Какая роль различных видов интеллекта в человеческой жизни

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая дает возможность принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную человеческая деятельность включают:

AlphaGo обыгрывает мирового чемпиона по го (2016)

В 2013 году искатели британского стартапа DeepMind напечатали работу, где было описано, как нейросеть научилась играть и побеждать в 50 старых игр от Atari. Под впечатлением от этого компанию купила Гугл – как говорят, за $400 млн.

Впрочем главная слава DeepMind была ещё впереди.
Спустя пару лет учёные из DeepMind, сейчас уже в рамках Гугл, перешли от игр Atari к одной из очень старых задач ИИ – японской настольной игре го. Они разработали нейросеть AlphaGo, способную играть в го и обучаться во время игры.

Программа провела тысячи партий против остальных версий AlphaGo, обучаясь на основе проигрышей и выигрышей.
И это сработало. AlphaGo обыграла величайшего игрока в го в мире, Ли Седоля, со счётом 4:1 в серии игр в марте 2020.

Процесс снимали для документального фильма. При его просмотре тяжело не заметить грусть, с которой Седоль воспринял провал.

Казалось, что проиграли все люди, а не только один человек.
Последние продвижения в области глубоких нейросетей настолько сильно изменили область ИИ, что реальная его история, возможно, всего лишь начинается. Нас ждёт много надежд, шумихи и нетерпения, но теперь уже ясно, что ИИ будет влиять на все нюансы жизни XXI века – и может даже сильнее, чем в собственное время это сделал интернет.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Впрочем ключевым учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в устройстве ребенка к внешней среде в виде ассимиляции (объяснение ситуации при помощи имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Вырисовывается в первые годы жизни, пока ребенок изучает мир вокруг вас. Первой умственной работой ученый называл возникновения своих суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир понемногу становится многообразным для ребенка, но он пока может решить обычные задачи и оперировать простыми тезисами.
  3. Определенные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на свои мнения и выполнять определенные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже появляются конкретные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.


Однако не у всех людей одинаково происходит развитие интеллекта. Есть тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

IBM Deep Blue побеждает Каспарова (1997)

IBM Deep Blue победила лучшего шахматиста мира, Гарри Каспарова, в 1997.
Социальное представление об ИИ улучшилось во второй половине 90-ых годов XX века, когда шахматный компьютер Deep Blue от IBM победил тогдашнего мирового чемпиона Гарри Каспарова. Из 6-ти игр, проводившихся в телестудии, Deep Blue выиграла в 2-ух, Каспаров в одной, а три окончились вничью.

Прежде в том году Каспаров победил предыдущую версию Deep Blue.
У компьютера Deep Blue было довольно вычислительных мощностей, и он применял «метод грубой силы», или полный перебор, оценивая 200 млн допустимых ходов в секунду и выбирая лучший. Возможности людей обходятся оценкой лишь порядка 50 ходов после любого хода.

Работа Deep Blue была похожа на работу ИИ, но компьютер не размышлял о стратегиях и не обучался игре, как смогут делать последовавшие за ним системы.
И всё таки победа Deep Blue над Каспаровым потрясающим образом вернула ИИ в круг общественного внимания. Некоторые люди были очарованы.

Иным не понравилось, что машина обыграла эксперта в шахматах. Вкладчики были впечатлены: победа Deep Blue на $10 подняла курс акций IBM, выведя их на максимум того времени.

Уровень интеллекта

Чтобы решить некоторые задачи, человек прибегает к подобным уровням интеллекта, как определенное и абстрактное.

  1. Определенный интеллект дает возможность сделать ежедневные задачи, применяя при этом имеющиеся знания.
  2. Отвлеченный интеллект позволяет оперировать тезисами и словами.


Уровень интеллекта можно померять при помощи специализированного IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160.

Средним уровнем интеллекта обладает подавляющая часть людей – это составляет 90-110. Если регулярно заниматься собственным развитием, то можно увеличить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов).

Среди них лишь 0,5% населения могут достигать метки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают невысоким интеллектом – менее 90 баллов.

Невысокий показатель интеллекта свойствен олигофренам. Усредненный показатель встречается у большей части населения.

Большой коэффициент отмечается у гениев.
Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне собственного развития, к которому пришёл человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Невысокий – безусловная неприспособленность индивида.
  2. Усредненный – хорошая привыкание к внешней среде.
  3. Большой – стремление к вариации внешней среды.


Тесты на обнаружение IQ обладают высокой популярностью. Но их многообразие не всегда считается очень хорошим критерием.

Чем более различные задачи в тесте, тем лучше, что дает возможность испытать человека на развитие разных видов интеллекта.

На уровень IQ воздействуют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Тут ключевую роль играют достаток семьи, питание, образование и хорошее общение между близкими людьми.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки отличаются в собственном развитии. На это также оказывает влияние расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Фрэнк Розенблатт делает перцептрон (1957)

Фрэнк Розенблатт создал механическую нейросеть в Корнеллской лаборатории аэронавтики в 1957
Базовый элемент нейросети именуется «перцептроном» [это лишь самый первый и примитивный вид искусственного нейрона / прим. перев.]. Набор входящих данных попадает в узел, подсчитывающий выходное значение, и выдающий классификацию и уровень решительности. Например, входные данные могут анализировать разные нюансы изображения на основании входных данных и «голосовать» (с определённым уровнем решительности) за то, есть ли на нём лицо.

После узел подсчитывает все «голоса» и уровень решительности, и выдаёт консенсус. В нейросетях нынешнего дня, работающих на мощных компьютерах, работают миллиарды аналогичных структур, между собой связанных.
Впрочем перцептроны существовали ещё до возникновения мощных компьютеров. В конце 1950-х молодой психолог-исследователь Фрэнк Розенблатт создал электромеханическую модель перцептрона с названием Mark I Perceptron, хранящуюся сейчас в Смитсоновском институте.

Это была аналоговая нейросеть, состоявшая из сетки светочувствительных элементов, соединённых проводами с банками узлов, содержащих электрические моторы и поворотные резисторы. Розенблатт разработал «перцептронный алгоритм», управлявший сетью, которая понемногу подстраивала силу входных сигналов таким образом, чтобы в конце концов правильно определить объекты – по существу, обучалась.
Учёные спорили о значимости данной машины аж до 1980-х. Она сыграла ключевую роль для создания физического воплощения нейросети, которая до той поры существовала по большей части только в виде научной концепции.

Виды интеллекта

Интеллект считается пластичной частью индивида. Его можно развивать.

Прекрасным человек становится, если развивает у себя все разновидности интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития нужно изучать языки, читать книги, общаться и др.
  • Закономерный – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит благодаря рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается при помощи танцев, спорта, йоги и др.
  • Музыкальный – чувствование ритма, сознание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – сознание поступков остальных людей, установление взаимоотношений с ними, привыкание к социуму.
  • Эмоциональный – сознание своих и чужих впечатлений, способность ими управлять и узнавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивировка самого себя.
  • Креативный – создание нового, продуцирование идей.

Классификация видов способностей в психологии

Есть несколько классификаций, которые направлены на различные параметры. К примеру, по рождению выделяют натуральные и социальные способности.

К первым относят умения, которые возникают на основе врожденных познавательных процессов понимания, памяти, мышления и так дальше. Что же касается социальных способностей, то они обусловливаются системой обучения и воспитания, а появляются они в самых разнообразных сферах.

Есть и остальные виды способностей человека: теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и остальные.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта тревожил многих психологов, что дало возможность им заняться разработками разных тестов, разрешающих обнаружить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто используются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Следует установить связь между фигурками и подобрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается изобразить человека. После этого обсуждаются малопонятные детали.
  4. Свободный тест Кеттела

Роль и место эмоций в теле человека

Приход второй зимы ИИ (1987)

1980-е начались с разработки и первых успехов «экспертных систем», хранивших большие объёмы данных и эмулировавшие процесс принятия решений людьми. Технологию с самого начала разработали в университете Карнеги-Меллона для компании Digital Equipment Corporation, а потом прочие корпорации начали быстро вводить её. Впрочем экспертные системы требовали дорогого спеиализированного оборудования, и это стало трудностью, когда стали появляться сходные по мощности и очень недорогие рабочие станции от Sun Microsystems а еще персональные компьютеры от Apple и IBM.

Рынок экспертных компьютерных систем рухнул в 1987, когда с него ушли главные изготовители оборудования.
Успех экспертных систем перед началом 80-х воодушевил DARPA на увеличение финансирования исследований ИИ, но вскоре это вновь изменилось, и агентство урезало значительную часть этого финансирования, оставив только пару программ. И опять термин «ИИ» в исследовательском сообществе стал практически запретным. Чтобы их не воспринимали, как неудобных мечтателей в поиске финансирования, искатели стали применять прочие названия для работы, которая связана с СС – «информатика», «машинное обучение» и «аналитика».

Эта, вторая зима ИИ продолжалась аж до 2000-х.

Мышление и интеллект

Одним из видов умственной деятельности считается мышление. Тут человек оперирует тезисами и суждениями.

Он размышляет, что и дает возможность в последующем видеть решение установленных задач.
Мышление – постоянный процесс, который регулярно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное.

Развитие. Что такое эмоции, и какова их роль в жизни человека?

Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Аналогичным образом, мышление считается опосредованным.
Интеллект дает возможность решать задачи в уме, применяя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными тезисами часто сливающаяся. Впрочем под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию.

Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность применять такие знания и приходить к некоторым выводам, суждениям.

Джоффри Хинтон спустил с поводка глубокие нейросети (2012)

Изыскание Джоффри Хинтона помогло воскресить интерес к глубокому обучению
Спустя год после прорыва Дина и Ына профессор Торонтского университета Джоффри Хинтон с 2-мя собственными студентами создали нейросеть для компьютерного зрения AlexNet для участия в состязании по распознаванию изображений ImageNet. Участники должны были применять собственные системы для обработки миллионов тестовых изображений и определять их с самой высокой потенциальной точностью. AlexNet выиграла состязание с процентом ошибок в 2 с лишним раза меньшим, чем у близлежащего соперника.

В пяти вариантах подписи к изображению, данных нейросетью, только в 15,3% случаев не было разумного варианта. Идущим до этого рекордом было 26% ошибок.
Эта победа убедительно показала, что глубокие нейросети, которые работают на графических процессорах, куда как лучше остальных систем могут точно определять и обозначать изображения. Это мероприятие, возможно, сильнее других оказало влияние на восстановление заинтересованности к глубоким нейросетям, и заслужило Хинтону прозвище «крёстный отец глубокого обучения».

Одновременно с остальными гуру в области ИИ, Йошуа Бенджио и Яном Лекуном, Хинтон получил долгожданную премию Тьюринга в 2020.

Как развить интеллект?

Интеллект нужно развивать, потому как он считается пластичной частью, его умственной работой. На развитие воздействуют генетические и наследственные факторы, а еще те условия, в которых человек живет.

С самого рождения даются конкретные задатки, которыми человек после пользуется. Если во время развития плода или на врожденном уровне ребенку передались конкретные заболевания, то возможно развитие невысокого уровня интеллекта.

Впрочем рождение здорового ребенка позволяет ему в дальнейшем владеть средним или большим уровнем интеллекта.
Без внешней среды человек не сможет хорошо формироваться. Без участия социума интеллект остается на невысоком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Ключевую роль в этом играет семья: ее финансовый достаток, статус в обществе, обстановка, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и др.

Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.
Также на формирование интеллекта оказывает влияние личность самого человека, которая определяет тенденция его умственного развития.
Как правило для развития интеллекта применяются разные игры на логику, память, мышление и др. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Востребованными в наше время становятся компьютерные игры с данными направленностями.
В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это дает возможность структурировать мышление, его сделать последовательным, упорядоченным. К данному действию можно подключить познание чего-то нового.

Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект становится шире, становится более богатым и многогранным.
При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует собственному постоянному развитию. Хотя, согласно одной из версий, интеллект всегда сохраняется на старом уровне, как его ни развивай.

Насколько важен IQ В практических условиях?

Профессионалы часто высказывают мнение, что функции интеллекта и его роль переоценены. Согласно их выводам, это просто неизвестное число, мало влияющее на человеческая жизнь.

Может быть, в этом существует часть истины, но вся реальность состоит в том, что умственный, эмоциональный интеллект, практичное мышление чрезвычайно важны в практической жизни.
Люди с довольно высоким IQ имеют намного больше вариантов в жизни, чем лица с невысоким интеллектом. Ум обеспечивает способность думать логически, принимать разумные решения. Более большой интеллект даёт людям лучшие предпосылки в отвлечённых и профессиональных достижениях.

Люди с высоким IQ в ходе опросов показали, что обучение в школе было для них куда легче, чем для их одноклассников. За счёт этого они смогли на качественном уровне заниматься учебой, одновременно уделяя время иным интересам, нашли лучшее использование на практике знаниям в профессиональной деятельности, получили более высокооплачиваемую работу.
Свойства интеллекта используются в деятельностях, требующих конкретной степени логического мышления, интеллектуального принятия решений. Это, в основном, научные дисциплины, технические области, IT, химическая индустрия и остальные сферы.

Напротив, роль высокого IQ резко падает в регионах, где требуется хорошая обыденная работа.
Разумеется, большой интеллект сам по себе успеха не принесёт. Имеется множество случаев, когда высокоумные люди оказались на грани бедности, так как они просто не смогли управлять собственным интеллектом, направлять его в правильное русло.

И наоборот, имеется множество людей с более невысоким уровнем разума, которые пробились к вершине успеха; сегодня на них работают профессионалы гораздо умнее них самих.
Поэтому, большой IQ не считается необходимым требованием успеха, но умные люди имеют превосходство перед остальными.

Что такое эмоциональный интеллект?

В наше время востребованным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет немалую роль, чем IQ. Что это такое? Это способность человека узнавать и понимать свои эмоции, управлять ими и направлять в необходимое русло.

Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и оказывать влияние на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет убирать стрессы.

Фактически все люди обладают тем или другим уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все шаги развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Сознание и проявление впечатлений.
  2. Применение впечатлений в качестве умственной мотивации.
  3. Осознание своих и чужих впечатлений.
  4. Управление эмоциями.

Эмоциональный показатель – EQ

Говоря об умственном интеллекте, нельзя не упомянуть понятие эмоционального интеллекта или EQ, не зависящем от уровня IQ. Как говорилось выше, не всегда человек с довольно высоким IQ имеет успех в обычной жизни и профессиональной деятельности.
Чем это вызвано? Психолог Д. Големан в конце прошлого столетия в собственной книге «Эмоциональный интеллект» ответил на данный вопрос так: «Успех на работе и в жизни будет зависеть не только от IQ, но и от множества прочих человеческих качеств и способностей.

Муравьи. Тайная сила природы.

Основные свойства включают знание собственных своих впечатлений и управление ними, эмпатию, способность мотивирования себя, регуляцию межличностных отношений, социальную адаптацию».
Значение EQ можно развивать и наращивать, в отличии от IQ.
Сегодня есть очень много самых разных тестов IQ. Отдельные из них более качественны, прочие – меньше. По существу, их можно поделить на 2 группы:

  • тесты, включающие различные способности;
  • тесты, сосредоточенные исключительно на общем интеллекте.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, ощущать их состояние и оказывать влияние на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые дают возможность в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока основных поведенческих сигналов.
  3. Сознание отношений.
  4. Сознание мотивации к возникновению определенного поведения.
  5. Осознание того, как поведение меняется по возможности от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения иного человека.


В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Нейросеть видит кошек (2011)

К 2011 году учёные из университетов всего мира утверждали о нейросетях и создавали их. В том году программист Джефф Дин из Гугл познакомился с профессором информатики из Стэнфорда Эндрю Ыном.

Вдвоём они замыслили создание большой нейросети, обеспеченной большой вычислительной энергетикой серверов Гугл, которой можно будет скормить очень большой набор изображений.
Созданная ими нейросеть работала на 16 000 серверных процессорах. Они скормили ей 10 млн случайных и неразмеченных кадров с видеороликов YouTube.

Дин и Ын не просили нейросеть выдать какую-нибудь определенную информацию или наметить эти изображения. Когда нейросеть работает аналогичным образом, обучаясь без учителя, она по настоящему пытается найти закономерности в данных и создает спецификации.
Нейросеть обрабатывала изображения три дня. После она предоставила три размытых изображения, обозначающих зрительные образы, которые она опять и опять встречала в обучающих данных – лицо человека, человеческое тело и кота.

Это изыскание стало серьёзным прорывом в применении нейросетей и обучении без учителя в компьютерном зрении. Также оно отметило начало проекта Гугл Brain.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от жизненного образа дамы и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от большого количества самых разных факторов: генов, питания, внешней среды, обстановки в семье и другого.

Главный упор выполняется на то, как родители общаются с ребенком, какие процедуры рекомендуют для развития собственного интеллекта, как часто объясняют те либо другие явления, насколько часто посещают разные места и др. Сам по себе интеллект не развивается.

Сначала многое зависит от того, что и как делают родители одновременно с ребенком.

ИИ сталкивается с собственной первой во время зимы (1970-е)

Значительную часть собственной истории ИИ существовал только в исследованиях. Большую половину 1960-х правительственные агентства, например, DARPA, вливали деньги в исследования и почти не требовали отчёта по инвестициям.

Искатели ИИ часто преувеличивали потенциал собственной работы, чтобы продолжать получать финансирование. Все поменялось в конце 1960-х и начале 1970-х. Два отчёта – один от рекомендательного совета по автоматической отделке языка (ALPAC) для руководства США 1966 года, второй от Лайтхилла для правительства Британии 1973 года – прагматически оценили прогресс в исследованиях ИИ и дали очень пессимистичный мониторинг о потенциале этой технологии.

В двоих отчётах ставилось под вопрос наличие ощутимого прогресса в самых разных областях исследований ИИ. Лайтхилл в собственном отчёте утверждал, что ИИ для задач распознавания речи будет весьма тяжело масштабировать до размеров, которые смогут быть полезными правительству или военным.
В конце концов руководства США и Британии начали сократить финансирование исследований ИИ для университетов. DARPA, легко финансировавшее исследования ИИ в 1960-х, стало требовать от проектов чётких не постоянных рамок и аналогичного описания возможных результатов. В конце концов стало казаться, что ИИ не оправдал ожиданий, и никогда уже не сможет добиться уровня человеческих возможностей.

Первая «зима» ИИ продлилась все 1970-е и 80-е.

Общие способности

Под этой категорией способностей знают систему индивидуально-волевых качеств человека, которые он применяет для овладения познаниями и выполнения различной деятельности. Они бывают получены от природы и развиты на протяжении всей жизни.

Описывая, какие разновидности способностей бывают, необходимо сказать, что они бывают простыми и непростыми. К первым относят умения, свойственные всем людям, но выражены они в различной степени, к примеру, думать, переживать, запоминать и так дальше.

Ко вторым относят способности к общим видам деятельности: обучению, игре, работе, общению и так дальше.

Интеллектуальные способности

Начинаем с термина интеллект, под которым знают общие способности к познанию, пониманию и разрешению различных проблем. Он соединяет все разновидности способностей индивида, которые направлены на изучение окружающего мира: чувства, память, воображение и так дальше. Обосновано, что развитие интеллекта имеет непосредственную связь с количеством перерабатываемой информации.

Что интересно, первым сигналом про то, что интеллект задействован не полностью, считается ухудшение памяти.

Есть конкретные виды интеллектуальных способностей:

  1. Ментальный
    . В себя включает способность быстро отвечать на вопросы, проводить подсчет, определять суть вопроса и так дальше.
  2. Эмоциональный
    . Способность понимать и управлять своими чувствами и ощущениями окружающих.
  3. Социальный
    . Сюда относится способность использовать на себя различные роли всю жизнь.
  4. Духовный
    . Данный вариант способности интеллекта определяет гармоничность внутреннего мира и сознание смысла жизни.
  5. Физический
    . Тут имеется в виду способность управлять собственными телом и телесными желаниями.

Организаторские способности

Предоставленное словосочетание применяют, чтобы описать конкретный набор качеств, которые помогают хорошо организовать работу, причем и собственную, и остальных людей. Виды деловых способностей и организаторские в том числе, человек может развивать всю жизнь. Достаточный набор качеств содержит:

  1. Авторитетность, которая предполагает абсолютное доверие, профессионализм, харизму и так дальше.
  2. Проницательность, базируется на умении человека подмечать и правильно объяснять эмоциональное состояние людей, и вдобавок определять их психологичную совместимость, ощущение такта, меры и так дальше.
  3. Эмоционально-волевые качества, к которым относят активность, требовательность, адекватность, рассудительность и остальные.

Коммуникативные способности

Успех человека в большинстве случаев зависит от его способности взаимодействовать с окружающими и искать с ними общий язык. Способности к коммуникации у любого человека возникают индивидуально, и влияет на это взаимное действие с мамой и папой, одногодками, коллегами по работе и так дальше.

Есть различные процедуры для их развития. Выделяют такие разновидности коммуникативных способностей:

  1. Информационно-коммуникативные предполагают способность человека начинать, поддерживать и завершать разговор. Сюда относится способность применять вербальные и невербальные виды общения.
  2. Аффективно-коммуникативные включают способность замечать эмоциональное состояние собеседника и способность адекватно реагировать на него, и вдобавок выражать почтение и сочувствие к остальным людям.
  3. Регуляционно-коммуникативные предполагают способность человека принимать помощь от остальных, решать конфликтные ситуации адекватными методами и поддерживать остальных.

Педагогические способности

Под этим знают совокупность конкретных психологических параметров, которые актуальны для преподавателей, желающих добиться успехов в воспитании и обучении детей. Понятие и виды способностей включают:

  1. Дидактические
    . Сюда относят способность понятливо дарить информацию, правильно организовать урок, вызывать интерес детей и правильно их мотивировать.
  2. Отвлечённые
    . Под этой способностью предполагают профессионализм учителя в профильном предмете, другими словами он обязан иметь обширные знания и желание регулярно формироваться, достигая новых высот.
  3. Перцептивные
    . Способность преподавателя к восприятию, другими словами он должен уметь узнать потенциал ребенка, его характер и предрасположенность к эмпатии.
  4. Речевые
    . Данный вариант способностей описывает способность учителя правильно и доступно выражать собственные мысли. Для этого важен роскошный словарный запас, красноречие и так дальше.
  5. Организаторские
    . Учитель должен уметь правильно разработать учебный план, рассчитывать время на изучение каждой темы и так дальше.
  6. Авторитарные
    . Педагог должен пользоваться авторитетом у учащихся, для чего актуальны такие линии: требовательность, способность контролировать эмоции, ответственность и так дальше.
  7. Коммуникативные
    . Учитель должен уметь искать общий язык с различными людьми, причем не только с детьми, но и с мамой и папой, и прочими педагогами.

Какие умения даёт нам вербальный интеллект?

Речь человека делят на устную и письменную. Как мы уже говорили, речь выражается при помощи слов, которые имеют конкретную систему знаков. Чтобы хорошо поддерживать разговор с умными людьми, нужно иметь не только грамотную речь, но и быть хорошо развитым в психоэмоциональном проекте.

Какие же умения приобретает человек при развитии речевого интеллекта?

  1. Способность правильно формировать тезисы – другими словами выражать главную мысль понятном для окружающих языком.
  2. Способность слушать собственного собеседника – при развитии вербального мышления, человек начнет очень осмотрительно слушать собственного партнера по разговору, не отвлекаясь на сторонние вещи и не перебивать.
  3. Высший пилотаж – способность буквально повторить то, что вам только что сказали.
  4. Понимать сказанное даже тогда, когда собеседник говорит полностью непонятные для вас вещи.
  5. Умения переводчика – способность правильно трактовать в ту сторону, в которую нужно собственно вам.
  6. Способность заинтриговать собственного собеседника, другими словами способность доносить слова таким образом, чтобы понравилось.

Философия ИИ

Философия ИИ (ИИ) – это отрасль философии, пытающаяся дать ответ на следующие вопросы:

  • В чем суть интеллекта? Может ли машина полностью заменить мышление человеческого разума?
  • Одинакова ли природа компьютера и мозга человека? Какие методы применяет человеческий мозг для создания сознания (или, как минимум, его иллюзии)?
  • Может ли машина иметь ум, психические состояния, понимание, похожие на человеческие? Может ли машина ощущать себя?


Эти три вопроса в отношении мышления и интеллекта в философии отражают различные интересы ученых, занимающихся ИИ. Научный ответ на данные вопросы всецело во власти от применяемых определений «интеллект», «понимание», «машина».
Некоторые из главных установок в философии ИИ включают:

  • «Учтивая конвенция» Тьюринга: «Если машина ведет себя также умно, как человек, то она так же умна, как и человеческие создания».
  • Предложение Дар.
  • Догадка физической системы символов Ньюэлла и Саймона: «Физическая система символов имеет все нужные и большие средства для общей деятельности интеллекта».
  • Довод Джона Серла: «Замечательно запрограммированный компьютер с правильными входами и выходами имел бы ум, неотличимый от человеческого разума».
  • Механизм Гоббса: «Разум – это не больше, чем подсчет».


Тема интеллекта в психологии и философии все также открыта. Даже в наше время ни одна идея не была принята как единственно правильная, исследования в данной области продолжаются. К этому всему к биологическим основам познания, психологи сосредоточены на исторических, эволюционных, социальных, эмоциональных, моральных, культурных качествах и ??контекстах.

Идея интеллекта не используется исключительно в теоретической или отвлеченной плоскости, но еще распространяется в настоящий мир.

Этот IQ-тест из 5 Вопросов Покажет Уровень Вашего Интеллекта

Роль интеллекта в человеческой жизни

Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Интеллект если перевести с латыни значит сознание, рассудок, познание. При его помощи человек проводит анализ ситуацию, выполняет выводы, воспринимает и усваивает новые знания. Собственно по его уровню оценивают и умственные способности личности.

На протяжении жизни он развивается и улучшается.

Виды интеллекта

Есть несколько типов интеллекта человека:

  • закономерный;
  • вербальный;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • физический;
  • социальный;
  • эмоциональный;
  • духовный;
  • креативный.


Вербальный в ответе за человеческое общение, речь, чтение литературы. Закономерный – за способность правильно выполнять расчеты, анализировать данные и логически раздумывать над ситуацией. Пространственный интеллект в ответе за зрительное восприятие окружающего мира, физический – за координацию движений.

Благодаря музыкальному интеллекту человек учится воспринимать музыку, петь, плясать. Общение с окружающими, общительность развиваются в тесной связи с социальным интеллектом. Эмоциональным обеспечивается выражение чувств и эмоций.

Креативный интеллект позволяет человеку развивать в себе новые умения и умения, созидать что-нибудь новое и не на этом останавливаться. Духовный интеллект вызывает в личности желание самосовершенствоваться.

Значение в человеческой жизни

Интеллект влияет на все области жизни человека и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, в основном, добиваются замечательных успехов в жизни и имеют приличное количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критичной оценке информации, память, спортивные успехи и даже общение с окружающими конкретно зависят от уровня интеллекта.

Он может совершенствоваться на протяжении всей жизни человека.

Виды интеллекта — классификация в психологии

Нам каждый хочет ощущать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, внезапно получаешь не очень большой балл.

А вы не думали про то, что интеллект бывает различный? Нужно согласится, пытаться определить, у кого больше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, — также нереально, как сделать вывод, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Почему интеллект различный

Само понятие «интеллект» получило распространение перед началом 20 века. Собственно тогда же возникли и первые тесты.

И вместе с этим большинство психологов заговорили о невозможности сравнение интеллекта людей исключительно количественным способом.
Интеллект – это совокупность качеств и параметров личности, определяющих способности к интеллектуальной деятельности. И как в самых разных остальных способностях, минус одних качеств может возмещаться большим уровнем развития остальных. К примеру, в контакте с людьми не весьма хорошее развитие речи может возмещаться умением слушать, способностью сопереживать, сострадать, готовностью помочь и т. д.
Умственные способности, как и любые иные, появляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Знаменитый психолог Дж.

Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с различными качествами человеческой деятельности. И те, что определяют большой уровень интеллекта в одной области, абсолютно не требуются в другой, по этой причине и не развиваются, а их невысокий уровень даже невиден. Так, вербальные способности, нужные для учителя или писателя, малозначимы для математика.

Для него важнее способность оперировать числами и логическое мышление.
Также люди выделяются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника различное, даже лучше или лучше, а просто различное.
Есть еще и творческое мышление – совершено особенный вид мыслительной активности, который считается наибольшим уровнем познавательных процессов и хорошо ценят в любом виде деятельности. Но оно не входит ни в один тест интеллекта.

Так как тесты стандартизированы, а творческое мышление оригинальное, экстравагантное, и человек, наделенный им, не может дать правильного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины 20 века, когда стало ясно, что умственные способности выделяются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но самую большую известность в психологии имеет доктрина Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Собственно логика очень долго считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет разные качества интеллекта:

  • способность думать упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать числами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • обладание ключевыми мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, соединением;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • сознание графиков, схем и таблиц.


Те, у кого большой уровень логико-магического интеллекта, могут достигать успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство типовых тестов интеллекта оценивают по большей части собственно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или способность понимать и передавать информацию в речевой форме играют важную роль в человеческой жизни. И умственное развитие ребенка прямо связано с овладением речью.

Еще в девятнадцатом веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специализированному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.
Лингвистический интеллект подразумевает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • способность составлять речевые сообщения согласно нормам и требованиями языка;
  • обладание письменной речью, способность писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • способность правильно строить собственную речь в согласии с определенной ситуацией: исполнять правила речевого этикета, вести беседу, разговор, монолог, дискуссию.


В самой разной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Впрочем уровень его может намного отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых способностей, приобретенных не только в раннем возрасте, но также и в старшем возрасте.

Лингвистический интеллект очень энергичен и активно развивается. Правда, если ребенок по какой-то причине не получил элементарные речевые умения до 3-4 лет, то потом это плохо отобразится не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их отдаленность один от одного. Но эта способность в себя включает еще 1 значимый нюанс – она подразумевает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • способность создавать, фиксировать образы на уровне сознания и хранить их в памяти;
  • развитое воображение;
  • способность осуществлять образы в разных формах: рисунок, статуя, конструирование, схема и т. д.


Данный вариант интеллекта подразумевает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе собственно зрительной информации. Если взять во внимание, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится ясно, насколько важен данный тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Человек – часть физического мира. Его существование и благосостояние в большинстве случаев зависит от способности анализировать события, которые происходят в нашем мире.

Способность быстро оценить обстановку, по очень мелким признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл важную роль не только в адаптации, но также и в эволюции человека.
На данный момент большой уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в подобных сферах, как фермерское хозяйство, разведение зверей и геология, но и, вообще в природных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. По этой причине наш успех и даже очень часто само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект в себя включает следующие качества личности:

  • способность строить взаимное действие с другими людьми;
  • обладание средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • способность правильно воспринимать и понимать иного человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, покоряться и руководить;
  • организаторские способности.


Уровень развития интерперсонального интеллекта в большинстве случаев определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От данного типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сумеете ли сделать карьеру в социальной сфере, к примеру, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Данный вариант умственных способностей связан с самосознанием и в себя включает достаточно важные для человека качества:

  • способность углубляться в собственный внутренний мир, анализировать собственные чувства, мысли, действия;
  • предрасположенность к рефлексии как оценке собственных поступков сквозь призму нравственных норм и устоев общества;
  • готовность к одиночеству и даже необходимость в нем как в главном условии искусства и самосовершенствования;
  • способность формировать самомнение и ее адекватное восприятие, сознание собственных сильных и плохих сторон, минусов и плюсов.


Внутриличностный интеллект подразумевает активность наибольшего уровня сознания, по этой причине его иногда именуют духовным. Возможно, образовался данный вариант мыслительных способностей на позднем шаге эволюции человека, и собственно в нем личность вырисовывается как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Умственные способности человека предполагают способность анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, сознание мелодии и чувства ритма. Подобному виду интеллекта, как музыкально-ритмический, как правило не придается серьезного значения.

И на самом деле, без способности к глубокому анализу музыкального произведения можно вполне прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.
Но имеются люди, у которых в комплексе умственных способностей данный вариант интеллекта занимает почетное место. К ним можно отнести не только музыканты и певцы, но и актеры, учителя, ораторы.

Ведь способность воспринимать и передавать мелодию влияет напрямую на интонационность речи. Музыкальный интеллект в себя включает следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • способность воссоздавать мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение свойств звучания различных музыкальных инструментов и разных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • способность давать речи яркую интонационную окраской.


Не обращая внимания на видимую малозначимость данного вида интеллекта, ученые подтвердили, что музыкальные способности у наших далеких прадедов сформировались до недавнего времени вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но также и в том, что очень долго общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разные чувства и состояния.
Да и на данный момент музыкально-ритмический интеллект нужен чтобы придать речи выразительности, для умения применять вокальные возможности голоса в вербальном контакте: уверять, убеждать, восхищаться, противиться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через чувства, прикосновения, движения. Необходимость ощущать и понимать собственное тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности.

Большой уровень данного вида интеллекта вырисовывается в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не постичь обычных для нас рукоделий, не выучится хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.
Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А развиваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве.

Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. По этой причине детские психологи такое огромное значение придают развитию очень маленькой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не обходятся классификаций Г. Гарднера, иногда возникает описание еще одного вида. Это связано с разнообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжим эволюционировать и понемногу обретаем все новые и новые способности?

Так или по другому, но сейчас очень часто говорят о подобном виде интеллекта, как эмоциональный.
О важности данного вида интеллекта стали говорить практически недавно – в конце 20 века и вот тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как комплексность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и остальных людей. Он в себя включает 3 нюанса:

  • Способность воспринимать окружающее через призму впечатлений, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и иным людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние остальных людей, анализировать его и строить собственные отношения с окружающими на основании этого анализа. Вырисовывается эта сторона не только в понимании, но также и в сочувствии, в эмпатии, другими словами в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять собственными эмоциональными состояниями, комбинирование большого уровня эмоциональности и большого уровня рационального контроля.


Эмоциональный интеллект начинает развиваться очень рано. Слишком маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до настоящего осмысления впечатлений, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще достаточно далеко.

Этого уровня эмоционального интеллекта может достигать не каждый взрослый.
Этот вид интеллект занимает важное место в жизни сегодняшнего человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и позволят избежать плохих последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Прекрасное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, способность настраивать сферу собственных чувств – очень главные условия успеха в сегодняшнем обществе.

По этой причине многие психологические курсы рекомендуют программы по развитию эмоционального интеллекта.
Любой из указанных видов интеллекта имеет собственную специфику и требует особенного подхода к процессу формирования. У любого из них собственные системы получения, обработки и хранения информации.

Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того либо другого интеллекта, совершено разный. Если сказать языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта собственные базы данных и ОС.
Однако это не мешает им идеально сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, большой уровень развития всех видов интеллекта настолько высокая редкость, что даже у гениев встречается лишь иногда.

Интеллект – качество человеческие психики

Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Интеллект достаточно-таки распространённое слово сегодня. Но, что же все же оно означает? Прежде всего, данное слово происходит от латинского – чувство, разумение, восприятие, сознание и значит определенное качество человеческие психики, состоящее из способности человека приспособиться к разным вновь возникающим ситуациям, способность его к обучению, причем при эксплуатации опыта.

Также под данным термином понимается возможность использования и понимания отвлеченных концепций и в конечном итоге – применение приобретенных знаний для управления миром который нас окружает, средой.
Это способность к общему познанию, а еще решению задач, проблем встречающихся на его пути. Она соединяет познавательные способности – это восприятие, чувство, память, мышление, а еще представление и воображение.
Если мы говорим интеллектуальный человек, то имеем в виду особу с развитым интеллектом и способным к аналитическому мышлению. Он считается представителем умственного, интеллектуального труда.

Роль интеллекта в человеческой жизни

Интеллект служит основой целеполагания, служит для планирования ресурсов, а еще построения стратегии для достижения поставленной цели. Предполагается, что животные тоже обладают маленькими зачатками интеллекта и это со своей стороны оказывает влияние на эволюцию зверей, на достижение ими целей.
Изучают интеллект зверей ученные, относительно молодой научной сфере, которая именуется когнитивной этологией. Это интересное и прогрессивное направление.

Ведь поведение зверей иногда поражает собственной разумностью.
Влияние интеллекта человека не исчерпывается пределами жизни одной личности, одного человека. Развиваясь, интеллект, позволил человеку отличиться из среды зверей.

Это стало самим началом развития общества, развитие диалектически переросло в развитие человеческой цивилизации.
Влияние интеллекта не исчерпывается пределами жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило, отличило его из зверей и стало самим началом развития человеческого общества, а потом и человеческой цивилизации в общем.
Интеллект человека как способность в жизни реализовывается с помощью разных остальных способностей.