Общая характеристика гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин и др)

Гештальтпсихологическое направление в психологии появилось перед началом 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и Курта Левина, заложившими методологию этой школы. От нем gestalt — образ, форма — один из самых влиятельных и интересных направленностей в психологии в период открытого кризиса
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, создавая новые экспериментальные методы.
Аналогичным образом, в отличии от остальных психологических направленностей (психоанализа, бихевиоризма), радикально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии все также думали, что предметом психологической науки считается изыскание содержания психики, анализ познавательных процессов, а еще структуры и динамики развития личности.
Но все таки, оставив фактически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология значительно трансформирует прежнее сознание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы — в основе психики лежат не некоторые детали сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не считаются суммой параметров их частей.
Аналогичным образом, опровергалось прежнее представление про то, что развитие психики базируется на формировании все новых ассоциативных связей. Выдвигалась идея — познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер понимания внешнего мира и поведения в нем.
Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Хотелось бы отметить, что эта школа считается одной из первых, которая значительное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики.
Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях — понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии.
Понятие «поле» было взято ими из физики.
Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы мозга головы, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях.
Субъект может осознать собственные переживания, процесс выполнения задачи, но для этого ему нужно отсторониться от прошлого опыта, почистить собственное понимание от всех наслоений, которые связаны с культурными и собственными устоями – феноменологический подход.
Исследования личности, проводимые К. Левиным, являлись исключением, т.к. вводилось понятие «временная перспектива», с учетом по большей части грядущего, а не прошлого опыта.
В исследованиях ученых этой школы были открыты практически все знаменитые на данный момент свойства понимания, обосновано значение данного процесса в формировании мышления, воображения, остальных когнитивных функций.
Первый раз описанное ими образно-схематическое мышление дало возможность по-новому представить общий процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии искусства, раскрыв важные механизмы творческого мышления.
Аналогичным образом, когнитивная психология XX в. в большинстве случаев опирается на открытия, выполненные в этой школе.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К.Левин и др.)

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — структура, образ, форма, конфигурация) — одно из влиятельных направленностей в психологии пер. пол.

20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целый, яркий характер, а в его основе лежат интенции субъекта.

Др. источником идей гештальтпсихологии являются исследования австр. психолога X. фон Эренфельса, которому получилось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт-качества. Первый раз принципы гештальтпсихологии были сформулированы М. Вертхаймером в статье «Экспериментальное изыскание движения» (1912) как замена структурализму и бихевиоризму. Представители данного течения — Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др. — исходили из предположения, что непростые психологические феномены нельзя разложить на обычные ментальные элементы (структурализм) или цепи стимул — реакция (бихевиоризм).

Они доказывали, что адекватное изъяснение интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноорганизованные когнитивные структуры, которые образовывают наш перцептивный опыт и знание о мире. Собственные гипотезы гештальтисты стремились подкрепить бесчисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.).

Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие считается целым, активным и конструктивным процессом, строящимся на динамическом отношении между 2-мя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном (полем понимания). Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразделимо связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется.

Интенция наблюдателя неожиданно связует форму и фон. Гештальтисты открыли закон «хорошей формы», названный Вертхаймером «законом прегнантности», который предрасполагает к выбору самых простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм. Мышление также разглядывали как активный конструктивный процесс.

Вертхаймер различал продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление подразумевает сознание структурных отношений, свойственных проблеме, сопровождающееся интеграцией надлежащих частей в динамическое целое. Репродуктивное мышление сводится к слепому повторению усвоенных реакций касательно к индивидуальным частям целого.

Данный тип мышления не порождает инсайта (сознание), конкретного Кёлером как закрытие психологического поля, где все детали интегрируются в целостную структуру. Наиболее регулярный и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции Г. был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых «Думать вслух», настаивая на надобности вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер заключил , что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтных ситуаций между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям.

Результаты мыслительных операций он рассматривал как комплексность интегрированных внутренних репрезентаций, которые детализируют детали сложной ситуации. Исходя из этого, сознание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состояния субъекта, зависящие от качества репрезентаций.

Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы, генерировали цели и разрабатывали стратегии, сформированые на приобретенном знании. Он также выдвинул идею «практичной закрепленности», которая утверждала, что объекты и идеи одновременно с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по выполнению задачи, и эта установка препятствует их новому использованию.
Гештальтпсихологи внесли большой депозит в развитие психологии прежде всего собственными исследованиями свойств стратегии пространственно-образного, правополушарного мышления и др. явлений, которые нельзя было объяснить при помощи структуралистских и бихевиористских моделей. Впрочем им не получилось создать какой-то многофункциональной, последовательной и проверяемой теории.

Инструментальные средства и методы, нужные для адекватного исследования трудных когнитивных функций — понимания, мышления, решения задач и т.д. — были разработаны позже в кибернетике, теории информации и компьютерной науке (информатике). Выделив последующее поле исследований, гештальтпсихология в каком-нибудь смысле предвосхитила революцию в когнитивной науке.
Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 972 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не считается автором материалов, которые расположены. Но дает возможность бесплатного применения (0.002 с) .

Принципы гештальтпсихологии.
Курт Коффка (1886-1941)

Курт Коффка — американский психолог немецкого происхождения, профессор Корнеллского, Чикагского и Висконсинского университетов. Вместе с М. Вертхеймером и В. Келером является одним из патриархов гештальтпсихологии.

Одновременно с ними в первой половине 20-ых годов двадцатого века основал журнал «Психологическое изыскание» («Psychologische Forschung»).
Коффка, как и прочие представители гештальтпсихологии, рассматривал внешний мир лишь как некую недифференцированную массу энергии, которая считается поводом для разворачивания энергетических процессов в мозге. Динамика данных процессов детерминирует восприятие человека и выполняет мир структурированным, оформленным в предметы, связанные между собой теми или другими отношениями.
Согласно его точке зрения для актуализации гештальтов есть специализированные стимулы. Они находятся в центральной нервной системе, функционирование которой и детерминирует появление понимания комбинации в согласии с изоморфизмом психических и физических процессов.
Главный труд Коффки — «Принципы гештальтпсихологии» (Principles of Gestalt Psychology, 1935). Анализируя в нем достижения экспериментальной психологии, ученый говорит, что главной слабостью последней была оторванность от жизни.

Чем больше работали психологи-эксперименталисты, тем менее пригодными были результаты их работы с целью решения ряда задач. Историка и филолога, учителя и психопатолога регулярно волнуют психологические проблемы, которыми пренебрегала или, как казалось, с которыми не в состоянии была справиться экспериментальная психология.

Классически бытовало мнение, что конкретно самонаблюдение и было основой неудачи.
Коффка не считает, что основой неудач экспериментальных исследований было самонаблюдение как таковое. Он осуждает только вид самонаблюдения, который при этом применялся. Он предлагает новый вариант самонаблюдения, истоки которого находятся в идее «внутреннего понимания» Ф.

Брентано.
Взамен описания данного целого при помощи предложенных элементов, на которые оно может быть поделено анализом, следует согласовать этот принцип: целое должно рассматриваться собственно как целое в его нестандартном характере.
Части целого — потому как целое почти всегда содержит части — не считаются отдельными частями конгломерата, а истинными органическими членами, потому как ряд параметров данных частей принадлежит им лишь постольку, потому как они служат частью данного целого. Закономерности целостного понимания следует раскрывать, пользуясь позицией «наивного наблюдателя»: следует описывать то, что есть в действительности, другими словами конкретно и по настоящему воспринимается.
Главные положения, выдвинутые при изучении понимания, гештальтисты попытались перенести на мышление, доказывая, что мышление подчиняется общим законам образования форм или гештальтов. Из этой общей установки представителей гештальтпсихологии следовало, что мышление, как и восприятие, считается вальяжным процессом комбинирования элементов визуального поля в целостные гештальты.

Живое существо (человек и высшие животные) выступает только как носитель психических процессов, происходящих в его мозге, а не как по настоящему действующий индивид.
Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии 20 века. — Киев, Лыбидь, 2003

Гештальтпсихология. Эксперименты Келера. Часть 2

Гештальтпсихология (Вертхеймер, Келер, Коффка, Левин)

Гештапьтпсихология — психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Создала целый подход к изучению психики и сознания, выдвинув в качестве первого главного принципа принцип целостности, противопоставила его механическому принципу психологии элементов.

Возрастная психология. Развитие восприятия в гештальтпсихологии Коффки

Под "гештальт" представители данного течения знают целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к особенностям входящих в его состав частей.
История гештальтпсихологии начало берет в Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая появляется, когда недвижымые объекты заметны в быстрой очередности смены разных позиций. Подобный эффект «двигающейся картинки» создаёт, к примеру, методичное включение–выключение неоновых или электроламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение про то, что целое больше собственных частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих.

Так, в приведенном примере движение определяет феномен в общем, однако, если изучать его важные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка, посредством которых гештальт-подход проник во все области психологии.
В противовес представлениям ассоцианистов про то, что образ создается через синтез индивидуальных элементов и свойства целого определяются качествами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме параметров элементов (поэтому часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода в науке). Т.е. восприятие не сводится к сумме отношений, свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.
Гештальтпсихологи пытались выявить законы, по которой фигура выделяется из фона — как структурированная цельность из менее аннуитетного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона — очень важные для ГП).
Явления фигуры и фона четко выступают при рассмотрении говоря иначе двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит непредвиденное "переструктурирование" ситуации).
Согласно гештальтпсихологии, для человека есть два отличных один от одного мира: мир физический, лежащий "за" переживаниями, и мир наших переживаний (чувств). Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в 2-ух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (замечательную) реальность, которые между собой связаны отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).
Поэтому, психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Одновременно с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Само понимание понималось как некое динамическое целое, "поле", каждая точка которого взаимодействует с другими (по аналогичности с электромагнитными полями в физике).

Эксперемент Курта Левина, важные последствия для нашей жизни, А.В. Курпатов

Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его чувств.
Разные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале понимания кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений "фигуры-фона"), оптико-геометрических иллюзий. Были выделеиы говоря иначе факторы понимания, которые помогают группировке индивидуальных элементов физического мира в соответствующем ему "психологическом поле" в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор отличного продолжения" (соединяются в гештальт те детали изображения, которые все вместе образовывают "напрашивающиеся", самые простые комбинации), "фактор общей судьбы" (объединение в один гештальт, к примеру, трех двигающихся в одном направлении точек среди большинства остальных, двигающихся в самых разнообразных направлениях) и др.

Лекция 8 2 Курт Левин и теория поля Галина Борисова

В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к появлению наиболее стойкой, простой и "экономной" комбинации. С точки зрения гештальтпсихологии данные законы собой представляют только лишь замечательное выражение разных электрических процессов в головном мозге (образование токов разной направленности, "изобилие" некоторых участков мозга работающими от электричества зарядами и т.п.).
При разрабатывании проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование "способностей" путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие понятия, как сложная ситуация, инсайт, а еще новый метод экспериментапьного исследования мышления — метод "рассуждения вслух", который уже выходил за рамки начальных феноменологических установок гештальтпсихологии и предполагал подлинно беспристрастное изыскание процессов и мышления (М.Вертгеймер, К.Дункер и др.). Но при объяснении "продуктивного мышления" у зверей и творческого мышления у человека гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая появление подобного решения результатом все тех же процессов образования "хороших гештальтов" в "тут и теперь" складывающемся "психологическом поле".
В 20-е годы XX в. К.Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтпсихологией, введя в нее "личностное измерение". К.Левин объяснял массу психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля.
Гештальт-психологи (Вертгеймер, Кёлер, Коффка) сосредоточились на ощущении, Левин — на мирооощущении. В то же время главные положения гештальт-психологии нашли отражение в его теории.

А конкретно следующие.
Образ мира, явления (говоря иначе — гештальт) создается не путем синтеза индивидуальных элементов, отдельных чувств. Он появляется сразу как целый феномен. Другими словами гештальт не считается простой суммой частей, а собой представляет целостную структуру.

Психология. Основные направления и школы психологии.

Конечно, в структуре можно отметить и изучать отдельные части, но не скажешь, что целое определяется характеристиками частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от собственной в него включенности.
Образ создается в «этот момент» (ad hoc) при помощи инсайта, прошлый опыт в его создании существенной не играет роли. Этот тезис явился ключевым объектом критики гештальт-психологии в общем и теории Левина в особенности.

На это Левин возражал, что образы прошлого разумеется могут актуализироваться «в этот момент» и оказать влияние на поведение человека, однако это абсолютно не такое влияние, которое выделяют приверженцы психоанализа и бихевиоризма.
Принцип изоморфизма, утверждающий тождество закономерностей в самых разнообразных науках (к примеру, психологические закономерности тождественны физическим). Следуя собственно данному принципу, Левин использовал систему описания психических явлений, принятую в физике, химии, математике.
Согласно Левину, свободное пространство любого человека включает все влияния, воздействующие на организм в этот момент. Эти влияния, которые Левин называл психол. фактами, в себя включают внутренние «события», например аппетит или уста-лость, и наружные события, к примеру социальную ситуацию, а еще (что, тем не менее, менее важно) воспоминания о прошлом опыте.
Графически собственное свободное пространство он представлял в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, размещенного в середине эллипса. Каждый психол. факт выступает частью эллипса.

Каждой части может быть придана валентность исходя из этого тому, благотворно ли это действие (+) или плохо (–). Комбинирование всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию.
После прихода к власти гитлеровцев гештальтпсихология как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи гештальтпсихологии оказали серьезное воздействие на развитие необихевиоризма, психологии понимания, когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направленностей психол. практики (в особенности, гештальттерапии) и др.
Одновременно с тем критики гештальтпсихологии (среди них были Л.С.Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, практическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, сведение психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга.
Целое больше суммы частей, в общем есть нечто, что не может быть получено сложением частей.
Фи-феномен – восприятие движения возможно в отсутствии самого движения или в отсутствии последовательной цепочки чувств, отражающих перемещение объекта в пространстве. В восприятии пространство структурируется, детали соединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящимся.
Законы, по которой фигура выделяется из фона (как структурированная цельность из менее структурированного пространства):
— закон коллективного движения;
— закон достраивания до целого;
— закон хорошей формы (прегнантности);
Исследовал мышление антропоидов (эксперимент с 2-мя палкам, подвешенный банан и ящик), на основе исследований предложил:
полевую теорию поведения – поведение устанавливается объектами поля, результат достигается методом проб и ошибок;
термин инсайт — непредвиденная реструкуризация/переструктурирование ситуации, позволяющее понять связи, соотносимые с решением.
Позднее разработал принцип изоморфизма саморегулируемых физических систем и замечательных гештальтов.
Проявление инсайта считается и творческое мышление, проницательность, деятельность надсознательного.
Предложил теорию поля: образ мира сформировывается сразу как цельность по механизму инсайта. Поле связано с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих «тут и в настоящий момент» в его психологическом пространстве.

Курт Левин Теория поля

Поле напряжено, когда нарушается равновесие между индивидом и средой; разрядка выполняется как реализация намерений, в процессы разрядки объекты, которые больше не требуются (т.к. они употреблены, выполнены) теряют побудительную силу. Использовал термин полевое поведение — поведение, определяющееся объектами поля (ситуативно бывает в жизни каждого, но как личностная характеристики – патология).
Перечень применяемой литературы.
1. Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л.
2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985. — С.8.
3. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М.А.

Лекция 4. Становление предмета психологии (2/5) — Гештальт-психология

Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер.14.

Гештальтпсихология. Эксперименты Келера. Часть 2

Психология. — 1998. — №2. — С.3-8.
4. Гальперин П.Я. Главные результаты исследования по проблеме “форми-рование умственных действий и понятий”. — М.: Изд-во МГУ, 1965.
5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002. – 512 с
6. ляренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. – 672 с.
7. И. А. Грабская. Бихевиоральные теории личности
8. М.Г.Ярошевский. Вюрцбургская школа
9. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994.
10. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.

М., 1987.