Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей
В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанные гимнастические упражнения позволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы.
При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

Цели занятий
Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:
- для обучения ребенка самоконтролю;
- для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
- для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
- для восстановления биоритмов организма;
- для укрепления мышечных структур брюшной полости.
Разновидности дыхательных гимнастик
Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом.
В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.
Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:
- статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
- динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
- специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.
В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.
Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс сложных упражнений, которые не подойдут малышам 3 лет.
Правила проведения
Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку.
Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.
Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет.
Все движения выполняются на вдохе.
В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.
Нарушение речи, слуха, зрения, голоса, дыхания, моторики. Логопед о комплексном нарушении у ребёнка
Обследование произношения звуков С, З, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ; Л, Ль, Р, Рь и пробы на дизартрию. Дизартрия
Упражнения для малышей
Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях.
Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.
Игра в ветерок. Малыш и вы — ветер, который решил пошалить.
Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте.
Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание.
Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.
Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день.
Еще один вариант — дуть в стакан с водой через соломинку.
Логоритмика как способ исцеления
Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения — логоритмика.
Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий — 20–40 мин.
Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.
Начальное и конечное упражнение — маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:
4 упражнения на развитие фонематического слуха для детей с нарушениями речи от 3 лет
- малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка — перепрыгнуть преграду;
- детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
- ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости — вытягиваться, как солдатики.
Артикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.
Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха.
Дыхательная гимнастика для детей
Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.
Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.
Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.
Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст.
Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.
Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.
Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.
Комплекс упражнений Стрельниковой
Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений.
Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.
Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии.
В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.
Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:
Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.
Ладошки
Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный.
Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.
Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких. В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте.
Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к. резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания.
Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.
Погончики
Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.
Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.
Насос
Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая — короткий вдох, как будто накачивается шина.
Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.
Скороговорки
Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.
Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость.
Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.
Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.
Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.
Противопоказания к техникам по Стрельниковой
Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:
- повышение АД и ВД;
- дисфункция почек, мочеполовой системы;
- травмы позвоночника;
- острые простудные заболевания.
Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.
Заключение
Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме. Школьникам подбирают программу посложнее.
Основная цель гимнастики — повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело. Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.
Комплекс дыхательной гимнастики при заикании у детей.
картотека по коррекционной педагогике на тему
Комплекс из нескольких не сложных упражнений для заикающихся детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой
Для лечения заикания необходимо, в первую очередь, выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые позволяют улучшить вентиляцию легких и выработать предельно глубокое дыхание. В результате регулярного выполнения этих и других упражнений из комплекса гимнастики Стрельниковой у человека, страдающего ларингоспазмом, меняется стереотип дыхания и речи, что способствует избавлению от заболевания.
Для достижения наилучших результатов гимнастику следует выполнять ежедневно 2 раза в день до еды или через 1,5-2 часа после приема пищи.
Помните о вдохе! Нюхайте воздух!
Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность.
Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.
Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, — взволнованно, заинтересованно, активно!
Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения.
Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются.
Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас. Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении.
Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох.
Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать? » — спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия.
Не думайте о выдохе!
Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».
Повороты и наклоны головы
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью!
Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.
Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .
Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».
Смотрит влево, смотрит вправо.
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно! ». Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте) . Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой.
Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».
Ты зачем порвал все книжки? »
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью!
Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью!
Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте. Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи.
Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».
Пахнет грушей очень вкусно.
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам!
Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья!
Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева!
Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом.
Не думайте о выдохе! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким.
Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.
Дети выполняют упражнение, играя в «Кошку и воробья».
Вправо смотрит – нет добычи,
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то.
При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.
Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.
Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.
Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина!
Нужно взять в руки «рукоятку насоса» — ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его.
Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста.
Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу! Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме.
Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.
Из багажника насос достанем –
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку.
Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» — закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста.
Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе.
Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила! ».
Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .
Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.
Для детей – в сопровождении стихотворения:
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед.
Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох!
Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе.
Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи.
Уроки логопеда. Упражнения для детей 3-4 лет
Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.
Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» — «0бними плечи». В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.
Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания
Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.
Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.
В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.
В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?
Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.
Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.
Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:
Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.
Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.
Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.
Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.
Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.
Какие именно виды логоневроза поддаются исправлению?
Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.
В зависимости от разновидности судорог определяют:
- тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
- клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
- смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.
Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:
- голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
- дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
- артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.
Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.
Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.
Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:
- укреплению мышц;
- регуляции дыхательного ритма;
- расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.
В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор.
Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.
При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.
В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно.
В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.
В каком возрасте возможно применение?
Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее.
Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.
Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.
Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.
Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.
Противопоказания для заикающихся взрослых и детей дошкольного и школьного возраста
Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости.
При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.
Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:
В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.
Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания
Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.
Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.
Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?
«Цветочный магазин»
Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.
Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.
После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.
«Свеча»
Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.
«Певец»
Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.
Психологические на развитие голоса
Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.
Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть.
Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.
Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.
Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».
Метод Стрельниковой
Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях.
Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.
«Ладошки»
При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.
На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.
Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.
«Погончики»
Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса.
Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.
«Насос»
Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.
Видео о развитии речевого дыхания при заикании:
Речевое дыхание. Логоневроз, Заикание, Запинки в речи. Как заниматься с ребенком?
Артикуляционная
Занятия для подвижности нижней челюсти
Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:
- Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
- Движение челюстью вперед-назад.
- Движение челюстью влево-вправо.
Зарядка для губ
Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:
Для укрепления мышц языка
Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:
- Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
- Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
- Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
- Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
- Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.
Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:
Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях
Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.
Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.
Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.
Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.
К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься.
Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.
Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.
Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.
Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно.
Эффективность от этого не снизится.
Упражнения дыхательной гимнастики при заикании
Логоневроз нужно лечить при первых его проявлениях, когда он хорошо поддается коррекции. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения которой отличаются эффективностью, часто назначается специалистами.
Задания дыхательной гимнастики
Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:
- активизация мышц;
- регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
- освоение техники диафрагмального дыхания.
Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными.
Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.
Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались.
Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.
Виды дыхательной гимнастики
Существует такое разделение упражнений:
- статистические – выполняются без движений;
- динамические – производятся с добавлением элементов движения.
Существует несколько поз для их выполнения:
- лежа на спине;
- сидя на стуле;
- стоя;
- в движении.
Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной.
После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.
Общие рекомендации
Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани.
Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.
Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:
- Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
- Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
- Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
- В больших предложениях делают смысловые паузы.
- Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
- Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.
Упражнения метода А. Н. Стрельниковой
Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания.
ОНР. Развитие речи. Фрагмент занятия
Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.
Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса.
Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые.
В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).
Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.
Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.
«Ладошки»
Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони.
Уроки вокала для детей. Как правильно держать опору и дышать.
Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.
«Погончики»
Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают.
Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.
«Насос»
Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину.
Выдох медленный и спокойный.
«Обнять плечи»
Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад.
Выдох должен быть свободный.
«Кошка»
Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз.
Медленный выдох – выпрямляются.
«Маятник»
Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу.
Резкий выдох – возвращение в исходное положение.
Другие упражнения
Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:
- Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
- Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
- Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
- Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
- Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.
Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.
Артикуляционная гимнастика
Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:
- надувание щек – сначала вместе, потом — по отдельности;
- похлопывание губами (движения рыбы);
- поочередное надавливание языком на щеки;
- надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
- «чистка» зубов языком;
- покусывание губ.
Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.
Противопоказания
Перед выполнением заданий стоит убедиться, что температура тела ребенка не превышает 38?С. Запрещается заниматься гимнастикой, если малыш страдает от таких болезней:
- черепно-мозговая травма;
- повреждение позвоночника;
- патологии внутренних органов;
- высокое внутричерепное давление;
- сильная близорукость;
- сердечное недомогание.
Заключение
Дыхательная гимнастика отлично помогает в коррекции заикания. Сложность заключается в том, что занятия должны быть систематическими и выполнять упражнения надо долго.
Детям не всегда хватает терпения для этого.
Чтобы заинтересовать малышей, стоит разнообразить их занятия. Делают это с помощью развивающих игр, одной из которых является «Скороговорки на скорость».
Это эффективный метод для тренировки артикуляционного аппарата.