Кризис 3 лет у ребёнка: как вести себя родителям в «царстве упрямства и капризов»?

Только родители успели обрадоваться, что ребенок выучился прекрасно беседовать, настойчиво ходит и бегает собственными ножками, понимает слово «нельзя» — как он меняется до такой степени что узнать будет совсем не просто и становится настоящим бесёнком. Капризничает, не слушается, кривляется, нарушает запреты, вызывающе себя ведёт и даже огрызается!

Те, кто знаком с психологией, в курсе, что конкретно так вырисовывается возрастной кризис 3 лет, и избежать его не удаётся никому.

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

Главная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он желает быть взрослым, даже себя чувствует таким.

Впрочем очень большое количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не ему дают выражать самодостаточность полностью. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.
Кризис трёх лет отличается следующими психическими новообразованиями:

  • первичная самодостаточность;
  • новый уровень самосознания;
  • установление межличностных контактов, выстраивание новых, очень сложных социальных отношений;
  • волевая регуляция деятельности.


Выяснить то, что происходит в этот период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она дает возможность понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт советы, как вести себя родителям, чтобы не позволить плохих последствий.
Ликбез. Детально выяснить о данном периоде можно из специализированой литературы по психологии: Выготский «Кризис трёх лет», Гуськова «Характерности кризиса 3 лет в психическом развитии ребёнка», Василькина «Что сделать, если у ребёнка кризис трёх лет?», Абросимова «Возраст строптивости.

О кризисе трёх лет», Филичева «Ребенку три года».

Причины

Главная причина, в результате которой у детей приходит кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать собственные желания и эмоция вербально. Они думают этого вполне достаточно, чтобы быть аналогичными, как взрослые: есть то, что кушают они, сидеть до темна за телевизором, браниться нехорошими словами.

Каждое действие в рамках этого небольшого домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.
Впрочем кризис 3 лет у каждого ребёнка течет по-разному. Кто-то выполняет существование домашних невыносимым — бескрайние истерики, неуправляемая враждебность, частые протесты, полное обесценивание старых правил приводят к серьёзным проблемам. У прочих проявления не очень яркие: единичные ситуации строптивости, резкая смена настроения, маленькие капризы.

Ощутимо, что кризис наступил, однако он вполне управляемый. Есть и подобные дети, у которых все проходит сглаженно и фактически неприметно.
Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.
Авторитарный стиль воспитанности
Если в семье установлены слишком жёсткие нормы, требуется абсолютное повиновение, подавляются воля и самодостаточность, это выливается в продолжительные истерики.
Излишняя родительская забота, как и авторитарный стиль воспитанности, подавляет волю и самодостаточность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и абсолютно беспомощным.

Не ему дают и шагу ступить без разрешения взрослого. В этом нет ничего удивительного, что ребенок будет подтверждать обратное, что значительно осложнит проблематичный период.
Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детсаду. Негативное воздействие на ребёнка как правило оказывает компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике.

Конфликты с другими людьми вынуждают его ещё более рьяно отстаивать собственную независимость.
Внутрисемейные отношения
Кризис усугубляется, если в середине семьи напряжённая обстановка. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их систематическая занятость на работе, заниматься ребёнком когда то.

Проблемы могут начаться после рождения второго ребенка. Появляется детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева.

В этих всех случаях встречается дефицит внимания.

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, упрощают течение кризиса.
Характер
Непрочная нервная система, излишняя впечатлительность, холерический или меланхолический вид характера — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.
Общее состояние организма
У здоровых детей кризис течет в рамках нормы. Он виден, но удерживается родителями под контролем.

Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация становится хуже, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. Если есть наличие хронических болезней, генетических патологий, физических минусов от рождения дети в большинстве случаев сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё.

По этой причине они очень часто не доставляют больших проблем.
Часто самой главной причиной кризиса 3 лет именуют адаптацию к детсаду. На самом деле, собственно в таком возрасте родители в большинстве случаев отдают ребёнка в это дошкольное учреждение.

Но имеются и такие дети, кого определяют туда намного до недавнего времени (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками.

Согласно проведённым изысканиям, в этих всех случаях к 3 годам приходит возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский садик либо нет и с какого возраста.

Признаки

Родители обязаны знать, в чём вырисовывается кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обыкновенных контекстных ситуаций. К примеру, если ребёнок отказывается вовремя ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед тем как ложиться спать, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором.

Каждый случай необходимо рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи именуют «семизвездием».
Негативизм — «Делаю назло!»
Отказываются от своих желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь благодаря тому, что инициатива исходит от взрослого. Побочная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на определенного человека.

К примеру, мама зовёт ребенка с улицы на обед. Не обращая внимания на то, что он уже сам давно проголодался и желает домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу покоряться!»
В отличии от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и дневной режим, к которым родители пытаются приучить ребенка.

Он отказывается ложиться спать в необходимое время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без разных разъяснений — очень частые признаки кризиса 3 лет. Одолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Путч (протест) — «Мне все наскучило!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Впрочем путч — наиболее страшный из них. Во-первых, в себя включает и негативизм, и строптивость, и упрямство.

Второе, носит регулярный характер. Ребёнок повседневно отказывается от завтрака или от дневного сна. Третье, вырисовывается ярче всех.

Доходит дело до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это опасно сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Насилие — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и царь!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Тем более это действует на мам и бабушек.

Капризничают, кричат и даже умышленно катаются по полу, только бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, стараясь освободится от зависимости. Тихий, вежливый ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при чужих (в городском транспорте, к примеру). Ломают любимые игрушки.

Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и могут даже ударить.
Своеволие — «Я могу сам!»
Не путайте с желанием к самостоятельности. Одно дело, когда ребенок пытается сам опять и опять завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, однако при этом прислушивается к рекомендациям взрослым и не отказывается от помощи. И совсем другое — когда он при этом злится, никого не слушает, делает все неверно, отталкует руку родителей.

Очень часто это завершается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть домашние приборы, портятся дорогие вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это главные симптомы кризиса 3 лет, которые появляются постоянно, достаточно ярко, очень часто комплексно. Они сопровождаются и прочими эмоционально-поведенческими отклонениями.

Последние наблюдаются вовсе не у каждого и не всегда, но способны ухудшить и натянуть течение кризиса. Сюда можно отнести:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и могут даже прекратить быть для него авторитетом;
  • жадность: сродни взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют собственную собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обуславливается наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания родственника 24/7 и не желает его разделять ни с кем иным;
  • необоснованная враждебность: в 3 года ребенок ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех собственных бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.


Родители должны иметь в виду, что у каждого ребёнка кризис проявляется не одинаково, однако он во всяком случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у прочих — с повседневными бурными протестами и истериками.

Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, нужно обратиться к психотерапевту, так как это может говорить о задержке в развитии.
Это интересно. В психологии ребёнка, переживающего кризис 3 лет, сравнивают с водителем-новичком.

В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый водитель осторожен, соблюдает все правила, не будет больше скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет ощущение страха: начинает лихачить, чувствует возможности собственного автомобиля, пытается максимально смело показать себя за рулём.

Точно также ведёт себя ребенок. До 3 лет присматривается и привыкает.

А потом пытается самореализоваться и самоутвердиться при помощи протестов и нарушения всех требований и правил.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, прежде всего интересуются, сколько он продолжается и когда в норме должен завершиться. Однако такой вопрос чрезмерно индивидуален, чтобы иметь четкий ответ.
Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи говорят, что чем до недавнего времени ребёнка отдают в детский садик, тем до недавнего времени приходит кризис.

Основное, чтобы такое случилось до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.
Второе, он может завершиться в течение 3 месяцев, а может продолжаться до 12 месяцев. Это зависит от стойкости нервной системы, характера ребёнка, поведения родителей и помощи психолога со стороны.
Третье, короткосрочный кризис сопровождается очень часто яркими возникновениями, а затяжной — более спокойными. Это норма.

А вот если он длится более полугода и при этом каждый год организовываются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.

Что сделать

Помочь справиться с кризисом 3 лет смогут помочь рекомендации родителям от психолога.

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

Самая основная рекомендация — уважать самодостаточность ребёнка. Давать возможность ему исполнять самому какие-нибудь элементарные действия.

При этом обязаны работать и запреты, которые нарушать решительно нельзя (совать что-нибудь в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже обязаны быть посильные бытовые обязанности. Он может убирать за собой игрушки, протирать пыль, накрывать на стол.

Да, его участие замедлит процесс, но уж поверьте: оно стоит того. Это даст возможность ему ощущать себя самостоятельным и необходимым.

А это означает, автоматично отпадёт необходимость подтверждать собственную взрослость и независимость.

  1. Сохранять хладнокровие. Быть терпеливыми.
  2. В момент капризов переключать внимание на что-нибудь другое, интересное: увидеть любимый мультфильм, гулять, угостить конфетой. Применять игровые приёмы.
  3. Иногда предоставлять возможность выбора в несущественных бытовых ситуациях: какой мультик увидеть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
  4. Бранить и наказывать за какое-то определенное действие, сделанное тут и в настоящий момент.
  5. Анализировать случившееся. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
  6. Держаться общего стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а отец балует дочь и ей это позволяет сделать, негативизм будет выражать себя максимально ярко.
  7. Своим примером демонстрировать правильное поведение. Дети в 3 года предрасположены к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами станете выполнять то, что им запрещаете.
  8. Проводите как можно побольше времени вместе.

«10 нельзя»: инструкция для родителей

  1. Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать ребенку остынуть и через некоторое время повторить попытку.
  2. Нельзя подчиняться на манипулирование. Не удовлетворять любую каприз ребёнка только благодаря тому, что он закатывает истерики — просто не обращать на них внимания.
  3. Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, нытик, вредина.
  4. Нельзя физически наказывать.
  5. Нельзя кричать.
  6. Нельзя навязывать собственную помощь.
  7. Нельзя сопоставлять ребёнка с другими детьми.
  8. Нельзя повелевать.
  9. Нельзя вступать в споры и пререкания.
  10. Нельзя применять в беседе непростые термины и категории, которые не понятны ребёнку. К примеру, взывать к совести или чести.

О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Однако они носят больше научный характер, содержат обилие терминов и объясняют все явления преимущественно с психологической точки зрения.

Более доступно этот период представлен врачом Комаровским. Его тематичные видео могут помочь родителям в преодолении детских протестов.

3 совета от врача Комаровского

Минимум запретов
Если ребёнок очень часто слышит слова «нет» и «нельзя» от взрослых, это его сильно возмущает, в середине увеличивается протест. Ему необходима хоть в чём-то неполная свобода.

Частые запреты с каждой стороны ущемляют его в столь значимый период первичного взросления и наносят психологичную травму. «Нельзя» должно произноситься очень нечасто, однако при этом требовать беспрекословного выполнения. Это должно быть стоп-слово, сигнал опасности.

Именно так ребенок понимает его значимость.
Общий стиль воспитания
Комаровский обращает на это особое внимание. «Нет!» в отношении одного и того же действия ребёнку должны говорить вся семья: родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти, старшие дети. Иначе осознания запрета не будет, что ухудшит кризис.
Постоянство запретов
Перечень запретов должен быть постоянным и не меняться. Если сегодня ребёнку разрешили гулять до темна, бесполезно требовать от него на следующий день идти домой вовремя, по режиму.

Коррекционные ролевые игры

Ребёнок — в роли продавца. Родитель управляет любимой куклой, которая считается в этой ситуации покупателем.

Она капризничает, все разбрасывает, плачет, кричит, катается по полу, требует отдать ей товар без денег. Ребенок должен не только увидеть со стороны, как плохо выглядит подобное поведение, но и выяснить в игрушке себя. Разрешается в конце игры сделать вывод: «Ты ведёшь себя также.

Неужели это хорошо?».
Играть может любое кол-во человек. Ребёнок — в роли одного из родителей. Его функция — положить собственного ребенка (это может быть любая игрушка или кто-нибудь из взрослых) спать или покормить.

Если игра проходит до двенадцати часов дня, можно разыграть ту же ситуацию, что в «магазине»: капризы, истерики, слёзы. Если время уже ближе к вечеру, все должно проходить тихо, мирно, спокойно. Пускай он споёт колыбельную, расскажет сказку, укроет, ласково поговорит.

В конце концов это и на него окажет влияние умиротворяюще. Он сам быстрее уснёт, когда придёт пора.
Родители сочиняют одновременно с ребёнком сказки, сюжет которых похож на то, что они проживают ежедневно. К примеру, принцесса утром отказалась есть манную кашу.

Благодаря этому она поссорилась с папой-королём, тот рассердился и закрыл её в высокой башне, в которой ей понадобилось простаивать без прогулок и любимых игрушек. Или непокорный зайчик, который убежал далеко в лес от мамы, заблудился, и его чуть не съел серый волк. Определенных аналогий с ребёнком проводить не надо, выводы, как в игре «магазин», не выполняются.

Он сам должен понять смысл сказки и сказать, почему с её героями случились такие несчастья.

Профессиональная помощь

Если родители не в состоянии лично справиться с проявлениями кризиса, необходимо обратиться за помощью к профильному профессионалу. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на подобную необходимость:

  • страх самостоятельности и отказ от неё;
  • отстранённость от родителей;
  • предрасположенность к садизму;
  • чрезмерно постоянные и продолжительные истерики;
  • эмоционально-поведенческие отклонения, отличительные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.


При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок идет к неврологу, который проводит физическое исследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус.

Это нужно для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.
Если диагностируется неврологическое или расстройство психики, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и другими методиками терапии. При их отсутствии реализовывается психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она в большинстве случаев состоит из таких этапов:

  1. Работа с мамой и папой: изъяснение им сути кризиса 3 лет и советы, как себя вести.
  2. Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые если есть возможность убираются, на вторых выполняется акцент.
  3. Работа конкретно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.


В большинстве случаев дело исчерпывается 5-6 сеансами, из-за которых ребёнок становится довольно спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.

Гендерные характерности

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

Преодолевая кризис этого возраста, родителям необходимо учесть гендерные характерности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают намного лучше мальчиков, по этой причине в период кризиса применяют собственные вербальные возможности для манипулирования. В этом их нужно сразу лимитировать: чётко отметить, что допускается говорить, а что — нет.
У девочек хорошо развито слуховое восприятие, по этой причине все просьбы ей необходимо громко и чётко проговаривать.
Девочки более эмоциональны, по этой причине непосредственно они в период кризиса очень часто устраивают истерики и капризничают. Принимая к сведению эту психологичную характерность, родителям необходимо направить переполняющие их эмоции в необходимое русло.

К примеру, перепоручить часть обязанностей по дому, захватить лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. По этой причине они выливаются в агрессию и замкнутость.

Чтобы не позволить этого, повседневно проговаривайте с малышом, что случилось, что он ощущает и чего желает.
У мальчиков хорошо развито визуальное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. По этой причине ему лучше все воочию демонстрировать.

Не расходовать время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда класть.
У мальчиков к 3 годам уже развивается необходимость в исследовании окружающего мира. По этой причине они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-нибудь в розетки, разбирают (= ломают) технику для дома.

Родители чтобы избежать травматизма должны чётко прописать для них ограничения территории.

Результаты

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует появлению независимости и волевых качеств. И это не единственные позитивные результаты, среди них также можно подчеркнуть:

  • первичную самодостаточность;
  • соответствующую самомнение;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.


Но при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а еще из-за психологических проблем самого ребёнка кризис как правило имеет и плохие последствия. Во-первых, постоянные и чрезмерно непроизвольные истерики могут завершиться травмой и становятся основой достаточно глубокого стресса. Второе, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения очень часто развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.


Затяжной детский кризис приводит к появлению истерического типа личности. Отличительные для него симптомы становятся регулярными паттернами поведения.
Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или лечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и уменьшить плохие последствия родители в состоянии.

Для этого придётся потерпеть и разобраться в детской психологии.

Кризис 3 лет

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться продолжительностью в пару месяцев, а порой и до 2-ух лет. Ребенок ощутимо меняется на протяжении этого периода, переходя на ступеньку выше в своем жизненном пути.

После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.

Причины кризиса 3 лет у детей

К несчастью, абсолютное очень много взрослых лиц не осознают, что этот период развития отличается довольно значимым для ребенка психическим процессом, заключающемся в появлении первого яркого выражения своего «Я». Аналогичным образом, поведение детей собой представляет попытку выучится делать многое своими силами и искать решение своих проблем.
Есть несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что ребенок приближается к кризисному этапу. У детей встречается острый интерес к отражению своей персоны в зеркале, они начинают озадачиваться своей внешностью и обнаруживают заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.
Кризис 3 лет Выготский считал самым не простым шагом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего ребенка уже не удовлетворяются прошлой моделью взаимного действия с ним и прежде устоявшимся жизненым образом.

По этой причине он в протест, для отстаивания своего «я» ведет себя вопреки родителям при этом, ощущая противоречие между собственным «хочу» и «необходимо».
Аналогичным образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, не считая небыстрых перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы.

Постепенные накопления личностных изменений чередуются бурными переломными моментами.

Симптомы кризиса 3 лет

В кризисы дети отличаются особенной чувствительностью к оцениванию своей персоны и собственных поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный срок времени незаслуженное, согласно их точке зрения, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).
В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются возникновения негативизма и очень высокого влечения к самостоятельности.
Негативизм собой представляет попытку ребенка проявить свою независимость. Говоря иначе малыш на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом.

К примеру, мама зовет ребенка обедать, однако что получает в ответ «нет», но через 10 минут ребенок может сам прийти. Аналогичным поведением он показывает, что сам решает, необходимо ему обедать либо нет. Эти действия не считаются ответной реакцией на содержание предложения.

Кризис Трех Лет — Ранок — Інтер

Эта реакция направлена на отправителя предложения. Ребенок, переживающий кризисный этап развития, только лишь стремиться все сделать наоборот, даже при условиях того, что это идет вразрез с его желаниями.
Кризис 3 лет истерики становятся вечным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, благодаря чему они будут искать причины аналогичных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить свое «я» от родителей являются прогрессивными направлениями развития.
Кризис 3 лет симптомы и главные проявления первый раз описала Э. Келер. Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, самовольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, нацеленность к деспотичному поведению.

Но за этой композицией из негативных параметров, родителю следует постараться рассмотреть попытки ребенка установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить свое «Я».
Часто трехлетние дети лично свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» означает не только самодостаточность в действиях, но и психологическое отгораживание ребенка от взрослого.

И чем быстрее родитель уяснит необходимость изменения взаимоотношений с ребенком и перестроит их, тем менее отрицательными будут проявления кризиса.
Упрямство и негативизм в детском поведении появляется вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке свое состояние, не в состоянии осознать и объяснить собственные задумки. Вот по этой причине их поведение и кажется бесполезным противостоянием взрослым.
Дети в кризисе трехлетнего возраста отличаются чрезмерной настойчивостью, которая иногда может достигать уровня настырности, если ребенок желает достичь чего-либо определенного от взрослого.
Кризис 3 лет истерики в вариантах, когда дети не получают желаемого, наблюдаются очень часто. Во избежание их родителям необходимо постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей инцидент, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Основное при этом вести себя уравновешенно.

Так как родительские крики могут только ухудшить истеричные проявления.
Упрямство также считается чертой, свойственной малышам в кризисе трех лет. Она вырисовывается не благодаря тому, что ребенок желает какую-нибудь определенную вещь, а так как ему нужно, чтобы то, что он требует, было сделано.

Ребенок просто связан своим первоначальным решением.
Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, жизненного уклада, устоявшегося до трех лет. Ребенок может начать лакомиться, когда родители смотрят телевизор или приготавливают есть.
Своеволие вырисовывается в желании все делать своими руками. Ребенок сам старается сделать себе бутерброд, пытается своими силами заправить постель или завязать шнурки.

Подобное поведение считается первыми проявлениями его взрослости. На этом этапе малыш уже начинает понимать разницу между взрослыми лицами и детьми, благодаря чему стремится быть похожим на взрослое окружение.
Протест-бунт выражается в состоянии противостояния находящимся вокруг, очень часто даже, может возникать «военными действиями» в отношении к ним. Дети предрасположены грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой.

Часто дети, перешагнувшие трехлетний этап, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не хотят делиться собственными, очень часто, даже дерутся.
Обесценивание взрослых выражено в том, что ребенок начинает бранить, дразнить, очень часто, даже, бранить родителей. Дети отказываются принимать свою неправоту и не просить помилование за резкость.
Детская деспотичность вынуждает родителей делать все, чего просят малыши. Они пытаются манипулировать родителями с помощью безудержного рева, грубого обращения, капризности.

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? — Доктор Комаровский

В отношении к младшим малышам в семье ревность считается деспотическим выявлением.
Аналогичным образом кризис трех лет симптомы и главные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, Для того чтобы они могли вовремя исправить модель собственного поведения, благодаря чему трехлетний кризис пройдёт для крохи наименее ощутимо.

Кризис 3 лет — советы родителям

Малыши, преодолевшие трехлетний этап, начинают ждать от взрослых участников отношений в семье признания своей самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними. Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться.

Они не знают еще грядущего времени. Им нужно все немедленно, благодаря чему дети стремятся любой ценой достичь самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже в том случае, если такая победа приносит замешательство из-за ссоры с ближайшим окружением.
Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зачаток цыпленка. Ребенку безопасно, уютно и тепло находиться под ней, однако в нужный момент она строит помехи на пути его роста. По этой причине ребенок не подсознательно, а уже осознанно ломает «скорлупу», чтобы познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное.

А основным его открытием становится открытие самого себя. Ребенок начинает чувствовать себя независимым, и в определенном роде всемогущим, но в силу своих возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей.

По этой причине он начинает злиться на них и мстить с помощью единственного доступного ему средства – слез.
Кризис трех лет психология определяет, как движущую силу развития детей, которая собой представляет смену ведущей деятельности. Завершение этого периода знаменует начало нового периода – дошкольное детство.
В трехлетнем возрасте RPG становится главной деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.
Детские кризисы могут иметь неблагоприятные результаты, например увеличенная мозговая чувствительность к воздействию среды, чувственность ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Иначе говоря кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка собой представляет комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и практичного дисбаланса, который неблагоприятен для здоровья ребёнка.
Такой неуравновешенность подпитывается также активным ростом физического тела крохи исходя из этого и его органов находящихся внутри. Благодаря чему адаптационные возможности и компенсаторный потенциал молодого организма уменьшаются, малыши становятся более подверженными разным недугам, особенно нервно-психического характера.
Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. По большей части, таким объектом оказывается мама.

По этой причине ответственность за правильный хороший выход ребенка из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Следует иметь в виду, что дитя само страдает от критических проявлений.
Кризис 3 лет психология говорит, что один из самых основных периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх. Собственно поэтому рекомендуется родителям, если они стали подмечать резкие изменения в поведении своего чада, попытаться выработать правильную стратегию вместе с ним, стать намного лояльными в мерах воспитательного характера, увеличить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в границах разумного, чтобы он смог получить удовольствие ею.
Следует иметь в виду, что ребенок не соглашается с мамой и папой не из обычного упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в последующем при отстаивании своей независимости влиять на них. По этой причине ребенок может перепроверять несколько раз за один день родительские запреты.

И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется собственного, если не у мамы и папы, то уж точно у бабушек дедушками. Злиться за такое поведение на него все же не рекомендуется.

Нужно просто правильно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, исполнять очередность действий всеми участниками отношений в семье. Ведь это взрослые близкие люди с момента возникновения крохи на свет систематично приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения. По этой причине не следует поражаться, когда ребенок не обращает внимания на взрослые запреты.

Ребенок не может понять, почему это вдруг преобразилась система требований. По этой причине он в отместку будет утверждать родителям «нет».

Обижаться на кроху за это не следует.
В ситуациях, когда желания крохи существенно превосходят его настоящие возможности, стоит подыскать выход из ситуации через ролевую игру.
Если родители увидели кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это актуальный вопрос, то им рекомендуется приложить все разумные усилия, чтобы ребенок чувствовал себя равным собственному родному взрослому окружению.
Автор: Фактический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Кризис 3 лет у ребенка

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

Содержание

Как определить кризис , обычные проявления кризиса 3 лет, как помочь ребенку его пережить и чего родителям делать не стоит

Как узнать кризис 3 лет?

Это происходит со всеми: покорный ребенок, который капризничал крайне редко, к 3 годам преобразуется в упрямого ослика. Ежедневно родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали одеть шапку в тридцатиградусную жару.

На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — и вдобавок чаще — просто «Нет!». Довольно востребованы ультиматумы в духе «Не буду! Не есть!

Не кашу!».
Не нужно паниковать: все это не значит, что вы избаловали и испортили ребенка. Он бунтует и закатывает истерики абсолютно не для того, чтобы рассердить родителей, — пока это единственный доступный ему способ сказать о себе и собственных потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период окончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и правильным.

В настоящий момент он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Ребенок взрослеет, и во время кризиса вам понадобится построить с ним новые отношения, сформированые на большей свободе и равноправии.

Для того чтобы правильно помочь ему (и самим себе!), стоит больше выяснить о возрастной психологии.

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

Для чего необходим кризис 3 лет?

Приблизительно в таком возрасте завершается период полного слияния ребенка с мамой. Ребенку необходимо отделиться от нее и установить границы, в середине которых можно безопасно действовать.

Ребенок открывает для себя понятия «хочется» и «нужно» и должен выучится соотносить с ними собственные действия. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители обязательно должны ему дать.

То, каким ребенок выйдет из кризиса, в большей мере зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять необходимое место в огромном мире.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные изменения происходят с ребенком. Он понемногу отдаляется от взрослых, понимает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В данное время ребенка начинает действительно заботить мнение окружающих.

Вы наверное увидите, что ребенок стал часто выглядеть в зеркало, тщательно подбирать костюмы (руководствуясь своим вкусом!), бурно тешится собственным успехам и остро реагировать на неудачи. Знаменитый коммунистический психолог Лев Выготский выделил главные проявления детского кризиса 3 лет.

Интересно, что они все в результате смогут помочь ребенку развить конкретные достоинства!
1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.
Причина: Он не желает соглашаться с превосходством взрослых.
Перейдет в… здоровую честолюбие.
2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном до последнего.
Причина: Он боится показать, что может раздумать.
Перейдет в… уверенность в себе.
3. Строптивость. Ребенок умышленно отвергает все обыкновенные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.
Причина: Он желает установить новые, «взрослые» порядки.
Перейдет в… способность следовать собственной индивидуальности.
4. Своеволие. Ребенок желает полностью все делать сам.
Причина: Он стремится к полной независимости.
Перейдет в… здоровую самодостаточность.
5. Протест-бунт. Ребенок намеренно выполняет то, что ему запрещают.
Причина: Он желает вызвать у окружающих сильные эмоции, пускай даже отрицательные.
Перейдет в… силу характера.
6. Насилие. Ребенок стремится приказывать родными и друзьями, диктует им правила поведения.
Причина: Он желает, чтобы с его мнением действительно считались.
Перейдет в… способность стоять на собственном.
7. Обесценивание. Трехлетний ребенок намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.
Причина: Он желает расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.
Нельзя предсказать заблаговременно, сколько точно просуществует кризис. В большинстве случаев он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, тем более если на него наложились прочие стрессы.

Кризис 30: как пережить? Андрей Курпатов на QWERTY

Это может быть переезд, выход в садик, возникновение младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-нибудь из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в 1 день, поведение остальных меняется понемногу. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит получить консультацию с детским психологом.

Но нужно не забывать, что отношение родителей в большинстве случаев определяет сроки кризиса. Поддерживайте ребенка, демонстрируйте собственную любовь и сознание, и нелегкий период гарантированно уменьшится.

Как реагировать на кризис?

Первое, что необходимо сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека.

Вы не можете заставить ребенка обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период также не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь получить самодостаточность.

Важно, чтобы близкие люди не противоречили друг дружке и выступали «единым фронтом», вместе искали подходящий подход к небольшому бунтарю.
Чем ярче у ребенка был кризис 3 лет, тем легче пройдёт его подростковый период.
Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, только бы избежать детских истерик, либо, наоборот, держать ребенка в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти оптимальную середину и показать сыну или дочурки, что из любой ситуации существует несколько выходов. Пускай узнает, что попросить можно, настоять, поискать компромисс, а иногда — принять окончательный отказ.

Все данные инструменты пригодятся вашему ребенку для разрешения конфликтных ситуаций в совершолетней жизни.
Разрешите ребенку принимать многие решения своими силами — разумеется, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний ребенок вполне может подобрать кашу на завтрак или костюм для похода на утренник.

Постарайтесь искать компромиссы: к примеру, если ребенок настаивает на мороженом взамен супа, пообещайте ему долгожданный десерт после еды — и сдержите слово!
Вот замечательные способы помочь ребенку легче пережить кризис:

  • Остерегайтесь приказного тона, который сам по себе вызывает сопротивление. Так, взамен «В настоящий момент мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты подберёшь?»;
  • Постарайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а классифицировать единые правила. К примеру, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусючие»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пускай он сам решает, когда пора уходить с площадки для детей, куда пойти гулять и какую шапку одеть на улицу. Будет хорошо, если у новорожденного возникнет свое пространство, будь то отдельная комната или тайный уголок в кухонной комнате;
  • Доводите негативизм ребенка до бреда — умоляйте его не одевать пижаму, не есть кашу и побыстрее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, ребенок перестанет настаивать на собственном;
  • Не стоит пытаться «переупрямить» трехлетку, делая состязания в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь искажают настроение и забирают душевные силы;
  • Почаще показывайте ребенку собственную любовь. Поощряйте и нахваливайте его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на ребенка («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Побеседуйте с мамой и папой, чьи дети не так давно прошли через кризис. Их опыт оказаться может весьма полезным;
  • Будьте очень внимательными к потребностям ребенка. Достаточно часто истерики и скандалы имеют под собой обычные причины — ребенок перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке убрать напряжение. Для этого превосходно подойдут подвижные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Чего родителям делать нельзя

  • Регулярно бранить ребенка. Делать это в кризисе легко, но восхвалять его за успехи и прекрасное поведение нужно;
  • Хотеть невозможного. Неразумно действительно требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский садик или спокойно сидел в самолете в течение нескольких часов;
  • Лимитировать самодостаточность. Если даже ребенок сделает то, что желает, неторопливо и плохо, это станет для него прекрасным уроком;
  • Регулярно обсуждать за неудачи, тем более в том, чего ребенок пытается достичь сам;
  • Всегда настаивать на собственном — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Выражать насилие. Любого ребенка можно «сломать» и достичь от него полного послушания, однако это смертельно отобразится на его развитии;
  • Регулярно менять правила и требования, противоречить друг дружке в вопросах воспитания;
  • Применять непростые термины и категории — к примеру, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Умилостивлять и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, однако он обязательно окончится. И внезапно для себя самих вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста.

Приходит великолепный период, когда общаться с выросшим малышом становится легко и довольно интересно.

Как вести себя с ребёнком в период кризиса 3 лет

В данный этап даже в большинстве случаев спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Рекомендации психолога смогут помочь одолеть сложный этап без ненужных нервов.

Кризис трехлетнего возраста признаки кризиса и как его преодолеть

Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».
Возраст 3 лет заслуженно является одним из очень сложных в жизни родителей и детей. В данный этап у ребёнка сформировывается чувство себя как индивидуальной самостоятельной личности. Ребенок начинает активно проверять, где завершается область его возможностей, на что он может оказывать влияние.

Сталкиваясь с ограничениями собственных желаний, он приходит в ярость. И уже нереально просто отвлечь его внимание на что?то интересное, как в намного младшем возрасте: ребёнок чувствует реальную злость из?за того, что все идёт не так, как он хотел.
Во время кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:

  • Возникают волевые качества — способность достигать собственного, настаивать на собственном решении. Ребёнок учится выражать себя в эмоциях и действиях, выбирать, надеясь на собственные чувства и желания.
  • Дети обсследуют собственную силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает сознание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в собственном решении, а когда можно настоять на собственном.

Как вырисовывается кризис 3 лет

Коммунистический психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.

  1. Негативизм. Ребёнок относится плохо к просьбе взрослого, даже в том случае, если речь идёт о том, чего он сам желает.
  2. Упрямство. Настаивает на собственном, и ему чрезвычайно важно достичь этого не смотря ни на что.
  3. Строптивость. Непослушание как в тонкостях, так и в серьёзных вопросах.
  4. Протест. Ребёнок начинает активно восставать против того, что прежде выполнялось им спокойно и безропотно.
  5. Своеволие. Стремление все делать своими руками, даже в том случае, если детских возможностей для этого пока недостаточно.
  6. Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать все, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и бранить родителей.
  7. Насилие. Желает, чтобы все случалось конкретно так, как он сказал.


В реальности это все вырисовывается приблизительно так: ребенок, который ещё вчера послушно одевался, ел фактически все, что дают, спокойно засыпал после обыкновенных ритуалов, начинает дискутировать по разному поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в собственной кровати!» — и никакие аргументы разума не работают.
Если взрослые настаивают на собственном, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает как максимум кричать и хныкать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.
Нужно сказать, часто аналогичным образом дети на самом деле добиваются собственного. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции надеясь, что чадо утихнет.

Кризис 3-х лет: как пережить

И на самом деле, спокойствие восстанавливается, но ровно до последующего эпизода расхождения мнений.
И вот уже все члены семьи разбивается на 2 лагеря. Кто?то считает, что «пороть подобных нужно», так как «совсем на шею сели», кто?то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность.

А «личность» продолжает проверять всех на устойчивость и при этом ходит невеселая и сердитая, так как догадывается, что ведёт себя как?то не так, однако ничего с собой поделать не может.

Как помочь ребёнку легче пережить кризис

Научите правильно выражать злость

Прежде всего следует иметь в виду, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а полностью обычное ощущение. Она (а еще грусть, радость, страх, изумление) досталась нам от зверей.

Встречая отказ или сопротивление собственным желаниям, ребёнок чувствует то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.
Взрослые, в отличии от детей, умеют узнавать злость и удерживать её или выражать адекватным способом. Когда на нас увеличивает голос руководитель, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем ближайшим, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога.

У детей таких механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном шаге с помощью взрослых.
1. Обождать, когда ребёнок успокоится.

Бесполезно что?либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.
2. Как только ребёнок успокоился, назвать ощущение, которое он чувствует: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».
3. Провести причинно?следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас понятно, что ребёнок рассердился из?за того, что ему не дали конфету, которую он хотел скушать взамен супа.

Для него же часто все выглядит так, словно какая?то сила охватила его вдруг, и он стал «плохим». Тем более если мы взамен разъяснения причины его злости говорим что?то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые строит причинно?следственную связь, детям легче понемногу понять себя .
4. Предложить доступные способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё ударить кулаком по столу».

Варианты проявления ярости во всех семьях собственные: для кого?то допустимо топать ногами, для остальных — пойти в собственную комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специализированный «стул злости».

Любой может сесть на него и угомониться, а потом вернуться к общению.
Чрезвычайно важно выполнить акцент на том, что это не наказание. Если уложить здесь бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило дневного распорядка, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать своевременно!»

Проверьте границы

Дети, которым регулярно потакают, начинают чувствовать, что это они управляют миром, и становятся из?за этого очень тревожными. Им все время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть.

Здесь не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти бытовые тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что все вертится вокруг них.

Они с большим трудом устанавливают контакт с ровесниками и просят постоянного внимания учителя.
Иная крайность — это жёсткое пресечение любых отрицательных проявлений. Точка зрения родителей в данном варианте проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат подобного подхода вырисовывается в 2-ух вариантах.

В первом варианте дома ребёнок шёлковый, но в детсаду неуправляем и агрессивен. В другом — он очень пытается подходить большим требованиям, иногда срываясь.

В срывах он винит себя и достаточно часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.
Истина где?то в середине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сберечь относительное спокойствие и при этом настаивать на собственном.

Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.
Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:
1. Чётко скажите, чего желаете от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Достаточно часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже мрачно».

Аналогичным образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже обычного чёткого озвучивания наших требований достаточно.

Если нет, перейдем к следующему пункту.
2. Проговаривайте возможные чувства ребёнка и проводите причинно?следственную связь: «По всей видимости, игра тебе сильно нравится, и ты расстраиваешься, когда нужно её завершать».

Когда мы производим следующим образом, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого будет достаточно для изменения его поведения.
3. Применяйте торги: «Если ты в настоящий момент пойдёшь в ванную, то сможешь сыграть там в корабль пиратов / я почитаю тебе долго». Обещается то, что ребёнок любит, однако не покупка игрушек или сладкое.

Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание положительного грядущего помогает детям отключиться от процесса, в который он погружён, припомнить, что есть и остальные приятные вещи.
Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Однако если это все затевалось им для того, чтобы узнать, кто в доме хозяин, то без следующих этапов вряд ли можно обойтись.
4. Усильте интонацию: произнесите ваше условие более суровым тоном.

Достаточно часто мы начнем собственно с этого, и вот тогда все преобразуется просто в пресечение. Но первые три пункта чрезвычайно важны, иначе у ребёнка так и не появится чувства, что его знают.

На этом же шаге можно задействовать один из успешнейших приёмов с названием «Считаю до трёх».
5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв.

Необходимо учитывать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы угомониться и продолжать общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на собственное мнение, на эмоции, но последнее решение за взрослым. Все так и поясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты.

И тебе, и мне нужно угомониться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм?аут.
Дома дети выводятся в пространство безопасности (помещение, где нет предметов которые бьются). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся с наружной стороны и спокойно означает, какое количество времени осталось.

Необходимо быть морально готовым, что по ту сторону может твориться все что угодно. В данный момент не надо вступать в разговор с ребёнком, иначе все только затянется. Но потому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали.

Когда время перерыва завершается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.
Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которой он живёт, тем больше у него простора для искусства и развития. Понемногу благодаря нашим стараниям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается.

Также он осваивает способы адекватного выражения собственных переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и RPG.

И если общение по поводу невыясненных моментов течет в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать собственные права, достигать заданных целей и одновременно уважительно относиться к правам и мнению окружающих.