коррекция. Уточнение, какие разновидности дисграфии представлены.

Работа над каждым видом, как мы уже описали выше.
Дисграфия поддается корректировки. Впрочем родители обязаны быть готовы, что им нужно будет потратить слишком много сил на борьбу с патологией. В традиционных школьных условиях борьба с патологией выполняться не может.

Ольга Македонская: Подходы в изучении дисграфии и классификации ее видов | Вилла Папирусов

Нарушение требует профессиональной логопедической помощи. Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не принуждать его раз за разом поправлять ошибки которые появились, а обучить не делать их.

Из-за этой причины все сделанные задания родители должны проверять своими силами. Процедуры обязаны производится систематично.

Только при воплощении данного условия они принесут ребенку пользу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В тестовых заданиях представлен материал по аграмматической дисграфии,аккустической, на основе нарушений языкового анализа и синтеза и оптической. Тестовые задания представлены в усложнении, по .
Родители часто спрашивают: что сделать, когда бытовые уроки выполняются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не желает делать, а учительница регулярно жалуется на его поведение, как помоч.
Аграмматическая дисграфия. Данный вариант дисграфии вырисовывается в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.Проявления аграмматической дисграфии:трудности в.
Анализ причин появления нарушения письма,симптомы. Коррекционная работа при разных видах дисграфий.
В этой консультации описаны виды дисграфии,причины недоработки письменной речи,симптомы и проявления дисграфии, способы корректировки нарушения письменной речи у учеников младших.
Данные тесты смогут помочь учителю-логопеду определить доминирующий вид дисграфии у учащихся 1-4 классов. Данные тесты по выявлению акустико-артикуляционнной, звуковой, оптической, аграматической дисгр.
laquo;Дисграфия у младших учащихся начальной школы» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/.

Дисграфия – что это такое? Оптическая, звуковая, моторная, аграмматическая дисграфия у младших учащихся начальной школы


Есть множество подходов к спецификации дисграфий. Наиболее распространённой считается классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность конкретных операций процесса письма.

Эта классификация была предложена Лалаевой Л.И. (за основу взята классификация Хватцева).
Выделяются такие варианты дисграфий:
1) артикуляторно – звуковая;
2) на основе нарушений фонемного распознавания;
3) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
4) аграмматическая;
5) оптическая.
1. АРТИКУЛЯТОРНО – Звуковая ДИСГРАФИЯ
Механизмом данного вида дисграфии считается неверное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. Ребёнок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме.
Артикуляторно – звуковая дисграфия вырисовывается в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Данный вариант дисграфии преимущественно отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, тем более при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.
Во многих случаях замены букв на письме будут сохранены у детей и после того, как замены звуков устной речи устранены. Основой этого считается несформированность кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Нужно сказать, что нарушения звукопроизношения не всегда отображаются на письме, тем более тогда, когда слуховая разделение звуков хорошо сформирована, а замены звуков устной речи обусловливаются недостаточностью артикуляторной моторики.
2. ДИСГРАФИЯ На Основе Нарушений ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ (разделения фонем).
По классической терминологии — это Звуковая дисграфия.
Данный вариант дисграфии вырисовывается в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении определения мягкости согласных на письме. Чаще на письме перемешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и элементы, которые входят в их состав (Ч – ТЬ, Ч – Щ, Ц – Т, Ц – ТЬ, Ц – С, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д – Т, Г – К и др.), а еще гласные О – У, Е – И.
Очень часто механизм данного вида дисграфии связан с неточностью слуховой разделении звуков при этом произношение звуков считается нормальным.
В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания встречается при сенсорной алалии и афазии. В тяжёлых случаях перемешиваются буквы, обозначающие далёкие артикуляторно и акустически звуки (Л — К, Б — В).

Дисграфия у детей и песочная терапия. Диагностика и причины нарушений письма, дисграфии.

При этом произношение звуков, надлежащих смешиваемым буквам, считается нормальным.
Для выделения фонему и правильного письма нужна более тонкая слуховая разделение звуков, чем для устной речи. В устной речи маленькая недостаточность слуховой разделении звуков может возмещаться смысловой избыточностью, а еще за счёт автоматических в речевом опыте моторных правил, кинестетических образов слов. в процессе письма для правильного различения и выбора фонемы нужен тонкий анализ всех звуковых признаков звука, причём этот анализ выполняется во внутреннем проекте, в соответствии с представлением.

В остальных случаях у детей с этой формой дисграфии есть погрешность кинестетических образов звуков, которая препятствует корректному подбору фонемы и её соотнесению с буквой.

Дисграфия, виды дисграфии у учащихся начальной школы, приемы корректировки

Маркова Татьяна Анатольевна
Дисграфия, виды дисграфии у учащихся начальной школы, приемы корректировки
Выборочное расстройство процесса письма обозначают термином дисграфи я. Касательно к младшим учащимся начальной школы точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ключевыми симптомами дисграфии являются нестандартные (т. е. не связанные с использованием орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и появление которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Самое большое распространение патология обрела среди младших учащихся начальной школы из за того что, что много детей на данный момент страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место аналогичное нарушение, постичь письмо становится существенно сложнее.
Сегодня есть сегодня очень много самых разных видов этой патологии. Выделяют такие варианты дисграфии:
1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения.

Он может писать буквы не полностью, воссоздавать их на бумажном носителе с ненужными частямиили менять на сходные по написанию (к примеру, б/д, п/р, и/ш, п/т и т. д.).
Коррекция. Развитие визуального понимания, подробный разбор элементов буквы.

При зеркальном письме медлительное продвижение по строке в необходимом направлении, обведение букв, сравнение с неверно написанными, нахождение правильно написанных букв среди неверно написанных.
2. На основе нарушения звукового и языкового анализа и синтеза:
— пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки);
— пропуски гласных (девчки-девочки, пошл-пошли, тчка-точка);
— перестановки букв (кулка-кукла, пакельки-капельки);
— добавление букв (весная-весна);
— пропуски, добавки, перестановки слогов (весипед-велосипед);
-трудности со слитным и раздельным написанием слов (наполке).
Коррекция. Выкладывание слов из разрезной азбуки, запись слова с проговариванием слова по слогам, а слога- по буквам, вставка пропущенных букв, выкладывание жетонов по количеству слов в предложении, повторение предложения с разделением жестами слов и показом больших букв и точки.
3. Звуковая (на основе нарушения фонемного распознавания). Данный вариант дисграфии вырисовывается в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении определения мягкости согласных на письме.

Чаще на письме перемешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и элементы, которые входят в их состав (ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д., а еще гласные о-у, е-и. Очень часто механизм данного вида дисграфии связан с неточностью слуховой разделении звуков, при этом произношение звуков считается нормальным (нужна более тонкая слуховая разделение, чем для устной речи).
Коррекция. Все задания на развитие звукового анализа и синтеза.

Задания на разделение звуков по самым разным признакам.
4. Артикуляторно-звуковая. Похожа на предыдущую разновидность патологии.

Появляется из-за неправильной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
Коррекция. Формирование правильного звукопроизношения.
5. Моторная. Нечасто связана с познавательными характерностями. В большинстве случаев возникает в виду того, что ребёнок не может правильно управлять рукой при письме.

Это может возникать в невысокой скорости написания слов или регулярном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен чрезмерно слабый или чрезмерно крепкий нажим на бумагу. Линии выходит дрожащими.

Имеет место быть скованность движений. Особенно подобное явление ощутимо при переходе от одного символа к иному.
Коррекция. Прописывание элементов букв и целых букв на разной поверхности (в воздухе, по манке, вырезание букв из наждачки, конструирование букв из самых разных материалов, развитие очень маленькой моторики, работа с очень маленьким материалом.
6. Аграмматическая. Встречается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях.

Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, заменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Подобное явление очень часто встречается при долгой жизни за границей.

Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также приводит к появлению подобного явления.
Коррекция. Уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функций словообразования и словоизменения, развитие умения морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм письменной речи.
7. Смешанная. У ребенка на письме встречается комбинация разных видов дисграфии.
Коррекция. Уточнение, какие разновидности дисграфии представлены.

Работа над каждым видом, как мы уже описали выше.
Дисграфия поддается корректировки. Впрочем родители обязаны быть готовы, что им нужно будет потратить слишком много сил на борьбу с ней. В традиционных школьных условиях борьба с патологией выполняться не может.

Нарушение требует профессиональной логопедической помощи. Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не принуждать его раз за разом поправлять ошибки которые появились, а обучить не делать их. Из-за этой причины все сделанные задания родители должны проверять своими силами.

Ольга Македонская: Подходы в изучении дисграфии и классификации ее видов | Вилла Папирусов

Процедуры обязаны производится систематично. Только при воплощении данного условия они принесут ребенку пользу.
Консультация для учителей и родителей «Логоритмика как средство корректировки речи» Логоритмика как средство корректировки речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста стает очень важной трудностью.
Игрушка-помощник в развитии и корректировки речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций про то, как бытовые предметы превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в магазине хозяйственных товаров моё.
Индивидуальное занятие по корректировки звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р’] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.