Глен Доман "Методика раннего развития": характерности и отзывы

Сейчас есть много методик раннего развития. Дети — очень ключевая и перспективная часть общества, наше грядущее.

А как все знают, над будущим необходимо работать в настоящем.
В наше время ни одна система не вызвала столько ажиотажа, противоречий и споров, как методика раннего развития Глена Домана. Большинство родителей и профессионалы выступают решительно против советов этого американского врача-физиотерапевта, но намного больше мам являются ярыми сторонницами его системы.
Все же необходимость изучать раннее детское развитие честно есть. Каждый рассудительный родитель стремится с первых лет привить собственному ребенку самые обязательные умения и максимально приготовить его физически и психологически к взрослой жизни.

Кто такой Доман?

Глен Доман (1919 г.р.) — врач-нейрофизиолог, разработавший программу раннего физического, интеллектуального и сенсорного детского развития. Глен работал физиотерапевтом и военврачом, но собственное призвание отыскал в помощи детям с неврологическими нарушениями. В 1955 году Доман основал ВУЗ развития человеческого потенциала в Филадельфии.

Также он эмитировал серию книг о реабилитации и гармоничном развитии детей.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Директор Доман ушёл из жизни на 94-м году жизни. У него было трое детей, двое из которых — Дуглас и Джаннет Доман — продолжают дело великого родителя и управляют институтом в Филадельфии.

Для кого с самого начала была создана методика?

В послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами мозга головы.
Повреждения мозга головы разного генеза приводят к целому спектру заболеваний, которые в медицинской практике принято классифицировать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга разной степени также сопровождаются генетические заболевания, весьма распространа – синдром Дауна.
Более чем 20 лет повседневной работы с детьми, имеющими неврологические нарушения, предшествовали изобретению комплексной системы реабилитации Домана. Еще на первое время взаимного действия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что традиционные рабочие приемы с пациентами, имеющими повреждения разных участков мозга головы, работают меньше чем на 15%.

К данным методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не оказывает влияние никак на причину болезни – повреждение мозга.
Одновременно с тем повреждённые участки мозга компенсировать, нарастить или залатать, к несчастью, нереально, но потенциал этого таинственного органа недооценен, и его можно развить до малоизвестного даже в наше время уровня. Аналогичным образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки основного мозга, и они скорее всего начнут исполнять функции отмерших клеток.
Врач Доман утверждал, что большинство диагнозов, при первом взгляде, печальных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), считается только лишь терминами в медицине, а не приговорами. Команда докторов под управлением Домана смогла довести, что человеческий мозг имеет очень большие, бесценные ресурсы к самовосстановлению.

Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность».

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Доман бесчисленными исследованиями доказал, что «нет связи между травмой мозга и умственной отсталостью». По его активной инициативе термин «умственная отсталость» был исключен из официального списка диагнозов в Америке.

Суть методики раннего развития по Глену Доману

Весь смысл и массовый смысл многоярусного метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо улучшается при обучении сложным навыкам». Но одновременно с тем мозг деградирует, если его не применять.
Он подчеркнул, что дети с повреждением мозга имеют очень большие способности к обучению, важно только найти к ним серьезный подход и начать помощь с того уровня, на котором находится ребенок.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Доман — автор методики оценки способностей ребенка, которая именуется «Профиль развития». Это шкала оценки сенсорных, физических, мануальных способностей ребенка.

ОТЗЫВ о лечении ДЦП по методу А.Ю.Светлова.wmv

Для здоровых детей оценивание по «Профилю» совсем не нужно, а вот для детей с травмами мозга это нужно.

ВУЗ развития человеческого потенциала

Это группа научных бесприбыльных учреждений, которые оказывают помощь детям с травмами мозга головы и учат уникальной методике родителей и профессионалов со всей земли с 1955 года. После смерти основателя институтом управляет его сын Дуглас Доман.
Филиалы института находятся в стране восходящего солнца, Мексике, Италии, Сингапуре, Гватемале, Бразилии, Испании, Франции.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Преимущественно в институте принимают на курсы детей с особенными потребностями, там их тщательно диагностируют и учат родителей тому, как заниматься с детьми дома.

Насколько нужна методика раннего развития Глена Домана здоровым малышам?

На шаге, когда помощь по данной системе проходили сотни тысяч детей со всей земли с повреждениями мозга различной степени, профессионалы института начали наблюдать странные вещи. Некоторые умения у детей с травмами мозга, которые активно занимались, были гораздо развитее, чем у здоровых сверстников.

Естественно, основой этого никак не имела возможности быть церебральная травма. Ученые убедились, что если особенные пациенты могут опережать здоровых в развитии, то дети без неврологических нарушений также способны формироваться гораздо быстрее при условиях занятий по такой же методике.
Аналогичным образом, возникла массовая популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для абсолютно всех детей.
Сразу необходимо выделить, что Глен Доман и его последователи никогда не пытались мотивировать родителей сделать из собственных детей мировых чемпионов или признанных всеми лидеров. Они подчеркивали, что занятия по системе – это просто интересная часть жизни небольших человечков, и она не должна быть в тягость ни деткам, ни их родителям.

Но такое обучение обеспечивает хорошую основу для последующего развития ребенка.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Какие книги необходимо прочитать, перед тем как приступать к занятиям с ребенком?

Родителям, дети которых имеют проблемы с появлением, прежде всего необходимо прочитать книгу «Что сделать, если у вашего ребенка повреждение мозга». В ней автор пишет о создании институтов и про то, как развивалась методика Глена Домана.

Описание ключевых проблем, которые связаны с повреждением мозга (например как неврологическая слепота, нарушение слуха, дисбалансы мышечного тонуса, патологические рефлексы, эпилепсия, задержка речевого развития), автор также приводит весьма и весьма подробно, дополняя интересную информацию практическими рекомендациями к занятию с детьми по всем пунктам, а еще статистику результатов детей по программе.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Книжка «Прекрасное развитие вашего ребенка» будет полезна родителям особых и здоровых детей. Это как бы рабочий план, подсказывающий, как заниматься по программе, как соединить полученные знания в повседневную жизнь. Все дальнейшие литературные труды Домана – это уже заглубленные версии этой книги, которые детализируют программу по профилям:

  • «Как обучить вашего ребенка читать».
  • «Насколько умен ваш ребенок» (написана в соавторстве с его дочкой Джаннет Доман).
  • «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания».
  • «Как сделать ребенка физически совершенным».
  • «Как развить интеллект вашего ребенка».

Физическое развитие по Глену Доману

Не имеет значения, болен ребенок или полностью здоров, однако для развития физического интеллекта детёнышу необходимо идти.
Осмысленное движение – это основа жизни. Конкретно так твердил Глен Доман.

Методика развития фактически основывается на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении.
Согласно концепции Домана, хорошее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Важнейший навык для любого человека – ползание на животе, после — на четвереньках.

Доман настаивает на том, что ребенка не надо принудительно вертикализировать, водить, устанавливать в ходунки или остальные устройства. Дети не должны пропускать период ползания, который помогает укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.
Он рекомендует вылаживать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом необходимо сделать хорошим и неопасным, в совершенстве — настелить гимнастический мат или покрытие, как на площадках для детей.

Ножки и локотки ребенка при этом обязаны быть не одеты, для успешного сцепления с горизонтальной поверхностью.
Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортами, правильным покрытием и поставить ее под наклонным углом, при котором ребенок может сползать.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует. Взамен того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено восхвалять детеныша за достижения.

Развитие и коррекция зрения, слуха, сенсорного понимания по Доману

Методика раннего развития Глена Домана «От 0 до 4 лет» включает обязательную сенсорную программу. Врач отмечал, что сенсорные пути – это главные входящие каналы в мозг, которыми ребенок пользуется с самого начала.
Собственно зрение, слух, аромат, тактильные чувства дают младенцу возможность составить первую картину окружающего мира. У детей с мозговыми травмами очень часто нарушены исходящие нейронные пути, то предусмотрены функции, отвечающие за передачу сигналов от основного мозга до конкретного действия (осмысленного движение, вертикализации, речи).

Такие дети также часто искривленно воспринимают или совсем не воспринимают входящую информацию. У них нарушено зрение, слух, обоняние, тактильные сигналы.

ДЦП. Лечение ДЦП при помощи ДЭНС терапии, www.balakiny.ru

Причем искривление может быть в сторону и гипочувствительности, и гиперчувствительности. Например, у конкретных пациентов внимательный слух, отмечает Глен Доман.

Методика реабилитационных мер для этих детей очень разноуровневая. Она довольно хорошо описана в книге «Что сделать, если у вашего ребенка повреждение мозга».
Однако для здорового ребенка одинаково важно испытывать повседневно всю гамму сенсорных сигналов. Они не только сами по себе воздействуют на развитие функций мозга, но и приготавливают главный орган к восприятию намного сложной информации.
Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. Другими словами не надо месячному ребенку подсовывать мультфильмы или работы Пикассо.

С самого рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В данное время детеныш больше воспринимает тень и свет. Методика раннього розвитку Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком.

В темной комнате на пару минут включать одну лампочку или фонарик и обучать младенца искать лучик светлого в темном пространстве.
После можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему бело-черные картинки. Дальше можно добавлять по одному цвету.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Также тактильное восприятие ребенка можно развивать путем предоставления ему возможности ощупывать различные по температуре, плотности и текстуре вещи: тёплые и холодные, твёрдые и мягкие, гладкие и шершавые и т.д.
Если проследить за поведением младенца, можно сразу уразуметь, что инициатором такого сенсорного опыта нередко становится сам детеныш. Он все нюхает, щупает, помещает в рот.

Аналогичным образом дите воспринимает мир вокруг вас. Не следует его бранить за попытки познать пространство, даже в том случае, если они приводят к порче имущества дома.

Необходимо просто уберечь это самое пространство, убрать небезопасные, ценные или мельчайшие предметы.

Как развивать интеллект ребенка?

Родители, которые хотят заняться развитием интеллекта собственного ребенка, с первых месяцев часто могут услышать нарекания аналогичного характера: «Да не трогайте вы ребенка, пускай себе живёт счастливый, пускай у него будет детство, а то потом еще успеет 200 раз устать от всего этого обучения. У него еще садик, школа впереди».

На это косвенно оказывает влияние сама система получения знаний у нас в государстве. Образование воспринимается как нечто понудительное, трудное.
Но западные профессионалы, в том числе и Доман, требуют, что ребенок счастлив, когда познает мир вокруг. Процесс обучения чему-то новому для него аналогичный натуральный, как и дыхание. Притом в раннем детстве мозг настолько пластичный, что может поглощать и перерабатывать безграничное кол-во информации.

Важно только дарить знания ребенку в игровой, непринудительной форме, восхвалять ребенка за любые инициативы, успехи и попытки.
Развивать интеллект Доман советует, практикуя занятия с карточками — «битами интеллекта». Начинать необходимо с примитивной информации: цвета, формы, предметов в квартире, зверей и т. д. К примеру, приготовить несколько карточек с рисунком фигур геометрической формы.

Показать их попеременно, называя: «Это ромб, треугольник, круг и т.д.». Похвалить ребенка за внимание и завершить этот маленький урок.

Как показывают исследования Домана, ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз повседневно, чтобы насовсем усвоить изображение на ней и его обозначение.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Многим интересно прогрессивная методика чтения Глена Домана. В основе ее лежит тот момент, что ребенку тяжело воспринимать символы, буквы.

Они по существу ничего не обозначают, а вот слова, состоящих из символов, имеют настоящие определения. Доман рекомендует обучать ребенка читать по словам. Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова: «мама», «отец», «баба».

Демонстрировать ребенку слова следует очень быстро, четко озвучивая каждое. Писать их необходимо большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см.
Методика обучения Глена Домана математике также основывается на том, что цифры по существу ничего не значат для ребенка. Это просто символы.

Однако они могут означать определенное количество предметов. Стартовать обучение математики необходимо из пересчета предметов, а потом уже подсоединять изучение цифр, которые это кол-во обозначают.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Глен Доман: методика раннего развития дома. Отзывы родителей и профессиональных мастеров

Суть методики Домана основывается на ежедневном домашнем уходе, который предоставляют сами родители. Доман вынес на новый уровень роль родителя в развитии ребенка.

Отечественные доктора любят заострять внимание на том, что родители стали «такими умными, что жуть» или «профессионалы лучше знают». Но Доман частично отвергает подобный подход, подчеркивая, что родитель – ключевой персонаж в жизни детеныша.

Собственно он знает собственного карапуза лучше всех. Но следует быть бдительными и рассудительными.

Не слишком важно, болен ребенок или здоров — приступить к занятиям по Доману следует лишь после прочтения его книг. Обучение обязано вестись в свободной, игровой, непринужденной атмосфере.
Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:

  • Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не нужно ограничивать ребенка специализированными устройствами (манежем, ходунками), не велите ему усесться.
  • Какое бы физическое действие ребенок не делал, разрешите ему сделать это своими силами. Конкретно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, абсолютно исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».
  • Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем выполняет успехи.
  • Однако не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.


Методика Глена Домана была создана больше пятидесяти лет назад. На момент создания данная система реабилитации являлось самой передовой, целостной и комплексной.

Но и в наше время многие родители, воспитывающие детей с повреждением мозга, наблюдают у них положительную динамику лишь после занятий по Доману.
Пару десятков русских детей даже являются пациентами института в Филадельфии. Их родители делают форумы, активно обсуждают методику, разделяются прекрасными результатами. Ради справедливости необходимо выделить, что родители детей с ДЦП, аутизмом разделяются преимущественно хорошими отзывами о методике Домана.

Каждому ребенку, с которым честно занимаются, данная система в чем-то да помогла. Но родители особенных детей нечасто приступают к новым реабилитационным методикам без подготовки.

Они тщательно перечитывают книги, советуются с прекрасным неврологом, может даже обращаются в институты.
Но имеются люди, которые плохо отзываются о данной программе. Это преимущественно те родители, которые не потрудились комплексно выучить философию метода, не перечитали книги, не задали вопрос специалиста, а слыхали про то, что ребенку ежедневно необходимо читать 25 слов, демонстрировать картинки, напихивать неиспользуемыми познаниями, принуждать ползать по километру и т.д.

Также плохо о системе Домана отзываются некоторые профессионалы, особенно те, которые продвигают собственные системы раннего развития.
Не обращая внимания на противоречия, которые по мнению некоторых профессиональных мастеров имеет методика развития Глена Домана, она все же признана самой комплексной системой реабилитации детей с повреждением мозга во всем мире. Не посчитать количества детей, которым эта помощь помогла осознать счастье первых шагов и первых слов.

А директор Доман смог на примере многих отважных и целеустремлённых детей и родителей довести, что возможности мозга человека не имеют границ. И каждый родитель может неоднократно помножить потенциал собственных детей, если будет в них верить и прилагать усилия для их развития.

Лечение ДЦП у детей дома. Методика Глена Домана

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал, что такое ДЦП (детский церебральный паралич). И, быстрее всего, среди тех, кто никогда лицом к лицу не сталкивался с данной проблемой, нет ни одного, кто полностью может представить себе всю тяжесть ситуации. Ситуации, когда твой ребенок болен ДЦП…
Сегодня я была в гостях у мамы 2-ух идеальных малышей Ирины Седовой. И вот по какой причине: не обращая внимания на то, что у самой Ирины двое небольших сыновей, она уже более тридцати дней в качестве волонтера помогает воссоздавать Артемку. Артемке 3,5 года и он с самого рождения инвалид (ДЦП).

До конца этого года (на дворе 2013 год) ребенок почти не двигался, впрочем после того, как его мама сходила на семинар Божены Сейнар-Славов и узнала о методике Глена Домана, и, очень важное, стала активно ее использовать, с Артемкой случились довольно хорошие изменения. По этой причине, я решила приехать к Ирине и взять у нее интервью, чтобы она, как яркий и активный участник процесса восстановления, смогла им поделиться (мама Артема по абсолютно разумеющимся причинам снимать ребенка на видео и давать интервью отказалась).
[success]Сразу сделаю оговорку: мы с Ириной не рекламируем семинар Божены — наша задача заключается в том, чтобы показать, как можно хорошо помогать детям с ДЦП восстанавливаться дома силами родителей и волонтеров. И еще 1 значимый нюанс: каждый ребенок индивидуален и комплекс, о котором говорится в данной заметке, не должен приниматься и претворяться в жизнь точно «один к одному». Но все таки, воспользуйтесь алгоритмом и это Настоящий ШАНС помочь ребенку, когда ДЦП лечение официальными методами не приносит должных результатов. [/success]

Но сначала немного о Глене Домане.
[info]Все настало в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

реабилитации детей c тяжёлыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался активизировать «резервные» клетки мозга головы, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали демонстрировать карточки с нарисованными красными точками, понемногу делая больше их кол-во и интенсивность занятий.

Потом — слова, картинки … Метод сработал. После месяцев усердного труда мозг непоправимо больных детей начинал работать и формироваться, они двигались, утверждали.

Кроме того, занимаясь по методике Домана, большинство из тех, кого днем ранее считали умственно отсталыми, не только догоняли, однако с годами могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились преждевременно читать, писать, считать, делали непростые гимнастические процедуры. Столь громкий успех завораживал, и методику стали применять и при обучении здоровых детей.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал очень важный закон: мозг растет и развивается лишь в случае если он функционирует. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.

Чем больше мы с самого рождения поощряем ребенка двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем намного совершеннее и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это означает, что ребенок намного до недавнего времени обще-принятых сроков начнет своими силами ползать, сидеть, ходить.

А как только ребенок осваивает тот или другой двигательный навык, начинает формироваться следующий, более большой отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и тем более коры) мозга головы, тем умнее и сообразительнее будет ваш ребенок. (Детальнее об данной методике детского развития можете прочесть Тут)[/info]
Ну, а в настоящий момент первое видео, записанное с Ириной Седовой (Новосибирск). Видео писались урывками, так как малыши регулярно требовали внимания :-), однако это даже к лучшему — у вас появится возможность осмыслить информацию и если появится желание что-то усвоить либо даже записать.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ/ ЛЕЧЕНИЕ ДЦП В КРЫМУ/ ЛЕЧЕНИЕ ПО ОМС

Лечение ДЦП по методике Глена Домана. История Артемки (часть 1)

В первой части Елена рассказывает, что было (диагноз, состояние), как узнали про методику, что стали делать (процедуры, маски и др.).

Лечение ДЦП по методике Глена Домана. (часть 2)

Во второй части еще немного о том, в каком состоянии был ребенок и о том, какие результаты родители получили уже спустя месяц занятий по методике.

Лечение ДЦП по методике Глена Домана. (часть 3)

Третья часть вышла совсем коротенькая, однако в ней Елена успела рассказать о важных упражнениях. Смотрите, вникайте…

Лечение ДЦП у детей по методике Глена Домана. (часть 4)

Процедуры, которые направлены на стимуляцию нервной системы, вестибулярного аппарата и др.

Лечение ДЦП у детей по методике Глена Домана.

(части 5 и 6)

Часть, в которой Ира рассказывает о том, как выполняются паттерны (закрепление двигательных рефлексов).
Вот, собственно, и все интервью — благодарю большое Ирине за то, что уделила мне время и рассказала о методике, которая кому-нибудь поможет в качестве дополнительных (к ключевому излечению) занятий. Думаю, с первого взгляда ясно, что все процедуры не опасны и применимы для любого ребенка (кроме, пожалуй, маски, которую необходимо выбирать индивидуально).
К этому всему хочу поделиться дополнительным результатом по излечению ДЦП по той же методике, размещённом на форуме «В защиту жизни» (для особенных родителей, чутких сердец и слингомам). Вы можно самим прочесть все сообщения на данную тему Тут, но я на всякий пожарный случай опубликую самую информативную часть беседы (текст без банкнот, орфография автора сохранена полностью):
«кратко, про то, что данная методика дала нам ??
Немного предыстории: 4 года назад у меня были Самые массивные роды с досрочной отслойкой плаценты, экстренное кесарево — сильнейшая гипоксия и анемия, спустя три месяца после родов Софийка болеет пневмококковым менингитом, месяц в реанимации, ИВЛ, кома, после выписки из реанимации — резко прогрессирующая гидроцефалия (мозолистое тело резко истончено), повседневные эпилептические приступы, сериями, с потерей сознания, серьезная атрофия зрительных нервов (осталась только реакция на свет).
После выписки в течение пары месяцев вяло нынешний вентрикулит, который доктора тогда так и не смогли определять. Гидроцефалию получилось кое-как возместить лошадиными дозами диакарба (во избежание шунтирования, какое при нашем состоянии в то время, быстрее всего, привело бы к смертельному исходу), практически год (!) после менингита сидели на фенобарбитале (б-р-р), потом подключили депакин, позже — топамакс, немного позднее (это все дополнительно к идущим до этого) — клоназепам.

Пятым лекарством был сабрил, на котором я решила поставить точку.
Первые год- полтора, принимая к сведению тяжесть состояния ребенка, непрекращающиеся приступы, мою депрессию/уныние и т.д. и т.п., мы старались слепо доверять докторам и точно исполнять советы. Потом…когда на фоне всех противосудорожных и нашего общего обездвиженного состояния мы заработали хронический пиелонефрит, хронический бронхит, когда лечебница стала нашим вторым, нет, первым, домом, когда после 2-ух лет метаний по докторам и противосудорожного лечения наши эпилептические приступы и наша ЭЭГ так и остались прежними в хорошую сторону, мы не научились даже переворачиваться, у нас развились вторичные контрактуры, дикий сколиоз позвоночника и т.д. и т.п., мы начали думать.

К Божене мы попали 2 года назад, когда она проводила семинар в Киеве, практически прямо из поликлиники, откуда мы сбежали после 4 месяцев бесплодного лечения (10 (!) антибиотиков) пневмонии. В поликлинике (как это часто бывает) разводили руками, советовали приобрести нам электрический слюноотсос и сидеть с ним дома, пока…»ну вы же поймите, такой ребенок…» А такой ребенок продолжал бороться и швырять игрушками во докторов, которые поставили на нем крест.

Бронхоскопию нам делать отказались («ну, вы же поймите, она не перенесет наркоз»).
Когда я заметила на likar.info объявление о семинаре Божены, вздохнула: «Следующий развод, на очереди трата денег». Но все же пошла на семинар, потом была индивидуальная консультация. Божена, увидев нашу в прямом смысле задыхающуюся Соню, хаотично размахивающую руками и ногами и повторяющую одну ноту: «а», деликатно вздохнула: «Непрочная она у вас».

И начала с нами работать. Из всех предыдущих докторов (кроме нашего реаниматолога — Доктора от Бога и отдельных терапевтов реабилитационного Центра) она была первой, кто признал наш интеллект.
Она была первой, кто заставил нас верить, что не обращая внимания на наше состояние и диагнозы, сделать можно весьма и весьма много. Божена расписала нам программу паттернинга по Доману (кратко: пассивное обучение ребенка ползанию, 2 человека с обеих сторон делают ритмичные перекрестные движения рук и ног (за ребенка), 3-ий человек поворачивает голову ребенка, после ребенка переносят на горку, чтобы зафиксировать умения).

Софийка схватила ‘паттерн’ (образец движения) очень быстро, правда, еще пару месяцев ушло на то, чтобы обучить ее использовать силу рук.

Лечение дцп у детей в домашних условиях. методика глена домана

Софийка научилась переворачиваться и поползла! Это было движение!

Также, Божена расписала нам диету. Кратко — мы ушли от продуктов из молока (оставили только кефир) и сахара (Софийка — сластена, сначала понадобилось менять сахар медом, теперь заменяем стевией).

Божена научила нас пользоваться масками (кратко — на низ лица одевается пакет из полиэтилена с трубкой, таким образом провоцируя намного глубокое дыхание у ребенка, становиться лучше система вентиляции легких, кровь/мозг обогащается кислородом, легкие чистятся от ‘залежей’ слизи и т.д.).
Благодаря диете и ‘маскованию’ мы уже месяц через забыли о нашей пневмонии. Вопрос бронхоскопии отпал сам собой. Хронические бронхиты ушли на другой план, мы все также болеем, однако не чаще, чем раз в сезон, и без надобности госпитализации, для нас — это большое достижение.

Еще одним очень важным для нас шагом был уход от АЭПов. С высокой терапевтической дозы четырех (!) лекарственных средств мы за 2 года, используя маски, работая с моторикой и т.д., пришли к двум АЭПам (самая маленькая терапевтическая доза) и продолжим убирать и их, просто не получается убрать их быстро, т.к. они, видимо, уже включились взамен веществ.

На собственных расширенных 2х-недельных семинарах, которые Божена проводит в Польше, профессионалы, в том числе, чтобы сделать легче уход от АЭПов, параллельно выбирают ребенку программу детоксикации, применяя настоящие гомеопатические средства.
К несчастью, Польша пока нам недоступна (из-за причины нехватки финансов и так как мы опасаемся, что тяжесть дороги может перевесить пользу от самого семинара (Софийка еще недостаточно окрепла, хотя, разумеется ее нынешнее состояние не сопоставить с тем, что было 2 года назад). Благодаря паттернингу, бело-черному покрытию, на которое мы постоянно выкладывали Софийку (чередующиеся бело-черные квадраты 28х28) и точечному массажу глаз, который нам показала Божена, у нас значительно улучшилось зрение. У нас все также атрофия, но Софийка проделала длинный путь от понимания исключительно света-тени, теперь она видит большинство предметов (и не только яркие и большие) и очень часто фиксирует взгляд на говорящем.

Улучшилось ее внимание, концентрация, ушли (хотя и не полностью) стереотипии в движениях. Обострилось и упорядочилось сенсорное восприятие.

Появился осознанный лепет, а в настоящий момент — отдельные слова. В наши 4 года у нас все также множество проблем.
Мы все еще не ходим, сидим с поддержкой, не говорим, у нас все также идут судороги. Но ужас Софийкиного ‘растительного’ существования медленно стирается из нашей памяти. Уходят в прошлое безапелляционные прогнозы, нет, вердикты докторов: «Извините, но зрение уже не вернуть.

Поймите, ваш ребенок не видит.» «Мамочка, смиритесь. Вам с бронхитом/пневмонией придется жить.

Расти большой. Китайская медицина и ДЦП

Приобретайте электроотсос, а мы с собственной стороны поддержим, чем можем (в смысле, антибиотиками).» «Интеллект? Ну, вы же понимаете всю тяжесть поражения.» За эти 2 года мы прошли очень большой путь, и мы знаем, что это только начало. Впереди — очередные диагнозы, которые мы надеемся оспорить (если на то будет Божья воля). (Один из последних: «Мама.. сядьте… Умм…вы никогда не будете ходить.»).

Впереди — массовое чтение, усовершенствование сенсорного понимания, обучениe ползанию ‘на четвереньках’ и т. д., чему я надеюсь выучится на семинаре в Одессе.
Тут я изложила те методы, которые применяли мы, именно в нашем случае, может, они покажутся чрезмерно обычными, но любой из них имеет серьезное научное обоснование, и действует на более глубоком, целостном уровне, чем то, что я описала. Система Божены охватывает намного более факторов/подходов, и применима не только к детям с диагнозом эпи, но и к аутистам, детям с СДВГ, с нарушениями слуха, и т.д. и т.п.

Буду счастлива, если кому-то мой рассказ поможет. Извините, что так длинно, и благодарю, что послушали :-)[/notice]