Понятие и классификация социального конфликта

Любой человек на протяжении собственной жизни много раз сталкивается с
конфликтами различного рода. Мы хотим чего-то добиться, но цель оказывается
тяжело достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли добиться цели которую мы желаем.

А окружающие — будь то близкие люди или те, с кем вы вместе работаете, считают, что вы лично виноваты в своей неудаче. Либо цель была вами ошибочно сформулирована, либо средства ее достижения подобраны плохо, либо вы не смогли оценить правильно получившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали.

Появляется обоюдное непонимание, которое понемногу перерастает в возмущение, создается атмосфера неудовлетворения, социально-психологического напряжения.
Расхождение во мнениях легко преобразуется в групповой и личностный инцидент, который в конце концов получает какое-то разрешение.
Конфликты между индивидами очень часто базируются на эмоциях и личной неприязни, тогда как межгрупповой инцидент в большинстве случаев носит безликий характер, хотя возможны и вспыхивания личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс тяжело остановить. Это можно объяснить тем, что инцидент имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первое.
Как выйти из получившейся ситуации?
Чтобы найти единственное решение этой задачи очень желательно знать, что такое инцидент, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как позволяется.
Понятие и классификация социального конфликта
Инцидент-столкновение отдельных людей, социальных групп, обществ, которое связано с наличием противоречий или разных интересов и целей. Инцидент собой представляет форму отношений между субъектами социального действия, мотивировка которых вызвана противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностью.
Причинысоциального конфликта: 1) сосуществование не менее двух групп в единой социальной реальности, так как инцидент считается взаимным действием и выполняется между индивидами; 2) наличие объекта конфликта, т.е. того, относительно чего спорят стороны; 3) нужно, чтобы стороны стремились к выгоде, а ее достижение означало бы нанесение ущерба оборотной стороне; 4) совершаемые сторонами действия обязаны быть направлены на достижение несовместимых и исключающих друг друга целей; 5) стремление сторон осуществить собственные интересы с применением силы.
Инцидент считается таким социальным процессом, который ведет не только к разобщению, но и к сплачиванию людей, к поддержанию стабильности общества. Этому помогают функции конфликта:
• образование социальных групп и поддержание целостности их границ;
• становление и поддержание носителей стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений;
• создание и поддержание баланса между противоборствующими сторонами;
• стимулирование создания новых форм социального контроля;
• создание новых социальных институтов;
• получение информации о социальной реальности, ее минусах и плюсах;
• социализация и привыкание определенных индивидов. Результатыконфликтных ситуаций (позитивные):
а)решение проблемы, удовлетворяющее все стороны, что помогает улучшению отношений между людьми;
б) стороны размещены к партнерству, а не к противостоянию, какое может привести в последующем к конфликтам.
Если не найдено верного решения или выхода из конфликта, то появляются отрицательныерезультаты:
• рост текучести кадров, снижение продуктивности;
• меньшая степень партнерства в дальнейшем;
• непродуктивная конкуренция и распадение группы.
• представление об оборотной стороне как о «враге» и положительная оценка только собственных целей;
• сворачивание взаимного действия между конкурирующими сторонами;
• придание большего значения «победе» в конфликте, а не решению проблемы.
Сознание существующих конфликтных ситуаций должно предусматривать их классификацию. В ее основу можно уложить различные признаки:сфера, объект, субъект, результативность, содержание. Сферой разворачивания конфликта может быть экономика, политика, культура.

В зависимости от сферы протекания конфликта можно поставить по поводу чего он появляется – по поводу ресурсов, власти или интерпретации культурных норм. В данном варианте появляются экономические, политические, межкультурные конфликты.
В необходимости от результатаможно отметить два типа конфликтных ситуаций: • практичный– противоречие, ведущее к сплочению и повышению эффективности деятельности организации; • дисфункциональный– противоречие, приводящее к уменьшению личной удовлетворенности, группового партнерства и эффективности организации.
В зависимости от субъектов,вступающих в инцидент: • внутриличностный– противоречия, появляющиеся у самой личности по поводу несовместимости разных потребностей, ценностей, установок, мотивов; -межличностный– столкновение личностей с несовместимыми чертами характера, взглядами и ценностями; • между личностью и группой– разногласия между позициями и ожиданиями личности и группы; • межгрупповой– противоборство разных групп по поводу ценностей, удовлетворения потребностей, ресурсов.
Классификация конфликтных ситуаций по поводу того, по поводу чего он появляется.
• инцидент по поводу человека (ребенок в семейных спорах);
• инцидент вокруг имущественных ценностей (собственность, условия и зарплата );
• инцидент вокруг умственной собственности:
• инцидент вокруг дорогих объектов, способных принести выгоду (элитная должность, за которую борются несколько претендентов);
• конфликты, которые связаны с набожной верой (противоречия в толковании догматов);
• конфликты по поводу нарушения представлений о справедливом вознаграждении.
По собственному внутреннему содержаниюсоциальные конфликты могут быть правильным или эмоциональными:
1) рациональный инцидент – это противоречия охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры.
2) эмоциональный инцидент – это отношения противоборства, характеризующиеся переносом внимания с причины конфликта на его участников и личной их неприязнью.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента очень важное не сдать экзамен, а своевременно припомнить о нем. 10609 —

| 7803 —

или читать все.

Урок 1. Что такое инцидент: виды, типы и формы конфликтных ситуаций

Конфликты считаются важной частью человеческие жизни в обществе и его взаимного действия с другими людьми. Конфликты появляются везде и могут стеречь любого из нас где угодно: на работе, на работе, в школе или институте, в магазине или городском транспорте, и даже в дома. Способность узнавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их считается довольно существенным навыком для каждого человека.

В дальнейших уроках представленного тренинга по конфликтологии мы, разумеется, детально побеседуем на тему причин появления конфликтных ситуаций и анализа их стратегий, а еще подробно затронем вопросы конфликт-менеджмента, предупреждения и устранения конфликтных ситуаций. Однако перед тем как приступить к этим более серьёзным темам, нам необходимо разобраться с тем, что вообще собой представляет инцидент, какие есть разновидности конфликтных ситуаций и чем они отличаются.
Оглавление урока:

Что такое инцидент?

Термин «инцидент» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». В большинстве случаев, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые появляются во время человеческого взаимодействия между собой.

Как процесс, инцидент состоит в противодействии друг дружке участников этого социального взаимного действия, и сопровождается негативными эмоциями, которые очень часто выходят за рамки обще-принятых норм и параметров. В психологической науке под конфликтом знают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей).

Наука, занимающаяся изучением конфликтных ситуаций, именуется конфликтологией.

Отношение к понятию «инцидент»

Практически во всех случаях считается, что инцидент считается событием исключительно отрицательным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, иначе говоря что-нибудь такое, чего всеми силами стоит пытаться остерегаться. Также представители более первых школ менеджмента говорили, что инцидент собой представляет признак плохого управления организацией и критерий её неэффективности. Но, наперекор этому, многие современные профессионалы в области менеджмента все больше склоняются к тому мнению, что определенные виды конфликтных ситуаций не только могут происходить, но и желательны даже в очень эффективных организациях, где отношения служащих достойны самых лучших оценок.

Одно, что тут нужно – это выучится управлению конфликтом.
У конфликта, как и у любого социального явления, есть не только своё обозначение, но и собственные признаки. И данный вопрос считается очень важным и подлежит отдельному рассмотрению.

46 Социальный конфликт

Признаки конфликта

Первый признак конфликта – БИПОЛЯРНОСТЬ
Биполярность, также именуемая оппозицией, считается вместе с тем противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Впрочем сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении.
Второй признак конфликта – АКТИВНОСТЬ
Активность тут понимается как сопротивление и борьба. Для появления активности нужен импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации.
3-ий признак конфликта – СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА
Субъект конфликта считается активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а еще оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, со своей стороны, зависит уже от его интересов. Классически, субъекты конфликта выделяются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным.

4.6 Социальный конфликт и пути его решения �� ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуля

Противоречие может быть источником конфликтов только тем людей, которые обладают конфликтным мышлением.
Дальше мы будем рассматривать классификацию конфликтных ситуаций и побеседуем о том, какие есть их виды и формы.

Виды конфликтных ситуаций

Классификация конфликтных ситуаций по действию на деятельность группы или организации

По действию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивные (рабочие) конфликты – это конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и помогающие развитию отношений между субъектами конфликта. В основном, выделяются следующие пару практичных последствий конфликтных ситуаций:

  • Инцидент позволяется путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона себя чувствует причастной к разрешению проблемы;
  • Решение, принятое вместе, реализовывается очень быстро и легко;
  • Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком хорошего партнерства во время решения проблемных вопросов;
  • Если инцидент возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего намного меньшую должность, есть страх объяснять собственную точку зрения, если она разнится от той, которую имеет люди с довольно высоким статусом;
  • Отношения между людьми становятся лучше;
  • Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к негативным последствиям.


Пример: Великолепный пример конструктивного конфликта – обыкновенная рабочая ситуация: начальник и подчинённый не могут договориться относительно какого-нибудь вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником собственного мнения, находится компромисс, и начальник и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимному действию между субъектами конфликта. Дисфункциональными результатами конфликтных ситуаций являются такие:

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к позитивным отношениям и партнерству;
  • Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неправильной, а своей собственной – исключительно как верной;
  • Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимного действия со стороной оппонента;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте намного важнее, чем найти общее решение;
  • Скверное настроение, отрицательные эмоции, ощущение неудовлетворённости.


Пример: Для примера неконструктивного конфликта можно именовать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.

Классификация конфликтных ситуаций по содержанию

По содержанию конфликты могут быть реалистическими и нереалистическими.
Реалистические конфликты – это конфликты, которые вызывает неудовлетворение четких требований участников либо же несправедливое, согласно мнению одной из сторон, распределение между участниками конкретных положительных качеств. В основном, такие конфликты направлены на достижение определенного результата.
Пример: конфликты с властями бывших заложников Норд-Оста и близких людей погибших из-за причины неисполнения государством конкретных требований.
Нереалистические конфликты – это конфликты, целью которых считается определенное выражение негативных впечатлений, враждебного настроения или обид, иначе говоря инцидент тут и считается основной целью.
Пример: убийство одним человеком иного из-за причины того, что первый считает, что тот, второй, виновен в его проблемах и неприятностях; теракты без изъявления четких требований.

Классификация конфликтных ситуаций по характеру участников

По характеру участников конфликты делятся на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Внутриличностный инцидент – появляется в случае, когда нет гармоничности между разными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, к примеру, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностью и т.д. Например, внутриличностный инцидент, который связан с работой человека, может выражаться в разных формах.

Но во многих случаях это форма ролевого конфликта – когда различные роли человека просят от него исполнения самых многообразных требований.
Пример: Человеку, являющемуся примерным семьянином, нужно вечерами находиться дома, но занимаемый им пост начальника заставляет его часто задерживаться на работе вечерами. Внутриличнсотный инцидент тут обусловлен рассогласованием собственных потребностей и требованиями его деятельности.
Межличностный инцидент – считается наиболее распространённым типом конфликта. В самых разнообразных ситуациях он может возникать по-разному.

Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые считаются субъективными причинами, но еще и объективные причины, причём, непосредственно они лежат в основе межличностных конфликтных ситуаций очень часто.
Пример: Одной из очень распространенных причин межличностных конфликтных ситуаций считается ограниченность каких-нибудь ресурсов, например как рабочая сила, производственные площади, оборудование, финансовые средства и различные очень нужные блага. К примеру, один человек считает, что более всего ресурсы необходимы собственно ему, а не кому-нибудь иному, В то время, как этот другой считает точно также.
Инцидент между личностью и группой – представленный инцидент возникает в том случае, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.
Пример: Инцидент между личностью и группой воочию отображается на примере конфликта между подчинёнными и руководителем, который придерживается авторитарного стиля руководства; также аналогичные конфликты можно наблюдать в молодёжных тусовках, где один из членов тусовки вдруг повёл себя не по законам «стаи».
Межгрупповой инцидент – это инцидент, появляющийся между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Примечательно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в разные сплочённые сообщества.

Впрочем эта сплочённость очень часто пропадает тут же после того, как достигнут требуемый результат.
Пример: Межгрупповой инцидент может появиться между работниками какого-нибудь подразделения организации и её администрацией, к примеру, из-за причины внезапного увольнения служащих; идентичная ситуация очень часто встречается между оппозиционными политическими партиями или духовными конфессиями.

Классификация конфликтных ситуаций по специфике разных сторон и условий развития конфликта

По специфике разных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.
Внутренние конфликты – отличаются взаимным действием 2-ух или нескольких разных субъектов в середине какого-нибудь сообщества или группы людей.
Пример: Великолепным примером внутреннего конфликта выступит внутриклассовая борьба, к примеру борьба за лидерство.
Наружные конфликты – собой представляют взаимное действие конрастов , которые относятся к самым разнообразным объектам (группам, классам и т.д.).
Пример: Как пример внешнего конфликта можно именовать противостояние человека и стихий природы или борьбу организма со средой из вне.
Антагонистические конфликты – одни из наиболее остро протекающих конфликтных ситуаций, т.к. являются взаимным действием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень популярно в медицине и биологии – может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарственных средств, ядов и т.п.

Более того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.
Пример: прекрасным примером антагонистического конфликта считается война, рыночная конкуренция, революция, спортивное соревнование и т.п.
Кроме этого сказанного выше, правильное сознание и интерпретация конфликтных ситуаций, а еще их функций, свойств, сущности и последствий нереально без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтных ситуаций на основе выявлений их сходств и различий и возможностей их проверки на идентичность с общностью основных отличий и признаков.
Чтобы есть возможность подобрать адекватный метод воздействия на инцидент и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), нужно типизировать конфликты по их важным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.
Собственно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтных ситуаций. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимного действия выделяется по определённым признакам.

Типы конфликтных ситуаций по способу разрешения

По способу разрешения конфликты делятся на насильственные и ненасильственные.
Насильственные (антагонистичные) конфликты – считаются такими способами разрешения противоречий, в которых происходит разрушение структур всех субъектов конфликта либо же отказ всех субъектов, не считая одного, от участия в конфликте. В конце концов и выигрывает тот субъект, который остался.
Пример: Замечательный пример насильственного конфликта – это выборы органов власти, жёсткая дискуссия, дебаты и т.п.
Ненасильственные (компромиссные конфликты) – это конфликты, допускающие пару вариантов разрешения ситуации при помощи обоюдного изменения целей субъектов конфликта, условий взаимного действия, сроков и т.п.
Пример: Как пример компромиссного конфликта можно именовать очередную ситуацию: обязавшийся поставить сырьё для изготовления поставщик, не делает в назначенный срок собственные обязателства. В данном варианте изготовитель вправе "настойчиво попросить" от поставщика выполнения оговоренного графика, впрочем сроки доставок могли поменяться по каким-то уважительным причинам.

Обоюдная заинтересованность двух сторон дает возможность им провести беседы, поменять первый график и найти компромиссное решение.
Следующая классификация, которую мы будем рассматривать, устанавливается сферами проявления конфликтных ситуаций. Сферы же, со своей стороны, могут быть весьма разные – это и политика, и убеждения людей, и социальные отношения, и экономика и многое иное.

Побеседуем о самых популярных из них.

Типы конфликтных ситуаций по сферам проявления

Политические конфликты – собой представляют столкновения на почве борьбы за власть и распределения властных полномочий.
Пример: Примером политического конфликта может послужить противостояние 2-ух и более политических партий.
Социальный инцидент – считается противоречием в системе человеческих взаимоотношений. Эти противоречия выделяются усилением интересов разных субъектов, а еще течений индивидов и социальных групп.

К социальным конфликтам относятся как чисто социальные, так и социально-трудовые и трудовые конфликты.
Пример: Примерами социальных конфликтных ситуаций являются пикеты, забастовки, митинги, войны.
Экономические конфликты – к этой группе конфликтных ситуаций относятся те конфликты, основой которых являются противоречия в области экономических интересов отдельных людей и социальных групп.
Пример: Экономическим конфликтом можно именовать борьбу за распределение собственности, сферу экономического влияния, социальные льготы или ресурсы.
Организационные конфликты – их можно рассматривать в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования деятельности человека, а еще применения принципа распределения отношений людей.
Пример: прекрасным примером организационного конфликта считается использование должностных руководств, закрепление за служащим конкретных обязанностей и прав, внедрение номинальных структур управления, наличие конкретных положений по оценке и зарплате сотрудников, а еще их премирования и т.п.
Дальше необходимо рассмотреть типы конфликтных ситуаций по направленности воздействия и по степени выраженности конфликтного противостояния.

Типы конфликтных ситуаций по направленности воздействия

По направленности воздействия отличают конфликты горизонтальные и вертикальные. Отличительной их чертой считается распределение объёма власти, находящейся на момент появления конфликтной ситуации в распоряжении субъектов конфликта.
Вертикальные конфликты – это такие конфликты, в которых объём имеющейся власти уменьшается по вертикальной оси сверху вниз, таким образом определяя разные стартовые условия для субъектов конфликта.
Пример: Вертикальным конфликтом можно именовать инцидент руководителя и подчинённого, преподавателя и студента, маленького предприятия и высшей организации и т.п.
Горизонтальные конфликты – это конфликты, в процессе которых взаимодействуют субъекты, имеющие эквивалентную по объёму власть или иерархический уровень.
Пример: Горизонтальным конфликтом как правило выступает инцидент начальников, занимающих эквивалентные посты, служащих одного уровня, потребителей и поставщиков и т.п.

Типы конфликтных ситуаций по выраженности конфликтного противостояния

По степени выраженности конфликтного противостояния конфликты могут быть спрятанными и открытыми.
Невидимые конфликты – конфликты, при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта, впрочем имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектами один на один. Невидимые конфликты возможны собственно тогда, когда один из субъектов конфликтного взаимного действия либо опасается иного, либо не имеет необходимого количества ресурсов для открытого противостояния.
Пример: Примером скрытого конфликта может послужить официальная научная полемика между учителями, за которой прячется реальная суть конфликта – борьба за авторитетный статус в обществе, к примеру, за какую-то должность в университете.
Открытые конфликты – выделяются тем, что в них есть определенное столкновение конфликтующих субъектов, т.е. споры, ссоры, склоки и т.п. Взаимное действие участников конфликта изменяется в данном варианте соответствующими положению участников и ситуации нормами.
Пример: Примером открытого конфликта смело можно назвать войну, когда две или более стороны открыто выражают собственные требования и применяют открытые методы для достижения собственных целей; раздор людей, возникшую по какому-то поводу и которая не имеет скрытых мотивов и т.п.
Очень важно распознавать конфликты и по признаку нарушенных потребностей.

Типы конфликтных ситуаций в зависимости от нарушенных потребностей

В зависимости от нарушенных потребностей отличают конфликты интересов и когнитивные конфликты.
Конфликты интересов – собой представляют противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми выступают отдельные люди, группы людей, организации и т.п.
Пример: Примеры конфликтных ситуаций интересов можно отыскать даже в обычной жизни – два ребёнка не могут разделить между собой понравившуюся им игрушку; супруги, имея один телевизор на двух, хотят смотреть в одно и то же время различные телепередачи и т.п.
Когнитивные конфликты – это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. В основном, целью каждого субъекта когнитивного конфликта считается убеждение другой стороны в том, что конкретно его позиция, мнение или точка зрения считается правильной.
Пример: Варианты когнитивного конфликта также можно повстречать очень часто – это обсуждения разных проблем, диспуты, споры, споры, в процессе которых участниками высказываются разные мнения и приводятся различные доводы в подтверждение собственной правоты.
Подытоживая разговор о видах и типах конфликтных ситуаций, необходимо заметить, что распределение конфликтных ситуаций по видам в действительности считается достаточно относительным из-за причины того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и В практических условиях, т.е. в реальности могут появляться разные комплексные виды конфликтных ситуаций, одни конфликты могут трансформироваться в прочие и т.д.

Что ещё необходимо знать о конфликтах?

История человечества, его морали, культуры, интеллекта собой представляет непрекращающуюся борьбу идей, стремлений, конкуренцию сил и интересов, соревнование. На протяжении всей собственной жизни любой человек систематично сталкивается с конфликтами различных видов. Когда человек желает чего-нибудь добиться, цель оказаться может труднодостижимой.

Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих его людей в том, что конкретно из-за них он не смог приобрести желанное. Окружающие же, со своей стороны, не имеет значение, близкие люди это, одноклассники, друзья или сотрудники с работы, могут считать, что он сам виноват в собственных проблемах и неудачах.

Форма может быть абсолютно различной, но почти всегда она приводит к непониманию, какое может перерасти в возмущение и даже противоборство, таким образом создавая напряжение и обуславливая конфликтную ситуацию.
В каждом человеке присутствуют жизненные противоречия. Людям присуще быть чем либо неудовлетворёнными, воспринимать что-то «в штыки», не со всем соглашаться.

И это все естественно, ведь такая натура человека. Впрочем эти и остальные аналогичные внутренние свойства могут стать вредоносными, если человек не в состоянии урегулировать собственную конфликтность с окружающими его людьми; если он не может дать ей конструктивную форму; если он не может держаться адекватных принципов в собственных противоречиях.
Вполне резонно сделать вывод, что конфликты неминуемы. Но, в реальности, все обстоит немного по другому.

И вовсе не все конфликтные ситуации, иногда появляющиеся между людьми, завершаются конфликтом.
Не необходимо относиться к конфликту как к чему-то опасному и отрицательному, если он считается стимулом для развития личности, подталкивает человека к работе над собой, закаляет морально и психологически, способствует сплочению с другими людьми. Но стоит пытаться остерегаться тех конфликтных ситуаций, которые обладают деструктивным потенциалом, разрушают отношения, делают состояние психологического неудобства, увеличивают замкнутость человека.

Собственно поэму чрезвычайно важно уметь узнавать любые предпосылки конфликтных ситуаций и уметь предупреждать появление ненужных конфликтов.
Быть способным узнавать и предупреждать конфликты – это означает, обладать культурой общения, уметь обладать собой, выражать почтение к личности остальных людей, использовать разные методы воздействия на них. Ничто не может в такой сильной мере посодействовать устранению разного рода недоразумений, как грамотное, цивилизованное общение, которое в себя включает знание простых способностей этикета и способность обладать ими, а еще способность ставить и поддерживать успешный контакт, производить свой личный стиль общения и взаимного действия с окружающими.
Если вы попали в непростую, противоречивую ситуацию, важнее всего контролировать своё поведение и вести себя социально правильно. Если конфликтная ситуация основывается на переживаниях и эмоциях, то малоприятные чувства от неё могут оставаться ещё весьма и весьма долго.

Из-за этой причины необходимо учиться управлять собственными эмоциональными состояниями, контролировать своё поведение и реакции. Всегда необходимо быть настроенным на стойкость и уравновешенность собственной нервной системы.
УПРАЖНЕНИЕ: В качестве одного из самых эффективных способов работы с собственной психикой можно привести самонастрой на состояние спокойствия. Реализовать его очень легко: сядьте в компактное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и какое то время попытайтесь ни о чём не думать.

После четко и не спеша произнесите про себя несколько фраз, настраивающих вас на самообладание, выдержку, состояние спокойствия. Стремитесь к тому, чтобы ощутить, как вами овладевает уравновешенность, вы становитесь более жизнерадостным, ощущаете приток сил и приятное настроение; вы очень хорошо себя чувствуете физически, морально и психологически.

Частое выполнение этого процедуры даст возможность вам стать намного стойким к эмоциональным нагрузкам любой интенсивности.
Отметим, что представленный урок считается скорее теоретическим, чем практическим, т.к. нашей задачей было познакомить вас с тем, что такое инцидент вообще и представить классификацию конфликтных ситуаций. Из следующих уроков нашего тренинга по конфликтологии вы сумеете получить не только массу теоретической информации, но и выяснить много практичных советов, которые сумеете немедля применить В практических условиях.

Необходимо проверить собственные знания

Если у вас есть желание проверить собственные знания по теме данного урока, можете пройти маленькой тест, который состоит из нескольких вопросов. В любом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматично переходит к следующему вопросу.

Социальный конфликт и пути его разрешения �� ЕГЭ — обществознание. Подготовка без репетитора

На получаемые вами баллы оказывает влияние безошибочность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Нужно обратить внимание, что вопросы каждый раз различные, а варианты мешаются между собой.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам нужно включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение длительного времени, значит настройки вашего браузера не дают возможность нашему порталу полностью работать.

Классификация социальных конфликтных ситуаций

Одно из наиболее всеобъемлющих и лежащих на поверхности оснований спецификации конфликтных ситуаций — разграничение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения социальные конфликты разделяют на:
1. Личностный (внутриличностный) инцидент — конфликты, происходящие в середине личности. В себя включают состояние неудовлетворения происходящими в жизни некоторыми событиями, которые оказали влияние на снижение самооценки, угнетение эмоционального состояния, вызванного негативными переживаниями, психологическим стрессом, основанном на сомнениях истинности принципов, которыми руководствовалась личность.
Этот инцидент относится к чисто психологическим конфликтам, однако при конкретных условиях будет катализатором для появления напряжения в социальной группе, если индивид будет искать исток собственного внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный инцидент — это столкновение между отдельными индивидами одной группы или нескольких групп. Конфликты данного типа могут появляться по самым незначительным поводам и в разных областях общественной жизни: бытовой, экономичной, политической, набожной, культурной.

Примером такого конфликта служит обозначение лидерства между студентами группы.
Причины появления подобных конфликтных ситуаций могут носить справедливый характер, т.е. не зависеть от воли и сознания людей, и необъективный, который зависит от человека;
финансовый и безупречный, временный и постоянный.
Инцидент между индивидами может появиться как на материальной основе, так и из-за несхожести характеров.
3. Межгрупповой инцидент — определённое число индивидов, образующих группу способны вести планированные действия, вступают в инцидент с иной группой, в которую не входят индивиды из первой группы. Это очень востребованный инцидент: при нем индивиды, пытающиеся влиять на остальных, в основном, пытаются привлечь к себе приверженцев и создать группу, облегчающую действия в конфликте.
Яркими примерами проявления такого конфликта, отягощенного враждебностью и сопровождаемого настоящими побоищами являются стычки между фанатичными болельщиками разных футбольных и хоккейных клубов, разборки между преступными группировками, между верующими, исповедующими различные религии.

  • 4. Инцидент принадлежности — данный вариант конфликта является одним из самых главных. Он отличается двойной принадлежностью индивидов, т.е. когда одни индивиды образовывают группу в середине другой, большей группы или, когда индивид одновременно делит взгляды 2-ух конкурирующих групп, преследующих одну цель. Часто популярный пример, индивид дружит с 2-мя компаниями, между которыми завязуется инцидент, и индивид не знает, чью сторону принять. Или еще 1 пример, когда один из супругов заводит себе амурные отношения на стороне (вне брака).
  • 5. Инцидент со средой из вне — в основе этого конфликта лежит давление снаружи, которое ощущают на себе индивиды, состоящие в установленной группе со стороны культурных, административных, экономических и политических норм и правил. Самым прекрасным примером такого конфликта считается наличие в обществе субкультур. К примеру, «эмо», «готы». Общество в своем большинстве не принимает их стиль одежды, не понимает идеологию и не делит их ценностей.


По собственному внутреннему содержанию отличают два типа конфликтных ситуаций:

  • 1. Рациональные конфликты — это такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, бизнес партнерства, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Еще эти конфликты свойственны и для области культуры, когда люди хотят освободиться от старых верований, учений и предрассудков.Характерной спецификой рациональных конфликтных ситуаций считается то, что участники конфликта не переходят на личностный уровень и не образовывают в собственном сознании образ врага. Скорее они испытывают почтение к сопернику, признают за ним права на определенную долю истины. Потому как две стороны конфликта хотят попасть в основном к одной и такой же цели — улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей, такие конфликты не могут быть острыми и затяжными. Инцидент становится позволенным, когда устраняется преграда для достижения намеченной цели.
  • 2. Эмоциональные конфликты — при этом типе забывается первоначальная причина конфликта и враждебность участников очень часто переходит с причины на личность. Появляется собственная вражда.


Развитие эмоционального конфликта предсказать весьма тяжело, и практически во всех случаях они не поддаются управлению. Часто такой инцидент может закончиться после возникновения в ситуациях новых людей либо даже новых поколений. Однако подобные конфликты как государственные, религийные могут передавать эмоциональный настрой и иным поколениям.

В данном варианте инцидент продолжается слишком долгое время.
По направленности конфликтного взаимного действия знают горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты.
Отличительной чертой подобных конфликтных ситуаций считается распределение власти, которой обладают соперники в начале конфликтных взаимных действий.

  • 1. Горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой (руководители одного уровня, равносильные подчиненные между собой).
  • 2. Вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой (руководитель — подчиненный, высшая организация — предприятие, родоначальник — небольшое предприятие).
  • 3. Смешанные — в которых представлены и те, и остальные.


Самые популярные вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70—80% от всех конфликтных ситуаций.
По источнику появления:

  • 1. Честно обусловленные — вызванные объективными причинами, удалить которые можно, только изменив объективную ситуацию.
  • 2. Субъективно обусловленные — связанные с личностными характерностями конфликтующих людей, а еще с ситуациями, которые делают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

  • 1. Открытые — при таких конфликтах мотивы ясны и конфликтующие стороны их не прячут. Для них отличительны четко выраженная столкновения оппонентов: ссоры, споры. Взаимное действие изменяется нормами, соответствующими ситуации и статусу участников конфликта.
  • 2. Закрытые — при таких конфликтах истинные мотивы прячутся, отсутствуют наружные агрессивные действия между конфликтующими сторонами, однако при этом применяются косвенные способы воздействия (действия исподтишка). Требованием этого считается то, что один из участников конфликтного взаимного действия опасается иного, либо же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.
  • 3. Стихийные — т.е. появившиеся неожиданно, внезапно.
  • 4. Инициативные — т.е. заблаговременно планированные или же просто спровоцированные.

  • 1. политический — инцидент с органами власти, инцидент зависимости и политической подчиненности;
  • 2. идеологический — на основе различных идеологий; 3.конфессионный — религиозный, между представителями различных религий или в середине одной конфессии из-за разницы взглядов на одну и туже проблематику;
  • 4. национально-этнический — между разными нациями, между нациями и органами власти;
  • 5. социально-культурный — на основе разной оценки нравов, устоев, обычаев;
  • 6. бытовой;
  • 7. домашний.


По продолжительности протекания конфликты могут быть:

  • 1. Непродолжительные — очень часто являются следствием обоюдного непонимания или ошибок, они очень быстро осознаются. Например, инцидент между начальником и подчиненным при выяснении и устранении непонимания может быть погашен за один рабочий день.
  • 2. Затяжные — появляются если есть наличие глубоких противоречий, к примеру, государственные конфликты очень часто длятся веками.


Продолжительность конфликта зависит от могущества сторон и сил, прилагаемых для уничтожения или ограничения влияния соперников.
По способам урегулирования конфликтных ситуаций:

  • 1. Антагонистические — они сопровождаются неуступчивостью и непримиримостью сторон.
  • 2. Компромиссные — допускают разнообразные варианты преодоления разногласий, в том числе допускают сближение взглядов, интересов и целей.


Инцидент может быть разрешен полностью или частично, или привести к партнерству участников конфликта.

Классификация, варианты и результаты социальных конфликтных ситуаций

Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

Человек с самого рождения находится в середине социума, который оказывает на него многоплановое влияние.
Он прикрепляется к разным социальным группам, соотносит собственное мнение с мнением остальных людей и понемногу развивается как личность.
Но в которых есть люди, там есть и социальные конфликты, завязанные на несовместимости мнений как отдельных людей, так и конкретных групп.
Можно привести много примеров социальных конфликтных ситуаций, которые, не зависимо от особенности, неизменно становятся толчком к изменениям и развитию.
Как избежать педагогических конфликтных ситуаций? Узнайте про это из нашей публикации.

Что это такое: понятие

Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

Слово «инцидент» с латыни в переводе значит «столкновение».
Есть очень много видов конфликтных ситуаций, к примеру политические, юридические, экономические, социальные.
Социальный инцидент — это столкновение 2-ух и более сторон, обусловленное наличием между ними остро выраженных противоречий, например как несовпадение взглядов, целей, интересов.
Социальные конфликты могут иметь разный масштаб: в качестве сторон конфликта выступают как отдельные люди, так и разномасштабные социальные сообщества.
Наиболее существенные соц. конфликты могут привести к военизированным столкновениям, гражданским войнам, революциям.

Причины возникновения

Главные причины и истоки появления социальных конфликтных ситуаций:

    Расхождения в идеологии и во мнениях сторон в общем. Мнение одного человека (или социальной группы) относительно конкретных ситуаций может кардинально различаться от мнения иного человека (или остальной социальной группы). Например, мужчина имеет мягкие либеральные, частично профеминисткие взгляды, а его отец — ярый консерватор, который уверен, что женщине место где нибудь между кухней и комнатой для ребенка.
    Если отец попытается навязать сыну свои взгляды относительно организации отношений с женщинами, это может стать толчком для развития конфликта.

Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

  • Отличия в восприятии целей; наличие у одной стороны целей, которые выделяются от целей, преследуемых оборотной стороной. Особенно большая вероятность появления конфликта в случае если достижение цели одной стороной автоматично лишает обратную сторону возможности удовлетворить собственные потребности и добиться своей цели.
  • Общественное и финансовое неравенство. Известная причина развития разномасштабных социальных конфликтных ситуаций. Если какая-то одна сторона будет считать, что к ней отнеслись незаслуженно и ее потребности оставили без внимания, а оборотная сторона, напротив, получает даже более, чем ей необходимо, инцидент неизбежен. Борьба с социальным и экономическим неравенством лежит в основе большинства движений и идеологий.
  • Прочие причины. Разные логические ошибки, недоразумения также могут стать основой конфликта. В данных случаях одна или несколько конфликтующих сторон по какой-то причине ошибочно трактовали конкретные события, действия, поведение либо получили неполную или заранее ошибочную информацию.
  • Причины социальных конфликтных ситуаций — это их фундамент, опора, то, что выполняет инцидент таким. При этом не путайте причины с поводом.
    Повод — это необычный пусковой крючок, который активирует противостояние.
    В качестве повода как правило выступает что-нибудь (ситуация, мероприятие), что может переполнить чашу терпения одной или нескольких сторон конфликта. При этом сама пусковая ситуация как правило не работает, если причины конфликта отсутствуют.
    Что такое социальный инцидент? Узнайте из видео:

    Как определить характер человека по внешнему виду? Читайте про это тут.

    Классификация

    Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

    Конфликты делятся по:

    1. Причинам возникновения. Есть субъективные и объективные причины развития конфликта. Объективные причины появляются при отсутствии контроля со стороны индивидуума, а субъективные контролируются им в той либо другой мере и связаны связаны с его личностью, характером, преимуществами, целями и интересами.
    2. Уровню открытости. Конфликты разделяют на закрытые и открытые. Под открытыми конфликтами имеются в виду ситуации, когда стороны напрямую выражают свое возмущение: ссорятся, оскорбляют оппонентов, спорят, прибегают к насилию.

    Закрытые конфликты не всегда видны находящимся вокруг, в них используются непрямые способы воздействия.

    Положению конфликтующих сторон. Если одна сторона конфликта занимает очень высокое положение и имеет больше власти, чем иная, такие конфликты называются вертикальными. Если же враждуют стороны, участники которых в общем равны между собой, такой инцидент считается горизонтальным. Исходя из этого, к вертикальным можно сравнить инцидент между родителями и несовершеннолетними детьми, между педагогом и учеником, между начальником и подчиненным и так дальше, а горизонтальные конфликты в большинстве случаев затрагивают взаимоотношений в коллективах.

    Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

  • Составу сторон. Если инцидент не имеет отношения к несовпадениям идеологии или мнений, а участники не имеют отношения к разным идеологическим сообществам, такой инцидент именуется межличностным. К групповым относятся конфликты, в которых стороны принадлежат к индивидуальным социальным сообществам. Также есть политические конфликты, которые разделяют на внутриполитические и внешнеполитические.
  • Свойствам влияния на участников. Конфликты различаются по продолжительности (непродолжительные, долгосрочные), степени масштабности (глобальные, региональные, групповые, свои), выраженности.
  • Содержанию. Если в основе конфликта — субъективная вражда, которую испытывают стороны в отношении друг к другу, то такие конфликты называются эмоциональными.
  • Если же суть конфликта имеет под собой хорошую и разумную аргументацию и не связана напрямую с личной неприязнью, то это рациональный инцидент.
    Также социальные конфликты в психологии разделяют на типы:

    • социально-политические;
    • социально-трудовые;
    • социально-психологические;
    • семейно-бытовые;
    • духовно-нравственные;
    • идеологические;
    • экологические;
    • правовые.

    к содержанию ^

    Стадии развития

    Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

    Стадии развития социальных конфликтных ситуаций:

    Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

    1. Первая. Это вступительная, предконфликтная стадия, которая также разделяется на невидимый и открытый этапы. На скрытом шаге инцидент лишь начинает зарождаться, стороны осмысливают происходящее и его причины, а на открытом начинаются первые умеренные противостояния.
    2. Вторая. На начальной стадии второй стадии у сторон сформировывается стремление продолжать противостояние, возникает выраженная неприязнь. Инцидент понемногу увеличивается. На втором шаге происходит прелом: участники конфликта сопоставляют собственный сформированный образ оппонента с настоящим, и ситуация развивается в зависимости от их выводов.
    3. Третья. Это зрелая стадия конфликта, во время которой стороны предпринимают первые попытки избавится от проблемы, ищут пути для этого.
    4. Четвертая. На данном шаге инцидент пропадает полностью либо частично.


    Какие бывают негативные характерные черты у людей? Перечень вы сможете найти на этом сайте.
    Описание стадий социального конфликта в данном видео:

    Структура

    Структура конфликта включает эти элементы:

      Участники. В качестве участников выступают и отдельные люди, и конкретные социальные объединения — организации, идеологические движения, прочие общности.

    Участниками социального конфликта могут быть даже государства.

  • Предмет. Под предметом имеется в виду сама суть конфликта — противоречие, которое появилось между участниками.
  • Объект. Это определенная выгода, которую стремятся получить стороны конфликта. Это могут быть материальные блага, власть, сохранение конкретных духовных норм, достижение цели и многое иное.
  • Макросреда и микросреда. Условия микросреды и макросреды нужно иметь в виду всем участникам конфликта. Микросреда — люди, которые окружают конфликтующие стороны и с которыми те взаимодействуют, а макросреда — это социальные общности, в которые входят участники.
  • Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

    Функции и роль

    Социальный инцидент — многогранное явление, какое может приводить к непредсказуемым результатам.
    Исторически конфликты были одним из двигателей прогресса, особенно глобальные, потому как благодаря ним происходили серьезные внутригосударственные и межправительственные изменения: начинались и заканчивались войны, строились новые законы и исчезали старые, сменялись правительства.
    Малые конфликты — те, которые происходят между отдельными людьми либо относительно маленькими социальными группами, — также способны подталкивать индивидуумов, участвующих в них, на развитие или, наоборот, приводить их к деградации.
    Инцидент прежде всего:

    • позволяет участникам осознать, что между ними есть напряженность;
    • толкает их искать решение, чтобы ситуация по завершению доставила хороший результат;
    • частично ликвидирует социальную напряженность, возникшую среди участников.


    Какие позитивные характерные черты бывают? Ответ узнайте именно сейчас.

    Признаки

    Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

    Важные признаки конфликта:

    • наличие обстоятельств, которые стороны считают конфликтными;
    • присутствие несогласованности, противоречий во взглядах, целях, интересах сторон;
    • конфликтное взаимное действие участников;
    • использование разных методов давления на оппонентов (включая физическое, психическое насилие);
    • итоги конфликтного взаимного действия.


    В основном, конфликтные ситуации не приносят исключительно пользу сторонам, и многое зависит от определенного конфликта и индивидуальных свойств участников.
    Также главное не забыть учесть, что любой из участников и наблюдателей способен по-разному оценить инцидент и его итоги.

    Результаты

    Результаты конфликтных ситуаций:

    1. Конфликтная атмосфера способна серьёзно подорвать психическое состояние участников, особенно тех, у которых нет хорошей стрессоустойчивости. Это за собой влечет возникновение разных ментальных болезней.
    2. Отдельные конфликты угрожают не только психоэмоциональному, но и физическому здоровью, если его участники прибегают к физическому насилию.
    3. Также конфликты становятся основой кардинальных изменений в сообществе, приводящих к разрушению сложившихся социальных структур.


    При этом конфликты, как упоминалось прежде, имеют и положительное влияние, потому как способны принуждать участников формироваться, улучшать коммуникативные умения и эмпатию.
    Как поменять собственный характер в хорошую сторону? Советы экспертов смогут помочь вам!

    Пути выхода

    Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

    Чтобы инцидент был удачно решён, обязаны выполняться следующие условия:

    1. Все стороны конфликта должны осмыслить ситуацию, понять причины случившегося, определить, какие интересы преследуют соперники. Это даст возможность им лучше вникнуть в суть конфликта, а сознание — один из ключей к решению проблемы.
    2. Нужно, чтобы все противоборствующие группы стремились урегулировать вопросы, вызвавшие неприязнь, и возобновить мир.

    Для этого им важно согласиться интересы оппонентов и отыскать что-нибудь, что может соединить все конфликтующие стороны: общую цель.

  • Всем конфликтующим сторонам необходимо вместе искать способы для выхода из конфликта. Чтобы это было возможно, сторонам необходимо понимать суть конфликта и выражать готовность обговаривать проблемы. Разговор с оппонентами можно вести вместе или через посредников.
  • Советы, которые дадут возможность быстрее выйти из конфликта:

    1. В процессе обсуждения совместных проблем важно сосредоточиваться на определенных вопросах.
    2. Участникам конфликтующих групп нужно уменьшить психоэмоциональную напряженность оппонентов. Для этого важно отказаться от применения любых форм психологического насилия, например как игнорирование, оскорбления, обвинения, угрозы, газлайтинг, игнорирование, обесценивание проблем и потребностей оппонентов.
    3. В процессе обсуждения нужно оставаться в рамках любезности, стремиться уважать потребности и переживания оппонентов.
    4. Всем участникам важно устанавливать поиск устраивающего всех компромисса в приоритет. Это даст возможность уменьшить ущерб от конфликта и вернёт хорошие отношения между сторонами.


    О причинах и путях решения социальных конфликтных ситуаций в этом ролике:

    Варианты из истории и жизни

      Классификация, примеры и последствия социальных конфликтов

  • Пример 1. Во Франции в конце 70-х годов случилась забастовка студентов, которая связана с наличием противоречий в восприятии ценностей молодежи шестидесятых и пожилого генерала де Голля. Также студенты выступали в протест реформы Фуше, в результате которой страдало качество образования. Студенческий путч был подхвачен иными социальными группами. Руководство страны использовало боязнь народа увидеть новую революцию в собственных целях, что дало возможность сделать меньше выраженность конфликта. Через год власть в государстве сменилась.
  • Пример 2. Влияние православной церкви на современную Россию очень велико. Она давит на культуру, и на образование, и на науку, оказывает влияние на политику страны. Совсем не давно в программу начальной школы ввели предмет «Духовно-нравственная культура», при этом В практических условиях альтернативы для учащихся начальной школы, которые не имеют к религии отношения, не планировалось. Это стало причиной недовольство научной элиты страны. Знаменитые академики писали обращения к руководителям страны, давали интервью в газетах. Многие религийные активисты в ответ на это начали вести ответную борьбу.
  • Научными деятелями был предложен предмет «Натуралистическая этика», которым заменялась «Духовно-нравственная культура» для учащихся начальной школы, родители которых не имеют отношения к религии.
    Ее должен вести учитель, специализирующийся на природных науках.

  • Пример 3. В сплоченный коллектив была принята новая работница. В минимально возможное время она обрела увеличение, что насторожило ключевой коллектив и вызвало злость и обиду у тех, кто, согласно их точке зрения, заслуживал это куда больше. Участники начали по-всякому объяснять собственное возмущение: отказывались исполнять требования новенькой, открыто над ней посмеивались, оскорбляли. Чтобы решить инцидент, девушка посовещалась с боссами. Они устроили собрание одновременно с остальными работниками и в доброжелательной атмосфере обговорили конфликтную ситуацию. Полностью инцидент не был исчерпан, но отношение к новенькой начало понемногу теплеть.
  • Не обращая внимания на то, что человечество давно стремилось свести кол-во конфликтных ситуаций до минимума либо убрать целиком их возникновение, они неминуемо начнут появляться вновь и вновь, требуя от людей найти решение.
    Важно понимать их положительное влияние на общество и делать все что можно для того, чтобы плохих последствий было как можно меньше.
    Можно ли по почерку определить характер человека? Ответ вы сможете найти на этом сайте.
    Социальный инцидент — традиционный пример и понятие в данном видео: