До водки. Что пили в Киевской Руси, пока не научились дистиллировать
Медовуха для участников фестиваля «Богатырские забавы». Фотография: В. Смирнов / ИТАР–ТАСС
Интересный факт: Пару веков назад напитки на основе меда были самыми распространенными. Мед был намного дешевле сахара, по этой причине и мед, и напитки, его содержащие, считались самым простым средством от любой болезни.
Важнейший напиток для славян. В языческие времена мед носил сакральное значение.
Алкотест: Водка «Урожай». Особенности национального кинематографа!
Но также и в христианскую эру мед делали везде и очень его уважали. Различали два вина из меда: ставленое и вареное.
Первый вид делался из смеси меда и ягодного сока. Добавляли к ней пряные травы, пряности, ягоды.
Данная смесь сбраживала, потом ее переливали в бочку, бочку смолили и закапывали в землю на 10-15 лет — ставили мед. Разумеется, такой мед был дорогостоящим. Вареный мед намного проще, дешевле.
Мед в случае варения разбавляли водой, добавляли к нему фрукты, ягоды, травы, варили, остужали, вводили закваску и оставляли прогуливаться. Такой напиток был намного дешевле.
Медовуха возникла после XIV века, и она абсолютно не похожа на всем известный ставленый мед. Это была бражка с меньшим прибавлением меда, часто в нее даже водку добавляли.
Как женили пиво, или История пенного напитка в Киевской Руси Детальнее
Сбитень (российский глинтвейн)
Данный напиток появился на столах наших прадедов примерно тысячи лет назад. Сбитень подавали в чайниках. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на лубочных картинках, старых гравюрах, на страничках романов и повестей.
Напиток носили в медных баклагах, завернутых в одеяло, и продавали на улицах, в трактирах, чайных, на базарах и ярмарках. Зарубежные дипломаты, посещавшие Россию в период Петра I, тоже очень полюбили «российский глинтвейн».
Сбитенщик (продавец сбитня). Старая почтовая открытка по литографии из серии «Российские типы». Фотография: Anna P. / фотобанк «Лори»
Городецкий музей самоваров. Чайник-сбитенник и рецепт сбитня. Фотография: П. Широков / фотобанк «Лори»
Приготовление сбитня, Коломна. Фотография: Д. Неумоин / фотобанк «Лори»
Интересный факт: Сбитень первый раз упоминается в летописи во второй половине 20-ых годов XII века. Князь Всеволод на боярском пиру приказал выставить на столы перевар (сбитень).
Рецепт первый его приготовления можно отыскать в «Домострое» XVI века. Сбитень заменял русскому народу чай и кофе до конца XIХ века.
«А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитню моего? Все кушают его: и воин, и подъячий, и лакей, и скороход, и весь добропорядочной народ.
Сбитень горячий пьют и подъячи! Сбитень-сбитенек пьет щеголек», — зазывали на собственный товар сбитенщики (баклажники).
Сбитень столичный Состав: мед — 200 г, патока — 150 г, корица, хмель, гвоздика, орех мускатный, ароматный перец — по 2 г, вода — 1 л. Мед и патоку вскипятить одновременно с водой, добавить пряности и проварить 5 минут. Дать настояться в течение 30 минут и процедить перед подачей.
Сбитень обычный Состав: вода — 1 л, мед — 1 кг, 4%-ный уксус — 2 ст. л., молотый имбирь — 1 ч. л., молотый черный перец — 1/2 ч. л., тертый корень хрена — 1 ч. л. Горячую воду с уксусом, имбирем, перцем, хреном прокипятить 15–20 минут, добавить мед, быстро перемешать, потом доводить до кипения.
Один из основных народных напитков в доводочной России. Пиво упоминается фактически во всех сказаниях и легендах.
К примеру, Илья Муромец, чтобы стать могучим богатырём, должен был прежде выпить пива крепкого.
В Киевской Руси все важные события сопровождались распитием пива: появление малыша, крестины, переезд в новый дом, свадебная церемония, похороны и поминальные застолья. По данным раскопок, в Великом Новгороде практически в любом доме были бочонки для производства пива.
После возникновения в Российской Федерации дистиллированных напитков, во второй половине XIV века домашнее пивоварение стало облагаться специализированным налогом, который взимали монастыри. Переломным моментом для крестьянских хозяйств стало необыкновенное право казны на варку пива, введенное Иваном III.
Пиво, солод и хмель стали облагаться пошлиной, под гнётом которой этническое пивоварение погибало.
В северных областях (в особенности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей) солод готовили из ржи, однако чаще всего солод делали конкретно из ячменя.
На монарший вкус. Как рождались кулинарные вкусы народа Детальнее
Старинная Русь – хмельные напитки
В древности в Киевской Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли редко, на тризнах, игрищах, пирах. Также самыми распространенными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили.
Вино, сделанное из винограда, стали пить только с X века, когда оно пришло из Византии.
Всем в раннем возрасте читали русские народные сказки, по этой причине пословица о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, известна каждому. Что имелось под высказыванием «не попало в рот»?
А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как хорошее дополнение к щедрой трапезе.
Напитков было много, и они все были очень вкусные. Начиная во времена правления Владимира Великого и до середины XVI века применяли хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока.
Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, вышеупомянутые и ставшие национальными напитками медовуха и брага.
Необходимо выделить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси алкоголизм считали тяжёлой социальной трудностью, нет. Старики времен Киевской Руси утверждали молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, однако не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».
Существует мнение, что князь Киевский Владимир подобрал религией для Руси православие, так как оно напрямую не запрещало хмельные напитки .
Это слабоалкогольный татарский напиток. Появился у нас в тринадцатом веке, как несложно догадаться, после татаро-монгольского вторжения. Буза выполняется из проса.
В результате выходит насыщенный, сладкий напиток, приблизительно 4-6 градусов крепости. Бузу варят.
Очень долго, пока вода и мука из крупы не превратятся в гомогенную массу. Потом добавлялись дрожжи, в Киевской Руси вливался солод, мед, и это все под крышкой ставилось на перебраживание.
Буза подавалась в конце трапезы как дижестив.
Интересно, что от татарского слова «буза» случились многие русские жаргонные выражения: «бузить», «бузотёр».
«Зелено вино». Как в Киевской Руси боролись с пьянством Детальнее
Как пили в Киевской Руси
Была ли пьяной Русь?
Миф о будто бы «классическом русском пьянстве», с давних времен процветавшем в Киевской Руси, существовал с давних времен. Периодической западной печати, особенно любящей муссировать его, пришли на подмогу русофобы с учёными степенями, доказывавшие будто бы национальную предрасположенность русских людей к алкогольным напиткам.
Попытаемся разобраться в том, много, мало и испокон ли веков пили в Киевской Руси и как обстояло дело у прочих народов.
С той поры как род человеческий обрёл письменность, на камнях, на дощечках, на бычьей коже он стал живописать и о собственном интересе к хмельным напиткам. Седая античность оставила нам немало подобных свидетельств.
За три, 4-ре тысячу лет до новой эры у древних египтян знали вкус виноградного вина и пива. В Греции культ вина проповедовался так широко, что на празднествах рядом со статуей Диониса (бог виноделия), должно быть, какой-то остряк стал устанавливать и Афину (богиня мудрости), убеждая греков, что от вина ум человека становится острее и гибче.
Иногда, правда, между статуями таких божеств помещали нимф (богини водных источников) как символ умеренности, призывая разбавлять тягучие спиртные напитки.
Литературные монументы донесли до нас невоздержанность в использовании вина в Риме. Детально и живо описаны «лукулловы пиры», на которых в винном угаре тонули и социальная мораль, и общепринятые нормы поведения. «У самых цивилизованных и просвещённых народов очень было принято пить», — вывел в собственном трактате о пьянстве Монтень.
Нет, не было народа и государства как на Западе, так и на востоке, которые не испытывали бы тягу к вину.
Сортов вина было большое количество. Дешёвое и невкусное делали вино древние египтяне. А какое великолепное вино источала солнечная Палестина, восхищается американский историк X. Ж. Магуалиас.
Ну, как не пить его ещё и ещё. И ветхозаветный пророк Исайя сообщал о древних евреях, что они рано встают, чтобы бежать за опьяняющими напитками, и засиживаются ночью, чтобы сжигать себя вином.
Жалобами на чрезмерно пагубную страсть в иудейском народе проникнуты многие иные библейские свидетельства. И даже христианская Византия, возвестившая миру аскетизм и выдержанность через новую религию, не справилась с устоявшимся пороком.
Правда, уже тогда понимали, что алкоголизм считается общественным недугом и подлежит врачеванию в рамках государства. Пьяниц древние египтяне подвергали наказаниям и осмеянию. Более чем за тысячу лет до новой эры в Китае был принят императорский указ о пьянстве, в котором с тревогой отмечалось, что оно будет причиной разрушения государства.
Император Китая By Венг даже издал указ, по которому все лица, захваченные во время попойки, приговаривались к смертной казни. Уличённых в пьянстве в Индии поили… расплавленным серебром, свинцом, медью.
История | Напитки на Руси
В древней Спарте намеренно спаивали пленных рабов, чтобы юноши видели их скотское состояние и воспитывали в себе омерзение к вину.
Такие варианты можно было бы приводить очень долго. Суть их в том, что алкоголизм со старых времён не являлось прерогативой какой-нибудь страны, национальности.
Сметая на собственном пути этнические и государственные границы, оно не обошло ни одну страну, ни один народ.
Но повесили ярлык исторически спивающегося на российский народ. И мы как-то легко поверили в это, смирились, не засомневались, что достославные предки наши не только сами в пьяницах значатся, но и нам то завещали.
А была ли в реальности старинная Русь пьяной?
Аналогичные утверждения начисто лишены исторической подоплёки, — отвечает историк Буганов. — Ни в одном древнерусском письменном монументе до татаро-монгольского вторжения, т. е. до конца первой трети 12 века, нет ни жалоб на излишнее приём спиртного, ни упоминания о пьянстве вообще среди нашего народа. Это можно объяснить очень просто.
До X века русичи не знали пьянящего виноградного вина, варили пиво, изготовляли брагу и квас, медовуху. Эти лёгкие напитки сопровождали застолья и братчины, приносились в качестве угощений на пирах, вызывая у пьющих весёлость, не переходившую в тяжёлое опьянение.
Но на чём же основываются те, кто обвиняет российский народ в «классическом пьянстве»?
Вот один из «исторических» доводов. Политическая атмосфера тех лет складывалась аналогичным образом, что Владимиру необходимо было принять религию по византийскому образцу, ведь Византия входила в следующий зенит собственного могущества, являясь государством, где монотеическая религия прикрепляла и дополняла власть императора.
Посольства же, посланные Владимиром на Восток, чтобы узнать положение в ведущих мусульманских государствах, докладывали, что Багдадский халифат, самое крупное В то время государство ислама, потерял своё могущество, а его владыки не пользовались никакой реальной властью. Шло к упадку и сильнейшее мусульманское государство Средней Азии – держава Саманидов.
Российский князь учитывал это все, но, не желая браниться с представителями ислама, которые убеждали его сделать в Киевской Руси государственной собственную религию, объяснил собственный отказ тем, что в Киевской Руси не могут без вина, которое, как все знают, ислам запрещает.
Руси есть веселие пити, не можем без того быти, — ухмыльнувшись в бороду, заявил князь Владимир.
Много позднее слова Владимира Святославовича недруги стали истолковывать задним числом в ином смысле. будто бы российский народ не проживет без алкоголя. Отсюда берёт начало этот миф о русском пьянстве. В действительности Российская Федерация вступила в Средние века трезвой.
И это заявление попытаюсь обосновать.
С 1951 года на территории Новгорода начал проводить раскопки археологов академик А. В. Арциховский. Очень интересным научным открытием стали берестяные грамоты, которые свидетельствовали, что Русь широко писала и читала.
Как раз государственная организация Новгорода вызывала к жизни необходимость распространения грамотности, как среди владельцев, так и среди крестьян. Ведь последние не только читали, но и ответ в письме держали.
Потом эти раскопки продолжил член АН СССР В. Л. Янин. В берестяных грамотах таких очень много места отвело и очень мелким бытовым вопросам.
Но ни в одном из берестяных свидетельств нет упоминания о вине и пьянстве. Огромное распространение грамотности не зафиксировало таких явлений.
Исключительно к XV веку на территории русского государства оформилась в качестве общественного питейного учреждения корчма, хозяева которой платили пошлины с напитков князю. В ней вместе с вином пользовались ночлегом, заказывали еду, пели и слушали музыку.
Впрочем корчмы были только в больших центрах: в Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске.
Напротив, в Европейских странах Средние века отмечено повсеместным ростом употребления не только вина и пива, но и крепких алкогольных напитков. Уже в тринадцатом веке западный житель стран Европы, в отличии от наших прадедов, не только знал, что такое водка, джин и другое, но и старательно их употреблял.
Разные и дешёвые крепкие напитки триумфально шествовали из дворцовых комплексов в простой народ через кабаки и лавки торговли.
«Германия зачумлена пьянством», — восклицал реформатор церкви Мартин Лютер. «Мои прихожане, — жаловался совместно с ним британский пастор Уильям Кет, — каждое воскресенье смертельно все пьяны». И это в старом и чопорном Лондоне, откуда раздаются упрёки России в обычном пьянстве. Современники сообщали, что в столице Англии «в любом доме, в каждой улице кабак есть».
В них дамы пили одинаково с мужчинами, цены в прейскуранте подкупали собственной доступной ценой. Обычное опьянение — пенс, мертвецкое — два пенса и солома даром.
Смотря на всенародную страсть к пьянству, поразившему все сословия, папский посол Антоний Компаниус горько воскликнул: «Тут бытие — лишь питие». Дипломат не был далёк от истины.
гр. СССР за изготовлением самогона. На зло китайцам и патриарху всея руси
Социальное понимание тех лет в Англии не осуждало пьянства. Кроме того, трезвенник не считался джентльменом.
В Российской Федерации производство алкогольных напитков приходится лишь на этап XV-XVI веков. Возникновение водки зафиксировано приблизительно данным временем. Спирт — это открытие древнеегипетских мудрецов-врачевателей, которые за немалые деньги продавали его во многие страны.
В странах Европы спирт разбавили и одарили им Русь. Сначала водку употребляли исключительно как лечебное средство.
Aqua vita, живая вода, — в русской окающей транскрипции — оковита. Под таким наименованием застал кое-где водку даже XIX век.
В южных губерниях её стали именовать горилкой, а в Великороссии привилось наименование, дошедшее по сей день.
В середине XVI века в Российской Федерации возникает кабак — место казённой или откупной продажи алкогольных напитков. Иван Строгий распорядился построить первый кабак в Замоскворечье, вернувшись из казанского похода. Как говорит «Российский архив» (1886), он запретил москвичам пить водку, позволив, но, для опричников построить особенный дом с названием кабак.
Капли золотого дождя упали в царскую казну и забарабанили очень часто и чаще стараниями проворных слуг, смекнувших, что дело это — зело доходно. Уже к первой половине Семнадцатого века «царёвы кабаки» как грибы после того как прошел дождь выросли не только в городах, но и в маленьких деревнях. Приходившие туда быстро хмелели.
Как пили в Советском Союзе
Пожалуй, с таких лет начал развиваться миф о повсеместном пьянстве в Киевской Руси, в основе которого лежат свидетельства заезжих иностранцев.
Итак, со времени Ивана Сурового стали собираться кабацкие доходы, или «напойные деньги». Осуществляли это присяжные головы и целовальники, другими словами выборные госслужащие.
Вместе с казёнными — царскими кабаками — в Киевской Руси появилась и иная форма — пожалованные кабаки боярам, помещикам и монастырям. Одновременно столичное правительство жёстко преследовало кормчество, с ревностью ограждая собственную монополию на производство и продажу спиртных напитков. И всё таки в Московии нашлись люди, усмотревшие в действовавшей системе спаивания, хотя и очень доходной, одну из основных причин «душевредства».
Так назвал алкоголизм патриарх Никон, под влиянием которого король Алексей Михайлович задумал широкую реформу кабацкого дела. С данного времени берут начало попытки государственной регламентации производства алкоголя.
В феврале 1652 года были посланы грамоты по городам, которыми объявлялось, что с нового года «в городах кабакам не быть, а быть по одному кружечному двору». Запрещалась торговля вином во время Великого поста и на Святой неделе.
Воеводам предписывалось закрывать на данное время кабаки. В августе 1652 года был созван «собор о кабаках», на котором предстояло узнать детали реформы, уже как правило принятой и осуществлённой в собственных ключевых чертах.
Состав участников собора, как видно из грамоты, посланной в Углич 16 августа 1652 года с изложением постановлений собора, был традиционным для Семнадцатого века.
Из постановлений собора очень важным считается ограничение времени торговли вином. Запрещалась его продажа во время постов, по воскресеньям, средам и пятницам.
А разрешалась в понедельник, вторник, четверг и субботу лишь после обедни, другими словами после 14 часов, и прекращалась летом — за час «до вечера» (около 17 часов 30 минут), а в зимнее время года — «в отдачу часов денных» (около 17 часов). Решительно было запрещено вести торговлю вином ночью.
Кол-во вина, продаваемого одному лицу, было ограничено одной чаркой, взаймы и под залог с передачей предмета залога залогодержателю давать было не велено.
Подводя итог грамоты о кабацкой реформе, посланной в Углич, была добавлена любопытная оговорка относительно «напойных денег» — «собрать перед прежним с прибылью»! Достичь данной цели столичное правительство надеялось путём уничтожения приватных кабаков и увеличения стоимости на вино.
Собственно эта притворная по собственной сущности политика красной нитью идет через историю кабацкого вопроса в Российской Федерации. С одной стороны, монарх бичует алкоголизм, со второй — велит с прибылью собрать «напойные».
Заезжие иностранцы живописно говорят об этом, хотя подавляющая часть их выводов базируется лишь на впечатлениях, очень часто зрительных, без сравнительного анализа с европейскими странами. Во второй половине 30-ых годов семнадцатого века Адам Олеарий, представлявший в Москве голштинского князя Фридриха III и долго службы часто разъезжавший по нашей земля, заключил в самой популярной книге о России в семнадцатом веке «Описание поездки в Московию и через Московию в Персию и обратно», что русские «более привержены к пьянству, чем любой иной население украины».
Свидетельства эти следовало бы не только проверить, но и сопоставить с тем, что случалось В то время в Европейских странах. К примеру, водка в Российской Федерации стоила дорого, дороже, чем в странах Европы.
И это сдерживало её групповое потребление.
Б. Мэй, британский историк, в объёмистой книге, вышедшей в столице Англии в первой половине 80-ых годов двадцатого века, сославшись на А. Олеария, писал: «На протяжении веков иностранцев регулярно потрясало употребление алкоголя русскими, принадлежащими ко всем классам общества…» Б. Мэю вторит американский историк Дж. Веллингтон, кстати, консультировавший главы государства Рейгана по вопросам отношений с СССР.
В книге с претенциозным наименованием «Икона и топор», выдержавшей два издания, он беспочвенно говорит, что в Московии наиболее распространённым пороком было алкоголизм.
Насколько же объективны наблюдения А. Олеария и выводы учёных?
Как все знают, степные кочевники оттеснили наших пращуров из чернозёмной полосы на север. Но и там народ наш продолжал заниматься обыкновенным для него земледелием.
ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПИЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: 10 ЗАБЫТЫХ НАПИТКОВ, О КОТОРЫХ ВЫ ДАЖЕ НЕ СЛЫШАЛИ!
И хотя климат тут был совсем не благоприятным, а почвы — просто бедными, наш пахарь продолжал приподнимать землю, растить хлеб насущный. В мире лишь две северные страны создали у себя крупное земледелие. Это Российская Федерация и Канада.
Однако в Канаде большая часть крестьян живёт приблизительно на широте нашего Крыма. Как в Европейских странах.
В Российской Федерации же тех лет земледелие развивалось в тяжелейших условиях климата. Сопоставьте.
Зимы холодные и длительные, тогда как в странах Европы солнце и тепло совсем не редкие гости.
Почвы в нечернозёмной полосе обезображены болотами, и сезон полевых работ практически вдвое короче, чем в странах Европы. Время выпаса скота укорачивалось из-за климатических условий на 2 месяца. Понятно, что для получения минимума продукции наш пращур вкладывал физических и духовных времени и сил несравненно больше, чем его западноевропейский коллега.
Когда уж здесь пить? Ей-богу, вымерли бы русичи, не вынесли бы ожесточённой борьбы с кочевниками, если бы вливали в себя алкогольной продукции даже равное с жителями Европы кол-во.
Сколько мужества, сколько терпения, воли и выносливости необходимо было народу нашему, чтобы выжить, чтобы собрать материальные ресурсы, подорванные татаро-монгольским нашествием, чтобы, оперевшись на них, построить огромную империю.
Практически на сто лет до недавнего времени А. Олеария по владениям князя Василия Ивановича разъезжал посол в Московию императора Максимилиана (из Габсбургов) Сигизмунд Герберштейн, написавший «Записки о московитских делах». В ней нет упоминания о пьянстве среди русских. Разве что встречается сообщение, что… «немного лет тому назад правитель Василий выстроил собственным телохранителям новый город Нади».
Что это за город, историкам широко известно. Но поведаем о нём из книги уже неоднократно упоминавшегося А. Олеария.
Он писал: «Четвёртая городская часть (речь идёт о Москве. -А. С. — Стрелецкая слобода — лежит к югу от реки Москвы в сторону татар и окружена оградою из брёвна и древесными укреплениями.
Поговаривают, что данная часть построена Василием, отцом тирана, для иноземных воинов: поляков, литовцев и немцев и названа по попойкам «Налейками» от слова «налей». Это наименование возникло благодаря тому, что иноземцы более московитов занимались выпивками, и так как нельзя было рассчитывать, чтобы этот обычный изъян можно разрушить, то им дали полную свободу пить.
Чтобы они, впрочем, дурным примером не заразили русских, то пьяной братии понадобилось жить в одиночестве за рекой».
Ни у болгар, ни у русских, — считает Христа Орловский, глава национального комитета трезвости Народной Республики Болгарии, — говоря иначе пьяных устоев никогда не было. В Киевской Руси ещё в конце Семнадцатого века был учреждён специализированный «орден за алкоголизм» — тяжёлая чугунная плита с металлическим ошейником.
Не менее круто обходились с выпивохами и у нас.
Создатель первой болгарской азбуки философ Константин-Кирилл написал притчу против пьянства, завершив её такими словами: «Пьяницы не походят ни на людей, ни на скотов — исключительно на дьяволов. От них отворачиваются ангелы, их обегают люди».
В книге известного бытописателя прошлого столетия Ивана Прыжова «История кабаков в Российской Федерации в связи с историей русского народа» (1886) о. Прочитав книгу Прыжова, укрепляешься в убеждении, что алкоголизм пришло на русскую землю снаружи.
Механизм алкогольной эксплуатации народа в XVII и XVIII веках, все больше и больше оттачиваясь, увеличивал употребление алкогольных напитков в государстве. XIX сто лет принесло России фабричное производство чистого спирта.
Один из больших психиатров дореволюционной России И. А. Сикорский писал: «До недавнего времени было алкоголизм, а с Девятнадцатого века начался алкоголизм…» В каждом населенном пункте отпирались корчмы и кабаки, торгуя и денно, и нощно.
Итак, ежегодно Российская Федерация все больше и больше хмелела. Но водка распространялась вширь, а не вглубь. И если общее кол-во её за счёт продажи в Отдельных губерниях возрастало, то на душу населения если сравнивать с другими странами Европы Российская Федерация занимала непрезентабельное, среди последних, место.
В конце Девятнадцатого века наша родина по потреблению спирта была на девятом месте, пропустив далеко вперёд Францию, Швецию, Данию, Голландию, Германию и прочих.
Один из виднейших профессиональных мастеров в данной области тех времён Н. О. Осипов писал, что «Россию по количеству алкоголя можно было бы причислить к самым трезвым странам Европы». Российский крестьянин имел возможность пить лишь пару десятков дней в году — по престольным праздникам, на пасху, масленицу, на свадьбах и базарах.
Все другое время он сложно работал, отвоёвывая у земли в неблагоприятных условиях нашего климата хлеб собственный насущный. Деревенский труд не терпел ни 2-ух, ни трёх каждодневных рюмок.
Когда на Западе сегодня говорят об «исконном русском пьянстве», то не берут во внимание социальных корней данного явления в дореволюционной России. Убедительность же доводов очень часто не выходит за рамки пропаганды.
В середине 19 столетия в Российской Федерации оформляется сильное трезвенническое движение, которое вместе с виднейшими общественными деятелями поддерживала и церковь.
Но ростки эти были втоптаны в грязь правительством, распорядившимся устранить общественные антиалкогольные институты, несмотря даже на инцидент с церковью. С одной стороны, практиковалось нравственное неодобрение, вводились ограничения, но потом их отменяли, и производство водки возрастало.
В шестанадцатом веке Иван III закрыл корчмы, его сын Василий III разрешил пить только собственным слугам да иностранцам, которым выстроил для этого слободу в Замоскворечье. При короле Алексее Михайловиче в ХVI веке продажу водки в кабаках ограничили, но упавшие доходы заставили все вернуть на круги собственная.
В первой четверти ХVII века казна обрела с водки более 1 миллиона рублей, в 1800 году уже 13,6 миллиона, а в конце Девятнадцатого века — 300.
Российское общество не сложило руки. Гневно против спаивания страны выступил Ф. М. Достоевский. «Зверит и скотинит человека» водка, возмущался он. Клеймил алкоголизм Л. Н. Толстой.
Конец Девятнадцатого века — это на очереди волна борьбы за трезвость.
Проблема эта в государстве не имела возможности уже быть решена только регламентирующими и моральными усилиями. В том числе и введением перед началом Первой Мировой ограничений продажи алкогольных напитков.
Чтобы защищать страны от алкоголизации были нужны глубокие социальные изменения.
- как правильно пить на корпоративных праздниках
- несовместимость лекарственных средств и алкоголя
- история русской водки
- признаки алкозависимости
- клуб анонимных пьяниц
Происхождение наименований марок водочных изделий
В наше время рынок водки, представленный в Российской Федерации, имеет более чем внушительные масштабы. От численности брендов и изготовителей голова кругом, и они все рекомендуют водочные изделия не только в различной ценовой нише, но и с использованием различных вариантов изготовления.
Но среди перечня брендов, присутствующих на полках сегодняшних крупных магазинов и алкогольных магазинов, можно отметить несколько, ставших заслуженно культовыми. Одним из таких считается водка «Путинка», производимая с 2003 года.
Но почему эта водка именуется «Путинка»? Предлагаю разобраться в этом.
Вполне понятно, что глава государства Российской Федерации считается символом страны, её лицом, и товары, подарки, символика с его именем и лицом, постоянно были популярна. Руководствуясь аналогичной тенденцией, Станислаф Кауфман, создатель бренда «Путинка», и решил о краже такого наименования.
Как нам стало известно сегодня, с наименованием он не прогадал.
Также нужно разобраться и в том, почему водка именуется «Царской», ведь этот бренд также считается совсем не последним на сегодняшнем рынке нашей страны. И тут, как и в случае с «Путинкой», все предельно просто.
Царской водкой называются смесь концентрированных кислот, которые могут растворить в себе даже золото.
И на подобном понятии, его популярности, , превратив еще одного представителя ликероводочного рынка в популярный бренд.
Первая отечественная монополия на спиртное была учреждена еще в первой половине 70-ых годов пятнадцатого века Иваном III. Был введен жёсткий госконтроль за производством и продажей спиртного.
При Иване Суровом корчмы, где в большинстве случаев подавали водку, были заменены «царевыми кабаками», отдававшимися казной «на откуп». Уплатив некоторую сумму денег, откупщик получал право вести торговлю спиртными напитками.
Во второй половине 40-ых годов XVII века, при короле Алексее Михайловиче, по Москве и иным городам прокатились «кабацкие» бунты. Ремесленники, которых поддержали и крестьяне, требовали о на кабацкое дело и винокурение.
Но смута была подавлена. В первой половине 50-ых годов семнадцатого века король созвал Земский собор, реформировавший «питейное дело».
Теперь феодалам запрещалось держать в собственных поместьях и вотчинах кабаки, а еще вести виноторговлю, что до этого широко практиковалось.
На очереди государственная монополия была введена во второй половине 90-ых годов XVII века Петром I. С целью увеличения прибылей вновь установили систему откупов, которая соединилась с казенной продажей вина. Сам термин «водка» был официально закреплен в Российской Федерации в первой половине 50-ых годов восемнадцатого века императрицей Елизаветой Петровной.
Перед началом Девятнадцатого века казна стала терять контроль над алкогольным бизнесом, и доходы упали. В 1817 году вышел указ, вновь вводивший «казенную продажу питей» по единой цене – 7 рублей за ведро.
Сначала это дало результат и в казну потекли денежки. Но понемногу продажи вина стали понижаться.
Как оказалось, в питейных ведомствах было много злоупотреблений. Поэтому Николай I в январе 1828 года отменил государственную винную монополию и опять ввел систему откупов.
Впрочем произвол откупщиков, а еще всеобщее алкоголизм стали причиной тому, что в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века власти были вынуждены заменить откупа акцизным сбором.
14 мая 1885 года был принят закон «О раздробительной продаже напитков», упразднявший кабаки и заменявший их винными лавками, торгующими на вынос спиртным в бутылках из стекла. Но продажи вновь стали падать, и в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века министр финансов С.Ю.
Витте внес в Госсовет предложение вернуть монополию на вино. Она распространялась на чистку спирта, а еще торговлю крепкими алкогольными напитками.
Государственным алкогольным напитком в Российской Федерации давно считается водка. Кто собственно и когда придумал данный напиток, точно не известно.
Есть бесчисленные версии происхождения водки, основные из них представлены в данной заметке.
Борьба с пьянством
Самим началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались говоря иначе кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в таких заведениях. Хозяева кабаков тоже не хотели остаться внакладе, по этой причине кабацкая водка становилось все хуже и хуже качеством.
Бунты были настолько сильными, что без использования военной силы и их подавить не получилось.
Данный факт не прошёл мимо царя Алексея Михайловича, которым в первой половине 50-ых годов семнадцатого века был созван Земский собор, получивший старое название «собора о кабаках». Результатом был указ об сокращении числа питейных точек на российской территории и определении запрещенных с целью продажи алкоголя дней.
Нужно сказать, что их было немало, целых 180. Также король запретил продавать водку взаймы.
Были увеличены стоимости на этот продукт аж втрое. Один человек мог приобрести лишь одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.
Патриарх Никон, имеющий сильное влияние на царя, настоял на запрещении продажи алкоголя «священническим и иноческим» особам. В церквях усиленно читались проповеди про то, что алкоголизм — грех и ущерб для здоровья.
Это имело хороший эффект, к пьяницам стало развиваться отрицательное отношение, а не такое толерантное, как прежде.
Все бы было хорошо, если бы монарший указ безоговорочно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не случилось.
Кол-во кабаков не уменьшилось, а прочие пункты указа работали приблизительно семь лет.
К несчастью, выгода в плане экономии не позволила сильно уменьшить торговлю алкоголем. Когда водочная спасение быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Впрочем до того, как к власти пришёл Петр 1, пьяницами стали по большей части малоимущие люди, которые употребляли спиртное в кабаках.
Торговцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, применяя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было намного меньше.
Петр I тоже пытался бороться с пьянством. К примеру, он приказал выпустить медали весом более семи килограмм и распространять их всем, кто был замечен в сильном пьянстве.
Носить такую медаль необходимо было 7 дней, снимать ее запрещалось.
История появления водки
Считается, что арабский врач Парес изобрел водку в первой половине 60-ых годов девятого века и использовал собственное открытие только в медицинских целях для растирания и согрева. Ведь по Корану принимать алкогольные напитки запрещено. Не считая медицины, применять спирт начали и для приготовления духов и туалетной воды.
Что пили на Руси, пока не научились делать водку.
Хотя эти сведения по вопросу о том, не считаются научно подтверждёнными. Это говорит о том, что арабы не имели возможности изобрести водку, тем более что они не употребляют спиртное вообще.
В странах Европы первый раз заговорили о водкепосле того, когда первый раз была выполнена перегонка жидкости, содержащей сахар, итальянским алхимиком Валентиусом. Потом появились и все знаменитые крепкие алкогольные напитки, например виски, бренди, коньяк, шнапс.
Возникновение водки в Российской Федерации
С 1533 года в Российской Федерации была введена государственная монополия на производство водки и продажу в «царёвых кабаках». Сам термин «водка» был официально закреплен в первой половине 50-ых годов восемнадцатого века Елизаветой II.
На рубеже 18 века химик из Санкт-Петербурга Ловиц предложил использовать для очищения сивушных масел, присутствующих в водке, кокс. Она в Царской России продавалась исключительно в специальных винных лавках.
Одно время там продавалось только 2 вида водки: «Красноголовка» и «Белоголовка», исходя из этого с белой и красной крышкой. Первая водка, цена которой составляла 40 копеек, продавалась в бутылях емкостью 0.61 литра.
А «Белоголовка» двойной чистки стоила 60 копеек. Также продавались бутылки емкостью от ? ведра, другими словами 3 литра в специализированных плетеных корзинах.
Очень маленькая бутылочка водки была 0, 061 литра и стоила она всего 6 копеек.
Немного позднее появилось и стойко закрепилось наименование — «Столичная водка». Патент на нее был получен в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века. В водке содержалось 40 весовых частей этилового спирта, и очищена она обязана была быть с помощью фильтра на угольной основе.
Немного позднее возникли официально зарегистрированные изготовители водки, ясно, что они практически отношения никакого не имеют к тому, кто изобрел водку, они просто ее делали. Эта , выпускала она водку «Смирновскую».
Когда и как возникла водка
Слово «водка» существовало еще в Киевской Руси, но имело под собой абсолютно другое значение. Водками именовали разные настойки с лекарственными качествами, а немного позднее наименование перешло на подобные напитки, которые производились из хлебного вина.
Лишь в девятнадцатом веке слово «водка» стали принимать для определения полностью всех тогдашних алкогольных напитков.
До конца позапрошлого века как правило невозможным было изготовление популярной всем ныне водки. Только когда из Европы в Россию пришла технология получения этилового спирта, появился прообраз теперешней популярной по всему миру водки, которую тогда с гордостью величали столовым вином.
Тогда его пили считанные сотни людей в каждом населенном пункте, однако за маленький срок данный напиток набрал большую популярность.
Официальной датой создания водки, популярной в настоящий момент, считается январь 1936 года. Собственно тогда был принят стандарт с названием ОСТ 279.
Тогда в нем шла речь о смеси этилового спирта с водой без цвета в отделке активированным углем и прошедшая фильтрацию. Собственно тогда на бутылках можно было первый раз заметить надпись «Водка».
В настоящий момент о традиционных напитках времен Руси уже не помнит никто, однако они становятся неотъемлемой частью истории нашего народа. Нужно знать не только историю создания водки, но и что пили наши предки, и какие напитки прославляли бесчисленные писатели.
История пьянства в Киевской Руси: от «Царёва кабака» Ивана Сурового до «сухого» закона Николая II
Получайте на почту 1 раз в день одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и Vkontakte.
Старинная Русь – хмельные напитки
В древности в Киевской Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли редко, на тризнах, игрищах, пирах. Также самыми распространенными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили.
Вино, сделанное из винограда, стали пить только с X века, когда оно пришло из Византии.
Всем в раннем возрасте читали русские народные сказки, по этой причине пословица о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, известна каждому. Что имелось под высказыванием «не попало в рот»?
А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как хорошее дополнение к щедрой трапезе.
Напитков было много, и они все были очень вкусные. Начиная во времена правления Владимира Великого и до середины XVI века применяли хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока.
Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, вышеупомянутые и ставшие национальными напитками медовуха и брага.
Необходимо выделить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси алкоголизм считали тяжёлой социальной трудностью, нет. Старики времен Киевской Руси утверждали молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, однако не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».
Существует мнение, что князь Киевский Владимир подобрал религией для Руси православие, так как оно напрямую не запрещало хмельные напитки .
Начало «пьяной эпохи»
Сегодня Российская Федерация у большинства иностранцев ассоциируется с водкой. Когда данный напиток появился везде, сказать нереально.
Но имеются некоторые документы, в которых можно отыскать сведения, что во второй половине XV века в Российской Федерации возникла переработка ржи, научились делать чистый спирт.
Чуть прежде, в первой половине 30-ых годов шестнадцатого века Иван Строгий эмитировал указ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в государстве питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось возникновением подобных напитков, как хлебное, варёное и горячее вино.
И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали с помощью перегонки.
Простой люд не мог себе позволить нахлестаться повседневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу.
К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.
Если рассмотреть алкоголизм как способ получения прибыли, то собственно при Иване Суровом явление это стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году король разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не случилось, но в таких заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой.
Дорвавшийся до спиртного человек, потребляя спиртное без закуски, мог спустить за один день все, что у него было с собой, аж до одежды.
Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено делать у себя дома хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные учреждения очень часто и чаще.
Возникла пьяная эпоха, когда кабаки получали очень большие прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.
Депозит в развитие алкоголизм внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрытые все корчмы, где подавали не только спиртное, но и еду. Монополия государства в сфере торговли водкой была узаконена. Во второй половине 90-ых годов шестнадцатого века король выпускает указ, который говорит, что частные лица не право имеют вести торговлю водкой ни на каких условиях.
Прошло всего сто лет, а алкоголизм схватило Россию за горло собственной металлической рукой.
По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал знаменитые «Описания поездки в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили женщины и мужчины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы.
К несчастью, такие русские государственные линии как радушие, сыграли в распространении пьянства главную роль. В Российской Федерации было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить все, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо».
Это отмечал дипломат Питер Петрей в собственных «Московских Хрониках».
Борьба с пьянством
Самим началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались говоря иначе кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в таких заведениях. Хозяева кабаков тоже не хотели остаться внакладе, по этой причине кабацкая водка становилось все хуже и хуже качеством.
Бунты были настолько сильными, что без использования военной силы и их подавить не получилось.
Данный факт не прошёл мимо царя Алексея Михайловича, которым в первой половине 50-ых годов семнадцатого века был созван Земский собор, получивший старое название «собора о кабаках». Результатом был указ об сокращении числа питейных точек на российской территории и определении запрещенных с целью продажи алкоголя дней. Нужно сказать, что их было немало, целых 180.
Также король запретил продавать водку взаймы. Были увеличены стоимости на этот продукт аж втрое.
Один человек мог приобрести лишь одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.
Патриарх Никон, имеющий сильное влияние на царя, настоял на запрещении продажи алкоголя «священническим и иноческим» особам. В церквях усиленно читались проповеди про то, что алкоголизм — грех и ущерб для здоровья.
Это имело хороший эффект, к пьяницам стало развиваться отрицательное отношение, а не такое толерантное, как прежде.
Все бы было хорошо, если бы монарший указ безоговорочно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не случилось.
Кол-во кабаков не уменьшилось, а прочие пункты указа работали приблизительно семь лет.
К несчастью, выгода в плане экономии не позволила сильно уменьшить торговлю алкоголем. Когда водочная спасение быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Впрочем до того, как к власти пришёл Петр 1, пьяницами стали по большей части малоимущие люди, которые употребляли спиртное в кабаках.
Торговцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, применяя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было намного меньше.
Петр I тоже пытался бороться с пьянством. К примеру, он приказал выпустить медали весом более семи килограмм и распространять их всем, кто был замечен в сильном пьянстве.
Носить такую медаль необходимо было 7 дней, снимать ее запрещалось.
Кампания за трезвость и ее результаты
В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго воспрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором на данный момент очень много говорят.
Чуть позже местные общины получили право своими силами решать, торговать алкоголем либо же нет.
Эффект превзошел все ожидания. Монарший указ был поддержан во многих регионах, и всего за год употребление спиртных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось кол-во прогулов и «пьяных» травм.
Широко развернулись пропагандистские кампании, направлены против пьянства.
Впрочем эта продолжалась непродолжительное время. Понемногу достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя повысились особенно сильно.
Производство спирта продолжалось, и возникла проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а залежи продукта должны были быть уничтожены, что стало причиной большому снижению доходов государства.
Чтобы возместить потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины.
А народ продолжал отгонять самогон и пить.
Алкоголизм стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Говоря иначе земские гусары (служащие службы обеспечения, которые не принимали участие в военных действиях), развернулись вовсю, крадя и спекулируя алкоголем.
Между городскими думами и земствами появилась борьба за увеличение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения России.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Откуда в Киевской Руси алкоголизм пошло?
Почему в Киевской Руси не были популярны попойки, кто научил нас пить и с каких пор русские — одна из наиболее пьющих наций
21 сентября 2019 , 13:15 [ «Доводы Недели», Валерия Шавельева, Корреспондент отдела Общество ]
Не смотря на расхожее мнение, что русские, мол, еще в Древней Руси были горазды выпить хмельного, чтобы отдохнуть и расслабиться, все было немного по другому. Да, наш брат с давних времен пил медовуху, пиво и брагу. Варили напитки для себя, часто семьями по этой причине и назывались они мирской бражкой или мирским пивом.
В десятом веке из Византии пришло вино.
Но пил народ редко и с умом, только на княжеских пирах, игрищах, после побед в битве, пару дней назад рождения или поминальных тризнах. Стоит сказать, что эти все напитки не столько пьянили, сколько бодрили и подавались только в минимальных количествах как добавление к щедрой трапезе. По свидетельствам историков, процесс пития существенно выделялся от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу.
Причем каждый мог сделать лишь один или два глотка. Кроме того, российский жизненный уклад в то время не терпел времени для пьянства.
Даже иностранцы отмечали характерную черту наших прадедов: они были регулярно заняты делом и для веселья вина много уж точно не пили, а делали это исключительно на праздниках. А если кто-то употреблял алкоголь в будний день, это было грехом и великим позором.
Кстати водку, считающуюся изначально русским напитком, научились перегонять в первой половине 60-ых годов девятого века арабы из виноградного вина и назвали «аква-вита». По своей сути это был виноградный спирт, а не водка, но в большинстве случаев считают, что конкретно он стал родоначальником напитка. К нам же этот спиртное прибыл только в период Дмитрия Донского.
Генуэзское консульство подарило его князю в символ признательности за радушие. Опять виноградный спирт появился у нас XV веке и снова не прижился, так как был крепким и малоприятным.
Привезли его опять иноземцы, а представили Василию Темному как лекарство от многих заболеваний. Саму же водку, в нашем классическом понимании, русские изобрели в 1448–1474 гг.
Тогда она собой представляла разбавленный хлебный спирт, по этой причине называлась хлебным вином или хлебной водкой.
Жадный трезвого не любит
Но как тогда алкоголизм стало процветать, раз пить мы не любили и не считали необходимым? Алкоголизм приходит на Русь в тот момент, когда государство на себя берет управление производством и потреблением алкогольных напитков.
И, разумеется, для обычного народа водка была низкопробной, а для высших слоев общества – хорошей. Теперь подбираемся к сути. Так как производства водки уже были в пятнадцатом веке в монастырях Московской Руси, король Иван Строгий ввел монополию государства на производство и продажу водки, так же как и на все остальные спиртные напитки.
Он же и посеял в нас смуту, открыв во временя собственного царствования первые в Российской Федерации кабаки.
Начиналось же все с завоевания Казани, где Сурового впечатлили государственные питейные учреждения. При этом татарские ханы не просто облагали алкоголь налогом, но и ложили в карман всю спасение. Так Строгий по прибытии в Москву и объявил все питейные учреждения в Киевской Руси царёвыми, выстроил «царев кабак» и разбросал филиалы в каждом населенном пункте.
Сначала пьянствовали по большей части опричники, но денег царю хотелось больше. Здесь и система спаивания народа не заставила себя долго ждать. Кабатчики были наемниками, а задача их заключалась не только в том, чтобы выполнить указ, но и срубить бабла.
Чтобы сделать больше прибыль они завлекали публику выступлениями шутов и гусляров, торговали водкой на вынос, ездили с собственным товаром по домам и местам массового накопления людей, отпускали взаймы, после брали деньги «с правежом великим». Власти же готовы были принять любые законы, облегчающие продажу водки.
В ответ на просьбы отдельных воевод «людей от кабацкого питья успокаивать», Строгий отвечал: «Пишете, не радея о нашем деле, что кабак желаете отставить, а вы, делая леность и неохотно нам служить, пишете не делом», и приказывал, «чтобы питейный сбор был больше старых лет».
Британский турист, описывая собственную поездку в Москву, говорил, что работяги проматывали все собственное имущество, пьянствуя в кабаках, пока всего не истратят. А делали они это, по их же словам, в честь царя. И кстати, пока мужчина сидел в кабаке, никто и ни под каким предлогом не смел вызывать его оттуда, так как этим можно было помешать растить монарший доход.
Иностранцы же величали питейные учреждения Сурового «русскими тавернами». В кабаках выпивали, дрались, играли в кости. Еда там, кстати, не подавалась, а проносить её было запрещено.
Так, напившись на голодный желудок, люди спускали за один день все, что есть, аж до одежды. Бизнес этот, как мы уже говорили, приносил в казну немало денег, по этой причине государственная монополия сохранялась еще долго, а потом стала ужесточаться.
И пьян, и бит, и голова болит
Собственно в период Сурового алкоголизм стало любимым делом жителей России. Уже в шестанадцатом веке прусский дипломат Адам Олеарий в собственных «Описаниях поездки в Московию» отмечал, что был поражен количеству пьяных, валяющихся на улице.
Пили мужчины, дамы, молодые и старые, простолюдины и титулованные особы. Еще одну черту жителей России отметил дипломат Питер Петрей в собственных «Московских Хрониках».
Он писал, что в то время, если гость мог выпить все, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо».
Вот так мы, друзья, начали, а завершать совсем не собираемся. Гремели и «кабацкие бунты», и антиалкогольные кампании, но зависимость населения от водки – бич и прошлого, и современности. А привела народ к полному пьянству политика государства.
Дистилляция ректификата. А водка ли это? Давайте разберёмся!
Даже в наше время пожинаем плоды и пытаемся бороться. А пытаемся ли?
В свое время лишь два правителя за всю историю подобрали здоровье нации, взамен забитого кармана. Вот только кончили оба плохо, одновременно со своими частичными или полными «сухими законами».