Урок 1. Общая психология

Не обращая внимания на то что человек находится в систематическом развитии, а окружающий его мир все время меняется, сама природа человека и его поведения остаются постоянными – они подчиняются тем же законам, что и много веков назад. Собственно поэтому общая психология человека и сейчас считается объектом интересов большого количества учёных и профессиональных мастеров. Общая психология, как наука хранит собственную значимость и востребованность.
Обучению основам общей психологии посвящены бесчисленные семинары, теоретические и практические курсы, практикумы и разные виды тренингов.
В этом уроке вы познакомитесь с предметом и методом общей психологии, узнаете, какие есть проблемы, задачи, законы и характерности этой научной дисциплины.
Введение в общую психологию
Общая психология – это наука, которая изучает то, как появляются и возникают познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства человеческие психики, а еще обобщает разные психологические исследования, сформировывает психологические знания, принципы, методы и главные понятия.
Наиболее полное описание таких составляющих даётся собственно в разделах общей психологии. Но, вместе с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как к примеру, в разделах специализированной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).
Ключевым предметом изучения общей психологии считаются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, характер, восприятие, мотивации, эмоции, чувства и остальные процессы, которых мы более детально коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и работой человека, а еще со специальными параметрами отдельных этнических групп и историческими предпосылками.
Детальному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие в середине и вне общества, межличностные отношения в различных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для этих наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др.
А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать пусковой точкой для абсолютно всех отводов психологической науки.
Лекции по общей психологии. Психология мышления
Теоретический курс общей психологии в большинстве случаев в себя включает изучение каких-нибудь конкретных тематических разделов, направленностей, исследований, истории и проблем данной науки. Фактический курс — это, в основном, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.
02 Житейская психология
Методы общей психологии
Как и иная другая наука, общая психология применяет систему самых разных методов. Базовыми методами для получения самых разных фактов в психологии в большинстве случаев считают наблюдение, беседу и эксперименты.
Любой из таких способов может быть модифицирован с целью улучшения результата.
Наблюдение
Наблюдение — это наиболее старинный способ познания. Наиболее типичная его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в собственной обычной жизни любой человек.
В общей психологии выделяют такие разновидности наблюдения, как короткое, долгосрочное (как правило проходит даже на протяжении определенного времени), выборочное, непрерывное и особое (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).
Типовая процедура наблюдения состоит из нескольких стадий:
- Постановка целей и задач;
- Обозначение ситуации, предмета и объекта;
- Обозначение возможностей, которые будут оказывать на исследуемый объект минимальное влияние, и обеспечивать получение нужных данных;
- Обозначение способа ведения данных;
- Обработка полученных данных.
Внешнее наблюдение (сторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или неявным.
Еще есть самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п.
В данном варианте человек сам проводит анализ собственные мысли, чувства и переживания.
Наблюдение считается важной частью 2-ух иных методов – беседы и эксперимента.
Беседа
Беседа как психологический метод предусматривает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, благодаря чему определяются отличительные для него психологические явления. Есть такие разновидности бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заблаговременно подготовленные вопросы), опросники и самые разнообразные виды анкет (письменные ответы на вопросы).
Наиболее целесообразно действует собственная беседа экспериментатора и обследуемого человека. При этом важно заранее беседу рассчитать, разработать её план и определить проблемы, которые необходимо обнаружить.
В ходе беседы планируются и вопросы от обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт лучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.
Но главным способом исследования считается эксперимент.
Эксперимент
Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать конкретные условия, при которых будет выявлен психологический факт.
Есть лабораторный эксперимент, текущий в особенных условиях с применением специализированной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.
Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся неоднократно и на целой группе людей – это дает возможность установить важные закономерности в развитии психических явлений.
Очередной метод – тесты. Это проверки, работающие для установки у человека каких-нибудь психических качеств. Тесты собой представляют непродолжительные и подобные для абсолютно всех задания, по результатам выполнения которых устанавливается наличие у испытуемых конкретных психических качеств и уровень их развития.
Различные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-нибудь прогнозы либо же поставить диагноз. Они всегда должны содержать научное обоснование, а тоже должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.
Так как в методах психологических исследований большую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью считается изучение развития психики для того, чтобы открыть общие психологические закономерности.
Это способ базируется на наблюдениях и экспериментах и выстраивается на их результатах.
В процессе применения самых разных методов необходимо принять во внимание и характерности изучаемой проблемы. Благодаря этому, вместе с ключевыми методами психологических исследований, очень часто применяют и ряд особенных добавочных и промежуточных методик.
Детальнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.
Предмет и объект общей психологии
Любая наука отличается, кроме этого, наличием собственного предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это различные вещи. Объект – это лишь нюанс предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. экспериментатором.
Осознание данного факта особенно актуально для понимания особенности общей психологии, как науки многогранной и различного плана. Взяв во внимание этот факт, можно сказать следующее.
Объект общей психологии — это сама психика, как форма взаимные действия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в реальность собственные побуждения и работать в мире на основе имеющейся информации. А человеческая психика, с точки зрения сегодняшней науки, создает роль посредника между субъективным и объективным, а еще реализует представления человека о внутреннем и внешнем, телесном и душевном.
Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимные действия человека с миром вокруг. Эта форма в связи с собственной многогранностью подлежит исследованию в самых разнообразных качествах, которые исследуются различными ответвлениями психологической науки.
В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды человеческой деятельности в жизни, а еще его отношение к миру который нас окружает.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе много объектов для исследований на данный момент в психологической науке есть общие теории психологии, которые ориентируются на различные научные идеалы и саму психологичную практику, которая формирует конкретные психотехники для воздействия на понимание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, регулярно трансформируя объект собственного исследования и глубже погружаясь за счёт этого в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвергается и какими бы терминами ни обозначался, можно всё таки отметить главные блоки терминов, которыми отличается объект психологии. Сюда можно отнести:
- психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
- психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
- психические свойства личности – целеустремлённость, любовь к труду, характер, характер;
- психические новые образования – те знания, умения и умения, которые приобретает человек на протяжении всей жизни.
Естественно, все психические феномены не существуют обособленно, а плотно связаны между собой и влияют один на один. Но рассмотреть любой из них мы можем отдельно.
Чувства

Чувства – это психические процессы, они собой представляют психические отражения отдельных состояний и параметров внешнего мира, появляющиеся при прямом влиянии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внутренних и внешних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями в большинстве случаев понимается процесс отражения самых разных параметров объектов в мире который нас окружает.
Чувства обладают следующими характеристиками:
- Модальность – качественный критерий чувств (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный критерий чувств;
- Продолжительность – временной критерий чувств;
- Локализация – пространственный критерий.
Есть несколько классификаций чувств. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять ключевых чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние.
Однако в XIX веке, благодаря увеличению видов чувств возникла необходимость более положительной их спецификации. На данный момент есть следующие спецификации:
- Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических параметров раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основывается на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные чувства;
- Классификация Хэда – базируется на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Детальнее об чувствах читайте в статье Википедии.
Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который сформировывает картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств.
Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и переустройство информации и формирующая необъективный образ объекта для субъекта. При помощи внимания находится целый объект, выделяются его особенные признаки и содержание, а еще сформировывается эмоциональный образ, т.е. происходит осмысление.
Восприятие делится на 4-ре уровня:
- Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
- Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
- Проверка на идентичность (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
- Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.
У восприятия есть и собственные свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Детальнее о восприятии читайте тут.
Внимание

Внимание – это избирательное восприятие того либо другого объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как необходимость, интерес, тенденция, установки и остальные.
Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в мире который нас окружает и то, как этот мир отражается в его психике. В самом центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо.
Но тенденция внимания имеет особенность меняться.
Объектами внимания служит, в основном, то, что имеет для человека в настоящее же время самую большую важность. Удержание внимания в течение длительного времени на объекте именуют сосредоточенностью.
- Обнаружение
- Избирательное внимание
- Распределённое внимание
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно отличается на:
- Внешнее – направлено на мир вокруг вас;
- Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
- Моторное
Свойства внимания: тенденция, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, стойкость.
Они все плотно связаны с работой человека. И в зависимости от её назначения могут становиться больше или меньше интенсивными.
Детальнее о внимании читайте в Википедии, а еще в нашем уроке по «Внимание и память».
Представления

В процессе представления происходит мысленное воспроизведение образов явлений или предметов, не воздействующих сейчас на органы чувств. Есть два значения этого понятия. Первое означает образ явления или предмета, воспринимавшегося прежде, однако не воспринимающегося в настоящий момент.
Второе описывает само воссоздание образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, либо же прекрасными от них.
Делят представления несколькими вариантами:
- По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления;
- По степени обобщённости – единичные, общие и схематизированные;
- По рождению – на основе восприятия, мышления или воображения;
- По степени волевых усилий – непроизвольные и произвольные.
Представления обладают следующими характеристиками: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.
Детальнее о представления в психологии читайте в данной статье в Википедии.
Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, которая предназначена для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного срока времени сохранять информацию о событиях окружающего мира и реакциях организма, и применять её.
Выделяют следующие процессы памяти:
Также память делится на типологии:
- По сенсорной модальности – зрительная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
- По содержанию – чувственная, образная, моторная;
- По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодичная;
- По непостоянным свойствам – ультракратковременная, непродолжительная, длительная;
- По физиологическим признакам — длительная и непродолжительная;
- По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
- По наличию цели – невольная и свободная;
- По уровню развития – словесно-логическая, образная, чувственная и моторная.
Способы и приемы развития памяти вы сможете найти в индивидуальном тренинге на этом сайте.
Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет очень важную роль в подобных психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое дает возможность решать конкретные задачи и разбираться в ситуациях без практического вмешательства.
Вариацией воображения считается фантазия.
Есть и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение;
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
- По виду образов – абстрактное и определенное;
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
- Типизация;
- Акцентирование;
- Схематизация;
- Агглютинация;
- Гиперболизация.
Воображение конкретно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений помогают чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-нибудь вещей и наблюдательность.
Параметрами воображения можно считать точность, необычность, гибкость и беглость мышления.
Детальнее о воображении в психологии читайте в данной статье.
Более того, проблемам развития воображения посвящен отдельный урок на этом сайте.
Мышление

В общей психологии существует очень много определений процесса мышления. Согласно одному из очень востребованных определений:
Основы общей психологии
Мышление – это высший этап обработки человеком информации и процесс установки связей между явлениями и объектами внешнего мира.
Оно считается высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге находящейся вокруг реальности.
- Абстрактно-логическое;
- Наглядно-образное;
- Конкретно-предметное;
- Наглядно-действенное.
А ключевыми формами мышления считаются:
- Понятие – мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы;
- Суждение – отрицание или заявление чего-нибудь;
- Умозаключение – вывод.
Эти и остальные составляющие мыслительного процесса рассматриваются в нашем тренинге по логическому мышлению.

Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В этом процессе возникают и формулируются мысли с помощью языка, а еще происходит восприятие получаемой речевой информации и её осознание.
Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь считается языком в действии.
Язык (речь) исполняет функции:
- Инструмента умственной деятельности;
- Способа общения;
- Способа существования, а еще усвоения и передачи опыта.
Речь – неотъемлимая часть человеческой деятельности, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта иным. собой представляет средство выражения мыслей, она является одним из самых главных механизмов человеческого мышления. Она подчиняется от формы общения и, таким образом, делится на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими характеристиками:
- Содержательность – кол-во и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
- Понятность – безошибочность;
- Выразительность – чувственная покраска и богатство языка;
- Действенность – оказываемое влияние на остальных людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.
Детальнее об устной и письменной речи вы можете прочесть в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Эмоции

Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к потенциальным или настоящим ситуациям. Эмоции нельзя путать с подобными эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения.
На данный момент эмоции изучены достаточно слабо и многими профессионалами понимаются по-разному. Из-за этой причины обозначение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Параметрами впечатлений считаются:
- Тон (валентность) – позитивные или негативные эмоции;
- Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
- Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (уменьшающие активность);
- Содержание – отражает различные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.
Эмоции во многих случаях появляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Однако в данное время идут споры на тему того, что и преднамеренные телесные состояния как правило вызывают конкретные эмоции.
Эти и остальные вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.

Воля – данное свойство личности выполнять сознательное управление собственной психикой и действиями. Выявлением воли можно считать достижение заданных целей и результатов.
Обладает большим количеством достоинств, оказывающих влияние на успешность человеческой деятельности. Ключевыми волевыми качествами считаются упорство, мужество, упорство, самодостаточность, целенаправленность, решительность, предприимчивость, выдержка, храбрость, самообладание и остальные.
Воля побуждает к действию, дает возможность человеку управлять желаниями и выполнять их, развивает самоконтроль и силу характера.
- Усилия воли в большинстве случаев направлены на преодоление собственных слабостей;
- Выполнение какого-нибудь действия без получения от данного процесса удовольствия;
- Наличие проекта действий;
- Приложение усилий для выполнения чего-нибудь.
Детальнее о воле в психологии читайте в Википедии.
Психические свойства и состояния

Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что выполняет человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических параметров входят способности, характер, характер и тенденция.
Тенденция собой представляет конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает всякий смысл действий человека и его мировоззрение.
Характер даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может возникать в очень высокой чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии такой и т.д.
Характером именуют совокупность постоянно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда есть индивидуальные характерности, однако есть и отличительные для абсолютно всех людей – целенаправленность, предприимчивость, дисциплинированность, активность, решительность, устойчивость, выдержка, мужество, воля и т.д.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие её характерности, которые дают возможность человеку удачно заниматься определёнными видами деятельности. Способности отличают специализированные (для какого-то определенного вида деятельности) и общие (для многих видов деятельности).
Психические состояния – это система психологических свойств, которые обеспечивают субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния влияют на то, как протекают психические процессы, и постоянно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.
Психические состояния находятся в связи между собой. Но всё таки их можно обозначать. Очень часто выделяются:
- Состояния личности;
- Состояния сознания;
- Состояния интеллекта.
Виды психических состояний делятся по следующим показателям:
- По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
- По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
- По эмоциональной окраске – позитивные, нейтральные и негативные;
- По продолжительности – непродолжительные, средней длительности, длительные;
- По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
- По уровню проявления – телесные, психофизиологические, психологические.
Свойственными многим людям являются следующие психические состояния:
- Идеальная трудоспособность;
- Напряжённость;
- Заинтересованность;
- Вдохновение;
- Утомление;
- Монотония;
- Стресс;
- Релаксация;
- Сон;
- Бодрствование.
К остальным часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, изумление, восхищение, подавленность, отрешённость и остальные.
Детальнее о психических свойствах и состояниях читайте в Википедии.
Мотивировка

Мотивировка — это побуждение к выполнению действия. Данный процесс управляет поведением человека и определяет его тенденция, стойкость, активность и организованность.
Благодаря мотивации человек может удовлетворять собственные потребности.
Есть несколько вариантов мотивации:
- Внешняя – вызвана внешними условиями;
- Внутренняя – вызвана внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
- Положительная – основывается на позитивных стимулах;
- Негативная – основывается на негативных стимулах;
- Стойкая – устанавливается человеческими нуждами;
- Непрочная – требует дополнительного стимула.
Мотивировка бывает следующих типов:
- От чего-нибудь (ключевой вид);
- К чему-либо (ключевой вид);
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Познавательная.
Есть конкретные мотивы, которыми во многих случаях руководствуются люди:
- Самоутверждение;
- Проверка на идентичность с другими людьми;
- Власть;
- Саморазвитие;
- Достижение чего-нибудь;
- Социальная важность;
- Стремление быть в обществе конкретных людей;
- Плохие факторы.
Вопросы мотивации рассматриваются детальнее в четвертом уроке этого тренинга.
Характер и характер

Характер – это комплекс психических свойств личности, которые связаны с её динамическими параметрами (другими словами с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.
Выделяют следующие главные типы характера:
- Флегматик – признаки: чувственная стойкость, настойчивость, спокойствие, размеренность;
- Холерик – признаки: постоянные изменения настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
- Сангвиник – признаки: живость, подвижность, эфективность;
- Меланхолик – признаки: впечатлительность, чувственность.
Различные типы характера обладают различными характеристиками, которые могут оказывать хорошее или отрицательное влияние на личность человека. Вид характера не оказывает влияния на способности, но оказывает влияние на то, как люди показывают себя в жизни. В зависимости от характера находятся:
- Восприятие, мышление, внимание и остальные психические процессы;
- Стойкость и эластичность психических явлений;
- Ритм и ритм действий;
- Эмоции, воля и остальные психические свойства;
- Тенденция психической деятельности.
Характер – это комплекс постоянных психических параметров личности, которые определяют её поведение. Характерные черты создают собой свойства человека, определяющие его жизненный образ и форму поведения.
Характерные черты отличаются по группам. Всего их 4-ре:
- Отношение к людям — почтение, общительность, чёрствость и т.п.;
- Отношение к деятельности – честность, исполнительность, ответственность и т.д.;
- Отношение к самому себе – застенчивость, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
- Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.
Любой человек обладает свойственным исключительно ему характером, свойства и характерности которого определяются, в основном, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт.
Необходимо также заметить, что есть узкая связь характера и характера, т.к. характер помогает развиваться каких-нибудь черт характера и проявление его свойств, и одновременно, применяя какие-нибудь линии собственного характера, человек при необходимости может контролировать проявления собственного характера.
Детальнее о характере и характере читайте в третьем уроке нашего тренинга.
Все вышеизложенное, разумеется, не считается всеобъемлющей информацией про то, что такое общая психология человека. Этот урок призван лишь дать полное представление и отметить направления дальнейших изучений.
Рекомендованная литература
Для того чтобы окунуться в изучение общей психологии очень глубоко, необходимо вооружиться очень популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже — немного о отдельных из них.
Маклаков А. Г. Общая психология. При создании этого учебника применялись самые достижения современного мира в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а еще многие прочие особенности.
Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а еще библиографический справочник. Предназначается для учителей, аспирантов и студентов Институтов.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже больше пятидесяти лет этот учебник является самым подходящим учебников по психологии в Российской Федерации.
В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа необходима для учителей, аспирантов и студентов Институтов.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В этом пособии представлены главные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится много данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а еще отлично комбинируется серьёзный научный уровень и доступная подача материала.
Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим изучать психологию.
Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а еще обобщена информация из многих учебных пособий ("Возрастная и педагогическая психология", "Практические занятия по психологии", "Сборник задач по общей психологии").
Книжка рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.
Роль, которую играет общая психология в сегодняшнем обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня нужно, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами данной науки о жизни должен обладать любой интеллигентный человек, т.к. особо важно узнавать не только мир вокруг вас, но и остальных людей.
Благодаря психологическим знаниям можно намного эффективнее строить собственные отношения с окружающими и организовывать собственную личную деятельность, а еще самосовершенствоваться. Конкретно благодаря таким причинам все мыслители античности всегда утверждали про то, что человек прежде всего должен познать себя.
Необходимо проверить собственные знания
Если у вас есть желание проверить собственные знания по теме данного урока, можете пройти маленькой тест, который состоит из нескольких вопросов. В любом вопросе правильным может быть только 1 вариант.
После выбора вами одного из вариантов, система автоматично переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы оказывает влияние безошибочность ваших ответов и затраченное на прохождение время.
Необходимо обратить свое внимание, что вопросы каждый раз различные, а варианты мешаются между собой.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам нужно включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение длительного времени, значит настройки вашего браузера не дают возможность нашему порталу полностью работать.
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука
1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования
1. Обозначение психологии как науки.
2. Главные отрасли психологии.
3. Методы исследования в психологии.
1. Психология – это наука, какая занимает двойственное положение в ряду иных научных дисциплин. Как система научных знаний она известна лишь ограниченному кругу профессиональных мастеров, однако в это же время о ней знает фактически любой человек, который обладает ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.
Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. К примеру, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто предрасположен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти аналогичные житейские психологические описания и наблюдения.
Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».
Психология – наука специфическая. Овладевание человеком познаниями случалось с древности.
Впрочем очень долго психология развивалась в рамках философии, достигнув большого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), благодаря этому большинство считают его основателем психологии. Не обращая внимания на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука оформилась практически недавно, только с середины XIX в.
Термин «психология» первый раз возник в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Аналогичным образом, буквально психология – это наука о душе.
Уже позже, в XVII–XIX вв., психология существенно расширила сферу собственных исследований и стала изучать человеческая деятельность, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее наименование. Рассмотрим детальнее, что же считается предметом изучения сегодняшней психологии.
Р. С.
Немов предлагает очередную схему.

Главные явления, изучаемые сегодняшней психологией
Как видно из схемы, психика в себя включает многие явления. При помощи одних происходит познание находящейся вокруг реальности – это познавательные процессы, состоящих из чувства и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи.
Прочие психические явления нужны для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, настраивать процесс общения, – это психические состояния (особенная характеристика психической деятельности за некоторый временной отрезок) и психические свойства (наиболее стойкие и важные психические качества человека, его специфики).
Приведенное деление достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в иную. К примеру, если какой-нибудь процесс течет продолжительное время, то он уже переходит в общее состояние здоровья. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.
Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).
Варианты психических явлений и понятий


Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.
2. Современная психология – это довольно разветвленный комплекс наук, который продолжает формироваться очень стремительными темпами (каждые 4–5 лет появляется авангардное направление).
Но все таки можно отметить фундаментальные отрасли психологической науки и специализированные.
Фундаментальные (основные) отрасли психологической науки одинаково актуальны для анализа психологии и поведения всех людей.
Такая многосторонность позволяет их иногда соединять с названием «общая психология».
Специализированные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-нибудь узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-нибудь не широкой отрасли деятельности.
Обратимся к спецификации, представленной Р. С. Немовым (1995).
1. Психология познавательных процессов и состояний.
3. Психология индивидуальных различий.
Некоторые специализированные отрасли психологических исследований
1. Педагогическая психология.
7. Финансовая психология.
Аналогичным образом, психология собой представляет разветвленную сеть наук, которая продолжает активно формироваться.
3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые после применяются для построения научных теорий и разработки советов для практической деятельности.
Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, следует соблюдать требования валидности и надежности.
Валидность – это подобное качество метода, которое говорит о его согласии тому, для изучения чего сначала он и создали.
Надежность – свидетельство того, что при многократном использовании метода будут удаваться соизмеримые результаты.
Есть самые разные спецификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, благодаря ей методы делятся на главные и подсобные.
Главные методы: наблюдение и эксперимент; подсобные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.
Наблюдение – это метод, благодаря которому познаются индивидуальные характерности психики при помощи изучения поведения человека. Может быть внутренним и внешним (самонаблюдение).
Линии внешнего наблюдения
1. Планомерность и систематичность проведения.
2. Целенаправленный характер.
3. Продолжительность наблюдения.
4. Фиксация данных при помощи технических средств, кодирования и т. п.
1. Структуированное (есть полная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (есть лишь обычное перечисление данных, подлежащих наблюдению).
2. Непрерывное (устанавливаются все реакции наблюдаемых) – выборочное (проходят регистрацию лишь отдельные реакции).
3. Включенное (изыскатель выступает как член группы, в которой выполняется наблюдение) – невключенное (изыскатель выступает как сторонний наблюдатель).
Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство вырисовывается и ценится наиболее целесообразно.
1. Лабораторный – проходит в собственно оснащенных помещениях, часто с применением специализированной техники.
Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что дает возможность получать интересный научный материал.
Трудности лабораторного эксперимента:
1) оригинальность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;
2) фигура исследователя способна вызывать либо желание угодить, или, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;
3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.
2. Натуральный эксперимент – искусственная ситуация создается в природных условиях. Первый раз был предложен А. Ф. Лазурским.
К примеру, можно изучать характерности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и благодаря этому воссоздать установленный ряд слов.
Опросы – подсобные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять таким требованиям.
Перед опросом приходится проводить с испытуемыми короткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из иных источников, то не необходимо спрашивать про это.
Восприятие и ощущение: Основы общей психологии. Лекции психолога Рамиля Гарифуллина
Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.
Беседа – метод опроса, при котором и изыскатель, и подопытный находятся в равных позициях.
Может использоваться на разных стадиях исследования.
Анкетирование – метод, благодаря ему можно быстро получить приличное количество данных, зафиксированных в письменной форме.
1) индивидуальные – коллективные;
2) очные (есть индивидуальный контакт экспериментатора и анкетируемого) – заочные;
3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен список готовых ответов, из которых нужно подобрать наиболее походящий анкетируемому).
Интервью – метод, выполняемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.
Виды интервью:
1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заблаговременно;
2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;
3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заблаговременно, а часть появляется в процессе интервью.
При создании вопросов необходимо не забывать, что первые вопросы должны дополняться дальнейшими.
Наряду c прямыми вопросами нужно применять косвенные.
Социометрия – метод, благодаря ему изучаются социальные отношения в группах. Дает возможность определить положение человека в группе, предусматривает выбор партнера по совместной деятельности.
Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты деятельности человека, на основе которых выполняются выводы о психических характерностях человека.
Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.
Близнецовый метод применяется в возрастной генетической психологии.
Суть метода состоит в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств вежливых в самых разных жизненных условиях.
Тесты – стандартизированная психологическая методика, назначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.
1. Тест-опросник – тест-задание.
2. Аналитические (изучают одно психическое явление, к примеру, произвольность внимания) – искусственные (изучают совокупность психических явлений, к примеру, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).
3. в зависимости от содержания тесты разделяют на:
1) интеллектуальные (изучают характерности интеллекта, говоря иначе IQ);
2) тесты профпригодности (обсследуют уровень профессионального соответствия);
3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).
Итак, методы психологии многообразны и их выбор устанавливается задачами исследования, характерностями испытуемого и ситуации.
Данный текст считается ознакомительным фрагментом.
Методы психологического воздействия — Дисциплина «Общая психология». Конспект лекций.
Прием воздействия – совокупность средств и алгоритм их применения. Методы воздействия – совокупность приемов, реализующих действие на: 1) потребности, интересы, подверженности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т.е. на те факторы, регулирующих активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые меняют его поведение.
1) Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы создать новые потребности у человека, используются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, применяя желания человека влиять с каким-то некоторым лицом.
При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще равнодушную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека чрезмерно обременительна, то человек теряет желание и интерес к данной деятельности.
Для того чтобы скорректировать поведение человека, необходимо скорректировать его желания, мотивы (желает уже того, чего до недавнего времени не хотел, либо перестал

Тест на знание английского Проверь собственный уровень за 10 минут, и получи бесплатные советы по 4 пунктам:
-
Аудирование Грамматика Речь Письмо
хотеть, стремиться к тому, что до недавнего времени влекло), т.е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который дает возможность это сделать, – регрессия, т.е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов очень низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и др.) выполняется в случае неудовлетворения ключевых витальных человеческих потребностей (данный прием выполняется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
2) Чтобы поменялось поведение человека, требуется скорректировать его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или скорректировать востребованность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому помогают: фактор неопределенности – чем больше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и вот тогда исчезает целенаправленность деятельности.
Метод создания неизвестных ситуаций позволяет ввести человека в состояние "разрушенных установок", "потери себя", и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, тем более если будут сделаны внушающие маневры: жалоба к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в комбинировании с вовлечением в организуемую деятельность. Аналогичным образом, метод создания неопределенности дает возможность сделать изменение целевых, смысловых установок и дальнейшее коренное изменение его поведения и целей.
Метод ориентирующих ситуаций, когда фактически любой человек некоторое время побывал в одной и такой же роли, в одной и такой же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к собственной деятельности, как и все другие люди из его окружения или группы, – это дает возможность всем выработать одинаковое нужное отношение к данной ситуации, скорректировать собственное поведение в этой ситуации в требуемом направлении.
Требуемая социальная установка сформировывается у человека: 1) если он иногда включается в соответствующую деятельность; 2) неоднократно получает необходимую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (к примеру, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на элитный пост, после этого они очень быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции – данный прием известен с античности и назывался "кооптация").
Для того чтобы создать установку на нужное отношение или оценку того либо другого события, применяется метод ассоциативного, или эмоционального, переноса: включить данный объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо конкретную эмоцию по поводу этого контекста.
Для того, чтобы улучшить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или нравственный протест человека, часто применяться прием "сочетания стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить", потому как стереотипные фразы уменьшают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания необходимой установки (данный прием применяется в военных руководствах, где пишут: "Запустить ракету в объект Б" (а не в город Б), потому как типичное слово "объект" понижает эмоциональное отношение человека и увеличивает его готовность исполнять требуемый указ, требуемую установку). Для изменения эмоционального отношения и человеческого состояния к текущим событиям продуктивен прием "воспоминания горького прошлого".