Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года

Добрый день, дорогие читательницы! В данной заметке я расскажу, что такое возрастные кризисы у ребенка, как с ними бороться и как пользоваться календарем кризисов детского развития до года.

Информация очень важная, если у вас есть желание помочь собственному ребенку пережить эти кризисы как можно более без боли!

Скачок развития — что это?

Если вы — мама, то уже наверное увидели, что иногда ребенка будто бы подменяют — вот все было хорошо, и вдруг ребенок целыми днями капризничает и не слезает с рук. Также вы могли посмотреть на то, что ребенок развивается скачкообразно: то месяц абсолютно не растет, а потом сразу на 3 см за 7 дней вымахает; то совсем не перевернется, потом в 1 день начнет и вращаться, и ползать; то лишь мычит неделями, а здесь вдруг раз — и три новых слова!
Не стоит пугаться — это вполне хорошо! А дело все в том, что все дети растут скачками.

Исследования даже обнаружили некие мозговые волны, которые происходят в мозге точь-в-точь во время таких скачков. Довольно часто изменения излучения мозга головы происходят у младенцев до 1,5 лет, что вполне объясняет быстрый рост детей первого года жизни. И собственно в данные моменты ребенок неожиданно учится чему-то новому, сам, без вашего участия!

Вы можете себе это представить? Будто бы в небольших людей заложена определенная программа, и у всех в одно и то же время что-то щелкает — и бац, ребенок вдруг начал сосредотачивать зрение, хватать игрушку, ползать, говорить, ходить. Действительно замечательное явление…

Почему скачки роста именуют кризисами?

Вопрос в таком роде мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по вкусу данное слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом такой этап не назовешь. Малыши в действительности — реальные консерваторы.

По этой причине каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, погодная перемена, новое место) им дается непросто. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Вообразите, что вы уснули в собственной кровати, а проснулись на другой планете.

Приблизительно так себя может ощущать ребенок во время скачка роста.
По этой причине ребенок начинает демонстрировать собственное возмущение. Еще бы, ведь он только привык к собственным ощущениям, к заведенному распорядку — и опять ничего не ясно. И вдобавок ему особенно трудно — и физически, и психически.

Каждый скачок роста несет в себе радикальное изменение мировоззрения ребенка. Тогда он начинает больше хныкать, ныть, капризничать и браться за спасительную соломинку — за маму.

Только она осталась неизменной, только она поможет, утешить, приласкать. Собственно поэтому во время кризисов ребенок регулярно просится на ручки, чем вызывает мамино гнев: «Как?

Ведь он только выучился сам играть/спать/ползать!». Что ж, придется потерпеть.

Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста ребенок совершает «откат», но лишь на определенный период времени, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед — один назад.
Да, это непростое время, как для ребенка, так же и для родителей. Все, что необходимо — немного потерпеть.

Скоро жизнь наладится! Но лишь на определенный период времени…

Когда происходят скачки роста?

В начальный год жизни кризисы идут друг за другом, почти не давая возможности маме выдохнуть спокойно. Но с каждым разом кризисное время будет короче, а перерывы длиннее.

Когда-то вам нужно будет сражаться с монстрами всего раз в году! Ну, а пока… Взгляните на календарь кризисов развития ребенка до года.
Практически это календарь до полутора лет, однако, как вы видите, после года наблюдаются только два скачка роста. До года же их насчитывается аж 8 штук! В дальнейших статьях я буду рассказывать о каждом кризисе отдельно — что он принесёт и как его перенести.

Поделюсь собственным опытом в преодолении сложностей и радостью от пройденного этапа. Так что не пропустите, подписывайтесь на новые статьи!

Как пользоваться календарем кризисов?

Цифры на календаре означают порядковый номер недели жизни ребенка. Первое время вы наверняка знаете, сколько ребенку недель, впрочем после трех месяцев вы уже начнете сбиваться со счета.

По этой причине в собственных статьях я буду пересчитывать недели в месяцы. А вообще лучше заведите себе на смартфоне или компьютере счетчик, чтобы не расходовать потом собственное время на расчеты.
Номера недель, выделенные черным цветом — это и есть те самые кризисы. Как можно заметить, они могут продолжается от одной до 35 дней! Это не значит, что это все время будут сплошные капризы, и ни минутки спокойствия.

Просто станет немного сложнее, и вам нужно будет приложить больше усилий.
Тучка над неделей — это скачок роста. Очень трудное тестирование для мамы.

Собственно сейчас ребенок может стать просто невыносимым. Не нужно забывать, что ему тоже сложно!

В большинстве случаев это не продолжается всю неделю, а только лишь 2-3 дня.
Солнышко после кризиса — реальная награда для мамы за все старания. Если ребенок не болен, он вновь становится улыбчивым, активным, полным сил, а вы почувствуете себя самым радостным человеком на свете!
Светлые недели в календаре — спокойное время. Восторгайтесь, набирайтесь сил для следующего кризиса.
Персонально меня календарь очень выручал в начальные месяцы жизни дочурки! Когда я недоумевала, почему она так «плохо себя ведет», сразу открывала эту картинку и смотрела, нет ли на текущей неделе следующего скачка роста.

В любых ситуациях все совпадало!

Как пережить возрастные кризисы ребенка?

У детей до года еще непомерно велика зависимость от папы и мамы. В начальные месяцы их жизнь буквально зависит от того, рядом ли мама.

По этой причине не лишайте собственного ребенка нужного ему внимания. Не сравнивайте его с другими!

Пускай сын подружки несколько недель назад уже прошёл через этот кризис, и в настоящий момент все превосходно, а ваш-то еще нет. Делайте скидку на характер ребенка — некоторые дети обладают, что именуется, тонкой душевной организацией и труднее переносят проверки, требуя больше заботы.

Вот что вам необходимо делать, чтобы как можно легче пережить скачки роста вашего ребенка:

  1. Не нужно забывать иногда сверяться с календарем возрастных кризисов детей, тогда скачок роста не застанет вас неожиданно. Предупрежден — значит вооружен!
  2. Отодвиньте все дела на определенный период времени кризиса. Часто мамы больше нервничают от того, что начинают меньше успевать, не справляться с уборкой и готовкой, или подводят руководство, если маме необходимо работать. Покажите календарь мужу и объясните, что вам потребуется больше помощи. Не нужно брать второстепенную работу. И имейте в виду, что несколько недель вы не сумеете толком заниматься собственными делами.
  3. Уделяйте как можно много внимания ребенку. Если даже (особенно если) он ноет и раздражает вас. Взамен того, чтобы злиться, берите ребенка на руки и спойте песенку, потанцуйте и поцелуйте. Уж поверьте, это помогает! Часто можно заметить, что мамина жизнерадостность помогает кризису завершиться намного быстрее. Жалейте вашего кроху и чаще носите на руках (в слинге). В настоящий момент ему очень нужен яркий контакт с мамой.
  4. Не нужно забывать пополнять энергию! Непростое время забирает у нас больше сил, а это означает их необходимо чаще пополнять, чтобы без расходов и лишних нервов пережить следующий кризис.
  5. Замените обстановку. Если имеется возможность, езжайте с семьей на природу, встречайтесь с компанией друзей, тем более если у них тоже есть дети, чаще ходите на площадки для детей, знакомьтесь с новыми людьми и показывайте ребенку мир. Многие наоборот запирают себя в четырех стенах, полагая, что с подобным капризным ребенком никуда не выйдешь, однако это полностью ошибочно! За границами Вашего дома довольно интересно, и ребенка это отвлечет от его проблем, а вы развеетесь — в настоящий момент вам это нужно как никогда.

Теперь можно сказать все секреты, как узнать скачки роста и одолеть трудности, которые связаны с ними! Ничего тяжелого, правда ведь?

Но имеются родители, которые понятия не имеют ни о каких кризисах и постоянно недоумевают, расходуют собственные нервы, а то и деньги на докторов, предполагая, что с ребенком что-то не так… Покажите данную статью друзьям — пускай они тоже будут в теме!

Кризис ребенка до года, 2, 3, 4-5, 6-7 лет. Календарь кризисов

Необычный «переходной возраст» у детей начинается с самого рождения и длится аж до 7 лет. Ежегодно сопровождается новыми явлениями в психике ребенка, он учится справляться с новой информацией и чувствует окружение на надёжность.

Психологическое развитие ребенка младенческого возраста.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В данный этап целиком возникают все способности чувствовать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче.

Учится распознавать отдельные объекты, запоминает голоса папы и мамы, учится улыбаться, хмуриться, применять возникающие зубки – в общем, так создается его базис как полноценной личности.
Одновременно с ростом ребенка растет и его мозг. Возникают новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, аналогичным образом, обучается чему-то прежде малоизвестному.

Есть несколько говоря иначе скачков развития, в которые ребенок растет психически. Это не связано с возникновением у него зубов, подрастанием на пару миллиметров или прочими внешними проявлениями роста.

Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием большинства младенцев, выделили конкретные недели подобных скачков и расписали, что собственно в них происходит.
Например, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает смотреться абсолютно иначе. Вообразите, что как то вы проснулись, а планета стала смотреться иначе.

При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их назначением. Другими словами вы не можете сказать, что вот это шкаф, так как в середине него одежда, хоть он и смотрится необычно.

Нет, для вас вся планета – новая, вы не можете себе представить, что происходит, куда делось все обычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет волноваться в подобной ситуации.

Вот и младенцы, у которых только что перевернулся весь мир, становятся капризными.
Каждый скачок развития отличается очень высокой плаксивостью. Это многих беспокоит родителей: кто-то думает, что их ребенок вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел. Ребенку же просто нужно большое внимание мамы.

Он только что узнал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать немножко побольше, чем мог до этого. Это не увлекательно, ребенок еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это достаточно проблематично.

Дети пугаются подобных открытий и подсознательно тянутся к единственному, что в нашем мире осталось обыкновенным и постоянным – к маме.

Сколько скачков развития бывает у младенцев?

В первые полтора года скачков выделяют десять. Ни один ребенок без пороков развития не может избежать подобных фаз роста и капризности.

Если даже у вас самый умеренный ребенок в мире, в период нового скачка он будет сильнее тянуться к маме, больше хныкать и вести себя в общем «плохо». В первые недели жизни фазы быстро чередуются, по этой причине можно думать, что характер у ребенка капризный и тревожный, а когда ребенок подрастет, окажется, что он вообще флегматик.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит так:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – изыскание и использование новых способностей, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – динамичное развитие следующего скачка.
  4. Тучки – очень не простые недели.

1 скачок. 5 неделя.

Усовершенствованный вещественный обмен и органы чувств; самая большая видимость возрастает с 20 до 30 см; возникает улыбка и слезы.

  • уделять большое внимание;
  • больше физического контакта;
  • лучше, чтобы он спал не один; давать возможность ребенку осматривать то, к чему он проявляет интерес; при помощи смеха определить, от чего ребенок в восторге, и радовать его этим;
  • чаще разговаривать с ним;
  • делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но еще быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Ребенок начинает распознавать объекты, которые до этого воспринимал как одно целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует свою мимику; трогает и бьет игрушку (это этап подготовки прежде чем выучится хватать ее); проявляет интерес к двигающимся объектам; с радостью слушает и издает звуки.

  1. чаще восхвалять;
  2. демонстрировать ближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. изменить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).


Если ребенок отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток чувств, и он ищет покоя. Необходимо сделать паузу и дать ему расслабиться.

3 скачок. 12 неделя.

Теперь ребенок умеет выполнять плавные переходы из одного состояния тела к иному; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за индивидуальным объектом к полной панораме.

  • слушать ребенка и показывать внимание к его лепету;
  • читать ему сказки с переходом интонаций;
  • демонстрировать различные по структуре материалы и описывать их различными голосами;
  • повторить звуки ребенка – это подталкивает его продолжать развивать речевой аппарат; демонстрировать ему легкие движения.

4 скачок. 19 неделя.

Ребенок учится выполнять непростые движения (не только поймать игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только наблюдает за событиями, но и желает на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся труднее.

  1. по прежнему стимулировать,
  2. веселить,
  3. уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя.

Намного лучше координация тела; ребенок выучился понимать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

  • дать ребенку больше пространства и возможностей одолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Осознание категорий; ребенок может выделять группы предметов в одну общую (банан, морковка, слива = еда).

Когда мы можем сказать, что ребёнок первого года жизни сидит самостоятельно. Возрастная и физиологи

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и другими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка возле зеркала;
  3. именовать предметы, на которые показывает ребенок;
  4. обучать применять голос, чтобы спрашивать (спрашивать взамен него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Ребенок понимает, что такое очередность (чтобы сложить пирамидку, нужно сделать это, это и это).

  • при переодевании ребенка просить его Вам помочь;
  • пускай он сам причешется и умоется;
  • прекратить кормить с ложечки, обучать его есть своими силами.

8 скачок. 55 неделя.

Ребенок понимает задачи, другими словами то, что для достижения необходимого результата можно применять любые способы.

Первый месяц жизни. Календарь развития ребенка

  1. позволить ребенку помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет подбирать самую удобную чтобы добиться цели манеру поведения; более самостоятелен.

  • научить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры при помощи «да» и «нет»;
  • научить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Ребенок понимает понятие системы (семья, общество, либо более определенные: машина, часы); у него сформировывается совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

  1. стимулировать прекрасное поведение;
  2. показать ему разные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы позволенного.

Кризис ребенка в 2 года

Частые истерики — основной показатель, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания тут уже не работает, ребенок упирается в свою хотелку и устраивает настоящее представление.

Он может ломать игрушки, выдергивать страницы книг, драться и рушить все вокруг. Родители жалуются на неуправляемость ребенка.
Причина таких истерик прячется не в неблагоприятном воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Второстепенный эффект аналогичного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.
Ребенку нужны границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и дальнейшим эффектом. Если эффект одинаковый, ребенок спокоен и себя чувствует в безопасности.

Если же в какой-то день он сделал обычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается суета.
Границы необходимы, чтобы ребенок почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя давать возможность все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще нереально.

В 2 года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или бессмысленно.

Перед бурей

Намного лучше «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно думать и думать над трудностью, следует побеседовать с ним на равных – например, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен.

Давай ты расскажешь, что тебе необходимо, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на ребенка не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с трудностью, ведь есть у него поддержка родителей.

Логика детям абсолютно доступна, по этой причине можно будет обойтись без криков и плача.

Если истерика уже возникла

Только не уступать. Даже одно небольшое послабление даст возможность ребенку ощутить реальную власть.

В конце концов он перестанет вас уважать, себя будет чувствовать выше, и вести себя как капризный царек.
Чтобы такого не случилось, следует помнить (либо даже на бумажном носителе) четкий перечень позволенного и запрещенного. Любые требования истерики должны осуществляться или пресекаться только согласно данному списку.
Отвлечение внимания в 2 года уже не работает, а исключительно кладет решение проблемы. Лучше пробовать иные варианты.
Тон родителя должен быть спокойным. Не надо жаловаться к логике и пускаться в пространные разъяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и обычные разъяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, прекрасный вариант успокоить дитя – выйти из комнаты.

Без аудитории ребенок быстро унимается. Лучше всего, чтобы после чего он первый пошёл на контакт с вами.
Хорошо, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.

Кризис трех лет у ребенка

Тут понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и частые споры и упрямство. Ребенок готов яростно отстаивать собственные хотения.

Требования родителей делает наоборот, в лексиконе возникает довольно много «нет» и «не хочу».

Что сделать?

Нельзя потворствовать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики прекрасный вариант справиться – спокойно сказать «Мы побеседуем, когда ты успокоишься», и прекратить реагировать на ребенка.

Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте ребенку только те обещания, которые вы на самом деле исполните). Объясните, что истерики – абсолютно недействующий способ достигать собственного.
В три года дети сильно любят опровергать. По этой причине все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «В настоящий момент ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!».

Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».
Формируйте у ребенка позитивные паттерны поведения. Нахваливайте его за самодостаточность, делитесь его успехами с родней при нем же.

Кризис ребенка в 4 года

В большинстве случаев это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи именуют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет.

К истерикам здесь добавляется стремление к уединению и очень высокий эгоизм.
Появляются детские истерики в большинстве случаев в виду того, что ребенок ощущает минус внимания и хочет больше общаться. Также детям докучает проводить собственный досуг одинаковым образом.
Аналогичным образом, прекрасный способ бороться с данным кризисом – изменить обиход и развлечения ребенка. Необходимо найти ему много интересных и активных занятий, и менять их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его волнует, а поведение при этом будет таким же плохим.

Лучше всего приучить ребенка делиться собственными переживаниями и одновременно с родителями искать решения проблем.
Излишняя опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку необходима ваша помощь в решении его проблем – собственно помощь, а не единоличное решение за него.

Перекладывать его ежедневные дела на собственные плечи тоже не надо, развивайте самодостаточность.
Физические наказания недопускаются, но вполне можно уменьшить ребенка в развлечениях.

Кризис ребенка в пять лет

Главный явный признак кризиса – ребенок начал выдумывать много небылиц, у него возможно появятся воображаемые друзья. Не следует бранить за ложь, так как это необыкновенное проявление фантазии.
Менее заметный признак кризиса проходит в середине ребенка: он сильно хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет кинуть игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли.

В то же время ребенок остро нуждается в контакте с детьми его возраста.

Младенчество. Кризис первого года. Этапы детского развития.

Что сделать?

Если ребенок так страстно хочет ощущать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях беседовать на равных. Необходимо дать ему возможность исполнять конкретные несложные обязанности по дому.

Причем, нужно объяснить, что это собственно обязанность, а не каприз: задание придется исполнять регулярно.
Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Конфиденциальные разговоры со временем выявят причину его скверного настроения и закрытости. Важно уметь утешать и развеивать страхи ребенка.

Например, в 5 лет уже возникает страх смерти близких, или своей. Если у вас нет уверенности, что управитесь с разъяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.
Не ведите туда ребенка, сходите сами и просто узнайте, что говорить, и как себя вести при подобных опасениях со стороны чада.

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис возникает в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он оказаться может психологически не готов.
В шесть лет дети делятся на 2 типа:

  • Готовы к обучению, любят узнавать новое. Дома им тоскливо, хочется новых знакомств, знаний, эмоций. В данном варианте школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это чрезмерно ранний возраст, чтобы идти в школу. Может быть, стоит обождать до семи.

Что сделать?

Дайте ребенку больше свободы выбора там, где он себя чувствует в собственной тарелке. Пускай дома сам подбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пускай решение поздравлять кого-то с днем рождения станет его своим, а не так как «нужно».

Необходимо убедиться в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В другом случае в последующей жизни он будет бояться приниматься за что-нибудь новое.

Кризис ребенка в 7 лет

Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя абсолютно не так, как вел до недавнего времени. Был спокойным – стал слишком активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так дальше.

Он начал изучать собственное влияние на устройство мира, по этой причине игрушки часто могут поломаться, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

Что сделать?

Если ребенок забыл что-то приготовить к школе, уложить какую нибудь вещь или доделать урок, ни вкоем случае не делайте это за него. Родитель теперь делает направляющую роль.

Укажите ребенку на погрешность и дайте самому разбираться с ней.
Как последствие, ограждать ребенка от ошибок обычной жизни тоже не надо. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и дайте самому разбираться с получившейся информацией.
Одобрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент удался хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете собственно на хорошем.

Чрезвычайно важно концентрировать ребенка на успехе взамен неудачи, это даст крепкий позитивный толчок в последующей жизни.