Независимый сайт о заикании

Как преодолеть страх перед публичным выступлением
Возможно, публичные выступления для вас еще внове и вы не научились относиться к этому как к части своей жизни. У вас может быть негативный опыт публичного выступления в прошлом, который теперь не дает вам покоя.
Возможно, вы всегда избегали выступлений перед аудиторией и теперь вам просто не хватает опыта. Вы можете беспокоиться из-за того, что на вас смотрит множество глаз, посторонние люди будут вас оценивать.
Вы не одиноки! Это явление очень и очень распространенное. Победа над страхом выступлений требует предварительной методичной работы.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА ЗАИКАНИЯ! 6 СПОСОБОВ! Вылечить заикание.
Выслушайте не-сколько простых, но действенных советов, которые могут устранить дискомфорт.
¦ Примените систему эффективных упражнений для снятия напряжения. Научитесь расслабляться и успокаиваться.
¦ Потренируйтесь дома перед выступлением. Представьте себе любое состояние, в котором вы максимально спокойны и контролируете ситуацию. Вспомните какой-нибудь эпизод или ситуацию из своей жизни, когда продуманное и уверенное речевое поведение помогло вам решить важный вопрос или достойно выйти из острой ситуации.
Вызовите это состояние в памяти и постарайтесь вызвать снова и снова. То же самое упражнение сделайте перед началом доклада.
¦ Сконцентрируйтесь на достижении положительной цели и ни одной-единственной мысли не расходуйте на прошлые неудачи.
¦ Не бойтесь заранее негативных последствий своего выступления. Выработайте правильное отношение к своим страхам.
Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной. Вместо этого постарайтесь представить максимально неправдоподобную ситуацию, доведенную до абсурда: вас выгоняют из зала под свист окружающих, а в спину вам летит текст злополучного доклада.
Поскольку этого точно не случится, вам уже станет легче. Остальное не так уж и страшно.
¦ Если волнение не проходит, постарайтесь выступить первым: чем меньше время ожидания, тем меньше страха.
¦ Представьте свой успех, внимательную аудиторию, улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего. Сосредоточьтесь на том, чтобы выглядеть раскованно.
¦ Перед выступлением представьте, что вы уже закончили доклад и спускаетесь с трибуны, — вам станет спокойнее. Скажите себе: «Через двадцать минут все закончится». Вы почувствуете облегчение.
Методы преодоления волнения во время выступления. Радислав Гандапас. Часть 2 (серия 2)
Расслабьтесь, избегайте любого возбуждения. Не расходуйте энергию до выступления.
¦ Ознакомьтесь с помещением, где вам предстоит выступать. Необходимо знать заранее, будете ли вы выступать на сцене, у специального столика или просто среди публики.
¦ Если вы уверены в себе, то лучше выступать стоя, тогда доклад воспринимается более зрелищно и значительно. Но если контроль над собой дается вам с трудом, лучше присесть за стол: тело обретет твердую опору, а доклад примет немного камерный характер.
Примите свободную, ненапряженную позу.
¦ Анализируйте своего предполагаемого собеседника или аудиторию. Чувствуйте его настроение.
Определите, что ожидает от вас аудитория и что вы хотите до нее донести (предмет и цель выступления). Соотнесите отбираемую для разговора, выступления информацию с уже имеющейся в сознании собеседника, слушателей.
Если почувствуете, что идет повторение, корректируйте речь, иначе она не будет вызывать интереса. Чем точнее вы составите информационно-социальный портрет собеседника, тем полнее будет взаимопонимание.
¦ Выясните, насколько продолжительная речь от вас ожидается. Уточните, будет ли после сообщения отведено время для ответов на вопросы слушателей и входит ли это время в общее время вашего публичного выступления.
¦ Перед выступлением сосредоточьтесь. Определите конкретную тему сообщения, подберите информацию по интересующей вас проблеме, обработайте ее, обдумайте план выступления, основные положения и выводы.
¦ Выстраивайте свои идеи в логической последовательности, причем каждая мысль должна естественным образом вытекать из предыдущей и подчеркивать общий смысл речи.
¦ Строго придерживайтесь темы выступления. Речь должна быть как можно более короткой.
Выражайте свои мысли простыми словами и короткими предложениями, чтобы текст речи был ясным, сжатым и соответствовал теме. Когда вы пишете речь, попробуйте произносить предложения вслух, чтобы проверить, как они звучат.
¦ Разделите свое выступление на три части: вступление, основная часть и заключение. В порядке важности первым идет вступление, вторым — заключение, а третьим — основная часть.
¦ Говорите о том, что волнует слушателей. Отбрасывайте материал, который не подходит для данной аудитории.
¦ Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также факты, которые заставили бы аудиторию сопереживать, сочувствовать.
¦ Выбирайте яркие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).
¦ При необходимости используйте ссылки на известных аудитории специалистов.
¦ Вовлекайте слушателей в обсуждение проблемы, обдумывание идей, предложений. Наиболее важные мысли выделяйте изменением темпа речи и тона голоса.
¦ Периодически используйте в речи выражения: «Обратите внимание на. », «Представьте себе, что. », «В прошлый раз мы пришли к выводу, что. ».
¦ Чаще формулируйте вопросы, обращенные к слушателям. Лучше начинать вопросы словами «почему?», «в чем причина?», «согласны ли вы?».
¦ Используйте жесты для придания словам большей эмоциональности. Избегайте резких движений, суетливых взмахов руками и однообразия.
¦ Установите контакт глаз с дружелюбными лицами, и в те моменты, когда вам будет необходима моральная поддержка, взглядом обращайтесь именно к ним.
¦ Помните, что тон голоса иногда важнее, чем слова. Говорите эмоционально, даже если вы не хотите выразить больше, чем сказано словами.
Никто не ждет от вас, чтобы вы драматически расцвечивали свое выступление, достаточно того, чтобы интонации, скорость и тон вашей речи соответствовали ее смыслу.
¦ Следует говорить достаточно громко, чтобы быть услышанным. Однако относительно негромкая речь, когда публика должна прислушиваться, чтобы уловить каждое ваше слово, может стать приемом, обеспечивающим максимальное внимание аудитории.
Но не говорите слишком тихо — слушаели воспримут это как признак нервозности.
¦ Стремитесь излагать свои аргументы четко, сведя до минимума паузы и междометия («хм», «э-э-э»). Это сделает вашу речь более убедительной.
¦ Вам задали вопрос? Не впадайте в панику. На секунду расслабьтесь и скажите себе, что вы справитесь с ответом.
Не стесняйтесь честно признать, что не знаете ответа на трудный или неуместный вопрос. Мягко выразите несогласие с ложным утверждением.
В подходящее время прекра-тите прием вопросов — вежливо, но решительно, поблагодарив аудиторию улыбкой.
¦ Будьте восприимчивы к реакции на ваше выступление. Прислушивайтесь к мнению окружающих и вникайте в то, что они говорят.
¦ Окидывайте взглядом зал во время выступления. Полезно следить за тем, какое впечатление производит ваше сообщение.
Слушатели пристально наблюдают за выступающим и, если они увлечены выступлением, непрерывно подают сигналы, показывающие это (кивки, междометия, легкие наклоны корпуса вперед и т.д.). Если вы почувствовали, что слушатели с каким-то положением не соглашаются, имеют уже сложившееся мнение, готовьтесь к тому, что ваши слова вызовут активную речевую обратную связь.
Продумай-те дополнительную аргументацию и излагайте эту информацию дискуссионно. Приводите примеры, аналогии, цитаты.
Это облегчит слушателям понимание ваших слов. Следовательно, чтобы понять, как воспринимает информацию ваш собеседник(и), проявляйте проницательность: фиксируйте внешние признаки и делайте соответствующие выводы, корректируйте взаимодействие и достигайте того, к чему стремитесь.
¦ Практикуйтесь, но не в день своего выступления. Важно заранее от-репетировать свою речь, чтобы чувствовать себя уверенным в том, что совершенно освоили ее содержание.
Отшлифуйте фразы, выделяя голосом смысловые акценты. Запишите речь на магнитофон.
Самостоятельно и критически оцените выступление.
¦ Представьте себя слушателем своей же речи, взгляните как бы со стороны на излагаемый материал. И по каждому положению, факту, примеру придирчиво определяйте, что бы вы сами спросили у выступающего.
Заранее заготовьте краткие ответы на прогнозируемые вопросы, реплики, суждения. На остальные отвечайте импровизированно или мотивированно уклонитесь от ответа.
Держитесь спокойно, отвечайте лаконично и уверенно.
¦ Смелее отстаивайте свою точку зрения, вступайте в дискуссию, спор, но без ущерба изложению основного материала.
¦ Работайте над своей речью до тех пор, пока не будете убеждены в том, что речь хороша и вы знаете ее назубок.
¦ Планируйте, как вы будете выглядеть. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Отрабатывайте навыки публичного выступления последовательно.
Начните с небольших, неформальных выступлений перед друзьями, постепенно обретая уверенность в себе, поднимая планку.
Не избегайте любой возможности публичного выступления и рассматривайте это как благоприятную возможность еще раз поупражняться. Помните, что наиболее преуспевшие ораторы и дикторы изучали искусство речи годами и, тем не менее, продолжали упражняться.
В большинстве случаев хорошая речь — это не случайность, а результат большой работы и практики.
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы.
Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа.
В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху.
В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
читать дальше >>
Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность.
Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны.
А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя.
Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Как вылечить заикание у взрослого?
Меня зовут Александр Кабаник.
Я заикался с 6-ти лет. Начал заикаться после того, как сильно испугался, что мама чуть ли не забыла меня на вокзале.
Я испытал в тот момент много неприятных чувств: все сжалось, я ощущал сильную обиду и злость.
Я стал хорошо разговаривать в 24 года. Применял самые различные техники: связанные с дыханием, с контролем речи.
Я научился владеть собой и говорить более-менее хорошо.
Я стал учить этому других людей.
После некоторого времени заметил, что проблема в большей части психологическая, потому что сталкивался с людьми, которые испытывали настолько сильные эмоции и чувства, что у них не получалось применять полученные знания по самоконтролю, делать паузы. Им не удавалось себя контролировать и так выстроить свою речь, чтобы она была хорошей.
У кого-то это получалось. У кого-то нет.
Были люди, у которых перестало получаться спустя какое-то время.
Я всегда думал: «Почему это происходит?».
Со временем стало понятно, что вся проблема – в эмоциях, в чувствах.
Поэтому я занялся этой проблемой глубже, и получил образование психолога, что позволило мне снижать эти чувства и эмоции.
Есть ряд техник, которые помогают контролировать чувства и эмоции. И многие психологи могут вам в этом помочь.
Но это все равно только какое-то снижение – например, с десяти баллов до 4-ех. Какие-то чувства остаются, какие-то эмоции остаются.
В дальнейшем мне стало понятно, что именно в эмоциях вся проблема.
И чтобы исправить речь, нужно убрать их полностью.
Чтобы сама речь, сами слова и запинки, которые мы сделали, не вызывали никаких эмоций. И в этом может помочь гипнотерапия.
Сегодня мы будем разговаривать о том, как заикание убрать в полный ноль с помощью гипнотерапии.
Перед заиканием, или вместе с ним, во время речи всегда идут какие-то эмоции и чувства. Эмоции – негативные в основном, такие как: злость, обида, страх, стыд.
Если их поставить по порядку, то на первом месте будет стоять страх, потом стыд, потом обида и злость.
Возникновение очень многих психологических проблем у людей можно проиллюстрировать одной картинкой:
Случается какое-то событие (обычно до 3-5 лет). У человека возникает мысль, что это может быть опасно.
Формируется убеждение, которое потом каким-то образом подтверждается – внешним событием.
Например, из опыта. Работали с человеком, которому приснился сон. Во сне была собака, и естественно, у него возникла мысль – что собака может быть опасной.
Хотя собака во сне была добрая, просто большая. Это произошло в возрасте лет 3-4.
Потом, спустя несколько дней, он стоял с отцом рядом с собакой. Появилась мысль, что собака может причинить какой-то вред отцу.
У человека развился страх собак. А от этого чувства развиваются какие-то другие страхи.
И чтобы убрать этот страх, нужно было вспомнить тот самый сон, в котором в самый первый раз появилась эта мысль. Самым первым заданием было найти эту ситуацию, которая возникла еще в возрасте 3-4 лет.
Потом у нас есть эмоция, в наше время. Вот мы сейчас живем и нас есть какой-то страх. Эта эмоция создает в нашем теле чувства: например, напряжение в животе от страха.
Или скованность, когда тяжело дышать. Ком в горле – это тоже чувство тела.
Эмоция влияет на поведение. То есть, мы ведем себя так, как нас провоцируют эмоции.
На все это влияет та ситуация, когда маленький ребенок подумал, что что-то может быть опасно.
Какие у нас есть чувства, когда мы говорим о заикании?
Это:
— ком в горле;
— напряжение в животе;
— нарушение дыхания;
— потливость;
— судороги;
— мурашки по телу;
— скованность, зажатость.
Это все из списка у меня было в свое время. Сюда можно добавить еще симптомов 10, я добавил самые основные.
Что такое поведение?
— это избегание негативных эмоций. Я, например постоянно избегал конфликтов.
Если видел, что у меня не получится отстоять свою точку зрения, я этого избегал.
— выбор более легких вариантов. Избегание чего-то сложного, поиск, как что-то сделать попроще.
Например, не говорить по телефону, а написать смс-ку. Не спрашивать дорогу у людей на улице, а посмотреть по карте, по навигатору, хотя спросить удобнее.
— страх ошибок. Эти самые ошибки могут вызывать страх, а могут вызывать злость.
— избегание ответственности (в основном из-за страха).
— наблюдение за другими людьми и оценка их действий, поведения. Я тоже часто так делал – наблюдал за другими, вместо того, чтобы наблюдать за собой.
Делал какие-то выводы, что они думают обо мне.
— стремление быть незаметным, спрятаться. Бывает и наоборот — стремление привлекать внимание.
— избегание речи. Не говорить некоторые слова и звуки.
Возникают и разные мысли:
«Что про меня подумают…»
«Я больной. Я неполноценный….»
«Чем заменить эти слова и эти буквы…»
«Все смотрят на меня и считают, что я больной и ненормальный…»
«Я не смогу этого сказать….»
«Я не смогу познакомиться с девушкой…»
«Я не смогу устроиться на нормальную работу….»
И много других «не смогу», «я буду неудачником всю жизнь», и другие мысли.
Причем эти мысли имеют циклический характер. Одна мысль приходит, вызывает другую, потом третью…
Это и есть логоневроз, то есть заикание. Это невроз, когда негативные мысли крутятся в голове человека и вызывают поведение, действия, симптомы.
За каждым чувством, мыслью и поведением стоит эмоция, а за ней – убеждение с детства, подтвержденное психотравмами. То есть событие, которое вызвало какие-то негативные эмоции.
Что мы сейчас испытываем – какие-то чувства в теле, какое-то поведение, какие-то мысли – за всем этим стоят эмоции. Это эмоция страха, стыда, обиды, злости, одиночества, растерянности и другие.
Убеждение из детства – это та самая мысль, что это может быть опасно. И то поведение, та реакция, которая была выбрана в тот момент, могла быть полезной.
В то время, когда ребенок был маленький. Например, когда ребенку 3 года, и он боится какой-то крупной собаки – овчарки например – то это может быть полезная реакция на тот момент.
Но время идет, жизнь меняется, уже этот ребенок совсем не ребенок, а этот страх все равно остается и влияет на всю его жизнь.
Чтобы убрать заикание в полный ноль:
Нужно найти все ядра (ситуации, когда впервые появилась данная эмоция и чувство), связанные с каждой мыслью, поведением и чувством в теле.
С чего начинается работа, самый первый этап – это диагностика. Нужно составить полный список всех мыслей, всех эмоций, всего поведения, всех чувств в теле, которые возникают.
Дальше по ходу работы их надо отслеживать и убрать все полностью.
Сама речь должна вызывать столько же эмоций и чувств, сколько простое действие, как почесать нос.
Ноль.
Не должно быть никаких негативных чувств, эмоций нигде. Ни на публике, ни во время выступлений.
Где бы мы ни разговаривали – у нас не должно быть никаких негативных реакций на это.
Как убрать эмоцию или чувство? План работы следующий:
1. Нужно найти момент, когда эмоция появилась в первый раз;
2. Пересмотреть ее уже как взрослый человек, пережить еще раз и изменить к ней отношение;
3. Изменить решение, которое было принято в тот момент.
Чтобы проделать такую работу, нужно погрузиться в гипноз. Без гипноза вспомнить ситуацию, когда эмоция возникла в первый раз, очень и очень сложно.
В обычном состоянии ранние воспоминания нам недоступны.
Что такое гипноз?
Это сон наяву.
Мы каждый день бываем в таком состоянии – когда утром просыпаемся. Тело еще спит, но голова уже начинает работать, сознание уже включилось. Я еще сплю, но уже понимаю, что происходит.
Уже появляются какие-то мысли, какие-то картинки, видны какие-то обрывки сна, но уже я их понимаю.
Вот это примерное состояние гипноза.
Просто мы в него входим специально. Это состояние чистого сознания и очень высокой концентрации.
Концентрация внимания увеличивается до 30 раз. Поэтому мы можем вспомнить то, чего просто так не вспомнить, и чувства в теле становятся более яркими, более понятными.
То есть каждая эмоция имеет конкретное чувство в теле. Как она ощущается, эта эмоция – мы в обычном состоянии можем не чувствовать.
Гипноз – это сон наяву, в который мы специально погружаемся, и идем по вот этим воспоминаниям, чтобы исправить свои первые негативные эмоции. Их нужно осознать, переработать, изменить к ним отношение.
План работы:
1. Погружение в гипноз;
2. Находим чувство, эмоцию, которую хотим устранить.
3. Идем по этой эмоции в тот момент, когда она возникла в первый раз. Например, чувство страха ответа на телефонный звонок. Например, возникает напряжение в животе.
Идем в самое первое воспоминание, когда это возникло в первый раз. Обычно это проходит в несколько этапов: сначала человек вспоминает одну ситуацию, потом вторую, третью; наконец возникает ситуация, когда эта эмоция стала новой для него.
Она его как-то удивила. Значит, это тот самый момент, когда она возникла в первый раз.
4. Перепроживание. Переосмысление опыта.
Изменение отношения, решений и выводов. После этого эмоция должна пропасть. Человек должен отнестись к переживанию как к опыту.
Как к какому-то недоразумению. Иногда она может вызывать смех.
Что произвело впечатление на малыша, на взрослого мужчину уже впечатления не производит.
5. Перепроживание всех последующих событий с новым решением и выводом. Проходим снова через все ситуации, которые ранее вызывали негативнее чувства.
Проходим через все события, которые были после этого с новым виденьем той ситуации, и доходим до сегодняшнего дня.
6. Проверка результата. Проверяем.
Возникает ли чувство страха перед телефонным звонком, например. Мы звоним, нам звонят – есть ли какие-то негативные чувства?
Чувство должно уйти в полный ноль. То есть его совсем не должно возникать.
Оно должно уйти полностью.
Далее мы берем какое-то другое чувство, например, жалости к себе. Чувство злости на себя, обиды на других, и так далее.
Чувств и эмоций у нас очень много. Объем работ довольно большой, потому что всего этого мы за свою жизнь насобирали приличное количество.
Нужно убрать все эти негативные эмоции и чувства, возникающие во время речи.
Далее тренируется сама речь. Ставится новый навык речи, если это необходимо.
Потому что до этого, пока есть чувства, мы занимаемся, тренируемся – это все время внутренняя борьба с самим собой.
Чувства внутри есть, мы их сдерживаем, и заставляем себя разговаривать. Если мы их удерживаем, они рано или поздно прорвутся наружу.
Поэтому это не самый лучший способ.
Если чувства не убрать, а начать тренировать речь – заняться дыханием, расслаблением, техниками на распев, техниками контроля речи, но не заняться эмоциями и чувствами, какое-то время это будет работать, у некоторых людей это даже получится, но это постоянная работа над собой. Постоянно нужно сдерживать себя.
Либо нужно заниматься этим основательно, серьезно. Убрать эти чувства. Когда убрали – смотрим, нужны ли дополнительные техники.
Очень часто уже и не нужны никакие правки речи – достаточно нескольких небольших советов, как правильно мыслить, куда обращать внимание. Их вполне может быть достаточно, чтобы начать хорошо разговаривать.
Итог один: чтобы в ноль убрать заикание, нужно полностью убрать все негативные чувства и эмоции, возникающие во время речи. И только после этого – ставить саму речь, проводить какие-то тренировки.
Тогда это даст существенный и стабильный результат, навсегда.
Таким образом, можно убрать заикание полностью.
Проведя такую работу, вы больше никогда не ощутите страх или злость во время разговора. Следовательно, результат стабилен, а навык всегда будет хорошим.
Никакого временного отката нет.
Если желаете избавиться от заикания в ноль, нужно работать в таком ключе. Надо понимать, что проблема в эмоциях, и нужно их убирать, убирать полностью.
Я могу помочь вам в этом. Вы можете написать мне ВКонтакте, или позвонить, или оставить номер телефона – я сам вам перезвоню.
Вы можете записаться на диагностику, на которой мы составим список примерный эмоций, чувств, посмотрим, как вы можете входить в гипноз.
Вы можете преодолеть свои эмоции, и навсегда избавиться от заикания. Я помогу вам в этом.
Сделайте первый шаг навстречу новой жизни. Обращайтесь прямо сейчас!
Как преодолеть страх неудачи?
Потерпеть неудачу боятся все, но для одних провалы — сродни колдобине на дороге (проехал и забыл), а для других — трагедия древнегреческого масштаба. Такие «трагики» после фиаско очень долго испытывают сильное разочарование, злость, сожаление, стыд. Постепенно негативные эмоции перерастают в боязнь неудачи — атихифобию.
Освобождаться от неприятной фобии лучше вместе со специалистом.
Причини боязни проигрывать
Маленький ребенок не стыдится ошибок. Малыши падают, встают и охотно падают снова. Но когда дети становятся старше, они начинают обращать внимание на оценки других. «Общественное мнение» губит присущее ребенку бесстрашие.
Вставать после того, как «упал» в глазах окружающих, становится все тяжелей.
Родители-критики, школа с чересчур строгими учителями также порождают страхи неудач.
Боязнь не преуспеть преследует личностей-перфекционистов, которые склонны выискивать ошибки в собственной работе, стараться все делать «лучше Стива Джобса».
Стереотипное мышление — еще одна типичная причина атихифобии. После любой неудачи людям, склонным к обобщениям, кажется, что они прирожденные «лузеры».
Такие стереотипные выводы загоняют человека в тупик атихифобии.
Признаки боязни неудачи
Личности, которые страшатся не преуспеть, сомневаются, что у них хорошие умственные способности. Атихифобы любят перемеривать собственный IQ с помощью «современнейших» тестов по несколько раз в день.
Они страшно боятся разочаровать тех, чье мнение для них дорого. Поэтому говорят им, что «шансов на успех мало».
У личностей, которых крепко держит в своих лапах страх провалиться, море «физических», «психических» симптомов фобии. Когда приходит боязнь неудачи, у них:
Индивидуумы из-за страха неудач чувствуют полную растерянность, испытывают ощущение, что ситуация контролирует их, а не они ситуацию. Атихифобы также занимаются «самосаботажем» — бросают дело на полпути.
Им кажется, что лучше в гору и не подниматься, чем в результате родить мышь. Именно поэтому люди с боязнью неудач — закоренелые «дауншифтеры», у которых закрыт карьерный рост. Для людей-перфекционистов самосаботаж особенно опасен.
Он заканчивается полнейшим волевым ступором, когда человек из-за страха «накосячить» отказывается даже от элементарных вещей. Не чистит зубы — боится, что «провалится» — оставит на зубах налет; не справляет малую нужду в общественных туалетах — страшится, что «промажет».
Как преодолеть страх неудачи — дельные советы
Против боязни провалов поможет небольшая психологическая «самонастройка».
Фокусируемся, на том, что в нашей власти
Чтобы страх неудачи отступил, нам нужно фокусироваться на том, что можем контролировать. Вспомним о примере Нельсона Манделы.
Южноафриканский президент, нобелевский лауреат в молодости мечтал возглавить страну, победить апартеид. Но «потерпел провал», оказался за решеткой.
В тюрьме Мандела выбросил из головы невозможное. Будущий нобелевский лауреат делал то, что было в его власти — учился, добивался улучшения тюремных условий.
Он фокусировался на том, что мог контролировать.
Постоянно развиваем свою компетентность
Многим знаком «синдром самозванца» — чувство, что учились, учились, а делом, которым занимаемся, так и не овладели. У людей, что страшатся провалов, синдром самозванца проявляет себя особенно свирепо.
Такое ощущение некомпетентности рождает прокрастинацию — желание откладывать работу на «после дождичка в четверг».
Чтобы победить синдром самозванца, воспользуемся примером одного из богатейших людей планеты финансиста-миллиардера Уоррена Баффетта. Он отнюдь не везунчик.
Баффетт всего лишь чертовски компетентен, так как постоянно учится. Финансисту за 80, а он продолжает по привычке проглатывать по 500 страниц в день отнюдь не бульварного чтива.
«Я все время читаю, все время думаю. У меня нет страха неудачи в деловой сфере, потому что ее не будет.
В моих бизнес-решениях нет места импульсивности — только опыт, знания, расчет» — сказал Баффетт в недавнем интервью журналу Тайм. В общем, будем все время увеличивать капитал знаний, расширять компетентность и страх неудачи растает, как медуза на солнце.
Все или ничего — ложная установка
Многие страдают туннельным мышлением. Как лазер, фокусируются только на одном единственном шаге для достижения какой-нибудь узенькой цели.
Намертво привязывают цель к самоуважению. Так рождается страх проиграть. Все или ничего — нет достижения, нет самоуважения.
Игра с нулевой суммой. Проиграл — потерял все. Так зачем рисковать? «Не лучше ли постоять в сторонке?» — нашептывает нам внутренний бес.
И мы стоим, становясь рабами страха проиграть.
Нам стоит вспомнить о Томасе Эдисоне, создателе электрической лампочки. Этот парень проиграть не боялся никогда. А терпел поражение Эдисон часто.
Очень часто.
Как-то Томас долгие годы искал подходящий материал для нити накаливания лампочки. Пробовал один — проигрывал.
Использовал другой материал — снова садился в лужу. Томас перепробовал сотни, тысячи веществ.
Все время ничего не получалось — гореть лампочка наотрез отказывалась.
Если бы Эдисон испытывал страх неудачи, то, конечно же, рано или поздно сдался бы. Но создателю электричества было наплевать. Томас продолжал пробовать.
Наконец на 6234 материале Эдисон победил — нашел-таки подходящий. Эта победа полностью компенсировала все предыдущие поражения.
Иногда можно проиграть 6234 раза, и лишь раз выиграть, чтобы победить. Просто помните, что это не игра — во «все или ничего». Эдисон как-то сказал, что «никто не исследует Большой Каньон, прыгая с его обрыва».
Каждый проигрыш — это не конец, а еще один маленький шажок к победе.
Будем добры сами с собой
А лучше всего даже ласковыми. Часто мы слишком многого от себя хотим, сильно корим себя за неудачи. Так развиваем чувство вины, вместе с которым приходит фобия проиграть.
Давайте относиться к себе так, как относимся к хорошему другу, давайте будем сочувствовать, симпатизировать себе. Эмпатию нужно направлять не только на других, но и на собственное Я. Как только научимся понимать собственные чувства, станет намного легче переносить неудачи.
Учимся тому, что не умеем, чтобы приучить себя к неудачам
Это очень простой способ борьбы с фобией проиграть. Рисуем как курица лапой? Знаем лишь парочку матерных английских слов?
Тогда самое время начать учиться этим неизведанным вещам. Ошибаться в том, в чем абсолютный ноль, нестрашно, необидно.
Учась совершенно новым вещам, постепенно привыкнем к неудачам, начнем воспринимать их спокойно.
Находим истоки страха проиграть
Давайте сядем, вдохнем воздух поглубже, хорошенько покопаемся в собственном прошлом. Когда появился страх неудачи, когда с нашей психикой случилось это несчастье?
Если станем докапываться до причин, то поймем, что разум исказил реальность. Мы вовсе не лузеры, а просто строгие учителя или родители вбили в голову, что приносить плохие отметки, да и вообще проигрывать «нельзя».
Это было началом нашей атихифобии.
Раскладываем сложную задачу на простые подзадачки
Боимся неудач, потому избегаем непростых дел? Хотим, к примеру, создать сайт, но чувствуем, что это нам не по плечу, слишком уж мудреное это дело.
Чтобы боязнь ушла, раскладываем жуткую задачу на «нестрашные» составные. Думаем не о создании сайта, а, к примеру, о том:
- какое придумать ему доменное имя;
- где купить хостинг;
- какой сделать дизайн.
Размышляем не о замужестве, а о том, какое платье лучше надеть на день рождения любимого, каким вкусным блюдом его порадовать. Так постепенно создадим сайт, выйдем замуж, и заодно «обхитрим» фобию.
Сквозь тернии к звездам — это обо всех нас
Никому к звездам не добраться без встречи с терниями. Однако, многие почему-то думают, что можно дойти по пути наименьшего сопротивления. Но эта дорога ведет в ад, прямо в лапы страха проиграть.
Просто следует понять, что без поражений (моря поражений!) никаких звезд с неба не достать.
Неудача всегда временна
Когда проигрываешь, кажется, что это навсегда. Но наши чувства обманывают — поражение всегда временно. Давайте мыслить, как игроки Национальной баскетбольной ассоциации (НБА).
В этом соревновании за сезон около 100 игр. 100 игр за 365 несчастных дней! Даже команды-чемпионы обычно проигрывают примерно треть из них!
Неудачи временны — давайте всегда об этом помнить.
Страх неудачи – ядовитый плод нашего ума
Страх проиграть — просто мысль. А мысли — всего-навсего плод воображения, заблуждений. Давайте перестанем быть их рабами.
Задумаемся, почему мы так слепо верим своим мыслям, которые рассказывают сказки о нашей обреченности на провал в отношениях, провал на работе? Прогоним невежественные мыслишки поганой метлой. А провалы встретим с хлебом-солью.
Неудачи учат! Учат побеждать.
Хватит бороться со страхом — лучше отправим его в игнор
Страх неудачи — часть всех нас. Не нужно с ним бороться.
Следует научиться относиться к боязни, как к фоновому шуму кондиционера — не обращать на нее никакого внимания.
Простые упражнения против страха неудач
Бороться с боязнью фиаско помогают также некоторые простые упражнения.
Когда сковал страх проиграть, прогоним его глубоким дыханием.
Заставить страх убраться вовсе не сложно. Действуем так:
- Страх делает дыхание быстрым и коротким. Возвращаем все в норму с помощью глубоких медленных вдохов.
- 5–10 секунд медленно через нос вдыхаем кислород. Делаем это диафрагмой, так чтобы во время вдоха-выдоха двигалась брюшная, а не грудная полость.
- Так же медленно через нос углекислый газ выдыхаем. Выдыхаем все полностью!
Повторяем это нехитрое упражнение, пока боязнь неудачи не уберется восвояси. Это случится быстро — через 5 минут максимум.
Страх напрягает мышцы. Если их расслабить, боязнь мгновенно ослабит свою хватку:
- поочередно напрягаем и расслабляем разные группы мышц;
- начинаем со ступней, далее двигаемся выше — к икрам, бедрам, животу. «Проходим» все тело.
Психотерапевтические подходы
Все вышеописанные техники, бесспорно, работают, но все же, без помощи психотерапевта коварную атихифобию одолеть будет тяжело. Лучше всего помогают специалисты, которые лечат гипнотерапией, психоанализом, когнитивно-бихевиоральной корректировкой.
Психоаналитик вместе с атихифобом докапывается до причин страха, «зарывается» в глубины подсознания. А затем «сублимирует» страх, помогает клиенту направить темную энергию боязни в творческое русло, превратить ее в «топливо» для движения вперед.
Психотерапевт-бихевиорист учит по-другому смотреть на неудачи, воспринимать их как вызов, а не приговор.
Гипнолог прорабатывает страх, дает установку относиться к боязни насмешливо или ее игнорировать. Психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин имеет большой практический опыт работы с людьми, страдающими страхом неудач.
На своих сеансах он поможет избавиться от мучительной боязни.
Всем нам нужно вспомнить далекие времена, когда мы учились ходить. И начать относиться к неудачам как тогда — упал и сразу встал, позабыл о падении. Тогда нас начнет посещать фортуна.
Падать мы будем все меньше и меньше.
Много интересных видео по теме борьбы с фобиями и страхами можно посмотреть здесь.
Что делать с заиканием на публике
Как преодолеть заикание, запинание, ступор, дефекты речи и другие проблемы произношения речи на публике, когда волнение мешает выступать.
Получаю письмо с вопросом о заикании
Что делать с заиканием, когда волнуюсь? Обратила внимание на то,что очень хорошо пишу и высказываю свои мысли на бумаге…а вслух произносить стало очень проблематично!!
Узнала из Инета, что есть курсы риторики, но засомневалась в том, что на на них обещают в течении 2-х дней привести речь в порядок!
Как-то очень недоверчиво к этому отношусь! За два года не сумела ничего сделать, а тут всего лишь …2 дня!
Почитала отзывы о Вас и поэтому написала! Посоветуйте пожалуйста, что делать!
Заранее благодарна! Ирина.
Здравствуйте, Ирина!
Спасибо за письмо!
Ваш запрос понятен.
Таких людей немало. Кто-то с рождения заикается, кто-то это приобретает в течении жизни.
Если нервная система дает сбои – это может сказываться на речи.
Отвечая на ваш вопрос о заикании, приведу несколько примеров:
Как-то раз к нам на занятие мама привела взрослую дочь (уже студенческого возраста), которая сильно заикалась, с раннего детства. Прошло несколько занятий. И эта девушка подошла и поблагодарила словами: ” Вы сделали то, что не смогли сделать ни психологи, ни логопеды”.
Она научилась выступать (и говорить) не заикаясь.
Конечно же, было приложено немало сил с ее стороны. И я не вылечил заикание. Оно осталось, наверное, не знаю.
Но речь девушки стала ровной, плавной.
На наши занятиях выступала хорошо, и никто бы не сказал, что она заикалась с детства.
Первый случай был неожиданным. У меня был друг, который всегда слегка заикался, но привык к этому, а мы, его друзья – тоже к этому привыкли.
Ко мне на занятия по ораторскому искусству он пришел из любопытства: говорить он никогда не боялся. Это был первый ошеломляющий результат: перестал заикаться, выступая перед людьми.
Но в обычной, повседневной речи, по привычке продолжал заикаться.
Прошло время. И мой друг начал заикаться избирательно, т.е. когда себя контролировал – заикание исчезало.
Таких примеров – все больше и больше.
Так в чем же секрет?
Секрет в овладении речью оратора.
Есть заблуждение, что речь оратора такая же, как бытовая речь. Но это – не верно.
Обычная (бытовая) речь – быстрая, сбивчивая, часто путанная. Как правило, лишенная пауз.
Первое, что нужно освоить – паузы.
Мы в школе учили всё, кроме пауз.
Потом – речь, в которой эти паузы будут гармоничны. Именно – гармоничны.
Паузы – после каждой фразы.
Что такое фраза – вы, наверное, знаете.
Далее – чередование быстрой и медленной речи. Т.е. какие-то слова – произносить быстро, а какие-то – медленно.
Пример – речь Барака Обамы, без перевода. Причем – любая его речь на публике. Конечно же, Обама не заикается.
Как преодолеть страх публичного выступления? [5 мощных приемов] Как быть уверенным в себе человеком
Это видео – о паузах.
И это нужно научиться не в теории, а в практических упражнениях.
Речь, богатая паузами, речь с хорошим ритмом, сочетание медленной речи с быстрой – позволяют нервной системе и работать и отдыхать. Нервная система не перегружается, потому что постоянно имеет возможность отдохнуть.
Так работает наше сердце: после каждого сокращения идет пауза, достаточно большая, – время расслабления. Так сердце и работает и отдыхает одновременно.
Но если сердцу не давать время отдыха – оно устанет, начнет сбиваться.
Может даже произойти остановка сердца или инфаркт.
Когда человек говорит без пауз – речь получается сбивчивая, малопонятная. А потом может наступить остановка речи – ступор.
Быстрая речь плюс волнение – может явиться причиной и заикания, и запинания, и ступора и хаоса…
Чаще всего сетуют на волнение, мол оно виновато.
Для чего нужны мусорные слова?
Но еще больше виноват человек сам.
Волнение не ликвидировать. Можно лишь приструнить, но не ликвидировать.
Но как на меня – лучше его (волнение) не трогать, и не тратить силы на вычерпывание решетом воды из колодца.
Значит, нужно научиться говорить несмотря на волнение.
А еще нужно овладеть речью оратора, которая позволит оратору хорошо говорить, даже при самом сильном волнении.
Даже при самом сильном волнении.
Но нужно начинать – с взгляда, пауз и медленной речи (об этом немало написано на страницах моего сайта).
Вот, благодаря вам, Ирина, написал хорошую статью о направлениях работы с заиканием, которая украсит сайт. Спасибо за вопрос, Ирина!
Рекомендую почитать о пользе пауз:
P.S. Уже не по письму.
Я не доктор, и не собираюсь лечить людей с дефектами речи. К тому же было несколько случаев, которые отбил охоту заниматься подобными проблемами.
Некоторые “больные” себя считают “особенными”, привыкли, что с ними “панькаются”. И имеют много “отговорок”, например: “Это трудно для меня” или ” А у меня не получается”.
Причем, это “не получается” – является аргументом, чтобы не делать упражнение дальше.
- Ну и что, что не получается – нужно делать.
- А в ответ: “Вот видите – у меня все-равно не получается”.
Эти “особенные” люди – действительно особенные.
И эта особенность заключается не в том, чтобы был повод пожалеть, а в том – чтобы вдвое, а то и втрое больше работать, нежели обычным людям.
Мне посчастливилось (а думал, что не посчастливилось) некоторое время быть (даже ночевать) в центре реабилитации детей с ДЦП. Дочитайте до конца, это важно. Мне было жалко смотреть на этих детей, которым трудно ходить, трудно говорить, даже кушать.
Многие из них (большинство) вызывало жалость. Но… Я познакомился с юношей, который развеял все мои мысли о жалости.
Он учился в этом центре, а по ночам работал сторожем здесь, а я оставался на ночь в одной из комнат. Мы много разговаривали.
Кстати, у него тоже были дефекты речи.
Он говорил, что “Мне нужно работать вдвое больше, чем другим.” Он бегал на беговой дорожке, хотя ему было втрое тяжелее, чем любой, даже самой толстой женщине. Он занимался на тренажерах с грузами, которые были мне не под силу.
Как преодолеть страх неудачи. Страх неудачи — главный барьер для реализации потенциала
Оказывается, он выиграл в соревнованиях по армрестлингу среди обычных парней своего возраста (а не среди людей с “нарушениями”, где он отказывался участвовать, так как мог легко выиграть). Я видел, как он напрягался, когда кушал ложкой. Ему было очень сложно кушать ложкой, чтобы не пролить ни капли.
Ему много было сложно, что для обычного человека – просто. Но он всегда отвергал помощь.
У него не было свободного времени: он занимался спортом и шахматами, готовился поступать в ВУЗ.
И поэтому – я никого не жалею.
Я говорю (здоровому, но ленивому человеку с манией величия и жаждой внимания): “Да, ты – особенный. Тебе нужно вдвое больше работать!”
- Полной девушке нужно больше бегать, чем стройной. В этом ее особенность.
- Слабаку нужно чаще ходить в спортзал и больше “умирать” под штангой, чем парню с хорошей мускулатурой. Вот – его особенность.
Осла можно заставить прийти к реке. Но ни один шайтан не заставит его напиться.
Восточная мудрость.
Так что не сочтите за “цинизм” мои слова, что заикающемуся человеку, или с дефектами речи, нужно больше работать над своей речью, чем кому-либо другому.
И я не буду обучать человека, который не поймет простую истину: “Всё в наших руках!”. Я, тренер, всегда помогаю тем, кто работает.
Но становится нянькой, соглашаться, что очень трудно выдержать паузу (какую-то несчастную паузу) – не желаю.
Что еще порекомендую почитать? Вот чудесные статьи, на похожую тематику:
/ Заикание / Что делать с заиканием на публике / Можно ли побороть заикание оратору / Методы борьбы с заиканием / Дефекты речи /