Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Кому требуется изотерапия

Изотерапия позволяет ребенку самовыражаться. В этот момент им никто не руководит. Рисунки, по мере решения проблемы, изменяются.

Для педагога важно сохранить все работы малыша, чтобы в дальнейшем видеть прогресс.
Основные цели изотерапии:

  • проработка мыслей, которые ребенок подавляет;
  • человек выражает мысли, которые не может высказать из-за страха или обиды;
  • по окончанию рисования психолог должен определить сферу, в которой у ребенка происходят неприятности;
  • во время курса человек начинает управлять ситуацией, скидывает груз проблем и недосказанности;
  • отношения между людьми приходят в норму, во время занятия снимается напряжение, ребенок понимает и принимает себя.


Данный метод имеет важное значение для детей и взрослых:

  1. Детям-инвалидам, которые оторваны от большого мира. Метод позволяет увидеть позитивные моменты.
  2. Детям с синдромом дефицита внимания. Они находят выход агрессивным эмоциям.
  3. Ребятам, которым тяжело налаживать контакт со сверстниками.
  4. Детям и взрослым в переходные этапы жизни. Поступление в школу, переходный возраст, потеря близкого — причины, при которых нужна изотерапия.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Педагогическая изотерапия

Изотерапия как метод психологической коррекции используется в педагогической деятельности. В первую очередь метод направлен на развитие, воспитание и социализацию личности.

Требуется забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье.
В результате работы происходит познание самого себя. Улучшаются отношения со сверстниками. Ребенок учится анализировать поступки, быть терпимее.

Во время рисования он переживает сильные эмоции, преодолевает трудности.
Дети находятся в стрессовых ситуациях чаще, чем взрослые. Их психика не готова к постоянному напряжению.

Усугубляют ситуацию неправильное воспитание, авторитарный стиль родителей, непонимание сверстников.
Художественная терапия позволяет оторваться от реальности, почувствовать себя волшебником. Ребенок учится переживать негативные эмоции через рисование.

Влияние изобразительного искусства на психологическое состояние подтверждается исследованиями психологов, педагогов, философов, психотерапевтов.
Рисование позволяет защититься от того, что мешает полноценно развиваться. Изотерапия — метод символов.

Предметы изображаются на подсознательном уровне, символизируют образы, страхи, неудачи.
Изотерапия как метод коррекции используется при работе с детьми, имеющими различные отклонения. Красота рисунка не имеют значение.

Каждый может почувствовать себя художником. Учитель помогает ребенку найти выход из ситуации с помощью рисунка или лепки.

Решаемые детские проблемы

Изотерапия как метод психологической коррекции позволяет разрешить внутренний конфликт ребенка. Вынести наружу мысли и чувства, решить психологические проблемы:

  • ребенок учится высказывать свои мысли, говорить о том, что его волнует;
  • через рисунок дети определяют мечты и желания, которые часто не озвучивают взрослым;
  • познание внутреннего мира, определение проблемы;
  • принятие себя, поиск путей решения трудностей;
  • снятие стресса, психологического напряжения;
  • коррекция развития детей с индивидуальной программой обучения.

Программа изотерапии для дошкольников

В дошкольном возрасте ребенок учится общаться со сверстниками, воспринимать окружающий мир создавать рисунки на бумаге. Программа изотерапии для дошкольников является важным этапом развития ребенка и становлением характера.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка проводятся занятия по коррекции его поведения. Для гиперактивного малыша можно провести занятие разноцветные листочки. Ребенку выдаются листы бумаги и краски.

Необходимо каждый лист сделать однотонным.
Для снятия напряжения отлично подойдет рисование глиной. На чистом листе бумаги пальчиками, обмакнутыми в глину, ребенок рисует любую картинку.
Для улучшения коммуникативного навыка можно попросить ребенка нарисовать круг, а внутри нарисовать все то, что хочет мама, папа и другие близкие родственники.
Агрессивному ребенку подойдет игра «Мелки наперегонки». Цель – быстро нарисовать черточки, кто больше нарисовал, тот и победил.

Такая игра позволяет выплеснуть агрессию и успокоит разбушевавшегося малыша.

Отличие от обычного творчества

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается
Чем отличается арт терапия от обычного курса по рисованию? В школе или садике человека окружают стереотипами и не позволяют выплеснуть придуманные образы на бумагу. Несмотря на усердные занятия, фантазия ребенка не развивается, так как нет возможности поэкспериментировать.

На занятиях арт терапии ребенок приобретает бесценный опыт и развивает в себе навыки рисования, пения, актерского мастерства или написания музыки. Обычное творчество и терапия при помощи художественных образов очень похожи, но цели у них разные. На сеансе человек сам выбирает, что рисовать, и тем самым высвобождает творческую энергию.

Кроме того, рисуночная терапия всегда дополняется игрой, анимацией, чтением или прослушиванием музыки. После занятия ребенок не услышит критику или оценку по поводу работы.
Важно! Главное отличие арт терапии от рисования – это отсутствие правил. На занятиях по рисуночной терапии ребенку не указывают, какими инструментами рисовать и какой образ нужно создать.

Поэтому арт терапия – это не просто оттачивание навыков в рисовании, а способ проникнуть в подсознание ребенка с помощью образов и развитие воображения.

Изотерапия для подростков

Изотерапия как метод психологической коррекции подростков применяется реже, чем у младших школьников. В этом возрасте некоторые дети умеют выражать эмоции и проговаривать страхи. Подростковый период наполнен физиологическими и психологическими изменениями.

В кризисный период требуется вмешательство специалиста. Изотерапия поможет в профилактике и терапии сложных состоянии.
Для борьбы с нервозностью подросток может рисовать на всем чем хочет. Таким образом проще успокоиться, понять свои чувства.

При заниженной самооценке можно предложить подростку готовую картину, которую следует дополнить своими элементами. Таким образом ребенок выплеснет эмоции, разберется в мыслях, которые накопились.

Для нормального развития требуется психологическое здоровье человека.
Если подросток агрессивно настроен к окружающим, не справляется с эмоциями, то предлагают поработать с пластичным материалом. Пластилин или глина помогут ему взглянуть на себя с разных стороны, принять таким, какой он есть.
Художественный талант не имеет никакого значения в изотерапии. Важен творческий посыл, достоверность вторична.

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга.

Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Методы изотерапии

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства.

Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

Вся изотерапия делиться на два основных вида:

  • Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
  • Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.


По количеству участников выделяют:

Методика организации и проведения подвижных игр с младшими дошкольниками

  • Индивидуальные занятия;
  • Парные;
  • Групповые.


Для каждого пациента вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.
Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.


При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания.

Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.
Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

  • Дети-инвалиды;
  • С задержкой физического и психического развития;
  • С нарушениями и расстройством психики;
  • Имеющие физические особенности;
  • Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.


Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

  • Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.


В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.
Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.
Также рекомендуем почитать: Танцетерапия — танцевальная терапия: впусти движение в свою жизнь! История метода, упражнения

Как это работает

В психологии есть понятие «сверхконтроля» — это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за него мы говорим вслух далеко не всё, о чём думаем.

Но он совершенно бессилен перед образами, в частности — которые создаются в процессе рисования. Поэтому, внимательно изучив то, что человек изобразил, психологи способны понять, что на самом деле происходит с ним и как ему можно помочь.

Иногда бывает достаточно просто акта выплёскивания наружу того, что накопилось внутри, — и уже становится легче без привлечения дополнительных терапевтических методик.

Особенности занятий для дошкольников

  1. Переключение внимания. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и быстро переключают внимание. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Для этого психолог должен быть готов поочередно предлагать ребенку несколько видов различной деятельности.
  2. Помощь в адаптации. Задачи психолога помочь детям установить контакт друг с другом, разрешить возникающие конфликты. В творческом процессе дошкольникам хорошо помогают парные занятия, когда двое детей общими усилиями создают «шедевр».
  3. Аспекты доверия. Для этого от психолога требуется непосредственное участие в работе. Ему нам нужно делать все то же, что и дети (рисовать, лепить, выполнять все здания). Терапевт, так же как и дети рассуждает по ходу работы, делиться с детьми своим настроением.
  4. Яркий и красивый материал. Маленькие дети чутко ощущают отношение к себе через предметы, которые им предлагаются. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу.
  5. Желание ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы.


Внимание! В ходе работы совершенно недопустимо сравнивать детей друг с другом, выносить оценки, критиковать.

Занятия по изотерапии

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями. Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его.
Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

  • Монотипия – она заключается в рисовании образов на стекле (красками), а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним.
  • Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.
  • Рисование историй – ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.


Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.

5. ИГРОВАЯ И СКАЗКО-ТЕРАПИЯ

Как проходят занятия?

Помещение должно быть удобным, светлым и уютным. Ничто не должно давить на пациента.

Ему нужно освоиться, познакомиться с творческим процессом. От терапевта требуется внимательность, умение ответить на вопросы о материалах и ходе занятия.

При этом он не должен давить на пациента и вмешиваться в работу с позиции авторитета.

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Макароны.
  • Пластилин.
  • Ленты.
  • Цветная бумага.
  • Природные материалы.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).
Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.

  1. «Как зевает лев?». Малыш растягивает рот в улыбке и на счёт «раз-два-три-четыре-пять» широко его открывает, а затем медленно закрывает. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
  2. «Улыбка». Малыш широко улыбается, показывая все свои зубки, удерживая такое положение до 10 – 15 секунд.
  3. «Трубочка». Ребёнку вытягивает губы в трубочку, как будто пытается произнести звук «у», и удерживает это положение в течение 10 – 15 секунд.
  4. «Вверх-вниз». Малыш растягивает рот в улыбке, широко его открывая. Нужно поочерёдно дотрагиваться языком то до верхней, то до нижней губы. Упражнение повторяется 4 – 5 раз. После этого нужно подвигать языком вверх-вниз за зубами, следя при этом за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
  5. «Любопытный язычок». Улыбаясь, малыш высовывает язычок вперёд и двигает им из уголка в уголок рта.
  6. «Весёлый маляр». Ребёнок растягивает рот в улыбке, широко открыв его, и выполняет движения по нёбу от зубов к горлу с помощью кончика языка, изображая движения кисти маляра. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
  7. «Сытый кот». Слегка приоткрыв рот, малыш улыбается и облизывает язычком из угла в угол сначала верхнюю губу, а затем и нижнюю. Упражнение повторяется по 4 – 5 раз в обе стороны.


Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.

«Времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.
Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года.

После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.
Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.
Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.
Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р».

Песочная терапия для детей

Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.
Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

Упражнения изотерапии

«Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

  • Повышение самооценки.
  • Изучения своих чувств.
  • Снятия напряжения.
  • Развитие навыков общения.

Территория партнерства: эффективные формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста


Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник. Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают.

Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы:

  • Бумага для рисования.
  • Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем.

Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.
Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту.

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт.

Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения.

Такие рисунки — огромный кладезь информации для диагностики.

Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.
Внимание! Основа изотерапии – расслабление, вхождение в легкий транс.

Здесь совершенно не приземлим умозрительный подход и логическое мышление.

Упражнение «Изобразим радость»

Его цель — улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.
Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения.

Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.

  • Спокойная мелодия.
  • Листы бумаги.
  • Акварель.
  • Кисточка.


В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать.

В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами.

Результат — яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит?

Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы?

Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову.

У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями.

Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.
Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете.

Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат.

В то же время польза от нее очевидна.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе.

Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

«Котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик.

Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается.

Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.
Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.
А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка.

Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся.

На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.

«Платочек» (4 – 6 лет)

Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.
Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив.

Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног.

Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение.

Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.
В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.
Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.
Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках верёвку, расставив руки по ширине плеч.

Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.
Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.
Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.
Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.

Изотерапия: марания, каракули, кляксография и другие методики для лечения расстройств

Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного искусства в школе, непроизвольное создание разных картинок шариковой ручкой на тетрадном листе во время скучной лекции или совещания, вырисовывание узоров на запотевшем или заснеженном окне — таких ситуаций можно привести в пример немало. Наблюдая за рисующими людьми, психологи сделали вывод, что в такие моменты с помощью графических и цветовых образов наружу выплёскивается всё самое сокровенное.

Так в конце XIX века была создана изотерапия на стыке сразу трёх наук — психологии, психиатрии и искусствоведения.

Аттестационное занятие в детском саду

Что это такое


В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов.

Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии), так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.
Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений.

Кроссфит инновационная здоровьесберегающая технология в детском саду

На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции.

Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.

Как это работает

В психологии есть понятие «сверхконтроля» — это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за него мы говорим вслух далеко не всё, о чём думаем.

Но он совершенно бессилен перед образами, в частности — которые создаются в процессе рисования. Поэтому, внимательно изучив то, что человек изобразил, психологи способны понять, что на самом деле происходит с ним и как ему можно помочь.

Иногда бывает достаточно просто акта выплёскивания наружу того, что накопилось внутри, — и уже становится легче без привлечения дополнительных терапевтических методик.

Из истории

Первые отсылки к изотерапии относятся к концу XIX века, когда ещё даже термина такого не существовало. В записях доктора одной из французских клиник для душевнобольных описывается, как его пациенты любили рисовать во время обострения своих заболеваний и бросали это дело, как только шли на поправку. Эти идеи были подхвачены психиатром М. Симоном и судебным медиком А. Ардье, которые стали использовать рисунки для уточнения диагнозов психически нездоровых людей.

Многие считают именно их настоящими основоположниками данного направления в психотерапии.
Сам термин впервые употребил Эдриан Кит Грэм Хилл — английский художник, педагог, арт-терапевт, достаточно популярный телеведущий. Закончив Школу искусств, пройдя Первую Мировую войну, в 1938 году он оказался в туберкулёзном диспансере. Именно там, наблюдая за больными, он сделал вывод, что болезнь ищет выход наружу через рисунки.

После Второй Мировой он стал активно внедрять арт-терапию в психологию и психотерапию. Изобразительное искусство успешно применяли в работе с детьми, прошедшими ужасы нацистских концлагерей.
Методика стала невероятно популярной и оформилась в отдельное, самостоятельное направление. Идею подхватили такие известнейшие в то время психологи, как К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу.

Все они сходились во мнении, что каждый человек непроизвольно сдерживает в себе способности, которые необходимо освободить для успешной самореализации, и одним из самых эффективных способов для этого они считали именно изотерапию.

Цели и задачи

Основная цель изотерапии — извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим делиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.
Пример. Родители привели на приём девочку, страдающую заниженной самооценкой, множеством комплексов, социально неадаптированную. При этом когнитивные способности (мышление, память, воображение) были на соответствующем её возрасту уровне.

Когда на занятиях с ней была применена изотерапия, психолог заметил на всех рисунках одну и ту же деталь — кошку. Причём она всегда изображалась чёрной, страшной, большой и злой.

При разговоре с родителями выяснилось, что в доме животных никогда не было. В процессе дальнейшей работы с ребёнком вскрылось, что проблема — в не сложившихся отношениях с первой учительницей, обладавшей авторитарным стилем преподавания и тем самым подавлявшей девочку.

Её фамилия была — Кошкина.

Вот лишь некоторые задачи изотерапии:

  • помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;
  • выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;
  • освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;
  • развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;
  • поднять самооценку, избавить от комплексов;
  • способствовать самореализации;
  • помочь решить семейные проблемы;
  • раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.


В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции, аутистам — признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.


При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Виды и формы

Изотерапия представлена в двух формах — активной, когда человек рисует сам, и пассивной, когда он работает с уже готовыми произведениями искусства. В первом случае он отпускает на волю своё бессознательное, которое вырывается из-под гнёта «сверхконтроля».

Во втором — высказывает суждения, которые помогают психологу (психотерапевту) понять его внутренние убеждения и мировоззрение, а иногда и темперамент.
Например, «Чёрный квадрат» Малевича для рационалистов — всего лишь тёмный прямоугольник, для людей с застревающей акцентуацией характера — неудавшаяся картина, для гипертимного темперамента — разноцветный куб, для аффективно-экзальтированных — бунт в искусстве и т. д.
Виды занятий
Изотерапия проводится в виде индивидуальных, парных и групповых занятий.

На практике

Несмотря на то, что изотерапия активно применяется в работе со взрослыми, наиболее эффективной она зарекомендовала себя в детской психологии. Это объясняется тем, что ребёнок обладает более ярким воображением, он более изобретателен, любит игры и эксперименты, обращает внимание на мелочи и детали.

Доказано, что дети выражают в рисунках максимум своих эмоций, которые они не всегда способны оформить словесно. И делают это совершенно искренне, полностью отключая тот самый «сверхконтроль», который у них функционирует ещё слишком слабо.

Для дошкольников

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

  • изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;
  • она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
  • для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;
  • взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия), а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;
  • яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.


Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным.

Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.
Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова), в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Для детей с ОВЗ

Изотерапия как метод психологической коррекции часто используется в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии:

Мастер-класс для родителей и специалистов, работающих с детьми

  • инвалидами;
  • с задержкой в развитии (физическом, умственном, психическом);
  • с расстройствами психики;
  • с физическими недостатками;
  • изгоями.


Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Помогает психологу (психотерапевту) понять ребёнка, вывести его на контакт.

Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам. Согласно статистике, уже через 3-4 занятия (это зависит от индивидуальных особенностей) у них заметно улучшается настроение, нормализуется сон, повышается коммуникабельность и поднимается самооценка.

Для школьников

Несмотря на то, что изотерапия в основном используется в работе с детьми в детском саду, её активно можно применять и на занятиях в школе. Она имеет мало общего с уроками ИЗО, где даётся конкретная задача, за выполнение которой ставится оценка.

Это заставляет включаться «сверхконтролю». Исключение составляют занятия, когда разрешается рисовать на свободную тему.
Школьные психологи в идеале должны отслеживать результаты работы детей на уроках изобразительного искусства. Анализируя доминирующие цвета, которые использует ребёнок, выбор рисовальных инструментов, соблюдение пропорций, ведущие образы и мотивы, можно своевременно выявить имеющиеся у него проблемы психического плана.

Ведь явно не норма, когда учащийся 2 класса даже весну изображает исключительно в тёмно-коричневом цвете. В изотерапии этот оттенок сигнализирует о переживании отрицательных эмоций и физического дискомфорта.

Задача психолога — найти их источники и помочь ребёнку преодолеть эти негативные ощущения.
Рекомендация. Подробнее об этом можно прочитать в научно-исследовательской работе Н. П. Куликовой «Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся».
Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:

  • с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи (это могут быть современные направления: граффити, стрит-арт, 3D-рисунки, фотореализм, фэнтези, боди-арт, мейл-арт, нет-арт);
  • изучить его работы в данном направлении;
  • выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;
  • проводить с ним беседы об интересующем его течении;
  • после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.

Занятия психолога с элементами арт терапии.


После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.

Для взрослых

В умелых руках профессионального психолога (психотерапевта) изотерапия может использоваться как эффективное средство коррекции и стабилизации психического состояния для взрослых. Несмотря на то, что они, как правило, более скупы на эмоции, подобные занятия позволяют снять цензуру «сверхконтроля» и выразить в рисунках то, что на самом деле ими движет: страхи, детские и подростковые психотравмы, внутренние комплексы, навязчивые мысли и идеи.

Если в детских садах и школах обычно организуются групповые и парные занятия, то со взрослыми эффективнее всего проходят индивидуальные, когда их ничего не стесняет.
Для детей у изотерапии — широкий выбор техник и методик (с использованием пластилина, стекла и других прикладных материалов). Для работы со взрослыми часто достаточно листа бумаги и карандаша или красок.

Упражнения

В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов.

Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.
Примеры упражнений изотерапии с педагогами для работы с детьми в детском саду и начальной школе:
Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным.

Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.
Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток.

Дать ему название. Придумать про него историю.
Пластилиновая аппликация
Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка.

Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.
Рисование историй
Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.
Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге.

Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.
Кляксография
Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски.

Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.
Взрослым можно порекомендовать использовать такую методику, как мандала — это рисунок в круге. Его психологический эффект раскрыл К. Юнг, отмечая, что раскрашивание этих специфических узоров успокаивает, снимает стресс и восстанавливает в душе гармонию.
Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях с психологом гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи.

Это позволяет наладить тесный контакт со специалистом и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.
О других терапевтических методиках используемых в психологии и психотерапии читайте в статьях:

Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Наталья Бурундукова
Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее.

Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Изотерапия

— один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого даёт ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности. Поэтому в работе с детьми педагоги МКДОУ детский сад «Богатырь» используют изотерапию.

Цель работы по изотерапии:
1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;
2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;
3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;
4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

Преимущества изотерапии перед другими формами работы:
• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
• изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
• изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
• изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности.

Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности
“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Занятие с использованием изотерапии проводят в 4 этапа:
1. Введение и «разогрев».
Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности.

Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе.
Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.
2. Этап изобразительной работы
Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка.

Как ты будешь двигаться).
3. Этап обсуждения
Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже.
При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.
На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.
Варианты завершения занятия:
• «Подари тепло своего сердца»

Результаты:

• Дети с удовольствием посещали занятия и бережно относились к своим произведениям. Так же уверенно они использовали и время, отведенное для работы и разделенное на этапы.

Хотя не все работали одновременно.
• Дети преодолели коммуникативные барьеры;
• Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней.
• Хочется отметить, что от занятия к занятию взаимодействие детей становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры у дошкольников.

Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении.
• Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце года, можно отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям.

Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.
Выводы: С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.

Прикреплённые файлы:

Театр как форма работы с детьми логопедической группы Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.
Академия естественных наук как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.
Инновационная форма работы с детьми по речевому развитию Любая работа предполагает определение целей и задач. Целью моей работы является формирование у детей навыков овладения речью, как средством.
Коллекционирование в математическом развитии детей дошкольного возраста как нетрадиционная форма работы Коллекционирование — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов,.
Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3–7 лет) «Посуда» Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда» Целевые ориентиры: • Осуществление.
Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми младшего дошкольного возраста В педагогике дошкольного возраста одним из вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном воспитании и сенсорном.
Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей — это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.
Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.
Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.
Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является.