Логопедический массаж при заикании
статья

О приемах проведения логопедического массажа при заикании

Скачать:

Подготовительный просмотр:

Логопедический массажа при заикании.
(С 2) Заикание у детей – это большая проблема, на которую родители должны своевременно обращать собственное внимание и предпринять подходящие меры. (С 3) Заикание (в медицине встречается термин «логоневроз») может появиться у детей в молодом возрасте. Лечение заболевания проходит профессионалами комплексно.

Используются логопедические, психотерапевтические приемы, физиотерапевтическое и медикоментозное лечение.
Логопедический массаж детям при заикании нужен для уменьшения напряжения мышц лица, улучшения работы речевого центра, общего укрепления здоровья.
(С 4) Запрещен логомассаж при герпесах, гингивитах, стоматитах, увеличении лимфоузлов, высыпаниях на кожном покрове, воспалениях, конъюнктивитах, соматических и инфекционых заболеваниях.
Виды массажа при заикании.
(С 5) Традиционный массаж конкретных участков тела при дефекте речи выполняет опытный массажист, применяя конкретные приемы и техники.
Чего мы хотим достичь от массажа — это расслабления мышц. У заикающегося человека часто выражен тонус шейных мышц и верхнего плечевого пояса.

Добившись расслабления таких зон, уменьшается тонус корня языка и, исходя из этого, уменьшается тонус мышц нижней челюсти.
Положительное действие на артикуляцию оказывает специализированный массаж головы, отдела шеи, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч. Польза от этой процедуры видна через несколько сеансов, но иногда требуется прохождение 1-2 курсов лечения.

Хорошими качествами массажа при логоневрозе считаются: активизация процессов обмена в организме; увеличение либо снижение тонуса мышц; улучшение циркуляции крови; усиление метаболизма; формирование правильного речевого навыка; профилактика повторений болезни; полное удаление либо минимизация недостатков речи.
Точечный массаж делает массажист. Плюсы подобного воздействия на детский организм состоит в расслаблении речевого центра, снятии ненужной возбудимости.

При помощи процедур восстанавливаются речевые импульсы нервной системы.
Курс массажа составляет 2–3 недели без перерыва. Через 20 дней его повторяют.

После полного излечения лучше всего проводить курс в целях профилактики 3–4 раза в течении года.
(С 6) Артикуляционный массаж делает логопед.
1.ритм медлительный и неспешный;
2.больной должен ощущать спокойствие, комфорт и тепло;
3.массаж лучше проводить под тихую музыку;
4.руки массажиста обязаны быть тёплыми.
Артикуляционный массаж в себя включает сегментарный массаж и зондовый.
(С7) Техника сегментарного массажа .
Проводим массаж по массажным линиям перед началом курса от периферии до центра.
(С 8) Сегментарное действие на тело ребенка оказывает хороший эффект на весь организм. Перед манипуляцией ребенок садится в удобную для него позу, пытается расслабиться.

Ему необходимо вынуть руки вдоль туловища, полностью расслабить ноги. Также массаж может проводиться, когда ребенок сидит в кресле, при этом голова должна быть немного наклонена на специализированный мягкий подголовник.

Сегментарный массаж мастер проводит, стоя за головой пациента.
(С 9) Во время процедуры применяется главные приемы традиционного массажа: поглаживание, растирание, разминание. Прием вибрации не применяем. Т.к. он может вызвать эписиндром.

Сегментарный массаж предназначается для проработки мышц, которые отвечают за движение речевого аппарата.
При сегментарном массировании логопед действует на конкретную мышцу, отвечающая за речевую деятельность. Манипуляцию лучше всего проводить повседневно на протяжении 14-20 дней. Продолжительность курса зависит от симптомов, возраста пациента и диагноза.

Один прием у может занимать от 5 до 20 минут.
Артикуляционный массаж в себя включает и зондовый массаж.
Массаж, благодаря которому, действуя на мышцы лица и языка с помощью специализированных тренировок и зондов.. Может использоваться в комплексной терапии у детей от 4 лет.
Противопоказанием считается предрасположенность к эпилепсии, судорогам. В начале массажа, а еще на ночь, нужно провести гимнастику языка, состоящая из нескольких тренировок, которые дети выполняют с радостью. Продолжительность зарядки 5 минут.

Ее разрешено делать несколько раз в течении дня.
(С 11) Массаж проводят по массажным линиям (перед началом курса от периферии до центра, а дальше в любом направлении).
Зондовый массаж языка проходит курсом 10-20 дней, который если понадобится необходимо повторить через 1,5-2 месяца. Если появится желание, можно выучится делать массаж языка своими силами дома.

Впрочем первые сеансы должны пройти под присмотром логопеда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проходит в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани.
Консультация для родителей.
Виды логопедического массажа.
Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, дальше переходят к массажу губ и потом уже проводят действия в ротовой полости ребенка.
Логопедический массаж языкаТотечный массаж при гиперкинезах.
Наглядная презентация логопедического массажа при заикании.
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия.

Логопедический массаж при заикании у взрослых и детей: каким бывает и правила выполнения

Заикание — это популярное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых.

Вырисовывается в большинстве случаев в 3 года.
При этом виде нарушение речи происходит спазм мускулатуры, нарушается дыхание, человек неоднократно повторяет гласные звуки.
В лечение заикания входит логопедический массаж. Очень часто используют такие разновидности массажного комплекса, как точечный и сегментарный.

Общая информация

Главная цель массажа при заикании — влияние механики на состояние мышц, нервов, сосудов кровообращения. Проходит логопедом, если понадобится используются зонды.
Логомассаж считается частью комплексной терапии. Говоря иначе, он не может быть панацей, но может сделать лучше состояние ребенка.
Заикаться дети начинают из-за разных причин. Ученые думают, что дело все в комбинировании генетических, неврологических факторов.

Предрасполагающий фактор — гипертонус мышц. У взрослых недуг возникает после контузии, травмы головы, инсульта.
Применять массаж можно как в условиях специализированного заведения, так и в уютной обстановке. Однако перед его использованием заболевшего проверяют доктора. У процедуры есть противопоказания.

Действие проводят курсами с меньшим перерывом между ними.
Массаж помогает расслабить мышцы — голосовые, артикуляционные, регулирующие процесс дыхания. Происходит нормализация психического состояния ребенка.

Увеличивается метаболизм и становиться лучше кровообращение. На фоне этого происходит снижение проявлений заикания.

Результативность процедуры

Очень часто заикание встречается у детей в возрасте от 3 до 5 лет и вызвано невротическими нарушениями, хотя бывают индивидуальные ситуации. Иногда основой становятся телесные проблемы с речевым аппаратом.

Головной мозг и артикуляционные органы не поражены. Чем до недавнего времени заняться лечением проблемы, тем будет больше шансов ее лечить.

У взрослых людей курс массажа для достижения результата более долог.
Механизм влияния процедуры на речевой аппарат выглядит так: при тактильном влиянии на отделы спины, головы, шеи, плеч, груди и воротниковой зоны оказывается положительное влияние на речевую деятельность, с мышц снимается напряжение, увеличивается общий тонус организма. У человека, который страдает от заикания, встречается излишнее напряжение шейной мышцы и мышц плечевого пояса.

При тактильном влиянии на зоны профессионалу получается достичь расслабления корня языка заболевшего, что способствует излечению.
Случаев, когда логопедический массаж был бы вреден, практически не существует.

Действенен он в разном возрасте, улучшения видны сразу в результате проведения первого сеанса.
Наиболее эффективными видами процедуры при заикании признаны сегментарный и точечный массажи. Комбинирование методик также практикуется в целебной терапии.

Виды массажа

Классификация, комплексы тренировок были разработаны Дьяковой. Она выделяла такие разновидности массажа:

Каждый требует применения конкретных техник. Затрагивают они область шеи, плеч, головы.

Мастер должен хорошо представлять анатомию, физиологию человека и знать расположение черепно-мозговых нервов.
При заикании очень часто применяют точечный и сегментарный массаж. Иногда хорошо их комбинирование.
Для зондового массажа применяют сложные инструменты – зонды. Они дают возможность снимать гипертонус либо стимулируют мышцы.
Не нужно воспринимать методику воздействия как панацею. Это только помощь при дефекте, но, если применять исключительно ее одну, результата не будет.

Какие разновидности используют для лечения логоневроза?

Логопедический массаж — это одна из составляющих методик реабилитации людей с нарушением речи, в том числе с заиканием. При этом происходит влияние механики на мышцы лица, шеи, плечевого пояса, полости рта, кровеносные, лимфатические сосуды, иннервацию центра, отвечающего за речь.
Массаж используют в излечении заикания как у детей, так и у взрослых. Но чем младше больной, тем эффект от процедуры будет выше.
Разновидности массажа в логопедии:

Традиционный – при этом массировании применяются такие техники, как поглаживание, разминание, вибрация, растирание.
При проведении применяют дополнительные инструменты, к примеру, мягкие зубные щетки, соски, единоразовые шпатели и др.
Сам массаж проходит около или на самом пораженном участке.

  • Точечный – происходит механическое действие на биологически активные точки.
  • Сегментарный – влияют на конкретный участок, сегмент. Совмещают с традиционным массажем.
  • Аппаратный — проводят при помощи вакуумных и вибрационных приборов.
  • Зондовый. Этот оригинальный вид массажа разработала Е.В. Новикова. Она создала набор зондов, благодаря которым воздействовала на конкретные органы которые отвечают за артикуляцию.
  • Чаще используют точечный и сегментарный виды массажа. Взрослые пациенты могут проводить самомассаж.
    Массирование благотворно оказывает влияние на организм. Ритмичные движения невольно влияют на кровеносную, лимфатическую, нервную, мышечную системы. При механическом влиянии на поверхность кожи происходит увеличение сосудов, что приводит к улучшению трофики органов и тканей, становиться лучше вещественный обмен, также налаживается вывод венозной крови.
    Массажные движения усовершенствуют лимфооток, препятствуя его застою. Под воздействием массажа мышечные волокна становятся более гибкими, снимается мышечные зажимы.
    В зависимости от силы, интенсивности влияния на участок который поражен можно поменять тонус мускулатуры. Легкие, легкие движения снимают спазм, более сильное надавливание, поколачивание, жёсткая вибрация, наоборот, активирует мышцу, используются при гипотонусе.
    Есть и противопоказания:

    • острые вирусные и инфекционные болезни,
    • инфекционные болезни ротовой полости,
    • герпетические высыпания в район губ,
    • вирусный, бактериальный конъюнктивит,
    • дерматиты лица,
    • проявления эписиндрома.

    Показания и противопоказания

    Логопедический массаж при заикании предписывают при любых проблемах с тонусом мышц. Во время судорог они могут слишком сжиматься, быть напряжёными и ребенку будет непросто их привести в обычное состояние.
    В корректировки заикания немалую роль играет релаксация. Заболевшего непросто обучить расслабляться. Массаж обладает таким действием.

    Если он ручной, то приносит дополнительные прекрасные ощущения.
    Перед курсом логопед проводит проверку. Он смотрит состояние артикуляционных, мышц мимики.

    Проверяет состояние шеи и плечей. Свое внимание обращает на:

    Как понять, короткая уздечка языка или нет? Дизартрия, уздечка языка и звукопроизношение.

    • асимметрии;
    • кожные высыпания;
    • цвет покровов кожи;
    • кровоизлияния.


    После этого выполняется пальпация, другими словами прощупывание. Логопед пальцами трогает участки тела — это дает возможность лучше ощутить состояние мышц.

    Подобный осмотр проходит у взрослых.
    Полным противопоказанием считается эпилепсия. Дополнительное действие провоцирует приступы.

    Непостоянным отводом являются соматические заболевания, травмы, воспаления.

    Что такое заикание

    Логоневроз, или заикание — это речевой дефект, который связан с нарушением плавности и ритма артикуляции, неоднократным повторением слогов, звуков в момент говорения. Если не лечить болезнь у ребенка может развиться комплекс и логофобия, другими словами страх перед вербальным общением.
    По мнению, логопедов, кинезиологов, неврологов и психиатров, основой заикания выступают патологии ЦНС, характерности формирования речевого навыка, наследственность и стрессы.
    У детей, больных логоневрозом, отмечаются следующие симптомы патологии:

    • Очень высокая нервозность, возбудимость
    • Робость в речи
    • Судороги мышц артикуляционного аппарата
    • Перебои в ритме дыхания
    • Невысокая высота и сила голоса
    • Медлительное накопление активного словарного запаса
    • ЗРР, ОНР
    • Тики
    • Лабильный эмоциональный фон

    Согласно данным статистики заикающиеся дети чаще болеют простудными заболеваниями, отстают от сверстников в психическом, физическом развитии. Лечить речевые нарушения аналогичного типа необходимо как можно до недавнего времени. Терапия не сосредотачивается в одном направлении: по показаниям требуется помощь невролога, психолога, педиатра, психотерапевта.

    Применяются медикаментозные и консервативные методы лечения. К одним из наиболее эффективных процедур относится точечный массаж.

    Коррекция артикуляционных способностей длится продолжительное время (от 6 месяцев до 2-3 лет), но помогает справиться даже с запущенными случаями заикания.

    Требования к проведению

    Перед тем как начинать расслаблять заболевшего, мастер должен приготовить помещение. Кабинет моют, проветривают, делают уютным.

    У ребенка не стоит вызывать ассоциации с лечебным учреждением, так как это вызовет побочную реакцию.
    В среднем процедуры проводят через день. Обыкновенная продолжительность курса – 20 процедур.

    После этого делают перерыв на месяц, и цикл опять повторяют.
    В детском возрасте начинают с коротких сеансов по 5 минут, понемногу продолжительность доводят до получаса. У взрослых применяется аналогичная схема.

    У ребенка не должно появляться болезненных чувств. Какие-нибудь воздействия могут быть малоприятными, однако не способными вызвать острого неудобства.
    Лучше всего логопеду одевать чистую маску. Руки специалиста обязаны быть чистыми, тёплыми, с кратко подстриженными ногтями.

    В начале кожу слегка смазывают маслом или присыпкой.
    Идеальная поза – заикающийся ребенок лежит спиной на ровной кушетке. Подобное положение комфортно для логопеда, освобождает дыхание.

    В большинстве случаев разрешается поза, полусидя в кресле, голова ребенка откинута на подголовник.
    Иногда профессионалу комфортно стоять не за головой заболевшего, а по правую сторону от него. В этом положении ему легче закрепить ребенка.

    Кто должен делать логопедический массаж ребенку?

    Все разновидности массажа в совершенстве должен исполнять мастер – дипломированный логопед с образованием в медицинской области. Процедура делается вручную в специальном массажном кабинете.

    Психологический комфорт во время массажа особенно актуален, т.к. остаточная цель всех процедур – снять нейромышечное напряжение у ребенка.
    Доктор, который проводит процедуры, должен нравиться ребенку. Процедура проходит в теплом и чистом помещении, перед визитом к логопеду его стоит проветривать.

    Руки массажиста обязаны быть чистыми, ногти – короткими, на кистях рук не должно быть украшений, способных травмировать кожу ребенка.

    Главные приемы

    Каждый сеанс начинается с поглаживания. Его сменяют с другими приемами, но завершают всегда только им.

    Оно может быть поверхностным – кисть слегка касается кожи, нежно и ласково, глубоким обхватывающим движением действует на рецепторы кожи и нервную систему. Ладонь плотно прижимается к области и скользит по анатомическим контурам.
    Поглаживания «граблей» — пальцы широко разведены, подушечки активно массируют область нажима. Осуществляются по кругу, зигзагу, волнообразно.
    Растирание состоит в сильном давлении на небольшую область мышц. Делается как подушками пальцев, так и всей ладонью. Степень воздействия устанавливается индивидуально.

    Направления спиральные и прямые.
    Разминание – ткань бережно перетирается, сдавливается, сжимается. Применяется на маленьком участке.

    Выполняют подушками пальцев, иногда разрешается пощипывание.
    Вибрация создается за счёт легкого постукивания пальцами по поверхности мышц. Применяется на участках с очень малым количеством жира и там, где выходят черепно-мозговые нервы.

    Плотное нажатие позволяет прицельно влиять на биологически активные точки (БАТ).
    Помощь от логопедического массажа будет чувствоваться исключительно при регулярности сеансов, большой квалификации специалиста. Выбор приемов зависит от тонуса мышц, патологических свойств.

    На самом деле полезен ли массаж при заикании?

    Массаж при заикании – это логопедический массаж, предназначенного для устранения неврологического нарушения. Как все знают, между нервными завершениями на кожных покровах и самыми разными центрами мозга головы есть долговечная связь.

    Действуя на поверхность кожи и мышцы, мы косвенно влияем на наш «центр управления полетом», т.е. на мозг.
    И если при помощи массажа можно улучшить артериальное давление и убрать стресс, то почему нельзя разными техниками физиотерапии сделать лучше работу нашего речевого аппарата?
    Логопеды удачно используют разные техники лечения заикания у детей от 2 до 6 лет. Применяются две ключевых техники логопедического массажа:
    Одновременно с массажем применяются разные варианты медикаментозного лечения: физиотерапия (гимнастика, процедуры), специализированные процедуры на артикуляцию. Для уменьшения возбудимости нервной системы у ребенка прописывают безопасные седативные препараты, которые уменьшают напряжение и помогают расслабиться.
    Ведь известно, что у малышей, страдающих заиканием, имеются разные психологические проблемы – робость, кипучая фантазия, комплексы и остальные схожие состояния. Для него важна удобная чувственная домашняя атмосфера, ребенок не должен быть свидетелем ссор между родителями.

    Сегментарный массаж

    Приятный массаж круговой мышцы глаз и мышц губ
    Его цель – действие на одну конкретную область мышц. Требования к проведению типовые.

    Руки логопеда не обязаны иметь ран, царапин, ран. Все кольца, браслеты, часы снимают.

    Пальцы смазывают детским кремом. Области воздействия определяют после диагностики.
    В начале сеанса полезно проводить минутку расслабления. Заболевшего настраивают на релаксацию, просят представить нахождение в удобном месте.

    Как только он успокоился и ровно задышал, приступаем к действиям.
    Идеальная поза — лежа на спине. Применяют все разновидности поглаживания, начиная со щадящего воздействия. Ладони нежно затрагивают лица, шеи, плеч.

    Они мягко идут снизу-вверх. Понемногу действие становится сильнее, давление слегка возрастает.
    Растирание предназначается для стимуляции кровообращения. По этой причине логопед определяет проблемные области (бледный покров кожи) и начинает активно растирать их.

    Делать это лучше движениями по кругу, так как они уютнее.
    Степень вибрации зависит от состояния мышц. При гипотонусе она обязана быть сильной, чувствительной, ощутимой.

    При гипертонусе, наоборот, едва ощутимой.
    Эффект от логомассажа будет исключительно при осуществлении комплекса приемов. Отдельно они бесполезны.
    Заканчивают слабыми поглаживаниями. Дальше заболевшему дают полежать пару минут.

    Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..

    Логоневроз — считается видом речевого расстройства, который вырисовывается в виде запинок в речи и заикания.
    Речь ребенка при подобном расстройстве замедлена, и очень часто отличается нередкими продолжительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов.
    Кроме речевых расстройств логоневроз также вырисовывается в сопровождающие движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мышц мимики при попытке сказать слово или слог.

    • Этиологический фактор.
    • Логоневроз или невроз речи может развиться как реакция на крепкий стрессовый фактор или быть следствием органического поражения мозга головы.
    • Более популярными причинами логоневроза являются:
    • Травмы мозга головы, инфекционные болезни, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новые образования, нарушения трофики мозга головы, инсульты.
    • Психические болезни и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
    • Предрасположенность по наследству. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для любого возраста выделяют отдельные причины. Так у несовершеннолетних детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным шагом формирования речевого аппарата. А вот у подростков основой невротического заикания считается неустойчивость психики, очень высокая эмоциональна возбудимость, предрасположенность к драматизации и лишняя впечатлительность.
    • Нарушение речи вырисовывается как ответная реакция на семейные неурядицы и постоянные конфликты. Когда домашняя обстановка тяжелая, то исходя из этого имеют место частые конфликты, тогда ребенок, а тем более подросток может реагировать на это проблемами с речью.

    Результаты заикания

    В том случае, когда логоневроз не пропадает и увеличивается, то есть вероятность того, что он может привести к тяжёлой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь.
    Тем более не легко дети переживают данный недуг в подростковом периоде, когда подросток, во избежание насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет остерегаться общения и случаев, когда потребуется рассказать информацию устно.
    В случае тяжёлой стадии логоневроза ребенок будет бояться говорить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать развиваться состояние неполноценности.
    Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в обратных ситуациях, вызывающих давление.
    И в конце концов стресс, который чувствует человек, томящийся логоневрозом, приводит к еще большему ухудшению состояния речи, и как последствие к изменениям личности – возникает молчаливость, замкнутость, депрессия.

    Причины заикания

    Заикание очень часто развивается у детей дошкольного возраста.
    Немалую роль играет тот момент, что конечное формирование полушарий мозга головы заканчивается приблизительно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.
    Вот эти самые реакции очень легко превращаются в активность двигательного аппарата, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не очень четко.
    Дети очень часто, воспринимая на слух разные звуки и слова, однако не понимая их значения, могут просто перемешивать их в кучу.
    Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка есть человек, томящийся заиканием, то дети могут просто перенять эту манеру разговора.

    Точечный массаж

    Сложность его проведения в том, что стоит четко определить локализацию БАТ (активных точек). При очень высоком тонусе применяют расслабляющее действие. Оно направлено на снижение напряжения.

    Расположение БАТ лучше изучать на примере иллюстрации или под надзором компетентных специалистов.

    Массаж биологически активных точек
    Проходит просто: палец крутится на области нажатия по часовой стрелке в течение 6 секунд. Понемногу он будто бы углубляется, наращивает усилие, потом крепится 2 секунды и выполняется ослабление действия за 5 секунд.
    Давление уменьшается против часовой стрелки. Не отрывая пальца, такой цикл повторяют 3-4 раза.

    На одну точку уходит около 1 минуты.
    При пониженном тонусе применяют иную технику — стимулирующую. Палец давит на точку по часовой стрелке на протяжении 6 секунд, а после подушечка резко отрывается.

    Движение повторяют до 10 раз.
    На первом сеансе максимально затрагивают 4 точки. Понемногу кол-во делают больше. За одну процедуру затрагивают точки общие и местные.

    Симметрические точки массируют одновременно.
    Точечный массаж лучше всего соединять с традиционным. Лучше проводить его до занятия с логопедом.

    Так ребенок будет расслаблен, ему легче дадутся процедуры.

    Как правильно выполняется логопедический массаж при заикании?

    Территория воздействия – голова, лицо, шея, мышцы плеч, верхняя часть грудной клетки и спины. Сегментарный массаж заключается на поочередном влиянии на конкретные мышцы, отвечающих за речь.

    Точечная техника состоит в влиянии на специализированные точки на лице, которые помогают миорелаксации. Эти точки находятся не только на лице, но и на руках, голенях, голове и спине.

    1. Ребенок ложится на спину, руки и ноги лежат беспрепятственно и расслаблено.
    2. Мастер по очереди действует на мышцы или точки акупунктуры, отвечающие за артикуляционный аппарат (в области лица и шеи).

    Сегментарный массаж

    Техника воздействия самая обычная. На мышцы лица, головы, шеи, плеч и спины мастер действует следующими способами:

    • поглаживания – применяются в самом начале процедуры;
    • растирания – они стимулируют кровообращение и нормализуют проводимость нервов;
    • разминания – стимулируют процессы обмена в мышцах;
    • вибрация – убирает напряжение или увеличивает тонус мышц;
    • нажатия – усовершенствуют метаболизм в мышцах.


    Для получения эффекта необходимо делать ежедневно на протяжении 2-3 недель. Первые сеансы длятся не больше 5 минут, но понемногу их продолжительность становится больше до 20 минут.

    Точечный массаж

    Данная техника воздействия состоит в мягеньком нажатии подушками пальцев на точки, находящиеся на лице, а еще остальных частях тела. Профессионалы в массажных кабинетах применяет технику шиацу, в согласии с которым активные точки находятся в следующих зонах:

    1. Между бровями.
    2. В области носогубного треугольника.
    3. Возле крыльев носа.
    4. На подбородке.
    5. На мочках ушей.
    6. Под коленной чашечкой.
    7. Над лодыжками.
    8. В волосистой части головы.

    Одновременно с процедурой рекомендуется включить тихую расслабляющую музыку. Логопед должен спокойно беседовать с малышом, чтобы ему было удобно.

    Делать массаж необходимо повседневно в течение 2-3 недель, после этого необходим перерыв. В общей трудности курсы необходимо повторить в течение 2-3 лет, чтобы увидеть положительную динамику.
    В совершенстве шиацу должен исполнять мастер. Однако это довольно простой вид физиотерапии, и родители если появится желание могут постичь главные приемы и правила воздействия.
    На этом все, уважаемые читатели! Надеемся, что наш материал принесёт пользу вам и вашим знакомым, и вы пожелаете поделиться им с компанией друзей в соцсетях.

    До встречи на новых страничках нашего сайта!

    Самомассаж

    Мастер может обучить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется больших усилий. Дошкольников учат возле зеркала, показывая образец действия и прося повторить:

    • Первое упражнение – ладони бережно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
    • Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, будто бы рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
    • Третье упражнение – постукивание подушками по лбу и щекам. Тренировок может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных свойств ребенка.

    У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой.

    Для проведения массажа применяют обыкновенные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.
    Процесс можно объединить с играми. В подобном случае детям будет интереснее исполнять задания логопеда.

    В качестве стимула можно давать наклейку или возможность подобрать игру.

    Главные виды логомассажа

    Есть такие виды логопедического массажа:

    • Ручной, называющийся традиционным, делается рядом с проблемной зоной или прямо на ней с помощью поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед использует шпатель, соску, зубную щетку.
    • Точечный массаж – это действие на активные точки, которые связаны с проблемными для речи зонами.
    • Аппаратный массаж подразумевает применение специализированных вибрационных аппаратов.
    • Зондовый массаж внедрила знаменитый логопед Е.В. Новикова, разработавшая специализированные зонды.
    • Самомассаж подразумевает, что процедуру ребенок делает своими силами.

    Метод Е.В. Новиковой

    При дизартрии логопед в большинстве случаев назначает зондовый логопедический массаж. Набор зондов, которые разработала Е.В.

    Новикова, – это восемь устройств в виде вилочек, топориков и т.д.

    Логопедический массаж для малышей дома подразумевает применение зондов, если родители прошли спецобучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, неукоснительно рекомендуется узнать их у профессиональных мастеров собственного дела — логопедов, а не пытаться проводить эксперименты на собственном ребенке
    Зондовый логопедический массаж дает возможность провести коррекцию речи и достичь следующих результатов:

    • нормализация речевого дыхания,
    • корректировка звукопроизношения,
    • увеличение силы голоса,
    • улучшение состояния нервной системы.


    Очередность воздействия на проблемные участки зондами определяет мастер. Ребенок не должен испытывать ощущения боли.

    Процедуры зондами противопоказаны детям до шести месяцев.
    Зондовый массаж языка проходит при помощи следующих приемов:

    1. Вилочковый зонд применяется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После чего начинают колебательные и круговые движения зондом, установленным в установленной точке языка, в течение 5 секунд.
    2. Зондом-восьмеркой делают нажатия на язык.
    3. Зонды-саночки (3 различных вида устройств) дают возможность давить на язык, стимулируя волокна мышц.
    4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
    5. Зонд-крестовина за счёт нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
    6. Зонд-толкачик позволяет осуществить надавливание на язык в течение 5 секунд, после проходит релаксация.


    Зондовый логопедический массаж применяется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение делается по 30 раз. Иногда детям хватает одного лечебного курса.

    Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

    Правила выполнения массажа

    Процедура в большинстве случаев предшествует логопедическому занятию. Перед тем как ее выполнить мастер настраивает ребенка на позитив, чтобы успокоить его. Тогда ребенок сможет принять расслабляющую позу.

    Необходимо принимать во внимание, что эмоциональному раскрепощению способствует сопровождение музыки. Помещение, в котором выполняют действия, обязано отвечать подобным условиям:

    • удобное;
    • хорошо проветренное;
    • убранное;
    • не прохладное.


    Логопед приступает к процедуре с чистыми и тёплыми руками. Главным условием считается отсутствие на них повреждений, самых разных украшений, ногтей на пальцах, иначе можно причинить ребенку травму.

    Массаж выполняют неторопливо. Действия не выполняют натощак или сразу после еды.

    Ребенок не должен пить крепкий кофе или чай. Если он чрезмерно возбужден, сеанс пропускают.

    Главные приемы логопедического массажа: комплекс сегментарного логомассажа лица при логоневрозе

    Главные причины логоневроза

    Заикание – это расстройство плавности речи. Во время заболевания основное, чтобы у ребенка не возникла логофобия (страх объяснять собственное мнение), потому как она усилит тяжесть болезни и осложнит лечение.

    Предрасположенность по наследству также оказывает влияние на развитие логоневроза. Изъяны речи профессионалы диагностируют втрое чаще у мальчиков, чем у девочек.

    • острый или хронический стресс;
    • генетическая предрасположенность;
    • поражение центральной нервной системы;
    • осложнения после эндокринных и инфекционых болезней;
    • предрасположенность к эпиактивности;
    • раннее развитие либо задержка психомоторного развития;
    • передразнивание заикающегося ребенка (из-за этих «игр» у здоровых детей может сформироваться стойкий дефект речи);
    • пребывание ребенка в регулярном страхе, непонимание со стороны родителей, минус любви и ласки.

    Доктора, занимающиеся лечением речевого невроза

    Терапию речевого невроза в детском возрасте следует проводить сразу с четырьмя профессионалами: логопедом, психологом, психотерапевтом и педиатром.
    Педиатр занимается лечением сопутствующих патологических процессов, уделяет внимание укреплению иммунной системы, профилактическим мерам, консультирует родителей, если их дети жалуются на самочувствие. Продуктивными при заболевании являются физиотерапевтические действия (электросон и массаж)
    Очень часто доктора советуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные процедуры, тренинги психологического направления.
    Психолог ищет подход к ребенку, узнает о его страхах. Исключительно доктор может выучить психическое здоровье пациента и узнать причины заикания.

    В молодом возрасте консультации у психолога проводятся под надзором родителей.
    Логопед предлагает ребенку пройти ряд тестов и сделать несколько тестовых тренировок. Занятия с этим специалистом позволят очень быстро сделать меньше кол-во судорог гортанной и артикуляционной мускулатуры.
    Прием у психотерапевта необходим, чтобы ребенок смог освободится от страха и неудобства во время общения с собственными сверстниками (из-за заикания у ребенка очень часто развиваются комплексы). Консультации у врача смогут помочь освободится от комплексов и чувства неполноценности.

    Польза и виды массажа

    Массажем при заикании именуют логопедический массаж, благодаря которому обеспечивается удаление неврологического нарушения. Нервные завершения на кожных покровах и деятельность мозга головы являются связанными между собой.

    При влиянии на покровы кожи и мышечные системы обеспечивается влияние на мозг.
    Если ребёнок страдает заиканием, то ему рекомендовано проведение двух вариантов массажа — сегментарного и точечного. Одновременно рекомендовано проводить медикаментозное лечение – специализированных тренировок на артикуляцию, гимнастики.
    Для того чтобы уменьшить возбудимость нервной системы рекомендовано использование безопасных седативных лекарственных средств. При их помощи обеспечивается снижение напряжения.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Сегментарная методика

    При выполнении массажа от заикания выполняется действие на конкретную мышцу, благодаря которой обеспечивается речевая деятельность.
    Проведение действия рекомендуется в комфортном помещении, которое необходимо заблаговременно убрать и проветрить. Перед проведением массажа логопеду необходимо вымыть руки.
    Проведение сегментарного массажа рекомендуется повседневно. Для достижения самой большой эффективности рекомендовано проводить манипуляцию курсами, продолжительность которых составляет по 2-3 недели.

    Курс лечения устанавливается в согласии со спецификами протекания патологического процесса.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    На первых шагах проводить терапию необходимо 5 минут. Понемногу необходимо наращивать продолжительность действия. Ее самая большая длительность составляет 20 минут.

    Если у пациента течет хроническая форма болезни, то ему необходимо иногда повторить курсы лечения.
    На первых шагах проведения действия врачом проходит поглаживание. На другом шаге проходит растирание, благодаря которому активизируется кровообращение, а еще постоянно совершенствуются процессы обмена.

    Благодаря разминанию обеспечивается активизация рабочих процессов в мышцах.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Для уменьшения тонуса рекомендовано проведение вибрации или покачивания. При усиленном нажатии обеспечивается активизация процессов обмена.

    Точечный массаж

    Если встречается заикание у детей, то им рекомендовано проведение точечного массажа, который отличается большим уровнем эффективности. Данная процедура благоприятно отображается на деятельности речевого центра, что обеспечивается снятие ненужной возбудимости.

    При помощи точечного массажа обеспечивается возобновление речевых импульсов нервной системы.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Манипуляция отличается обычностью, что дает возможность ее использовать каждому желающему человеку. Массаж должен проводиться курсами по пару недель. При появлении надобности курс лечения повторяется.

    Продолжительность терапии может составлять пару лет. Проведение действия рекомендуется под тихую и релаксирующую музыку.

    Это даст возможность расслабить и успокоить ребенка.
    Для обеспечения большой эффективности массажа рекомендовано плавное и медлительное его проведение. В период проведения действия логопед проговаривает спокойные фразы.

    При массировании ребенок должен расслабляться. У новорожденного должно появляться ощущение тепла.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Зачем нужен логопедический массаж

    Логопедический массаж — это специализированные приемы воздействия на участки тела, так или по другому связанные с речевой работой.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Данная процедура изменяет состояние ткани мышц, нервных волокон, сосудов кровообращения, кожи, аналогичным образом решая задачи, для которых, собственно, и проходит.

    Польза логомассажа

    Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

    • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
    • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
    • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
    • улучшение качеств артикуляции, в том числе точности, объема, скорости;
    • восприятие движений речеобразующих органов.


    И что в конце концов? А в конце концов массаж речевых зон лица приносит очередную пользу:

    • полезно оказывает влияние на психику и состояние здоровья;
    • активизирует лимфо- и кровообращение, изменяет тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
    • увеличивает пластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, увеличивает трудоспособность;
    • уменьшает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
    • создает координацию движений органов речи, активизирует их восприятие;
    • увеличивает объем и диапазон движений;
    • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к очень быстрой постановке звуков.

    Показания и противопоказания

    Собственно благодаря подобному спектру действия такой способ часто используется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а еще в любых ситуациях, когда нарушен тонус мышц аппарата речи.
    Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные болезни, заболевания кожи, слизистой оболочки глаз, ротовой полости, увеличение лимфоузлов, а еще отрицательная чувственная реакция ребенка на проведение процедуры.
    А теперь коснемся технической стороны такого способа.

    Как правильно выполняется логопедический массаж при заикании?

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Территория воздействия – голова, лицо, шея, мышцы плеч, верхняя часть грудной клетки и спины. Сегментарный массаж заключается на поочередном влиянии на конкретные мышцы, отвечающих за речь. Точечная техника состоит в влиянии на специализированные точки на лице, которые помогают миорелаксации.

    Эти точки находятся не только на лице, но и на руках, голенях, голове и спине.

    1. Ребенок ложится на спину, руки и ноги лежат беспрепятственно и расслаблено.
    2. Мастер по очереди действует на мышцы или точки акупунктуры, отвечающие за артикуляционный аппарат (в области лица и шеи).

    Сегментарный массаж

    Техника воздействия самая обычная. На мышцы лица, головы, шеи, плеч и спины мастер действует следующими способами:

    • поглаживания – применяются в самом начале процедуры;
    • растирания – они стимулируют кровообращение и нормализуют проводимость нервов;
    • разминания – стимулируют процессы обмена в мышцах;
    • вибрация – убирает напряжение или увеличивает тонус мышц;
    • нажатия – усовершенствуют метаболизм в мышцах.

    Дыхательные упражнения для работы с заиканием


    Для получения эффекта необходимо делать ежедневно на протяжении 2-3 недель. Первые сеансы длятся не больше 5 минут, но понемногу их продолжительность становится больше до 20 минут.

    Точечный массаж

    Данная техника воздействия состоит в мягеньком нажатии подушками пальцев на точки, находящиеся на лице, а еще остальных частях тела. Профессионалы в массажных кабинетах применяет технику шиацу, в согласии с которым активные точки находятся в следующих зонах:

    1. Между бровями.
    2. В области носогубного треугольника.
    3. Возле крыльев носа.
    4. На подбородке.
    5. На мочках ушей.
    6. Под коленной чашечкой.
    7. Над лодыжками.
    8. В волосистой части головы.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Одновременно с процедурой рекомендуется включить тихую расслабляющую музыку. Логопед должен спокойно беседовать с малышом, чтобы ему было удобно. Делать массаж необходимо повседневно в течение 2-3 недель, после этого необходим перерыв.

    В общей трудности курсы необходимо повторить в течение 2-3 лет, чтобы увидеть положительную динамику.
    В совершенстве шиацу должен исполнять мастер. Однако это довольно простой вид физиотерапии, и родители если появится желание могут постичь главные приемы и правила воздействия.

    Зонд № 6

    Шариковый зонд. Применяется для постановки звуков «Р», «РЬ».
    Методические советы к назначению массажа
    аннуитетный (укрепляющий или расслабляющий) массаж;
    массаж биологически активных точек (БАТ);
    массаж с использованием специализированных устройств (зондов, электромассажоров);
    Противопоказания к проведению массажа:
    острые процессы воспаления;
    резко выраженная пульсация сонных артерий;
    излишняя физическая или психологическая утомленность и мн.др.
    Для проведения массажа логопед обязан иметь такие материалы:
    компактное кресло или стул для ребенка с большой спинкой, нужной для опоры головы;
    настенное или очень большое настольное зеркало для выполнения контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных тренировок;
    аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой;
    грелка для прогревания мышц перед тем как делать массаж;
    стерильные марлевые салфетки;
    индивидуальная для любого массируемого зубная щетка;
    логопедические зонды разных комбинаций;
    Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда – чистыми, тёплыми, без ран или каких-нибудь очагов воспаления, с кратко остриженными ногтями без украшений.
    Положения тела при массаже.
    Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат беспрепятственно, носки несколько разведены. Под головой — маленькая плоская подушка, которая доходит до верхней кромки лопаток.

    Логопед занимает по­ложение за головой пациента.
    Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занима­ет положение за головой пациента.
    Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат беспрепятственно, носки несколько разведены. Под головой — маленькая плоская подушка, которая доходит до верхней кромки лопаток. Мастер занимает положение с правой стороны от массируемого.

    Ладонь левой руки логопеда для фиксаци положения головы ребенка помещает на теменную ее область, правой рукой логопед выполняет массажные движения. Эта поза используется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверхности
    Поглаживание (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное);
    В состав службы сопровождения развития ребенка входят: логопед, дефектолог, психолог, педагог, невропатолог, музыкальный начальник, начальник изостудии, инструктор ЛФК и т.д.
    Если ребенок посещает речевую группу, то работа по развитию ручного праксиса и тактильных чувств проходит на подгрупповых занятиях.
    Китайские названия даны в русской транскрипции.
    Принцип составления комплекса на 12, 15 и 20 сеансов тот же.

    Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..

    Логоневроз — считается видом речевого расстройства, который вырисовывается в виде запинок в речи и заикания.
    Речь ребенка при подобном расстройстве замедлена, и очень часто отличается нередкими продолжительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов.
    Кроме речевых расстройств логоневроз также вырисовывается в сопровождающие движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мышц мимики при попытке сказать слово или слог.

    • Этиологический фактор.
    • Логоневроз или невроз речи может развиться как реакция на крепкий стрессовый фактор или быть следствием органического поражения мозга головы.
    • Более популярными причинами логоневроза являются:
    • Травмы мозга головы, инфекционные болезни, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новые образования, нарушения трофики мозга головы, инсульты.
    • Психические болезни и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
    • Предрасположенность по наследству. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для любого возраста выделяют отдельные причины. Так у несовершеннолетних детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным шагом формирования речевого аппарата. А вот у подростков основой невротического заикания считается неустойчивость психики, очень высокая эмоциональна возбудимость, предрасположенность к драматизации и лишняя впечатлительность.
    • Нарушение речи вырисовывается как ответная реакция на семейные неурядицы и постоянные конфликты. Когда домашняя обстановка тяжелая, то исходя из этого имеют место частые конфликты, тогда ребенок, а тем более подросток может реагировать на это проблемами с речью.

    Результаты заикания

    В том случае, когда логоневроз не пропадает и увеличивается, то есть вероятность того, что он может привести к тяжёлой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь.
    Тем более не легко дети переживают данный недуг в подростковом периоде, когда подросток, во избежание насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет остерегаться общения и случаев, когда потребуется рассказать информацию устно.
    В случае тяжёлой стадии логоневроза ребенок будет бояться говорить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать развиваться состояние неполноценности.
    Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в обратных ситуациях, вызывающих давление.
    И в конце концов стресс, который чувствует человек, томящийся логоневрозом, приводит к еще большему ухудшению состояния речи, и как последствие к изменениям личности – возникает молчаливость, замкнутость, депрессия.

    Причины заикания

    Заикание очень часто развивается у детей дошкольного возраста.
    Немалую роль играет тот момент, что конечное формирование полушарий мозга головы заканчивается приблизительно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.
    Вот эти самые реакции очень легко превращаются в активность двигательного аппарата, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не очень четко.
    Дети очень часто, воспринимая на слух разные звуки и слова, однако не понимая их значения, могут просто перемешивать их в кучу.
    Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка есть человек, томящийся заиканием, то дети могут просто перенять эту манеру разговора.

    Польза массажа при дизартрии и заикании

    Дизартрией именуют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отображаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба.

    Заикание — это патология, для которой отличительно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.
    Лечение дизартрии всегда системное, и состоит из лекарств, имеющих седативное действие, целебной физкультуры, водной терапии, процедур массажа и занятий с учителем или психологом, если заболевание усиливающееся. Для избавления от заикания также применяют медикаментозное и физиотерапевтическое действие, а если лечение не даёт результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.
    Хорошие свойства массажа при заикании и дизартрии у детей поясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К главным целям процедур относят:

    • нормализация произношения слов;
    • эмоциональное лечение;
    • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
    • улучшение глотательного реакции;
    • стимулирование зон мозга головы, которые отвечают за речь.


    Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет хорошее действие на нервную систему ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

    • становиться лучше состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
    • устраняется патология голосовых связок;
    • крепится капиллярная сеть;
    • становиться лучше движение биологических жидкостей;
    • налаживается работа клеток кожи;
    • возрастает амплитуда артикуляционных движений;
    • уменьшаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
    • возникают скоординированные артикуляционные движения.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    В большинстве случаев логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, впрочем после прохождения обучающего курса родители могут исполнять обычные процедуры и дома. Массаж затрагует голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний.

    Гимнастика для НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

    Выучится делать его нетрудно, но консультация с доктором обязательна: логопед должен определить вид процедур исходя из вида и степени болезни, частоту, длительность и интенсивность сеансов.

    Точечный массаж

    Важные преимущества такого способа — простота выполнения и результативность результатов после первых курсов использования. Действия данного типа можно исполнять дома.

    Родители легко смогут применить точечный массаж при заикании своими силами.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Видео занятие. Основной комплекс за 11 минут. Бесплатно.

    1. Нажатия осуществляются подушками большого, среднего и указательного пальцев. Нажатия плавные и лёгкие, с поэтапным усилением.
    2. Осуществляются движения по кругу по часовой стрелке.
    3. Действие делается на точки спины и лица. Эти точки называются точками акупунктуры.
    4. Время проведения процедуры — не больше часа.
    5. Лечение выполняется четырьмя курсами. Курс предполагает проведение пятнадцати занятий. Перерывы между курсами: первый и второй — 14 дней, дальнейшие — 2-6 месяцев.

    1. Тремя пальцами делается надавливание с небыстрым вращательным движением.
    2. Сила нажатия неторопливо возрастает. Переход не должен быть резким.
    3. По окончании 3-5 минут надавливание слегка ослабляется.
    4. В каждой точке делается 3-4 последовательные действия.
    5. Поиск точки выполняется предварительным надавливанием. В зоне акупунктуры больной должен ощутить нестандартные лёгкие ощущения боли или ломоту. При дальнейших манипуляциях малоприятные чувства ощущаться не должны. Если есть малоприятные чувства, ослабляется сила нажатий. При сохранении малоприятных чувств процедура заканчивается.

    Расположение зон акупунктуры:

    • между большим и указательным пальцем, участок слева под коленкой (с таких точек начинается массаж);
    • между нижними частями лопаток с двух сторон позвоночника;
    • на шее, ниже линии роста волос (ниже ушей, между позвоночником);
    • по участкам «спинной стороны» плеч;
    • территория области темени головы;
    • на переносице;
    • под носом;
    • под нижней губой;
    • в углах губ;
    • в стыковочном месте нижней челюсти и черепа.

    Главные виды логомассажа

    Есть такие виды логопедического массажа:

    • Ручной, называющийся традиционным, делается рядом с проблемной зоной или прямо на ней с помощью поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед использует шпатель, соску, зубную щетку.
    • Точечный массаж – это действие на активные точки, которые связаны с проблемными для речи зонами.
    • Аппаратный массаж подразумевает применение специализированных вибрационных аппаратов.
    • Зондовый массаж внедрила знаменитый логопед Е.В. Новикова, разработавшая специализированные зонды.
    • Самомассаж подразумевает, что процедуру ребенок делает своими силами.

    Метод Е.В. Новиковой

    При дизартрии логопед в большинстве случаев назначает зондовый логопедический массаж. Набор зондов, которые разработала Е.В.

    Новикова, – это восемь устройств в виде вилочек, топориков и т.д.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Логопедический массаж для малышей дома подразумевает применение зондов, если родители прошли спецобучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, неукоснительно рекомендуется узнать их у профессиональных мастеров собственного дела — логопедов, а не пытаться проводить эксперименты на собственном ребенке
    Зондовый логопедический массаж дает возможность провести коррекцию речи и достичь следующих результатов:

    • нормализация речевого дыхания,
    • корректировка звукопроизношения,
    • увеличение силы голоса,
    • улучшение состояния нервной системы.


    Очередность воздействия на проблемные участки зондами определяет мастер. Ребенок не должен испытывать ощущения боли.

    Процедуры зондами противопоказаны детям до шести месяцев.
    Зондовый массаж языка проходит при помощи следующих приемов:

    1. Вилочковый зонд применяется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После чего начинают колебательные и круговые движения зондом, установленным в установленной точке языка, в течение 5 секунд.
    2. Зондом-восьмеркой делают нажатия на язык.
    3. Зонды-саночки (3 различных вида устройств) дают возможность давить на язык, стимулируя волокна мышц.
    4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
    5. Зонд-крестовина за счёт нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
    6. Зонд-толкачик позволяет осуществить надавливание на язык в течение 5 секунд, после проходит релаксация.

    Зондовый логопедический массаж применяется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение делается по 30 раз. Иногда детям хватает одного лечебного курса.

    Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

    Логомассаж дома

    Массаж лица для малышей для развития речи проходит и дома
    Родители обязательно должны получить консультацию с профессионалом про то, как делать логопедический массаж, уделив акцентированное внимание потенциальным противопоказаниям
    Логопедический массаж для малышей дома подразумевает массаж лица (с помощью пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата
    Логопедический массаж лица построен на растирании, поглаживании, разминании. Необходимо принимать во внимание, что ребенку должно быть удобно.
    Массаж лица для малышей для развития речи проходит постепенно:

    1. Лоб. Сначала применяют поглаживания от середины лба к вискам, после от бровей к волосам. После поглаживаний плавными движениями разминают лоб.
    2. Щеки. Осуществляются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
    3. Нос. Крылья носа поглаживают, бережно растягивают, после этого используют поглаживания от носа к углам рта.
    4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу по очереди поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
    5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
    6. Шея. Осуществляются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых каким бывает и правила выполнения

    Логопедический массаж лица может делаться с применением чайных ложек.
    Логопедический массаж ложками – это одна из сегодняшних результативных методик для развития речи детей
    Важно применять гладкие ложки, во избежание ранения лица ребенка
    Логопедический массаж ложками делается с применением следующих приемов:

    1. Поглаживание ложками висков ребенка.
    2. Поглаживание глазных впадин.
    3. Поглаживание щек.
    4. Растирание висков горками ложек.
    5. Растирание участка между бровями горками ложек.
    6. Растирание носогубного участка концом ложки.
    7. Поглаживание нижней и верхней губы со слабым нажатием.
    8. Разминание подбородка и скул.


    Для удобства проведения процедуры необходимо заблаговременно подготовить 4 чайные ложки.