Как вести себя родителям в период детского кризиса 7 лет: психология ребенка и перемены связанные с возрастом

Кризис в возрасте 7 лет – на очереди ступень развития ребенка, которая связана с изменением статуса в обществе: дошкольник преобразуется в учащегося начальной школы. Главные линии этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе.

Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит?

Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на данные вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка покоряться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных трудностей поможет ему стать полноправным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Характерности данного этапа:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения в отношениях со старшими домочадцами;
  • общение с ровесниками, любой из них в той либо другой мере переживает кризис.


Для переходного этапа свойственны конкретные закономерности поведения ребенка, главные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому разъяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы вовлечения внимания.


Перечисленные характерности поведения семилетки восполняются такими эмоциональными свойствами, как:

  • очень высокая утомляемость;
  • нервозность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая очень часто приводит к не довольно хорошей успеваемости в школе;
  • враждебность или противоположные линии – замкнутость, робость.


В кризис дети начинают соотносить себя с ровесниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая свои возможности;
  • ищут авторитет – к несчастью, в большинстве случаев им оказывается ребенок, выделяющийся плохим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, стараясь «подняться» в их глазах.

Кривляние и паясничание – отличительные признаки кризиса

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и отец могут, с большим вниманием понаблюдав за его поведением. Урегулировать выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета.

Давая ответ на ее вопросы, следует устанавливать «2 балла», если перечисленные линии и характерности поведения появляются регулярно, «1 балл» – видны иногда, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.
Анкета, позволяющая обнаружить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок радикально поменялся.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Потерял интерес к детсаду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал равнодушен к игрушкам, которые до недавнего времени сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с мамой и папой из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает собственное мнение несмотря ни на что.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не собственным» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается исполнять их обязанности.


Как только получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она выйдет в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это очень мало. Ребенок очень спокоен, но подобное поведение может указывать на определённое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, быстрее всего, не значит наличие кризиса. Плохое поведение может быть вызвано индивидуальными характерностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Потомок переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В другом случае кризис может затянуться и привести к появлению отрицательных черт характера.

Грубые слова и проявления ребенка могут эпатировать неподготовленных родителей

Причины кризиса

Кризисы подросткового периода, трех, 7 лет имеют одну общую черту – отрицание. К тому же, каждый сложный период отличается собственными характерностями.

Инцидент между потребностью и внешней средой

Ребенок 7-8 лет более всего на свете желает стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда.

Большинству мальчиков и девочек старшие члены семейства внушают, что поход в 1 класс значит взросление.
Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. Согласно его точке зрения, устоявшиеся домашние правила, которые действовали в «прежней детской жизни», должны претерпеть изменения.

В результате он начинает им противиться – желает сам решать, когда и куда ему идти, что одевать и так дальше. Ребенок убежден, что имеет безусловное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще 1 нюанс кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов.

Собственно поэтому возникает кривляние, наигранность, манерничанье.
Мальчик или девочка подбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция способен совершенно не подходить ситуации. В результате появляются беспричинные скачки настроения, непоследовательность впечатлений, изменения в поведении, неестественность реакций на те либо другие события.

Результат кризиса

Вместе с трудностями потомок переживает быстрое формирование. Сначала, в первый период кризиса, появляется дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие.

После, на втором шаге, все стабилизируется. Как последствие, происходит психическое новообразование, которым считается новая структура личности. Смысл его для кризиса 7 лет – необходимость и возможность работать в обществе.

Потомок стремится к социальной позиции, в особенности к позиции ученика школы.

Что сделать родителям?

Что сделать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего – не волноваться. Необходимо понимать, что опасный период не просуществует долго.

В конце концов взамен кривляния ребенок научится действовать по своей воле в каждой ситуации, принимая к сведению наружные обстоятельства, однако не невольно следуя им. Он обретет свою позицию, собственное мнение, собственное отношение к разным перипетиям, которые начнут появляться в жизни.

Он сконструирует свое «Я», собственный внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Право на свои решения

Основное поле для проявления отрицательных признаков кризиса 7 лет – требования, которые предъявляют к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. Как только прозвучит первый звонок, довольно многие действия переходят в категорию «необходимо делать», «должен».

Как последствие, из уст отпрыска очень часто звучат слова «не хочу», «не буду».
В 7 лет ребенок уже желает принимать многие решения своими силами
Маме и папе необходимо выражать ухищрение. Следует формулировать требования таким образом, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по собственной воле.

Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в подобной ситуации и поступил правильно.
К 7 годам потомок копит определенное количество опыта в жизни, и часть решений он может принимать, опираясь на нем. Если есть возможность родителям следует жаловаться к этому опыту, а не давить на чадо собственным авторитетом.

К примеру, ребенок не желает тепло одеваться. Ему необходимо напомнить, как он не так давно замерз, будучи экипированным не по погоде.
У семилетнего ребенка во многих вопросах есть уже своё мнение. Нельзя его заглушать – наоборот, следует обучать чадо аргументировано дискутировать, доказывая собственную позицию.

С одной стороны, это заставит его обосновывать собственные требования или отказ от выполнения указаний старших, а со второй – мама и отец научатся слышать и считаться с мнением собственного ребенка.
Важная проблема кризиса 7 лет – непослушание. Родителям нужно пересмотреть собственную позицию в контакте с сыном или дочкой. Не должно быть приказов.

Кризис поведения у детей 3 х лет. Как вести себя родителям. Доктор Краснова

Важно вести разговор на равных. Ребенку следует спрашивать, интересоваться его мнением, предоставляет возможность принимать решения, а еще отвечать за них. К примеру, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не надо заставлять его.

Лучше спросить, какое количество времени ему требуется на то либо другое дело, после сделать корректировку график вместе.
Чтобы ребенок стал послушным, удобнее использовать метод диалога, а не приказов

Сохранение детства

В кризис происходит переход на следующий этап появления личности, но потомок все еще остается ребенком. Нужно помнить про это. В моменты потяжелее можно применять поучительные мультики, сказки, истории.

Сын или дочка будет с радостью следовать позитивному примеру любимых героев. Маме и папе подобный подход даст возможность убрать авторитарную роль с себя.
С самим началом школьной жизни возникает необходимость проводить большое количество времени за уроками. Ребенку тяжело полностью окунуться в процесс обучения.

В его жизни обязано остаться игровое место. Хорошо, если имеется возможность вводить предметы в школе играючи – к примеру, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а а в это время повторить слова или устно решать варианты.

Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться одновременно с чадом, так ему легче будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

Основные советы

При условиях правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит практически неприметно. Кроме того, в данный этап у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые после будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семейства придерживались несложных правил:

  • объясняли;
  • слушали;
  • советовались;
  • исключили насилие;
  • предоставляли собственное время;
  • не относились к ребенку как к собственности.

Объяснять

Конечно, в жизни ребенка обязаны быть запреты, но прежде чем ввести «табу», нужно объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, необходимо тщательно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа.

За счёт этого ребенок почувствует собственное равноправие со взрослыми.
Не опасайтесь, что такой подход приводит к потере родительского абсолютного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на интуитивном уровне.

Слушать

Маме и папе необходимо с большим вниманием слушать ребенка без критики. Пускай рассказывает истории, даже в том случае, если в них присутствуют фантазийные детали, разделяется тем, что ему интересно.

Психологи отмечают, что боязнь общественных выступлений закладывается в раннем возрасте, когда старшие члены семейства не удосуживаются послушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (советуем прочесть: что сделать, если старший ребенок ревнует к младшему?).

Советоваться

Ребенок начинает понемногу понимать себя новой частью социума, понимать значимость собственной роли в обществе. Не надо лишать его значимости дома, он должен ощущать себя полноценным членом семьи.

Убрать насилие

Нельзя выражать насилие в отношении к чаду – ни нравственное, ни физическое. Унижение способствует появлению невысокой самооценки.

Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в дальнейшем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы остальных людей. Жёсткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

Предоставлять собственное время

Семилетке приходится долго пребывать в коллективе и искать общий язык с различными детьми. Конечно, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному.

Если ребенок закрывает в дверь в собственную комнату, не надо его волновать, пускай проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

Не относиться к ребенку как к собственности

Родителям, которые потратили большое количество времени и сил на взращивание ребенка, тяжело выпустить его и прекратить опекать. Но он является не их собственностью, а индивидуальной личностью, имеющую право на собственные характерности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис 7 лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под собственный контроль.

Дети-подростки: как не потерять отношения с детьми. Советы от мамы 4 подростков | Family is…

Сыну или дочке необходима помощь и поддержка, а не нравоучения и усиление правил. Если ситуация самая сложная, необходимо обратиться за помощью к психологу, который призвана помочь разобраться в родительских ощущениях.

Кризис 7 лет у ребёнка: что сделать с небольшим «взрослым» в семье?

Возрастной кризис у ребёнка 7 лет — сложный момент для абсолютно всех. Ещё вчера ходившие в детский садик малыши вдруг превращаются в серьёзных первоклассников. Возникает много новых обязанностей и требований, претерпевает значительные трансформации дневной режим, меняется отношение взрослых.

Даже не удивляет, что психика переживает настоящее потрясение.
Кто-нибудь из родителей пытается подавить кризис на корню. Прочие, наоборот, относятся к нему чрезмерно спокойно как к закономерному этапу в развитии ребёнка. Но ни один из данных подходов не считается верным.

Необходимо разобраться в этом коллапсе и выучится правильно себя вести, чтобы не причинить вред детской психике и не оказаться причиной формирования комплексов и разрушающих личность паттернов поведения.

Суть кризиса


Кризис 7 лет у ребёнка — это переход из дошкольного периода в младший школьный. Ему в собственных работах уделял акцентированное внимание Л. С. Выготский. Большинство родителей думают, что они осведомлены про то, что в данный момент происходит с их чадом: он адаптируется к учёбе — и в этом вся проблема.

В действительности трудности этим не обходятся.
В 7 лет ребёнку приходится не только пристраститься к новому жизненному образу. Он начинает понимать своё общественное «я», пытается установить более тесные контакты с окружающими, теряет наивность и непосредственность.

Первый раз он чувствует себя не только как физически существующего человека, но и собственную психическую сущность, собственный внутренний мир, который выделяет его от всех других.
От такого разнообразия новых чувств ребёнок пребывает в состоянии шока. Но при этом необходимо быстро и идеально вливаться в школьную жизнь, реагировать на вызовы со стороны окружающих.
В 7 лет у ребёнка возникают психологические новые образования, которые определяют суть данного кризиса. Их чётко прописывает возрастная психология:

  • произвольность и опосредованность;
  • осознание и обобщение своих переживаний;
  • повиновение взаимоотношений определённым правилам;
  • вхождение в намного широкую социальную общность, осознание себя в новой социальной роли.


Собственно эти новые образования становятся ядром кризиса 7 лет и основой тех сложностей, с которыми доводится встречаться и ребёнку, и его окружению.

Причины

Если вникнуть в психические новые образования, формирование которых сопровождает кризис 7 лет, будет ясно, что конкретно они являются главными причинами сложностей.

Произвольность и опосредованность

Прежде ведущей и практически единственной работой была игровая. Она характеризовалась непосредственностью и непроизвольностью. Перед ребёнком не ставили определенной задачи: необходимо выучить все цвета.

В процессе игры знания приходили сами за счёт любопытства, веселья, заинтересованности.
Теперь главной деятельностью становится учебная. Не обращая внимания на присутствие в ней игровых факторов, она сильно выделяется от тех методик обучения, которые применялись в детсаду.

Тут перед ребёнком устанавливаются и проговариваются определенные цели: выучить стихотворение, усвоить звуки и буквы, решить варианты.
Каждое действие становится опосредованным, т. е. ребёнок понимает, для чего он его совершает и к какому результату оно приведёт. Это налаживает на него ответственность. Он должен исполнять требования, задачи, цели, правила и ограничения.

После детсадовской относительной свободы он начинает чувствовать себя в тисках, что становится одной из причин кризиса. С другой стороны, он может их нарушить — у него возникает выбор, как осознанно повести себя в разных жизненных ситуациях.

Осознание внутренних переживаний

В 7 лет происходит осознание собственного внутреннего «я». Оказывается, что, не считая физической, есть ещё и психическая оболочка. Разумеется, ребёнок не знает подобных трудных для него терминов.

Однако он понимает, что, не считая телесных нужд, в нём есть ещё нечто, что в ответе за абсолютно прочие потребности.
Если до этого времени ребенок просил дать ему шоколадку, он удовлетворял собственный аппетит и любовь к сладкому. Ревновал родителей к новорождённому члену семьи — ему просто не хватало объятий и заботы.
Теперь ребёнок осознаёт, что он желает получать «пятёрки» не затем, чтобы утолить аппетит или почувствовать физическое удовольствие. Он выполняет это для того, чтобы не огорочить родителей, оправдать надежды учителя, самоутвердиться среди одноклассников.
Пример из практики. У мальчика была врождённая хромота. Дворовые парни обзывали его, не хотели с собой брать играть в футбол.

Не обращая внимания на это, до 7-летнего возраста он продолжал уходить на улицу ежедневно и проситься к ним. Иногда, когда народа было мало, его нехотя брали, однако при этом обвиняли в любом пропущенном мяче.

Когда наступило время кризиса, ребёнок почувствовал обиду, боль, разочарование и массу остальных малоприятных чувств от того, что к нему так относятся. Он стал стыдиться и перестал выходить во двор к ребятам.

Обычная ситуация, когда чувство себя физического трансформируется в чувство себя психического.
Это делает конкретные проблемы, так как внутреннее «я» оказывается очень противоречивым. С одной стороны, хочется идти гулять. Со второй, страшно натыкаться на издевательства со стороны ребят.

Появляется ситуация выбора, с которой ребёнок сталкивается повседневно по паре раз. И это тоже оказывается основой кризиса.

Отношения по правилам

Это новообразование абсолютно не означает, что до 7 лет ребёнок ведёт себя, как желает. Но, нужно согласится, кривляния до этого возраста воспринимаются по-детски милыми и обаятельными.

Допустимы некоторые шалости, можно простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда осознаёт, что сделал что-то плохое.

В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Педагог — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. Последние могут жалеть, однако у «Марьиванны» — целый класс подобных критических детей, и никого она прощать не будет.

С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую прекрасную девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение заданий на дом, дневник, результаты учёбы.
Ребёнку тяжело запомнить сразу столько правил и ставить такое огромное количество межличностных контактов. Он при этом понимает, что прежние наивные глазки и милое лицо уже не дадут возможность ему быть прощённым за следующий промах.

Это становится ещё одной основой кризиса.

Новые социальные роли

Первая новая социальная роль — учащийся начальной школы. А одновременно с ней — отсиживание уроков, соблюдение непривычного режима дня, выполнение заданий на дом, учёба, получение хороших отметок, усвоение новых знаний, способностей и способностей.
Вторая новая социальная роль — одноклассник. А с ней — конкуренция, дружба, симпатии, совместные игры, очень маленькие группировки в середине класса, выполнение конкретных обязанностей (старосты, физорга).
Ребёнок начинает понимать, что к нему меняется отношение окружающих. Для родителей, близких людей, соседей он теперь — собственно учащийся начальной школы.

В виду того, что требования становятся больше, он начинает считать себя взрослым. Но в действительности он таким не считается.

Это часто оказывается причиной конфликтных ситуаций и, исходя из этого, кризиса.
По этой причине дети в 7 лет часто предъявляют родителям собственные требования, абсолютно справедливые, согласно их точке зрения: «Я теперь буду ложиться спать позднее!», «Я не буду теперь есть манную кашу по утру!». И обязательно добавляют: «…так как я теперь взрослый(-ая)!» или «…я уже большой(-ая)».

Когда претензии не осуществляются, они это глубоко переживают.
Каждое из данных новообразований так или по другому связано с адаптацией к школе. По этой причине многие считают по ошибке собственно её основой кризиса 7 лет.

В действительности, даже в том случае, если ребёнок в силу каких-то обстоятельств идёт в 1 класс позднее, проблематичный период все равно приходит вовремя.

Признаки

Родителям желательно знать, как вырисовывается кризис 7 лет, чтобы быть уверенными, что он наступил, и не перепутать с другими, непродолжительными и контекстными собственными проблемами.

  • не слушается, не делает просьбы, своевольничает;
  • желает казаться взрослее (подражает старшим, отказывается играть с небольшими);
  • капризничает, становится упрямым и строптивым;
  • больно откликается на любую критику;
  • воспринимает все в отрицательном свете;
  • подвергается резкой смене настроения;
  • целенаправленно что-то выполняет и говорит (обзывается не из-за состояния детского аффекта, а осознанно оказывает боль), открыто выражает своё возмущение и протест;
  • обесценивает прежние идеалы: ломает любимые игрушки, говорит запретные фразы, становится ожесточённым и деспотичным.


При этом в наборе должно идти не менее 3-4 симптомов возрастного кризиса. В другом случае они будут продиктованы лишь контекстной ситуацией. К примеру, если у ребёнка был сложный день, он переутомился и устал, он может вечерами покапризничать и отказаться лечь спать своевременно.

Однако это абсолютно не означает наступление переломного момента.

Очень часто в 7 лет при неправильном отношении родителей к кризису или общей неподготовленности ребёнка к школе у последнего может развиться определённый симптомокомплекс. Если его своевременно не заметить, он доставит в дальнейшем немало забот.
В ответ на кризис сначала сформировывается внутренний протест (против новых социальных ролей, непривычного жизненного режима, школы, поведения родителей, личности учителя). Страдания ищут выхода и выливаются в активный протест (отказ делать задания на дом, идти на уроки, исполнять требования учителя). Это проявляется на соматике (скачки давления, холодный пот, учащённое сердцебиение, тремор конечностей, уменьшение работоспособности и концентрации внимания).

Завершается эта цепочка общей невротизацией, с которой приходится обращаться к профильному профессионалу.

Сроки

Многие неправильно считают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается ровно в тот день, когда ребёнку выполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идёт в школу и сталкивается с суровой действительностью.

В действительности в психологии все совсем не очень легко.
Во-первых, данный возрастной кризис встречается у детей 6-7 лет. Связывают это с тем, что родители пытаются приготовить их к учёбе заблаговременно. Начинаются посещения Школы первоклассника.

В детсаду занятия становятся серьёзнее и требовательнее, по-максимуму приближенными к школьным. Ребёнок ощущает предстоящие изменения, и, если они чрезмерно резкие и спонтанные для него, психические новые образования скорее всего начнут развиваться за считанные месяцы до 1 сентября. Есть и подобные дети, которые осознают трудности через некоторое время после чего.

Не стоит искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика оказывается к нему готовой.
Второе, кризис не бывает в 1 день. Трудности и проблемы увеличиваются понемногу, сродни снежному кому.

Сначала сформировывается одно новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через некоторое время находится второе и т. д.
Как говорят психологи, возрастной кризис 7 лет продолжается от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных психических свойств ребёнка.

Как вести себя: рекомендации психолога

Итак, кризис 7 лет наступил, и с этим нужно что-то делать. Определенно нельзя пускать эту ситуацию на самотёк, предполагая, что все само окончится без последствий. Психологи дают чёткие советы, что сделать родителям и педагогам в этот непростой период, как пережить его самим и ребёнку без психотравм и ярко выраженных конфликтных ситуаций:

  1. Требования и приказы заменить просьбами.
  2. Показывать соблюдение новых правил своим примером.
  3. Менять игровую деятельность учебной понемногу. Оставить время и место для любимых детских игр.
  4. Уважать решения ребёнка. Внимать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть чуть чуть свободы.
  5. Обучать на своих ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он себя будет чувствовать плохо из-за недосыпа, заострять на этом внимание).
  6. Уделять времени достаточно и внимания, помогать с заданиями на дом.
  7. Одновременно с ним исполнять дневной режим.
  8. Обговаривать с ним то, что случилось в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
  9. Регулярно быть на связи с педагогом, вместе решать появляющиеся трудности.

10 «нельзя»: инструкция для родителей

  1. Не увеличивать голос.
  2. Не обсуждать учителя и прочих взрослых в наличии ребёнка.
  3. Не нарушать тех правил, которые он должен исполнять.
  4. Не волочить сразу в поликлинику или на приём к психотерапевту.
  5. Не относиться к нему как к небольшому. Понять и принять начальный этап настоящего взросления.
  6. Не волноваться, не винить себя в неправильном воспитании.
  7. Не наказывать физически.
  8. Не лимитировать в контакте с ровесниками.
  9. Не сопоставлять с другими, не обсуждать, а мягко (и только наедине!) указывать на ошибки.
  10. Не пренебрегать проблемы в школе (будь то неуспеваемость или конфликты с одноклассниками).


Если кризис 7 лет становится настоящей катастрофой, родителям может пригодиться помощь учителя или школьного психолога. Главное — сообщить им о проблеме, о неуправляемом поведении новоиспечённого учащегося начальной школы.

Они смогут помочь ему приспособиться, найдут правильный подход, поработают с ним индивидуально. Педагог сможет уделять ему много внимания, поменять к нему какие-нибудь требования, чтобы сделать легче переход из детского садика в начальную школу.

Гендерные характерности

Кризис 7 лет по-разному воспринимается девочками и мальчиками. Эти тонкости обязательно необходимо знать родителям, чтобы подкорректировать собственную помощь и поддержку в этот непростой период.

Дети к этому возрасту уже начинают понимать собственные гендерные различия, и это проявляется на поведении.

Развитие ребенка 6-7 лет. Почему ребенок 6-7 лет не слушается и психует

Проблемы с девочками

Не обращая внимания на кризис, 7-летняя девочка очень часто — прилежная воспитанница, которая отличается усидчивостью, аккуратностью и сосредоточенностью. Но все внутренние противоречия, которые она мастерски прячет в школе при учителе, прорываются наружу либо в контакте с одноклассницами, либо дома.

Девочки, общаясь между собой, много врут друг дружке, конкурируют во внешности. Часто враждуют с мальчиками. Родителям очень часто закатывают истерики: хочу одеть это платье, проколите мне ушки, приобретите мне косметику и т. д.
Взрослые должны направить творческое начало девочек в необходимое русло: поддерживать успехи в учёбе, восхвалять за достоинства, записать в кружки (рукоделия, танцев, пения).

Проблемы с мальчиками

Семилетнему мальчику очень важное — презентация всему миру себя и соревнование. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими мальчиками, чтобы самоутвердиться.

Ему интересно оружие, компьютерные игры, техника, спорт — все, не считая учёбы. Эмоциональный фон очень не стабилен в силу собственно гендерных свойств.

Не умеет держать чувства в себе. Тяжело приучается к монотонной работе.

Авторитетом нередко становится старшеклассник не с самой положительной репутацией.
Чтобы помочь мальчикам одолеть кризис 7 лет, необходимо по максимуму заинтриговать учёбой, изменить школьные будни, давать возможность выплёскивать скопившиеся чувства. Смогут помочь усмирить «бурю» спортивные части.

Результаты


Если кризис 7 лет будет удачно пережит, это отобразится на формировании позитивных паттернов поведения и психических новообразований:

  • правильное, важное, положительное отношение к учебному процессу;
  • роскошная чувственная палитра;
  • осознанные социальные роли, которыми он гордится;
  • увлечения, увлечения, предрасположенность к определенной деятельности.


Если кризис 7 лет был осложнён неправильным поведением родителей, конфликтами с педагогами или одноклассниками, внутрисемейными проблемами, это может плохо отразится на детской психике. Из очень частых последствий:

  • потеря заинтересованности к учёбе — проблемы с успеваемостью;
  • обострённое восприятие критики;
  • невысокая самомнение;
  • развитие внутренних комплексов;
  • враждебность и жестокость — девиантное поведение, открытые межличностные конфликты;
  • социальная и школьная дезадаптация — замкнутость;
  • потеря доверия и близкой связи с мамой и папой.


Кризис у ребёнка 7 лет — явление закономерное, стереотипное для развития в этом возрастном периоде. Однако это абсолютно не означает, что взрослым необходимо потерпеть и просто переждать этот «шторм», ничего не предпринимая. Такое излишнее спокойствие может повернуться серьёзными проблемами в дальнейшем.

В случае дефицита внимания со стороны родителей, при отчуждённом отношении педагогов у детей возникают неправильные паттерны поведения и внутренние комплексы, от них потом избавиться придётся только при помощи психологов либо даже психотерапевтов. По этой причине так необходимо знать, как себя вести на этом этапе и как помочь небольшому учащемуся начальной школы одолеть все появляющиеся трудности без последствий.

Кризис 7 лет у ребенка: симптомы, признаки, причины

Кризис 7 лет у ребенка связан, прежде всего, с новым шагом развития и жизни – поступлением в школу. Возникает ощущение взрослости, познавательный интерес и новый вид взаимного действия со взрослым и сверстниками, идущий на покупку знаний.
Одновременно с тем первоклассник начинает чувствовать на себе новые нагрузки и появление ответственности, по этой причине собственным поведением как бы показывает взрослым, что он – все еще ребенок. Гримасничает, кривляется, капризничает.

Важная задача родителей – не взваливать ребенка сразу много новых обязанностей, но и мягкими методами показать, что вернуться в детский садик уже возможности нет.

Причины кризиса


Кризис 7 лет появляется в связи с настоящим шагом развития ребенка и его психики. К 7 годам он начинает понимать, что у него теперь прочие функции: до недавнего времени он играл, а теперь требуется получать знания, исполнять некоторые задачи.

Основная причина кризиса 7 лет – инцидент между малышом и обществом: он желает быть взрослым, старшие говорят ему, что он – взрослый, но продолжают относиться к нему как к небольшому.
У первоклассника сформировывается внутренняя позиция учащегося начальной школы – совокупность потребностей познания и общения со взрослыми на новом уровне. Для того чтобы их осуществить, нужно трансформировать собственное поведение, однако выполнить это резко и сразу не выходит.
Факторы, провоцирующие наиболее яркие проявления кризиса:

  • Гиперопека. Родители отказываются принимать, что ребенок стал более самостоятельным, продолжают с тревогой контролировать его и на каждом шагу предупреждать об опасностях.
  • Авторитарный стиль воспитанности. Мама и отец пытаются подавить старания первоклашки стать самостоятельным, не дают возможность принимать ему решения даже в тонкостях.
  • Общее состояние организма. У детей с неврологическими диагнозами кризис 7 лет как правило проходит более ощутимо.

Длительность кризиса

Кризис 7 лет у детей может продолжаться от пары месяцев до года. Приблизительные возрастные рамки – от 6,5 до 7,5 лет.

В большинстве случаев чем кризис продолжается дольше, тем более спокойно течет, и наоборот – короткий проходит довольно активно. У девочек кризис 7 лет течет в большинстве случаев ярче, чем у мальчиков.

Симптомы кризиса


В психологии кризис 7 лет у ребенка не такой яркий, как кризис трех лет и подросткового возраста, однако он имеет собственные характерности и симптомы. В возрастной психологии отмечается, что среди них есть как заметные всем вокруг, так и те, которые переживаются ребенком только внутренне.

  • Наигранность поведения. Ребенок иногда умышленно хохочет, вычурно говорит и удивительно ходит. Он пытается на себя обратить внимание взрослых, показать им, что он еще в периоде детства и от него не надо очень многого ждать. Одновременно снимает таким поведением собственное психическое напряжение.
  • Неусидчивость. В связи с новыми учебными нагрузками иногда существенно уменьшается концентрация внимания, появляется большое желание бегать и скакать. Если кризис попал на период, когда ребенок уже пошёл в 1 класс, то этот признак также связан с недостаточной физической активностью благодаря необходимости сидеть за партой.
  • Передразнивание взрослых и паясничанье. Эта характеристика кризиса 7 лет нередко служит своеобразной реакцией защиты от родительских слов о важности учебы и указаний по поводу правильного поведения.
  • Очень высокая утомляемость. Ребенок во время кризиса 7 лет усиленно растет, а мозг чувствует большие нагрузки, по этой причине трудоспособность у первоклашек и дошкольников подготовительной группы детского садика не слишком высокая, как хочется педагогам и родителям.
  • Болезненная реакция на критику. Семилетке хочется быть взрослым, а когда его осуждают, он себя чувствует беззащитным и небольшим, по этой причине горько расстраивается.
  • Рассеянность связана с утомляемостью, мозг просто не успевает за тем потоком информации, который ему нужно переработать: куда необходимо пойти, во сколько, что уложить в рюкзак, какие задания выполнить и многое другой.


Симптомы кризиса 7 лет у ребенка в большинстве случаев замечают родители, иногда – учителя. Если они своевременно успевают определиться в ситуациях и начать вести себя иначе, то у ребенка уменьшается тревожность и он продолжает удачно формироваться, хотя кризис длится.

Самостоятельная диагностика


Определить кризис 7 лет вполне под силу самим родителям, если они очень внимательны к собственному чаду и замечают изменения, которые с ним происходят. К примеру, воспользуйтесь анкетой всего из 10 вопросов. Для ответа на любой из них необходимо применять очередную шкалу:
1 – заявление прекрасно подойдет к важному состоянию ребенка, явление регулярно повторяется;
2 – явление носит периодический характер;
3 – заявление абсолютно не подойдет для описания поведения и состояния ребенка.

  1. Поведение ребенка радикально поменялось в последнее полугодие.
  2. Он начал грубить старшим и каждый раз им возражать.
  3. Фактически перестал интересоваться развивающими и обучающими занятиями в садике и системе дополнительного образования.
  4. Фактически перестал сам играть игрушками, зато стал очень активно взаимодействовать с ровесниками.
  5. Старшие дети интересуют его больше, чем сверстники и те, кто младше.
  6. Любит играть «в школу».
  7. Часто конфликтует с домочадцами.
  8. Упрямство, которое вырисовывается в желании отстоять собственное мнение не смотря ни на что.
  9. Кривляется, паясничает, вычурно смеется и разговаривает.
  10. Пытается подражать взрослым в высказываниях и поведении.


Если получилось набрать от 10 до 20 баллов, то кризис 7 лет на лицо, родителям обязательно необходимо немного подстраивать собственное отношение к ребенку под его новое состояние и менять тактику поведения при взаимном действии с ним. Если набрано от 5 до 10 баллов, значит, кризис или только начинается, или уже подходит к собственному окончанию.

При 0-5 баллах кризисное состояние отсутствует, оно или появится позже, или уже прошло.

Результат кризиса


В результате кризиса 7 лет, согласно теории Выготского, у первоклассника сформировывается новая структура личности. Ведущая деятельность становится учебной.

Общение со взрослыми выходит на новый уровень – они становятся необходимы для реализации познавательного заинтересованности. Взаимное действие с ровесниками разнородное, однако в него также включается новый момент – деловое общение.
Среди личностных новообразований: внутренняя позиция учащегося начальной школы, возрастающий уровень самостоятельности, качественные изменения в мышлении – понемногу оно превращается в словесно-логическое. Прочие психические процессы также развиваются:

  • память из механической преобразуется в произвольную и опосредованную;
  • воображение расширяется и ближе к реальности за счёт накопления опыта в жизни;
  • внимание в большей степени сконцентрировано и осознанно.


Детский кризис 7 лет – это не время издевательства над родителями, как им это может показаться, а обычный этап развития человека. Без данного этапа не случилось бы всех тех личностных новообразований и изменений в психике, которые нужны для хорошей учебы.

Нежелательные действия со стороны родителей


Если в период кризиса родители будут вести себя неверно, то их действия могут помешать правильному развитию первоклассника. Взамен внутренней позиции учащегося начальной школы и развития психических процессов у ребенка сформируется невысокая мотивировка и самомнение.

Что сделать во время кризиса 7 лет родителям не стоит?

  • Кричать на ребенка. Это показывает унижение и неуважение к человеку, хоть он пока и не взрослый. Стоит еще сказать что указывает на слабость родителей, раз договориться спокойно они не могут.
  • Обсуждать учителей в наличии ребенка, даже в том случае, если кажется, что он занят собственными делами и не слушает. Мнение родителей обязательно отложится на сознании ребенка. В данном варианте спрашивать его о том, почему он не слушается учительницу, нет смысла, это и так ясно: мама же говорит, что «она – несмышленая», так для чего ее слушать?
  • Нарушать правила, которые установлены для ребенка. Если ему не позволяется есть перед телевизором, то и мама с папой делать этого не должны.
  • Физически наказывать. Это унижает и также показывает беспомощность родителей в воспитании.
  • Сопоставлять с другими детьми. Это жалко, уменьшает самомнение и приводит к новому витку конфликта с мамой и папой во время кризиса.
  • Пренебрегать школьные проблемы. Если первоклассник обратился к родителям за помощью, то они должны все сделать, чтобы помочь ребенку в них разобраться.

Мои советы родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология говорит, что основное – сохранять хладнокровие и уравновешенность, мягко ставить границы и поддерживать ребенка. Пару рекомендаций на период кризиса:

  • Прежде всего родителям нужно настроиться на умеренный лад и осознать, что кризис 7 лет – это только маленький период правильного развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не откладывать собственных обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о собственных ощущениях. Но эти сообщения обязаны быть собственно о собственных чувствах, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • Если есть возможность позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, объяснять собственное мнение, предоставляет возможность на маленькие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Помнить, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он желает, а чего — нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, сыграть, активно провести какое то время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит во время кризиса пытаться заполнить все свободное время сильными впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и комнаты для игр. Это может привести истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Хранить детство. Нужно помнить, что с приходом школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.


1 класс – это переходной период между дошкольным и школьным детством, по этой причине ребенок будет рад, если родители смогут помочь ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Еще, это на самом деле поможет ему намного лучше разбираться в темах.

Заключение

Коротко, кризис 7 лет в возрастной психологии – это значимый период для формирования у ребенка качеств, важных для успешного обучения в школе и последующей жизни. Его личность качественно превращается, меняется самосознание, восприятие мира, общение со взрослыми и сверстниками, модернизируются психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
В зависимости от поведения родителей во время кризиса, ребенок будет расти или уверенным и способным, или тревожным и немотивированным.

Высшее образование программы бакалавриата в направлении подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Национальный Федеральный университет.

Автор статей по детской и подростковой психологии.

Как вести себя родителям во время кризиса у ребенка 7 лет

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития видны сильнее благодаря кризисам . В данные моменты малыш начинает вести себя иначе.

Кризис 7 лет – один из наиболее сложных. Некоторые учителя думают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с подобным утверждением.

Они именуют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Признаки кризиса

Главная причина появления поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка меняется жизнь, он беспокоится, тревожится.

Ему предстоит приспособиться, поменять дневной режим, потерять беззаботность. Кризис 7 лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться с ровесниками, находящимися в таком же сложном периоде, одолевать учебные нагрузки.
Выготский говорит, что кризис 7 лет течет у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, потому-что он зависит от индивидуального развития ребенка. Признаки сложного периода:

  • нескладное поведение, проявления вредности;
  • наигранность при контакте;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.


Эти важные признаки сопровождаются характерностями поведения:

  • очень высокая утомляемость;
  • нервозность и вспыльчивость;
  • враждебность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, собственного места в середине коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение собственной жизни с другими.


Из-за свойств характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят подсознательно, дошкольники теряют контроль над собственным поведением.

Они плохо относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.
Причинами начала кризиса являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, возникновение переживаний за улучшенные действия. Дополнительно детей начинают волновать привыкание в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде.

Они сопротивляются изменениям внешней среды.

Главные симптомы

Возрастная психология данного этапа выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить своими силами. Любому из них есть изъяснение:

  1. Непослушание, несвойственное ребенку, вырисовывается неосознанно. Семилетка начинает защищать свое мнение, а отказы исполнять волю родителей помогают становлению личности. Наказывать за подобное поведение нельзя, основательные разъяснения не дадут хорошего эффекта. Отсутствие давления на ребенка поможет сгладить ситуацию.
  2. Каждый родитель 7-летнего ребенка сталкивается с упрямством. Это второй признак начала кризиса. Чадо начинает настаивать на собственном, требовать, сопротивляться отказам. Он не хочет владеть какой-нибудь вещью, а самоутверждается. При этом цель, которой он добивается, отходит на другой план, на первый выходит сам процесс требования.
  3. Самые большие проблемы доставляет строптивость, в результате которой начинаются проблемы с учебой. Ребенок отказывается покоряться правилам, ходить в детский сад или школу, спокойно сидеть на занятиях.
  4. Связано с предыдущими симптомами появляется своеволие. Ребенок желает полностью эксплуатировать себя своими силами, помогать родителям. Прекрасный вариант справиться с такой ситуацией – направить энергию ребенка в необходимое русло: предлагать ему альтернативные задания, с которыми он управится, давать ограниченную свободу выбора. Самодостаточность можно проявить по-разному: подобрать одежду из предоставленных вариантов, предложить книгу для чтения.
  5. Не в любых ситуациях с чадом можно договориться. Кризис 6-7 лет отличается состоянием протеста и ссор, которые выматывают всех членов семейства. Подобное поведение связано с внутренними конфликтами, которые ощущает ребенок. Они появляются из-за трудностей адаптации в середине класса, а выплескивает ребенок их на всех окружающих.
  6. Еще 1 отличительный признак – обесценивание идеалов. То, что до недавнего времени казалось хорошим, становится малоприятным для ребенка. Он может ломать любимые и дорогие ему прежде игрушки, теряет привычка к вещам. С особенным удовольствием дети показывают неприемлемое поведение, повторяют бранные слова, показывают насилие, подчиняют собственной воле всю семью.


Дополнительным важным симптомом считается пристрастие игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться привлекательными вещами.

При этом до конца малыш не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса слабеет.

Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Излишняя опека, применение неосознанных запретов только осложнят ситуацию.

Правила поведения родителей

Суета – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым необходимо угомониться и держаться ряда правил:

  1. Объяснять запреты, иначе у детей не будет их понимания. Любые ограничения должны выставляться как рекомендации, желания. Явная побочная реакция будет отсутствовать. Родители боятся потерять собственный авторитет, но на данном шаге важнее построить конфиденциальные отношения. Тем более, что подсознательно дети всегда тянутся к старшим, вслушиваются к их рекомендациям.
  2. Слушайте чадо, смотрите вместе фильмы, читайте. Установите дружеские отношения, отбросьте резкую критику, не обрывайте рассказ крохи на полуслове. Отсутствие насмешек над переживаниями небольшого человечка потом освободит от опасения общественных выступлений.
  3. Советуйтесь с семилеткой, чтобы он ощущал себя важной частью семьи. Обсуждайте покупки, рассказывайте малышу о материальном состоянии семьи. Это даст возможность вам достичь того, что ребенок не будет таскать у вас деньги или требовать больших покупок. Выдерживайте правило золотой середины – советуйтесь поверхностно, не заостряя внимания на экономичной стороне жизни. Не переносите на кроху трудности. Стоит сказать, что на время деньги существует только на нужные вещи.
  4. Запрещено применение насилия для целей воспитания. Физические наказания оставят обиду на всю жизнь, а моральные муки приведут к невозможности отказать (даже при опасных ситуациях), снизят самомнение.


Пестовать семилетку стоит не регулярно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть.

Ему приходится проводить время с компанией друзей, без родителей, читать в одиночестве, своими силами выполнять уроки, конструировать, рисовать.
К 6-летнему возрасту у новорожденного обязаны быть собственная комната или место, где его на определенный период времени оставят в покое прочие члены семейства.

Советы психолога

Психологам часто доводится встречаться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают рекомендации:

  1. Большинство конфликтных ситуаций появляются из-за категоричности требований и большого числа условий, которые должно исполнять чадо. Постарайтесь направлять ребенка мягко, приводите варианты из жизни, выдумывайте рассказы, читайте поучительные сказки.
  2. Стремление действовать вопреки взрослым – обычное явление. Пускай малыш 1 раз прочувствует, что поступил ошибочно, а потом вам остается лишь напоминать ему про это. Разрешите ему не одевать шапку, вскоре он сам поймет, что напрасно пошёл без нее.
  3. Дайте возможность дискутировать, пускай ребенок приводит доводы собственной правоты, а вы будете с большим вниманием слушать.
  4. Забудьте про четкий дневной распорядок. Не надо составлять расписание для каждого дня, дайте учащемуся начальной школы неделю, и он выстроит для себя удобный рабочий режим или отдыха. Мягко напоминайте лишь про необходимость домашней подготовки.
  5. Поищите несколько позитивных примеров среди героев книг, мультипликационных фильмов. Прогуливающему уроки чаду можно прочесть повесть Носова про Витю Малеева. Это творение также подойдёт малышам, испытывающим проблемы с усвоением материала.


Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой необходимо прислушаться, предусматривать его желания.

Он не должен быть полной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.
Очень часто конфликтные ситуации на фоне семилетнего кризиса появляются из-за ошибок родителей. На их насилие малыш ответит неповиновением.

Держать его в страхе — тоже не выход, за физические наказания он отомстит в подростковом и более старшем возрасте. Постарайтесь стать другом для собственного ребенка, чтобы одолеть кризис вместе.

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? — Доктор Комаровский

Для него данное время также проходит сложно.