Как отличить заикание: основные симптомы логоневроза у детей, мужчин и женщин

Способность говорить – это главный инструмент общения людей между собой. Прекрасно звучащая и четкая речь помогает человеку строить карьеру и личную жизнь.
Людям с нарушениями речевой функции гораздо тяжелее реализовываться в данных сферах.
У детей речь еще только сформировывается. От того насколько правильной и прекрасной она будет, зависит их грядущее.
Заикание часто усложняет развитие и социализацию ребенка, по этой причине взрослые должны уделять большое внимание борьбе с данным недугом.
В этой публикации представлена короткая симптоматика заикания, тики и судороги как основное проявление логоневроза у взрослых и детей, как и чем отличается темпо-ритмическая сторона речи и т.д.
Первые проявления проблемы у ребенка
Под заиканием (логоневрозом) знают расстройство речи со специфическим повторением или удлинением отдельных звуков, слов или слогов. В результате расстраивается ее ритм и нарушается плавность.
Эта патология часто сопровождается следующими нарушениями: меняется ритм дыхания, тембр голоса и высота звуков. Их относят к группе расстройств ритмической организации речевой функции.
В его развитии роль играют пару причин:
- слабость нервной деятельности;
- психологические проблемы;
- психические болезни;
- хронические, вялотекущие соматические патологии.
Заикание развивается в результате судорожного состояния мышц, которые отвечают за формирование речи.
Оно появляется в результате патологических процессов, развивающихся в структурах мозга головы и черепных нервах. Эта патология реализовывается в ходе прерывистой передачи импульсов по нервным волокнам.
Она появляется из-за нарушений в речевых центрах мозга головы.
Рассмотрим детальнее, что считается основным симптомом заикания.
Дошкольного возраста
К первым проявлениям заикания у детей дошкольного возраста относят аритмичность речи. Они появляются из-за судорожных расстройств в мышцах, образующих речевой аппарат.
Сначала у дошкольника страдают следующие речевые характеристики:
- плавность;
- интонационная выразительность;
- паузация;
- нарушаются логические и фонетические ударения.
У малышей возникает эмболофразия – наличие в речи регулярно повторяющихся чужих слов и обычных фраз. Для дошкольников отличительно возникновение обычных эмболов («ну», «э», «вот» и так далее).
Они появляются, так как ребенок не может четко и быстро оформить собственную мысль.
В дошкольном возрасте отличительно сопровождение заикания массой сопутствующих обычных движений. Это происходит ввиду распространения судорожного возбуждения с речевого аппарата на мышцы рядом размещенных частей тела.
Прежде всего они распространяются на мышцы лица, надплечий и шеи, после на руки, туловище, ноги.
Одновременно с заиканием ребенок совершает следующие действия:
- теребит пуговицы, носовой платок или края одежды;
- моргает;
- покачивает туловищем;
- подергивает плечом;
- притопывает;
- наклоняет голову;
- закрывает глаза.
Это происходит во время судорожного подергивания мышц.
На первых шагах болезни эти проявления у детей появляются в момент начала самостоятельной речи. Заикание увеличивается во времена присутствия чужих людей, в новых ситуациях и при волнении.
У малышей заикание может пропадать на некоторый период, а потом возникать вновь.
Полигамность мужчин — миф или правда?
В младшем школьном
Первыми симптомами в младшем школьном возрасте являются речевые запинки. Они вырабатывают отрицательный эмоциональный осадок.
У ребенка возникает возмущение и переживания по поводу невозможности хорошо говорить, это усугубляет проблематику. Состояние ухудшает отрицательная оценка и насмешки окружающих.
В младшем школьном возрасте особо важный эффект оказывает неблагоприятное воздействие учителя на ситуацию. Резкие крики, высмеивание перед классом, излишне строгое отношение помогают прогрессированию логоневроза у ребенка.
Появляются обычные для логоневроза проявления:
- повторение звуков и фраз;
- усилие, видимое в лицевых мышцах, при произношении;
- внезапное тональное увеличение голоса на высоте заикания;
- речевые блоки.
Часто у детей в таком возрасте после сильного эмоционального потрясения появляется мутизм – ребенок совсем перестает беседовать. Через некоторое время возобновляется речь, однако уже есть заикание.
Если заикание возникло ближе к завершению младшей школы, то у ребенка меняется характер. Он становится замкнутым, малообщительным.
У подростков
Для подростков свойственен рецидив или усиление логоневроза в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет. У него вырисовывается личностная реакция на речевой дефект.
Они больно осознают собственный дефект, становясь замкнутыми.
Молодые люди избегают общественных выступлений, развивается логофобия. Отличительно, что вне ситуаций с публичными выступлениями никаких личностных изменений не появляется.
Из-за невозможности полноценной коммуникации с другими людьми провоцирует закомплексованность и уход в себя.
Не считая отказа от коммуникаций, подростки по-всякому пытаются камуфлировать собственный речевой дефект. Они отказываются от употребления отдельных звуков и слов в собственной речи, заменяя их иными, с которыми не появляется сложностей.
Подростки начинают применять продолжительные паузы в беседе, применять повторение отдельных фраз, растягивать отдельные звуки.
Особые признаки заикания у взрослых людей
К начальным проявлениям при логоневрозе у взрослого являются заминки перед началом фраз. Люди пытаются остерегаться долгих разговоров, пытаются изъясняться коротко и четко.
Взрослые избегают общественных выступлений, выражают согласие кивками головы. Человек нервничает при контакте с людьми и публичными выступлениями.
У них заикание вырисовывается следующими признаками:
- бесчисленные повторения звуков слов и слов;
- удлинение звуков;
- усиление громкости голоса перед началом фразы;
- напряжение мышц лица и шее при говорении;
- ощущение нехватки воздуха в процессе разговора;
- стремление не вступать в общение без острой необходимости.
Полная клиническая картина
Логоневроз имеет отличительные клинические проявления, распознавание его не представляет никаких сложностей.
Патологические проявления бывают следующими:
- телесные симптомы заикания – у заболевшего присутствуют разные мышечные спазмы и судороги, их локализация — в области лица шеи надплечий реже в иных зонах тела;
- разные нарушения дыхания;
- появляются разные изменения речи – нарушается ее ритм, ритм, меняется тембр голоса;
- меняется произношение звуков, страдает артикуляция;
- появляются тикоидные гиперкинезы;
- присутствуют патологические проявления со стороны вегетативной нервной системы;
- больной пытается камуфлировать собственное состояние при помощи речевых и двигательных уловок;
- у него возникает боязнь говорить.
У заболевшего появляются характерности психических реакций на собственную проблематику с речью. Появляются страхи, очень высокая впечатлительность.
Физическая симптоматика
Логоневроз провоцирует патологические сокращения мышц гортани, диафрагмы, неба и языка. Очень часто они появляются при произнесении гласных звуков.
Отличают следующие разновидности спазмов вокального аппарата:
- Толчкообразные гортанные.
- Вокальные.
- Смыкательные.
Отличают судороги на выдохе и вдохе. Судорожные сокращения мышц на выдохе сопровождаются ощущениями нехватки воздуха и сильными сокращениями мышц живота.
Характерности дыхания
Речевой процесс подразумевает четкую координацию процесса произношения звуков (артикуляция) и дыхания. Нарушение функции дыхания считается ведущей основой развития заикания.
У заболевших снижен объем вдоха перед высказыванием фразы. Отмечается укорочение голосового выдоха.
При логоневрозе появляются следующие дыхательные нарушения:
Признаки психических расстройств| Как распознать шизофрению | Тест на шизофрению |Бред, фабула бреда
- неравномерность;
- прерывистость;
- непрочный ритм;
- наличие непродолжительных остановок в процессе дыхания.
Пациенты испытывают большие сложности в голосоподаче. Отмечаются судорожные вдохи в середине слов.
Как лечить и вылечить заикание у детей. С. Б. Скобликова
Ритм речи, ритм, голос, тембр
Какой ритм речи свойственен для заикания? При логоневрозе отмечаются нарушения звуковых параметров речи.
Ритм, ритм и плавность при заикании неожиданно и вынужденно прерываются. Причина такого явления считают судорожные сокращения мышц, задействованных в образовании речи.
Голос при заикании отличается глухостью и хриплостью, также он бывает взрывным и твёрдым. Больной заиканием говорит без применения нижних резонаторов, и голос лишается выразительного тембра.
Пропадает мягкость голоса.
Артикуляция
Усиление мышечного тонуса, прежде всего, вырисовывается при произношении согласных звуков. Очень тяжело заболевшему произносит взрывные звуки.
Произношение гласных, в основном, не страдает, больным легче говорить нараспев.
Речь таких больных монотонна и бесцветна. У них нарушено разграничение носовой и полости рта, в результате дисфункции глоточного кольца.
Это проявляется на артикуляции и произношении звуков.
Нарушения моторики
При заикании отмечается нарушение общей моторной функции у пациента, в том числе артикуляционной моторики, особенно страдает мимическая моторика.
Моторные нарушения при логоневрозе такие:
- выпадение двигательной функции и невозможность совершит движение;
- мышечные подергивания языка (фасцикуярные, фибриллярные, тремор);
- атактические нарушения (движение делается исключительно под контролем зрения);
- изменение орального праксиса.
С этими нарушение сцеплено патологическое изменение динамики и статики речевого аппарата.
Сопутствующие движения
Сопутствующие патологические движения и тики имеют схожую природу образования с заиканием у взрослых и детей, поэтому часто присутствуют у заболевшего вместе.
Эти проявления считаются малыми эквивалентами эпиприпадка.
При логоневрозе постоянно встречаются следующие движения:
- невольное поднимание бровей;
- моргание;
- надувание щек;
- подергивание уголков рта;
- вздрагивания;
- пожимание плечами.
Эти нарушения вместе часто появляются у детей в адаптационный период к новой ситуации и расцениваются как проявления невроза.
Изменения вегетативной нервной системы
У многих пациентов с заиканием находят патологические изменения вегетативной нервной системы. Для них отличительно увеличение потоотделения, наличие панических атак, одышка и психогенный кашель.
Психологическая
К психологическим сигналам заикания относятся: речевые хитрости, логофобия и фиксированность заболевшего на своём дефекте, психологические характерности личности с заиканием.
Как избавиться от заикания? Как перестать заикаться? Как вылечить заикание? Как не заикаться?
Двигательные и речевые хитрости
Произвольные моторные нарушения именуют уловками. Больной заиканием, аналогичным образом, стремится убрать выраженность собственного речевого расстройства и завуалировать его от окружающих.
Он исключает из собственной речи слова и звуки, которые ему тяжело произносит. Заменяет их иными, которые ему легче даются.
К уловкам относят речевые эмболы – несколько раз повторяющиеся, однообразные слова. Еще для этого больной часто произносит слова без звука прежде чем начать говорить.
Он облизывает губы, покусывает кончик языка или губу.
Фиксированность на собственном недостатке
Для пациентов с заиканием отличительно особенное психопатическое состояние с обычными переживаниями по поводу своего минуса.
Для фиксированности на дефекте отличительно:
С течением времен степень фиксированности на своём дефекте у человека увеличивается.
Логофобия
Стойкий страх речевого общения при заикании и возникновения речевых судорог у заикающихся именуется логофобией. Он вырисовывается в виде опасения речевой коммуникации и избегания аналогичных ситуаций.
Состояние это отягощает течение заболевания.
Как вырисовывается структура фаз развития недуга?
Логоневроз относится к тем заболеваниям, которые прогрессируют в отсутствии лечения. Выделяют 4-ре стадии в его развитии.
Первая степень
Для такой стадии отличительно эпизодическое возникновение заикания. Со временем периоды с отсутствием заикания укорачивается.
Для нее свойственны запинки в речи.
На данной стадии человек чувствует трудности перед началом разговора. Дальше у него трудностей не появляется.
Начало заикания провоцируется какой-нибудь эмоциональной реакцией. Очень высокая тревожность и страх речи отсутствуют.
Вторая
Речевые нарушения становятся фактически регулярными. Светлые промежутки появляются все реже и быстро проходят.
Заикание начинается при эмоциональной нагрузке и при быстрой речи.
Особенную затрудненность вызывают многосложные слова, на них появляются запинки. Обычные слова произносятся беспрепятственно.
У заболевших встречаются затруднения при коммуникации, возможны сопутствующие движения.
Третья
В данной стадии происходит конечное становление логоневроза. У заболевшего до этого времени нет страха речи и избегания речевых ситуаций. Появляются непростые речевые расстройства.
Больной к собственному расстройству относится спокойно.
Четвертая
На данной стадии у заболевшего есть выраженная чувственная реакция на свое заикание. Трудности появляются при произношении обычных слов.
Возникает страх речи и избегание с ней связанных ситуаций.
Больной в беседе не применяет непростые слова. В тяжёлых случаях он полностью отказывается от контактов с окружающими.
Логоневроз собой представляет большую проблему для человека, усложняет его социализацию и развитие. Он относится к расстройствам, способствующим развитию подавлености, ограничению контактов с окружающими.
Со временем заболевание прогрессирует. Если лечения нет больной полностью может отказаться беседовать с окружающими из-за страха речи.
Как отличить заикание: основные симптомы логоневроза у детей, мужчин и женщин
Добрый день! Что же касается назначенного вашей дочери лечения, то я ведь не врач. Я аналогичная мама, как и Вы.
Но меня весьма даже насторожило, что тот же Афобазол вреден детям до 18 лет.
Вам назначили Фенибут, мы пили Нообут. Как правило, и тот, и другой — ноотропы. Нам одновременно с Нообутом назначали глицин, а когда плохо стали спать, приписали Нотту.
Так что корректировка лечения Вашей дочери, я так думаю, обязательно нужна. Идите к собственному невропатологу и расскажите ему о побочных эффектах назначенного им лечения, которые вы наблюдаете у собственной дочурки.
Не нужно забывать, также, что Вы можете проконсультироваться у у иного невропатолога. Мы брали все данные исследований и обращались даже к нескольким. Посоветуйтесь и у психотерапевта.
Что же касается консервативного лечения, то психиатр в данном деле, я думаю, более компетентен.
У нас в Днепропетровске есть дневной стационар. Мы ездили туда на протяжении месяца. Кроме консервативного лечения, сыну делали массаж воротниковой зоны, физиотерапевтические процедуры (электрофорез, электросон), мы занимались с логопедом и были под строгим контролем докторов — и невропатолога, и психотерапевта.
Может, и в вашем городе существует такое. Спросите у себя в поликлинике.
Нас туда направлял психиатр.
Есть, также, специализированные санатории для детей с расстройствами речевой функции. Один из них, снова же таки, у нас, в Днепропетровске. Вот куда вам с дочкой хорошо было бы попасть.
Спокойная атмосфера. Ежедневно — занятия с логопедом, коммуникативные занятия, физиотерапия. Узнавайте, может и у вас такое есть.
Аутизм, Синдром Аспергера, Расстройства Аутистического Спектра
А нет, обращайтесь к городскому (районному, областному) логопеду. Он, обязательно, вам поможет.
И только не недооценивайте значение гимнастика для дыхания и тренировок для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Занимайтесь постоянно, результаты будут — как говориться, проверено на себе. Мы с сыном еще скачали мультконцерт с Ютуба и часто поем вместе.
И радостно, и полезно.
Перед вами стоит задача — сотрудничать сразу с тремя профессионалами — невропатологом, психиатром и логопедом. Не лишне будет подключить и психолога. Разумеется, побороться придется.
Мы не перестали заикаться совсем, но сыну стало достаточно легче общаться с окружающими. Я убеждена, и у Вас все выйдет.
Обращайтесь, чем смогу, помогу.
"Дома постоянные ссоры и скандалы в наличии ребенка " вот это и главная причина заикания у ребенка. Подбирайте — или как то поправить ситуация в семье, или согласиться с тем, что ребенок будет быстрее всего заикаться всегда.
Говорю вам, как человек, хорошо понимающий в проблеме и переживший заикание.
Значимая информация: как вырисовывается неврозоподобная форма заикания?
Заикание невротического характера
Заикание невротическое спровоцировано психологическими причинами. Выражается в патологиях речи в виде смены ритма, точности произношения звуков, повторов, остановок. При невротическом заикании больной начинает заикаться в результате судорожных сокращений тонических, тоноклонических мышц артикуляционного аппарата.
По функциональности заикание причисляется к неврозам, по этой причине патология обрела второе наименование — логоневроз.
Логоневрологические отклонения идентифицируют у детей в возрасте 4–5 лет.
Данный этап считается наиболее активным в формировании речевых способностей. Впрочем заикание может появиться на любой стадии развития личности, без заметных причин.
От невротической формы заикания чаще страдают мужчины и мальчики.
Клиническая картина: симптомы и проявления
Разъединения эволюционных видов заикания (невротическое и неврозоподобное) очень относительное, постоянно встречаются смешанные типы – логоневрозы сопровождаются разными соматическими расстройствами.
Характерные характерности проявления неврозоподобного заикания:
- речевая активность повышена;
- судороги появляются собственно в артикуляционном аппарате – губы, язык, мягкое небо;
- ритм речи убыстряется;
- звукопризношение очень часто нарушено, отмечается общее недоразвитие речи;
При переутомлении, речевых и физ. нагрузках, соматических и инфекционых заболеваниях (гастрит, цистит, ветрянка, ОРВИ, грипп и др.) ситуация становится хуже, симптомы заикания появляются ярче и сильнее.
Заикание неврозоподобного типа
Неврозоподобная форма вырисовывается в результате психотравм, спровоцированных повреждениями церебральных структур. Начинается стандартно у детей 3–4 лет. У подростков сформировывается невротическая симптоматика, которая связана с психологическим дискомфортом от патологий речи.
Если из этого исходить выделяется группа неврозоподобных заиканий с невротическими наслоениями.
Нарушения функциональности ЦНС наблюдаются при неврозоподобной форме заикания. Главная причина отклонений — органическая патология мозга головы.
Травма вызвана неблагоприятным воздействием на развивающийся детский организм. Источником может быть:
- натальная травма;
- инфекционные болезни, перенесенные в раннем детстве;
- наследственность;
- нелегкое вынашивание.
В момент формирования патологии повреждения — остаточные явления. Резко нарушения речи появляются при произнесении согласных звуков.
Активность речи высокая.
Какие дополнительные исследования проводятся?
При анализе клинической картины, для уточнения диагноза ребенок направляется на дообследование:
Такая дифференциальная диагностика позволяет:
- убрать раковые и доброкачественные новые образования, дискинезию,
- определить наличие сопутствующих синдромов (церебрастенический, гиперактивность, расстройство движений и координации),
- обнаружить причину неврозоподобного заикания (энцефалит, гематомы, киста и др. органические повреждения мозга).
Разница между формами нарушений
Неврозоподобное заикание начинает возникать у детей 3–4 лет без заметных предпосылок. Отклонения наблюдаются в психомоторике.
Часто вырисовывается синдром гиперактивности. В анамнезе беременности наличествует нелегкое вынашивание, токсикоз на последнем триместре, асфиксия при родах.
Дети выделяются вспыльчивостью, плохо поддаются дисциплинарному воспитанию, суетливы, неусидчивы.
Эти все симптомы соединяются в церебраристический синдром. Речевое развитие задерживается.
Патологии речи выражены ярко. Неторопливо скапливается словарный запас.
Ребенок не может выстраивать постепенно собственную речь. Многие звуки произносятся с задержкой. В течение 1–6 месяцев заикание волнообразное, но периодов речи без запинок фактически нет.
Если лечения нет патология осложняется. Ребенок применяет сорные слова и хитрости.
Заикание — что это ? Где обитают «запинки» и первые симптомы заикания
Неврозоподобное заикание сопровождается замедлением развития моторики двигательного аппарата.
При клиническом обследовании находится не резко выраженное органическое поражение мозговых центров, которые отвечают за моторику. Логопедическое изыскание показывает, что речевой аппарат в норме, но движения его лимитированны. Отличительными симптомами считается недостаточно высокая подвижность языка, нарушена координация, есть трудности в поисках артикуляционных форм.
Тонус мышц языка часто нарушен. Очень высокая саливация при этой форме заикания встречается не только в момент разговора, но и в состоянии покоя.
Во взрослом возрасте отличительно быстрое утомление во время устного общения.
Основное отличие невротического заикания от неврозоподобного — наличие провоцирующего фактора.
При невротической форме заикания расстройство функциональности мозговых центров отсутствует. Симптоматика увеличивается при стрессе. Если до конкретного возраста патология речи не исчезла, развивается логофобия, что отражается поведенческими отклонениями:
- пациенты отказываются от новых знакомств;
- пациенты пытаются меньше говорить;
- страдающие от невроза применяют в речи различные хитрости, ухищрения, растягивают слова.
Информация плохо усваивается, встречается стойкий невроз. Симптоматика зависит от невротической формы заикания.
При фиксировании наблюдаются дополнительные симптомы: расстройства сна, депрессия, неврастения, ипохондрия, астенический синдром.
Заикание. Современные методы лечения. Здоровье. (23.09.2018)
Патогенез невротического вида
Основная причина развития невротической формы заикания — психотравмирующая ситуация:
- страх;
- вспышка гнева;
- стресс долгий;
- ситуация конфликта;
- разлука с родственником на очень долго.
Патология речи может быть непродолжительной. Во многих случаях симптоматика откровенно выражается и может достигать переходящих мутационных форм у детей и подростков.
Хронические отклонения отличаются закреплением речевых патологий и дополнительными невротическими расстройствами.
60% случаев детского невротического заикания спровоцировано неблагоприятной логопедической обстановкой в кругу семьи:
- наследственность;
- двуязычие;
- форсирование речевых способностей ребенка;
- предъявление больших требований к ребенку относительно речи;
- излишек информации.
Патогенез болезни изучен недостаточно, чтобы с решительностью говорить о причинах развития. В обстановке стресса патология прогрессирует за счёт нарушения передачи условно-рефлекторных импульсов.
Крепится патология у взрослых за счёт автоматизации моторных реакций. У детей крепится природная запинка в речевых оборотах, отличительная для появления речевых функций.
Анамнез невротического заикания
В анамнезе невротической формы заикания странности не выявляются. Психомоторное развитие отвечает возрасту.
Большинство случаев детского невротического заикания отличается ранней эволюцией речи. Пациенты говорят быстро, захлебываясь, проглатывая завершения и маленькие слова.
Болезнь устанавливается по эмоциональному фону. Дети, страдающие от проблемы, впечатлительные, робкие, тревожные, нетерпеливые и обидчивые.
Возникает отклонение неожиданно на фоне превосходно развитой, правильной устной речи. Стресс-фактором часто считается привыкание в коллективе. Заикание невротического типа не развивается своими силами, ему сопутствует много прочих невротических симптомов:
- фобии;
- энурез ночной или дневной;
- расстройство импульсивно-компульсивное.
Если есть наличие сильного психогенного фактора в анамнезе есть мутизм — ребенок не говорит вообще на протяжении определенного времени. Как только ЦНС подает сигнал об отсутствии опасности, ребенок вновь начинает говорить, однако уже заикаясь. По мере прогрессирования патологии развиваются дополнительные признаки невротического расстройства: плаксивость, перевозбужденность, нервозность, нарушения сна.
К 10–12 годам картина усугубляется ярко выраженным неврозом из-за осознания собственного минуса. Заикание обрастает страхом перед речевой неудачей, нарушается связь с социумом.
В анамнезе невротических форм заболевания определяются следующие характеристики:
- раннее речевое развитие в фазе, предшествующей возникновению патологии;
- оригинальное эмоциональное развитие;
- начальная патология провоцируется острым психогенным аргументом;
- судорожные проявления заикания зависят от эмоционального состояния;
- обычная речь с развернутыми фразеологическими оборотами при конкретных
- психогенных условиях, комфортабельных для личности.
Единые правила лечения логоневроза
Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить одновременно несколько профессиональных мастеров для полнейшего исследования ребенка. Обязательно нужно показать ребенка и проконсультироваться у у невропатолога и психотерапевта, психотерапевта и логопеда.
В наше время есть масса конкретно разработанных методик, которые помогают освободится от заикания и улучшить речь человека. Причем, такие методики должны применяться в согласии с возрастом заболевшего – есть обучающие программы для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.
Нужно обратить внимание: не обращая внимания на то, что есть масса методик на просторах интернета и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком своими силами не имеет смысла. Во-первых, необходимо будет исследовать ребенка, и узнать истинную причину заикания.
Второе, только мастер определит, какую именно программу необходимо использовать для любого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться постоянно, с поэтапным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.
Разумеется, и родители должны приложить максимальное колличество усилий к тому, чтобы поправить речь у ребенка. Доктора дают несколько советов в данном отношении:
- Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а если понадобится ему понадобится организовать и дневной сон.
- Ограничение просмотров мультипликационных фильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально уменьшить время ребенка, проводимое перед девайсами и телевизором. Этим уменьшается перенапряжение центральных отделов речи.
- Организация правильного общения. Беседовать с ребенком необходимо совершенно спокойно, неторопливо и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку сложно выговорить какую-то фразу, придется выполнить это одновременно с ним вслух и несколько раз подряд.
- Исполнять охранный речевой режим. Книги читать ребенку необходимо лишь хорошо знакомые. Нельзя просить ребенка пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позднее, когда проблема логоневроза осмелится. Для игр необходимо подбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пускай он в ходе занятий проговаривает собственные действия.
Что же касается лечения взрослых, то тут процесс будет сложным и продолжительным. Взрослому человеку необходимо четко исполнять все назначения доктора, если понадобится — не беседовать пару дней, исполнять все процедуры.
Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полную жизнь, по этой причине ее необходимо начинать решать еще в детском возрасте.
Цыганкова Яна Александровна, медицинский корреспондент, терапевт высшей квалификационной категории
(154 голос., усредненный: 4,60 из 5)
Похожие записи
Что сделать, если стало плохо в самолете
Как освободится от шума в ушах: причины и методы лечения тиннитуса
Течение болезни
Аномалия может протекать в 2-х формах:
Прогредиентное течение отличается легкой симптоматикой. Заикание встречается нечасто.
При смене психологической обстановки в хорошую сторону у пациентов встречается затухание ключевых симптомов нервного расстройства, что помогает улучшению речи. При положительном течении у заикающихся речь нормальная, без остановок, когда больной заинтересован в теме разговора, себя чувствует комфортно и раскованно.
Форма болезни хорошо лечиться.
Рецидивирующее протекание заболевания у взрослых отличается осложненной клинической картиной, сопровождающейся дисгармоническим появлением личности. У пациентов сформировывается специфическая схема мнения и понимания себя в обществе. С каким то периодом пациенты замыкаются в себе, у них прогрессируют ОКР и разные фобические расстройства.
Результативность медикаментозно-педагогического лечения невысокая.
Заикание — логоневроз.
1. Общие сведения
Заикание, или логоневроз, собой представляет одну из самых популярных и, к тому же, больших проблем, заниматься которой вынуждены профессионалы всевозможного профиля – от учителей до нейрохирургов.
По самым разнообразным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от всей популяции, хотя это речевое расстройство может появиться не только в детском, но также и в любом ином возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Тем не менее, надежная и узкая связь с полом все же есть: мальчики страдают приблизительно втрое чаще, и лечить логоневроз у них труднее.
Периоды, когда развивающаяся главная нервная система и, например, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, запомнить, усвоить) большое количество новой для него информации.
2. Причины
Всем известная и объяснима роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К подобным факторам относятся ситуации острого и постоянного дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после этого речь может на некоторое время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый климат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний инцидент, и т.д.
Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе почти всегда лежит та или другая психогения.
Впрочем патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по существу, неясным. За последнее сто лет выдвинут ряд значительных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но они все, как максимум, являются лишь более-менее удачными моделями, способными дать ответ на часть вопросов и не решающими проблематику в общем.
БЕЛЫЕ РОСЫ | Народная комедия | Золото БЕЛАРУСЬФИЛЬМА | ENG SUB
Так, до последнего времени недооценивалась, видимо, роль генетических факторов (предрасположенность по наследству могла бы объяснить, по мимо прочего, доминирование лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в особенности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разнообразных вариантах и чем собственно устанавливается клиническая характерность при похожих, кажется, начальных условиях.
Не всегда получается найти в анамнезе причину (в том числе в области бессознательного и вытесненного), которую можно было бы посчитать достаточно серьезной: большинство детей и взрослые, пережившие более чем тяжёлые психотравмы, никаких признаков заикания не находят.
Электрофизиологические, томографические и другие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменением в структурах мозга головы, – в особенности, зоны Брока?, функционирование которой конкретно ассоциировано с речью.
Ситуация дополнительно осложнена тем, что заикание очень часто развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством чувствует очень большой дискомфорт по поводу собственной «неполноценности» (тем более если подвергается насмешкам или другому прессингу), может зациклиться, впасть в нелегкое угнетенное состояние, начать страшиться и остерегаться речевой коммуникации вообще, оставить разные попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, аналогичным образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.
Исследования в этой области выполняются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, но на данный момент методики корректировки (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) считаются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что со своей стороны открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.
3. Симптомы и диагностика
Как выше говорилось, есть разнообразные варианты заикания, очень выделяющиеся один от одного. В одних случаях доминирует логоклония (невольное повторение звуков или слогов «на старте» фразы либо слова), в иных выражен тонический элемент – необходимость сказать слово вызывает перенапряжение мышц мимики, языка, шейных мышц.
Иногда непроизвольно растягиваются (будто бы пропеваются) те либо другие звуки, либо больной не может сказать конкретные фонемы, в то время как другие комбинирования звуков вербализует очень легко. Очень часто заикание возникает только в определенных ситуациях, а в очень удобной для заболевшего обстановке пропадает бесследно.
Выделяют 4-ре фазы в прогрессировании логоневроза: от дошкольной до «взрослой», к наступлению которой заикающийся человек, в основном, формирует свои приемы «сглаживания» или «маскировки» заикания, привыкает практически автоматично менять недоступные ему слова или звуки более хорошими синонимами; в общем, смиряется с наличием расстройства, больше или меньше адаптируется и научается жить с ним, – а еще с глубоко укоренившимся комплексом неполноценности, страхом и избеганием общения, тревожно-депрессивным синдромом и прочими нарушениями психики, порой куда более тяжёлыми и выраженными, чем первичное заикание.
Но при приемлимых условиях, правильной тактике поведения родителей, доброжелательном отношении со стороны микросоциального окружения в большинстве случаев находится тенденция к медленной редукции заикания. Полное удаление речевого расстройства встречается в 50-80% случаях.
Диагностика может "настойчиво попросить" вовлечения профильных профессиональных мастеров – прежде всего, для выявления или исключения патологического органического фона (резидуальные результаты родовой травмы, латентно протекающие нейроинфекции, опухоли и т.д.), а еще для оценки общего психологического состояния, конституционального типа личности и прочих моментов, имеющих значение в плане будущего лечения.
4. Лечение
На данный момент практикуется много продуктивных методик лечения заикания. Важной задачей считается нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а еще у его близких родственников.
Так же важно изучать и, при необходимости, подкорректировать систему внутрисемейных отношений. Используются разные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специализированной логопедической гимнастики, массажа, дыхания.
Нечасто используется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в остальных случаях она не показана и нецелесообразна.
При обнаружении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).
Сегодня во многих случаях получается достичь полного излечения или, как минимум, радикальной редукции логоневротической симптоматики. Чрезвычайно важно обратиться с просьбой о помощи на начальной стадии, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.