3.Психологическая структура личности, главные элементы мира психических явлений (изобразить схематически, дать определения и открыть понятия).
Структура личности в психологии. Главные теории
Человек — это существо с самой сложной психической организацией. Он рождается и развивается по законам биологии и генетики, параллельно этому происходит формирование его личности и самосознания под воздействием социума.
Более того, человек считается субъектом деятельности фактически во всех жизненных сферах — социальной, духовной, экономичной и политической.
Понятие личности и ее структура
Нереально в рамках одной науки объять все разнообразие граней человеческой сущности, благодаря этому и есть очень много теорий о том, что же такое личность. Этот термин применяется в современной психологии наряду с подобными, как «индивид» и «оригинальность», отличие между ними в том, что два последних определения более конкретны и освещают лишь какую-то определенную сторону личности.
В широком смысле личность — это совокупность качеств индивида, приобретенных им в процессе развития и проявляющихся во взаимоотношениях с другими индивидами или в разных областях сознательной деятельности. Как видно из определения, понятие личности определяет человека по большей части в социальном проекте.
Структура личности в психологии представлена большим количеством разных классификаций, ниже будут представлены самые популярные из них.
Доктрина личности в психологии по Фрейду
В 20-х годах 20 века великий немецкий психолог разработал собственную идею
анатомии человеческой души. Структура личности в психологии Фрейда состоит из трех элементов: «Ид»- Оно (бессознательное), «Эго»- Я (сознательное) и «Супер-Эго»- Сверх-Я (совесть, замечательные установки).
Ид — занимает основное место в структуре личности всю жизнь индивида, главный его принцип — получение удовольствия от срочного удовлетворения собственных иррациональных желаний. Эго — это как бы регулятор, пытающийся выполнить требования Ид, одновременно не нарушая законов и устоев общества.
Супер-Эго играет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, сформировывается в процессе воспитания.
Структура личности в психологии по Рубинштейну
Коммунистический психолог и философ С.Л. Рубинштейн предложил собственную идею сторения личности человека. Он выделял также три составляющих:
1. Тенденция ( желания, мотивы, преобладающие потребности, цели).
2. Знания, умения и умения (ЗУН), приобретенные в результате увлекательной
3. Индивидуальные характерности, выраженные в чертах характера, характере, способностях.
Структура личности в психологии по Платонову
К.К. Платонов рассматривал личность как комплексность биосоциальных параметров, среди них он выделял 4-ре подструктуры:
1. Социально-направленные качества ( моральные качества, социальные связи).
3. Индивидуальные биологически обусловленные линии (характер, характер, задатки, потребности).
4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, чувства, память).
Как видно, классификация Платонова в большинстве случаев сходится с классификацией Рубинштейна, но она более развернута. Эта модель значительно оказала влияние на развитие советской психологии.
Формы направленности
Главная жизненная тенденция человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а еще убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:
Эта форма предполагает не только желательный объект, но еще методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.
Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.
Это тенденция на познание новой информации, проявление увлекательной потребности человека.
Выражается в желании человека заниматься какой-нибудь индивидуальной работой. В результате он улучшает собственные умения в подобранной сфере для достижения успеха.
В себя включает взгляды на жизнь, а еще место человека в ней.
Форма направленности, которая побуждает личность поступать в согласии с собственными жизнеными взглядами.
Прекрасный для личности образ, к воплощению которого он стремится.
Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.
В себя включает мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.
Результат, которого желает достичь человек в собственной деятельности.
История
Понятие появилось после того, как в 1918 году вышло изыскание У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в Америке.
Стало известно, что когда эмигранты ехали в постороннее государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил неторопливо и, можно сказать, даже больно. Им сложно давалось изучение языка и культуры и они долго не имели возможности сжиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в государстве насовсем и начать жизнь снова. И подобные личности приспособились к непривычным условиям намного быстрее и продуктивнее.
В результате данных наблюдений искатели поняли, что любой индивид осознанно или неосознанно создает внутреннее отношение к своему нахождению в Америке. И конкретно от него зависит существование и мотивировка.
Такой феномен стал называться «аттитюд».
Однако это стало только самим началом изучения этого вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы померять установки.
Он стал говорить о наличии в ее структуре эмоционального фактора.
Были и противоположные мнения. К примеру, ученый В. Парк думал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению.
Оно имеет латентный характер и складывается при помощи получения опыта в жизни.
Плюс к этому, было еще много теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их появлению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.
Женский курс
Консультации
Профессиональная тенденция
Каждая специальность требует владения определенными чертами характера, которые нужны для достижения успеха в этой области. В психологии определяют несколько типов личности:
Предпочитают ручной труд и работу с настоящими объектами. Более всего им подойдут такие профессии: строитель, техник, механик.
Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Эти люди ответственные и всегда делают работу своевременно.
Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.
Такие люди сильно любят раздумывать и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы.
Самые подходящие профессии: педагог, писатель.
Такие личности обладают качествами лидера и превосходно умеют руководить. Подойдут такие профессии: начальник, предприниматель.
Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь находящимся вокруг. Подойдут такие профессии: доктор, социальный сотрудник.
Такое личности не любят работать согласно графика и вводить себя в какие-нибудь рамки. Они непредсказуемые и творческие.
Лучшие профессии: дизайнер, поэт.
Характерности характера
Характером признаётся единство собственных черт человека, которые определяют поведение индивида. Он в большинстве случаев отражает субъективное отношение к жизни.
Характерные черты делятся по разным группам:
- первооснова личности. К аналогичным качествам относятся смелость, душевность, скрытность и отсутствие решительности в своих силах;
- отношение к остальным людям (проявление уважения, заботы, злобы или пренебрежения);
- линии, которые определяют отношение человека к самому себе. К их числу принадлежат застенчивость, самокритичность, себялюбие;
- отношение к труду. Например, ощущение ответственности, лень, пассивность, невысокая трудовая активность.
Отличают нормальные свойства характера, которые в большинстве случаев считают естественными, и аномальные. Последние качества изобличают людей, которые страдают разными психическими болезнями.
К подобным особенностям как правило относят чрезмерную недоверчивость, которая переходит в паранойю. Аномальной считается и ревность, являющаяся основой возникновения «синдрома Отелло».
Система мотивов
Направленностью называют устоявшуюся систему мотивов, отличающуюся следующими критериями:
Основным нюансом направленности выступает социальная важность взаимоотношений личности. К ним можно отнести также цельность и многообразие интересов (целеустремлённость).
Способности
Способностями считают задатки, характеризующие развитие индивида в конкретном направлении. Они измеряются следующими тезисами:
Под одарённостью знают наличие конкретных задатков, присутствующих у индивида с возникновением на свет. Талантом считается потенциал, который раскрывается с помощью постоянного усердия и одарённости.
Гениальность – самая высокая ступень в развитии таланта. Таким богатством наделён человек, в полностью овладевший определёнными способностями.
- простыми. К их числу относятся: способность воспринимать разные звуки, отличать все цветовые оттенки;
- непростыми. Такие способности имеют прочную связь с работой в одной из жизненных сфер. Они бывают эстетическими, математическими или музыкальными. Способности нужно считать социально обусловленными. Они не характерны человеку от рождения.
Разработана и иная классификация способностей:
- общие. Они бывают умственными, двигательными. Такие способности в различной степени развиты у каждого индивида;
- специализированные. Для воплощения способность в жизнь необходимы конкретные задатки (актёрские, спортивные). Благодаря подобным способностям человек без труда сможет найти себя в той либо другой отрасли деятельности.
Течение психических процессов
Психические процессы появляются под воздействием условий окружающей среды. Они бывают:
- познавательными. Подобные процессы подразумевает абстрактно-логическое и эмоциональное восприятие реальности;
- с эмоциональной составляющей. Эмоции сопровождаются переживаниями, носящими положительный или отрицательный оттенок.
Важно! Одной из очень важных впечатлений считается настроение.
Оно отражает состояние личности в тот или другой период.
В ощущениях заключается весь спектр впечатлений, связанных с каким-нибудь предметом. Аффект собой представляет короткую, но яркую эмоцию.
Она вырисовывается внешними изменением в мимике или жестикуляции.
Страсть – неудержимые эмоции, контролировать которые не легко. Плюс ко всему, есть и обычные эмоции.
Они могут появляться при удовлетворении простых потребностей. К числу подобных впечатлений относится удовольствие от вкусной пищи.
Нужно обратить внимание! При стрессе эмоции изменяются не только эмоции, но и появляется особое физическое состояние.
Выраженность впечатлений в большинстве случаев зависит от характера и характера людей. Они оказывают сильное действие на жизнь человека. Ведь индивид очень часто принимает решение, Находясь под руководством конкретных чувств.
Характерной чертой впечатлений выступает непостоянство.
Есть и подобные понятие, как воля. Оно учитывает способность индивида управлять собственными поступками.
Для проявления воли требуется преодоление каких-нибудь преград и приложение простых усилий. Сила воли учитывает принятие хороших решений.
Человек должен уметь лимитировать себя для того, чтобы достичь какой-нибудь цели. В конце концов он получит нравственное удовлетворение от выражения собственного чувства.
Сила воли учитывает управление своими слабостями. Для овладения таким свойством его с самого начала вырабатывают путём повседневных тренировок.
Воля неразделимо связана с подобным понятием, как мотивировка. Она является совокупностью позывов, определяющих поведение определенного человека. Такие позывы могут быть:
Мотивировка в ответе за тенденция и предприимчивость поведения. Огромное значение в этой ситуации отводится определённым социальным установкам.
Мотивировка сформировывается под влиянием приведённых ниже факторов:
- потребностей. Они предполагают, что человек чувствует нужду в чём-либо, что способен выполнить очень удобным его существование;
- стимула. Такой внутренний или внешний фактор побуждает к движению вперёд;
- намерения. Это осознанно принятое решение, помогающее добиться конкретной цели;
- побуждения. Это подсознательное стремление, которое активизирует индивида к срочным действиям.
Тенденция и мотивировка
Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внутренней и внешней. Внешняя мотивировка может заключаться в получении одобрения окружающих.
Внутренняя мотивировка состоит в интересе самой личности выполнить определенную задачу. Внутренняя мотивировка намного лучшее влияние оказывает на человека, ведь он аналогичным образом саморазвивается.
Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в свои силы и тем больше у него желания работать чтобы добиться цели.
Очень и очень важно, чтобы человек понимал, для чего он делает собственную работу, исключительно в этом случае он сделает это качественно. Если же работа не даёт никаких благ и не приближает к цели, то каждому человеку она быстро наскучит.
Функции
Феномен делает 4-ре ключевых роли:
Бессознательное, Супер-Эго и сознание. Структура личности в психоанализе.
Зигмунд Фрейд.
- Эгозащитная. Он разрешает внутриличностные конфликты, протекционирует индивидов от малоприятных данных про них самих или о вещах, имеющих для них приоритетное значение. Ведь каждый пытается думать таким образом, чтобы оградиться от нежелательной информации.
- Адаптивная или утилитарная. Это приспособительные стремления, помогающие увеличению награды и уменьшению потерь. Установка оказывает направляющее действие личности к объектам, которые помогут ему достичь желаемого. К примеру, когда субъект поддерживает те либо другие взгляды, он заслуживает согласие окружающих, принимается в компании. Так как определенную группу привлекают те, у кого схожие представления.
- Выражение ценностей (самореализация). При помощи такой функции индивидуум имеет возможность выразить собственное мнение и подстроить под него свое поведение. Когда он выполняет действия в согласии с аттитюдами, то он самореализуется в отношении к соц.объектам. Этот нюанс помогает понять человеку, кто он в действительности и что представляет из себя.
- Организация знаний. При помощи нее личность организовывает окружающую реальность в смысловом проекте. Она приобретает возможность оценивать информацию из внешнего мира, соотносить ее с мотивами, стремлениями или интересами. За счёт этого происходит процесс общественного познания.
Психические образования
Эти психические явления чрезвычайно важны на шаге появления профессионального или опыта в жизни. В их содержании присутствуют:
- знания. Эти данные собой представляют информацию, получившуюся благодаря историческому опыту. Знания важны как в теоретическом, так и в практическом проекте. Они бывают «донаучными»: такие сведения не точны, базируются на предположениях. «Вненаучные» знания не обоснованы наукой, «научные» ею официально подтверждены. Информация может быть теоретической или практической. Теоретические знания состоят из сведений, характеризующих состояние окружающего мира. Фактическая информация изучает способы использования объектов окружающего мира;
- умения. Эти действия возникают в результате неоднократного повторения каких-нибудь действий. Они вырабатываются в процессе интенсивных тренировок и тренировок.
Умения бывают перцептивными, интеллектуальными или двигательными. Под умениями знают реальные способы совершения каких-нибудь действий, сформированые на приобретённых знаниях.
Привычки же являются устоявшимся способом поведения, заученным действием.
Содержание
- История
- Понятие социальной установки Виды установок в психологии
-
Бихевиористский подход
-
Способность к изменению
Как все знают, в любом обществе есть собственные ценности. Они возникают исторически и являются общепринятыми. К ним можно отнести, к примеру, свобода, порядочность, доброта, благородство, добросовестность. Но индивидуальными эти правила можно именовать собственно тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называют социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в данной заметке.
Правильная постановка цели и уверенность в себе
Психология. Направленность личности: понятие, формы и свойства.
Для того чтобы достичь успеха, человеку нужно определиться с собственными желаниями и целями. Одинаково важно взвесить план их достижения.
Для увеличения эффективности работы следует представлять результат собственных трудов и достижение поставленной цели.
Также Для того чтобы получить успех, следует быть уверенным в собственных силах. Только уверенный в себе человек может делать определенные шаги к достижению цели.
Уверенность к себе можно развить, она ведь нужна и для построения отношений с окружающими.
Тенденция личности сформировывается еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в обществе и поддается его влиянию, при этом у конкретных позднее развивается независимость от мнения окружающих.
Тенденция личности – это мотивы, желания и цели человека, которые воздействуют на его деятельность и поведение. По этой причине тенденция личности определяет на сколько она будет успешна и как будет достигать собственных целей.
Психология и структура личности человека
Личность в психологии — главная тема для изучения в психологической науке, потому как составляет главный раздел общей психологии, именуемый «психологией личности».
Для чего необходима психология личности?
Психология личности человека давно стала женой рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и типичного человека. Проблема в том, что человек желает изучать себя и общество, желает уметь взаимодействовать с различными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.
По этой причине с давних пор учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.
Познавая себя, человек познает мир вокруг вас и общество. Есть очень много вариантов найти себя:
Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в определенных ситуациях. По существу, каждый индивид — «сам себе психолог», потому как повседневно проводит анализ поведение окружающих и свое.
Личность в психологии
Пожалуй, в данном варианте нет многофункционального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. По этой причине каждое обозначение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет изобилие научных подходов к понятию того, что такое личность.
Кроме того, в различные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали различные преобладающие теории.
Например, в советской психологии перед началом двадцатого века личность воспринималась как набор конкретных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности».
В 50-е возникло понятие о личности в психологии: «характер и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как комплексность отношений человека, которая вырисовывается в самых разнообразных направлениях его деятельности.
Обозначение личности
Сейчас есть несколько многофункциональных, самых популярных понятий:
- Личность — отличие одного человека от иного по внутренним качествам, которые и заключают в себе оригинальность. Обширное сознание, включающее в себя характерности психологического устройства индивида, структуру его личности. Другими словами, каждый рассматривается как оригинальность.
- Личность — комбинирование личностных и социальных ролей. Аналогичное среднее сознание личности предполагает необходимость нахождения в обществе. Другими словами, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор данного определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Обозначение также недалеко Адлеру, который думал, что начало личности — в социальном ощущенье.
- Личность — культурный субъект, способный управлять собственной жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое сознание, присущее психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. Другими словами, речь идет об источнике личностной энергии. Если из этого исходить, личностью индивид становится не с самого рождения, а в процессе взросления.
Важно! Признаки личности — это способность познания, способность переживать, а еще сопереживать, способность оказывать влияние на мир вокруг вас и контактировать с ним.
Психологическая структура личности
Это набор психологических, биологических и социальных параметров. Аналогичное «выстраивание» позволяет честно анализировать личность, анализируя отдельно каждую группу.
Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:
Психические свойства
Характер
02 Структура психологии
Характер — это набор параметров, которые отражают динамику психических процессов человека. Характерности характера заключаются к подверженности к некоторым вариантам поведения в самых разнообразных условиях.
Конкретно от него зависит, как сильно и быстро человек откликается на различные события. Можно сказать, что характер находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.
Принятое дробление характеров принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в пятом веке до н. э., выделил следующие типы характера:
- Меланхолический.Этот тип свойственен для людей ранимых, с непростой внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают маленьким энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, потому как придают значение всем событиям, которые с ними происходят.
- Холерический.Данный тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а еще стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но также быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
- Флегматический.Свойственен для хладнокровных личностей, терпеливых, предрасположенных к пассивности. Флегматики не выделяются вспыльчивостью, но им намного сложнее прийти в равновесие после конфликта. Личностям этого типа присуще медлительное приспосабливание к новым условиям, однако при этом они выделяются высокой работоспособностью.
- Сангвинический.Сангвиники — наиболее легкий вид, потому как легко сходятся с другими в силу оптимистичного настроения и подверженности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает собственные планы, легко подстраиваясь под новые условия.
В настоящее время есть очень много вариантов, разрешающих определить собственный характер. Знание свойств собственного характера дает возможность добиться комфорта в жизни.
Характер
Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.
- Первооснова личности. К примеру, искренность, скрытность, храбрость и закомплексованность.
- Отношение в направлении к находящимся вокруг: поклонение, неуважение, злость, забота и игнорирование.
- Линии, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, безропотность, себялюбие, самокритичность и т. д.
- Восприятие рабочей деятельности. К примеру, трудовая активность или лень, ощущение ответственности или его отсутствие, пассивность.
Также выделяют нормальные свойства — это все перечисленные выше свойства, которые считаются естественными, и аномальные — свойственны для психических болезней. К примеру, излишняя недоверчивость, переходящая в паранойю.
Или ревность, приводящая к появлению «синдрома Отелло».
Тенденция
Тенденция — это сложившаяся система мотивов, отличающаяся уровнем зрелости и определяет поведение индивида.
Характерностями данного свойства являются социальная важность отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (многообразие потребностей), цельность (степень стойкости).
Тенденция определяет поведение личности.
Способности
Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-нибудь определенном направлении. В основном, измеряются тезисами одарённости, таланта и гениальности.
Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с самого рождения.
Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.
- Элементарные — к примеру, способность распознавать цвета, слышать звуки.
- Непростые — связаны с работой в той либо другой сфере. К примеру, математические (способность решать неразрешимые задачи), художественные, музыкальные и так дальше. Способности социально обусловливаются. Это значит, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.
Также способности разделяются по таким признакам:
- Общие — двигательные или умственные. Эти способности различные у любого человека.
- Специализированные — для реализации нужны задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той либо другой области жизнедеятельности.
Психические процессы
Это стойкие образования, формирующиеся под влиянием внешних условий деятельности.
- Познавательные. Это процесс чувственного (при помощи понимания чувств) и абстрактно-логического (при помощи мышления, воображения) отражения реальности.
- Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или малоприятного характера.
- Одним из основных понятий, характеризующих свойство, считается настроение, отражающее человеческое состояние в определённый период.
- Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр впечатлений и направлены на какой-нибудь объект.
- Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно появляются внешне в жестах и мимике человека.
- Страсть — яркие эмоции, управлять которыми очень часто нереально.
- Обычные эмоции — вызванные удовлетворением простых потребностей. К примеру, удовольствие от вкусной пищи.
- Стресс — комбинирование впечатлений с особенным физическим общим состоянием здоровья.
Эмоции становятся неотъемлемой частью личности, и отличаются у различных по характеру и характеру людей. Они могут оказывать большое влияние на человеческая жизнь, который очень часто принимает решение под воздействием конкретных чувств.
Характерная черта впечатлений — их непостоянство и нередкая смена.
Воля – способность личности управлять собственной психикой и действиями.
Характерность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и одолеть какие-нибудь препятствия, потому как сила воли связана с принятием разумных решений.
Под этим имеется в виду способность уменьшить себя для достижения конкретной цели, благодаря чему человек получает не эмоциональное, но нравственное удовлетворение (по завершению) от проявления свойства.
Сила воли помогает управлять собственными слабостями и избавиться от них. Однако для владения данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.
Понятие воли неразделимо связано с понятием мотивации.
Мотивировка — совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.
Данное свойство побудительного характера, соответствующее за активность и тенденция поведения. Сильное значение тут имеют социальные установки, потому как прежде всего воспринимаются социумом.
На мотивацию воздействуют следующие факторы:
- необходимость — состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
- стимул — фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
- план — решение, которое принимается осознанно, с желанием добиться намеченной цели;
- побуждение — подсознательное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.
Психические образования
Это психические явления, благодаря которым происходит формирование жизненного и профессионального опыта.
В содержание психических образований входят:
- Знания — полученная в результате историчного опыта информация. Знания имеют фактическое и теоретическое значения. Знания также разделяют на «донаучные» — неточные, выстроенные на предположениях, «вненаучные» — те, которые наукой необоснованы, и «научные» — доказанные и подтверждённые наукой. Также отличаются теоретические знания, которые состоят из сведений о состоянии окружающего мира, и практические — сведения о способах применения объектов окружающего мира.
- Умения — действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. В основном, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате тренировок и тренировок. Например, выработка навыка быстрого чтения.
Есть перцептивные (чувства), интеллектуальные (анализ чувств) и двигательные умения.
- Умения. Отработанные и прекрасные способы выполнения действий, сформированые на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования способностей необязательно выполнение тренировок и тренировок.
- Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.
Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.
Социальная структура личности
Это социальные свойства при контакте и деятельности.
Психология. Понятие, структура и виды деятельности.
Направления, характеризующие данную структуру:
- Составляющие структуры по 1-му подходу:
- Память — совокупность приобретаемых знаний.
- Культура — единство социальных норм. А еще — социальные ценности.
- Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать в отношении к самым разнообразным объектам.
- Второй подход предполагает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
- Справедливый подход — «статус + социальная роль».
- Необъективный — следование правовым, культурным нормативам.
- 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
- возможность целенаправленной деятельности;
- мышления и анализа;
- регуляции потребностей; проявления способностей;
- владения конкретной социальной ролью, статусом;
- владения ценностными ориентациями;
- владения культурными познаниями и убеждениями, правовыми нормами.
Важно! Социальной структуре присуще постоянное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации.
Со своей стороны, новые знания влияют на убеждения, действуя на характер поведения личности.
Поэтому, общественное развитие личности нереально в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом именуется социофобией:
Личность в ключевых психологических теориях
С середины двадцатого века появляются главные исследовательские направления. Для более четкого понимания представлены в виде таблицы.
После краткого обзора распространённых психических теорий можно рассмотрим версии советских психологов.
Структура личности по Рубинштейну
По теории считается необходимым наличие 3-х составляющих личности:
- Тенденция. В неё входят потребности человека, а еще убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена идея «Я» и социальная сущность индивида.
- Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и может достигать положительных результатов в самых разнообразных видах деятельности.
- Индивидуальные свойства типологического характера — проявления характера, характера и способностей. Благодаря данным факторам сформировывается оригинальность.
Аналогичным образом, психология личности сформировывается благодаря взаимоотношениям с миром вокруг и социумом.
Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека.
Жизненный возникает в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных свойств, а психический — из активности психических процессов.
По Рубинштейну, соотношение всех уровней создаёт психически здорового, социально адаптированного человека.
Структура личности по Платонову
Коммунистический мастер в области психологии принимает личность за динамическую систему. Данная система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые детали, но будут сохранены прежние функции.
По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:
- Подструктура биопсихической обусловленности — считается основанием для пирамиды. Это химические характерности, генетика и физиология. Другими словами, те свойства организма, которые поддерживают жизнедеятельность человека. Сюда относят половой, возрастной признак, патологии.
- Подструктура индивидуальных свойств. Связана с познавательным процессом, другими словами зависят от следующих факторов, как восприятие, память, внимание, чувство и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность увеличивать активность, наблюдательность, совершенствовать ориентацию в социальном пространстве.
- Подструктура опыта — социальные характерности человека. Другими словами, это его психические образования (знания, умения), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими.
- Подструктура направленности — устанавливается появлением моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, появляется мотивировка. Поэтому, четвертая подструктура нужна человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.
Структура личности по А. Н. Леонтьеву
Коммунистический психолог-педагог думал, что личность не исчерпывается рамками отношений с миром.
А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое значит совокупность биопроцессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, потому как появляется в процессе деятельности, приобретения опыта, пребывании в обществе.
Тут еще существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:
- Фундамент структуры — человеческая деятельность, определяющая его жизнь. Это отношения, действия субъекта, которые, впрочем, не всегда помогают развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая весомого влияния на строение структуры.
- Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
- Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, потому как на этом уровне происходит установление жизненной цели. Окончанием структуры будет моновершинный либо поливершинный вид сооружения. Это зависит от того, сколько есть мотивов, и какие являются самыми основными. От поставленной цели зависит вся способность к жизни структуры.
Поэтому, основное качество этой структуры — это построенная иерархия мотивационных действий, потому как конкретно от мотива зависит деятельность.
Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:
- то, насколько широко человек взаимодействует с миром вокруг;
- то, насколько эти отношения иерархизированы;
- и то, какой в результате смотрится совместная структура таких отношений.
Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.
В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.
Доктрина личности Уильяма Джемса
Уильям Джемс считается представителем такого философского направления, как прагматизм. Также считается основателем экспериментального подхода в психологии — фукционализма.
Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, имеющую 2 стороны:
- Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.
- физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, материальные блага;
- социальная личность. Тут имеется в виду признание человека как личности социумом;
- духовная личность. Имеется в виду единство духовных параметров и состояний.
Тут немалую роль играет ощущение активности, побуждающее к желанию, мышлению, чувствам.
- Чистое Я. Это то, что познаёт внутренний и внешний мир.
Также психолог выделяет самомнение, как значимый структурный феномен. Она предрасположена внешним влияниям, отвечает конкретному уровню самоуважения, собственно благодаря ей те либо другие притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.
Есть формула «успех/уровень притязаний», позволяющая проссчитать уровень самоуважения. Если человек чувствует проблемы с самооценкой, он не находится в гармоничности и равновесии с действительностью, не может адекватно оценивать действия.
Для устранения психологических поломок подобного рода может понадобится мастер по работе с психосоматикой, такой как Батурин Никита Валерьевич.
Важно! В теории Джемса первый раз возникает понятие духовности.
Взгляд, по которому духовная сущность состоит в саморазвитии, оказал в последующем большое влияние на экзистенциальное направление психологии.
Хочется выделить сложность и феноменальность устройства человеческой личности. Человек — явный пример эволюции, высшее достижение, как биологическое и общественное существо, способное к самопознанию и действию на мир вокруг вас.
Даже в наше время остаются вопросы в изучении и исследовании личности в психологии.
Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
Что такое личность?
В нынешнем мире нет однозначного определения понятию «личность» и это связывают со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на сегодняшний день обозначение хорошо того, чтобы предусматривать его при создании наиболее справедливого и полного.
Если говорить о самом популярном определении, то можно сказать, что:
Личность – это человек, который обладает определённым набором психологических параметров, на которых основываются его действия, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от других.
Есть и немного других определений:
Личность — это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его желаний и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
Личность – это человек, своими силами выстраивающий и контролирующий собственную жизнь и несущий за неё полную ответственность.
Одновременно с понятием «личность» в психологии используются эти понятия, как «индивид» и «оригинальность».
Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как оригинальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.
Оригинальность – это набор уникальных черт и свойств, которые выделяют одного индивида от всех других; своеобразие личности и человеческие психики.
По собственному содержанию данные понятия не тождественны, т.к. любое из них открывает нестандартные нюансы индивидуального человеческого бытия. Но одновременно, их нельзя и полностью один от одного разделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто нереально.
Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее беспристрастное представление, требуется обозначить основные детали, из которых состоит личность, иначе говоря побеседовать о её структуре.
Структура личности
Структура личности — это связь и взаимное действие разных её элементов: способностей, волевых качеств, характера, впечатлений и др. Эти элементы являются её качествами и отличиями и называются «чертами». Таких черт очень много, и чтобы их структурировать есть разграничение на уровни:
Низший уровень личности — это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
Второй уровень личности — это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, чувств, понимания, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
3-ий уровень личности — это персональный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, умения. Данный уровень сформировывается в процессе деятельности и носит социальный характер.
Наибольший уровень личности – это её тенденция, в которую входят интересы, желания, влечения, подверженности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самомнение, характерности характера. Этот уровень считается наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а еще более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.
Для чего эти уровни важно и необходимо между собой распознавать? Хотя бы для того, чтобы иметь шанс честно обозначить каждого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.
Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне имеются собственные различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и способностей, характера и характера. Конкретно благодаря таким причинам бывает не легко понять иного человека, избежать противоречий и даже конфликтных ситуаций. Для того чтобы понимать себя и окружающих, следует иметь определённый багаж психологических знаний, и совмещать его с осознанностью и наблюдательностью.
И в этом очень нестандартном вопросе очень важную роль играет знание главных свойств личности и их различий.
Главные свойства личности
В психологии под качествами личности принято понимать стойкие психические явления, которые оказывают важное воздействие на человеческая деятельность и определяют его с социально-психологической стороны. Говоря по другому, это то, как вырисовывается человек в собственной деятельности и в отношениях с окружающими. В структуру таких явлений входят способности, характер, характер, воля, эмоции, мотивировка.
Ниже мы будем рассматривать любое из них отдельно.
Дата добавки: 2018-02-18 ; просмотров: 2165 ;
Психологическая структура личности
Психология. Понятие и структура психики.
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и параметров, которая полно определяет психологические характерности личности (человека, индивида).
Мы применяем модель психологической структуры личности, на основе сочетания 2-ух схем, разработанной сначала С. Л. Рубинштейном, а потом К. К. Платоновым.
Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Эта структура в себя включает шесть смежных подструктур.
Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
- самосознание;
- тенденция личности;
- характер и характер;
- психические процессы и состояния;
- способности и задатки;
- психический опыт личности
А.Ф. Лазурский о структуре личности.
Личность в представлении А.Ф. Лазурского – это единство 2-ух психологических механизмов.
С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм психики человека. Эндопсихика находит себя в подобных ключевых психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в характере, умственной одаренности, напоследок, характере.
По А.Ф. Лазурному, эндочерты по большей части являются врожденными.
Но все таки он не считает их полностью врожденными. Согласно его точке зрения, эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.
Иную значительную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой устанавливается отношением личности к внешним объектам, обстановке. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе наружные, окружающие человека условия. Две данные части между собой связаны и воздействуют один на один.
К примеру, развитое воображение, обусловливающее и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это подразумевает к занятиям искусством. Названные тут линии тесно между собой связаны, внушительное развитие одной неминуемо влечет развитие других.
То же в отношении экзокомплекса черт, когда наружные условия жизни как бы диктуют и подходящее поведение.
Концепция личности по А.Н. Леонтьеву.
По мнению Леонтьева «личность человека «выполняется» – создается общественными отношениями в которые индивид вступает в собственной предметной деятельности».
Положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально значимый теоретический постулат А. Н. Леонтьева.
Другой так же значимый постулат – это обращенное А. Н. Леонтьевым положение Сергея Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев думает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», говоря иначе активностью, то тогда правильно: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».
Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимных действий большинства деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как комплексность иерархических отношений деятельностей.
Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев применяет понятия «необходимость», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».
По существу необходимость замешается мотивом, так как «до собственного первого удовлетворения необходимость «не знает» собственного предмета» . и потому он «должен пользоваться спросом. Только в результате такого обнаружения необходимость приобретает собственную предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – собственную побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом».
Характерность впечатлений, уточняет А. Н. Леонтьев, заключается в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностью) и успехом или возможностью удачной реализации отвечающей им деятельности субъекта.
Аналогичным образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придаёт ему конкретный смысл и заканчивает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности.
Собственно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.
Есть мотивы-стимулы, т. е. Побуждающие, иногда остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, однако при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия таких мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, потому как иерархия деятельностей выполняется при помощи адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.
Это все дает возможность А. Н. Леонтьеву выделить три ключевых параметра личности:
— широта связей человека с миром (при помощи его деятельностей);
— степень иерархизованности таких связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);
— общая структура таких связей, точнее мотивов-целей.
Процесс появления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «появления связной системы личностных смыслов».
Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности.
Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности.
Мотивации у человека возникают фактически с самого рождения и эволюционируют одновременно с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека конкретных моральных и имущественных ценностей, любая из которых преобладают на иными.
Ключевыми элементами этой сферы личности являются как необходимость, желание, так и конкретные интересы, план, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и др.
Интерес, идеал, убеждение – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности: увлекательной, подходить конкретному образцу, подходить в собственном поведении своим принципам и взглядам.
Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те либо другие объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и остальные занимают все то же самое место в структуре мотивации человека.
Итак, ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особенный позитивный жизненный смысл. У любого человека собственные жизненные ценности.
У кого-то они материальные, у кого-то духовные.
Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной степени определяют тенденция личности.
В качестве ценности как правило выступает любой финансовый объект, социальное отношение или духовное явление.
Ценность — данное свойство разных предметов или явления, способное выполнить требования, желания, интересы, подверженности человека. Ценности возникают в результате осознания личностью собственных потребностей в согласии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не появляется до той поры, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения собственной важной потребности.
И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. К примеру, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека собственно тогда, когда им по настоящему начинают грозить заболевания и смерть.
Интерес — психическое состояние, обеспечивающее тенденция личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения увлекательной потребности. Говоря иначе, интерес — это мотив, который связан с увлекательной потребностью.
Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые удовлетворяют какую-то определенную необходимость.Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, принимают участие в мотивации поведения, впрочем выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за тенденция поведения.
Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность на данный момент и который играет важную роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Большую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала.
Идеал необходимо рассматривать как преобладающий мотив деятельности и отношений личности.
Самомнение и уровень притязаний личности.
Самомнение личности входит в состав тех процессов, которые образовывают самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить собственные качества, свойства и возможности.
Это выполняется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а еще благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится пребывать в прямом контакте.
В структуре самооценки выделяют два компонента:
Психология. Основные направления и школы психологии.
Лекция 1.5. Структура личности
— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из самых разных информационных источников;
— эмоциональный, выражающий свое отношение к разным сторонам собственной личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
Самомнение = Успех / Уровень притязаний
Психология. Психические состояния: понятие, структура, виды.
Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится добиться в разных областях деятельности (карьера, статус, благополучие и т. п.), совершенная цель его будущих действий. Успех -факт достижения конкретных результатов, выполнение конкретной программы действий, отражающих уровень притязаний.
Из формулы видно, что самомнение можно увеличить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность собственных действий.
Самомнение личности может быть адекватной, очень высокой и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты.
Очень высокая и заниженная самомнение может комбинироваться с самым разнообразным уровнем притязаний (завышенным или заниженным)
При откровенно очень высокой самооценке человек приобретает комплекс превосходства, имеет идеализированное представление о себе, истолковывает собственные плохие стороны как сильные, собственный неуспех связует с внешними причинами.
При откровенно заниженной самооценке человек обычно не уверен в себе, застенчив, нерешителен, слишком осторожен, легко поддается влиянию остальных людей, чрезмерно требователен к себе и находящимся вокруг, слишком самокритичен, что приводит очень часто к замкнутости, зависти, подозрительности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно приобрести что-нибудь, однако не больше. 9470 — | 7511 — или читать все.