Заикание у детей – причины и лечение прекрасными методами

Заикание у детей, причины и лечение которого считаются проблемами многих семей, очень часто начинает появляться в возрасте 2-5 лет, когда активно сформировывается речь. Такой дефект вырисовывается в нарушении правильного речевого ритма, темпа, непроизвольных паузах в ходе высказывания мыслей, повторах отдельных звуков, слогов или букв.
Заикание у детей – причины
Если есть наличие речевых расстройств чрезвычайно важно узнать, почему ребенок заикается, хотя это в большинстве случаев непросто. Прежде всего, необходимо понимать, что такое отклонение обуславливается не патологией самого речевого аппарата, а нарушением в центральной нервной системе.
Установлено, что к дефекту предрасположены, по большей части, мальчики, а около 1 % взрослых людей мучаются от постоянного заикания, развившегося в детском возрасте.
Выделяют две главные формы заикания у детей, причины и лечение которых несколько различны:
- органическая – постоянное заикание, которое связано с появляющимися артикуляционными судорогами;
- практичная – рецидивирующее или волнообразное заикание, при котором происходят судороги дыхательных, реже – голосовых мышц.
Если ребенок начал заикаться, спровоцировать это могли следующие факторы:
- родовые травмы;
- действие ядовитых веществ во время беременности (курение, профессиональные вредности, отравление токсичными газами и т.д.);
- внутриутробные инфекции;
- гипоксия плода;
- преждевременные роды;
- инфекционные болезни мозга (энцефалит, менингит и т.д.);
- травмы головы;
- непредвиденный крепкий страх (вследствие нападения собаки, неадекватного поведения родителей, просмотра кинофильма ужасов и др.);
- излишняя загруженность обучающим материалом с молодого возраста;
- насильственное переучивание леворукости;
- задержка речевого развития из-за нехватки общения, дефицита внимания;
- резкая смена привычной обстановки при чрезмерной впечатлительности ребенка (переезд, переход в иное образовательное учреждение, развод родителей и т.п.)
- генетическая предрасположенность.
Ребенок начал заикаться – что сделать?
Во многих ситуациях проблема пропадает сама по себе по мере взросления ребенка, однако не нужно надеяться на удачу и упускать дорогое время, т.к. на начальном этапе изъяны речи легче поддаются корректировке. Тем более это касается ситуаций, когда ребенок сильно заикается, этому сопутствует сильная жестикуляция, возникают трудности при обучении, контакте, отражающиеся на полноценном развитии.
Ребенок заикается – к какому доктору обратиться?
Исследование заикающихся детей проходит докторами нескольких специальностей:
- неврологом – поможет установить форму болезни, назначит нужные исследования для оценки состояния мозга головы и центральной нервной системы крохи (реоэнцефалография, электроэнцефалография, МРТ мозга и др.);
- психологом – выявит потенциальные эмоционально-психологические, стрессовые травмирующие факторы, послужившие основой дефекта;
- логопедом – при помощи специализированных тестов определит характер и степень речевых нарушений, обследует речевой аппарат;
- педиатром – установит уровень физического и психически-эмоционального развития ребенка, а еще соответствие данных параметров возрастным нормативам.
Любой специалист изучает анамнез, выясняет, когда и при каких обстоятельствах появилось заикание. Маленький больной должен пройти испытание слуха, исследование лексико-грамматической части речи. Выявляются сопутствующие нарушения, для чего может понадобится комплексная диагностика организма.
Кроме того, требуется выяснить, как сам ребенок относится к имеющемуся у него отклонению.
Можно ли лечить заикание у ребенка?
Обнаружив, что ребенок заикается, ненужно отлаживать решение проблемы, нужно начать лечение, пока дефект не укрепился. Не рекомендуется использовать самолечение, т.к. без определения типа речевого расстройства и провоцирующих факторов можно только ухудшить ситуацию.
Родителям, у которых ребенок стал заикаться, требуется создать свои правила общения с ним, сделать корректировку жизненный образ, собственное поведение, чтобы создать для ребенка очень комфортные для излечения условия. Вот главные советы:
- соблюдение дневного распорядка, режима питания, сна и отдыха;
- поддержание спокойного климата в семье;
- заграждение ребенка от сильных физнагрузок, стрессовых факторов;
- исключение компьютерных игр, постоянного просмотра телевизора;
- нельзя бранить ребенка за неверное произношение, подгонять его речь, хихикать и т.п.;
- разговаривая с ребенком, необходимо смотреть за своей речью, какая обязана быть не быстрой, четкой, спокойной;
- малыш должен почаще пребывать в детском коллективе.
Лечение заикания у детей
Как лечить заикание у детей и при помощи каких возможностей, устанавливается индивидуально в каждом определенном случае. Очень часто заикание у детей, причины и лечение которого различные, требует комплексного подхода с использованием медикаментозных методик, физиотерапевтических процедур, логопедических тренировок, психотерапевтических практик, специализированных программ на компьютере и т.д.
Гимнастика для дыхания при заикании у детей – процедуры
Когда ребенок заикается, что сделать, порекомендует врач который лечит после установки причин и сопутствующих патологий. Очень часто спутниками речевых судорог выступают слабость диафрагмальной мышцы и неверное дыхание, для налаживания которых используются специализированные дыхательные процедуры при заикании у детей.
Осуществляемый комплекс помогает поставить дыхание, сделать лучше кровоснабжение мозга.
Рассмотрим еще несколько тренировок:
- Стоя с опущенными вниз руками, нагнуться вперед, сделав спину круглой и опустив голову. В конце наклона сделать громкий вдох, приподняться и сделать выдох.
- Стоя прямо, согнуть руки в локтях и опустить их вниз, а раскрытые ручки направить вверх. На вдохе сжать ладони в кулачки, разжать на бесшумном выдохе.
- Стоя прямо, ноги на ширине плеч. Наклонять голову то влево, то вправо, зажимая ухо к плечу и делая при этом вдох. Смотреть прямо.
Занятия для заикающихся детей
Заикание у детей хорошо поддается корректировке при помощи логоритмических методик, включающих:
- мышечную релаксацию;
- артикуляционные процедуры;
- пение;
- игру на обычных музыкальных инструментах.
Плюс ко всему, полезно зазубривание стишков с четким ритмом, скороговорок, составление рассказов по серии картинок. Все занятия проходят в игровой форме, в доверительной доброжелательной обстановке.
Методики избавления от заикания предполагают регулярность занятий, постепенное усложнение задач.
Массаж при заикании у детей
При решении этой проблемы доктора советуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области для расслабления, устранения спазмов. Сеансы проводятся четырежды в течении года, курсами по 10-12 процедур. Проведя первый курс массажа у специалиста и освоив главные массажные приемы, дальше возможно проводить лечение заикания у детей дома.
Пользу приносит и точечный массаж с воздействием на активные точки в зоне лица и спины.
Консервативное лечение заикания у детей
Определяя, как лечить заикание у ребенка на фоне тяжёлой патологии мозга или значительных психических нарушений, доктора предписывают прием медикаментозных средств. Это могут быть препараты следующих групп:
- транквилизаторы (Мебикар);
- противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
- спазмолитики (Мидокалм, Амизил);
- ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
- успокоительные (концентрат валерианы, пустырника).
Заикание у детей: причины и лечение логоневроза (процедуры и лекарства)
Лечение заикания у детей, самого популярного нарушения речи, хорошо проходит с использованием конкретно разработанных методик и в наше время имеет оптимистический прогноз.
Что сделать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — про это и многом другом читайте в данной заметке.
Логоневроз у детей — что это такое
Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.
При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:
- прерывчатая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
- тревога, волнение, напряженность перед речью;
- безотчетные движения, к примеру, регулярное моргание, мины на лице, как попытка одолеть заикание;
- прерывчатое дыхание с черезчур глубоким вдохом либо учащенное от волнения.
Хорошая работа органов речевого аппарата, системы дыхания и голоса ломается и нарушается плавность речи.
Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, тяжелый голос и стресс от общения.
Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то беспокоиться не нужно.
Причины появления логоневроза у детей
Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:
- эмоциональные и информационные перегрузки;
- перенесенные заболевания и осложнения после них;
- подражание заикающимся ближайшим;
- врожденная слабость органов артикуляции;
- наследственность;
- травмы при родах;
- тяжёлые инфекционные болезни;
- органические нарушения в работе мозга головы.
Если слишком эмоциональный, боязливый, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, основой мог стать крепкий страх.
Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы появления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в данных случаях обязательно учитывает организацию щадящего режима дня с длительным пребыванием на чистом воздухе, достаточным временем сна, отсутствием напряжений и исключением взаимного действия с компьютерной техникой.
Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, тем более, когда процесс «говорения» в самом разгаре.
Заболевания со сложностями значительно уменьшают иммунитет ребенка, делают его слишком чувствительным к проявлениям внешнего мира и как правило провоцируют нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык совсем не помогают плавному течению речи и также могут быть основой логоневроза.
Ситуации заикания вследствие органических изменений мозга головы считаются непростыми и просят глубокого и продолжительного лечения.
Виды и типы заикания у детей
Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается регулярно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.
По характеру проявления заикание делится на типы:
- тонический, когда из-за спазма речевых мышц появляется затянутая пауза, звуки даются с большим трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
- клонический, когда звуки, слоги повторяются много раз;
- смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.
Чтобы замаскировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то одолеть проблематику. Как помочь небольшому человеку?
Как спасти ребенка от заикания? Перед тем как приступить к излечению, целесообразно побеседовать о психологических корнях проблемы.
Психосоматика логоневроза у детей
Психологи говорят, что методы воспитания ребенка в семье могут повлиять на возникновение проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:
- Истерический. Это тот вид, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Сложные времена приходят, когда нужно “выходить в свет”, к примеру, в детский садик и быть, как все. Стресс провоцирует заикание.
- Неврастенический. В данном варианте ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Игнорирование, нежелание считаться с его мнением, унижение положительные качества — такое давление будет причиной логоневроза.
- Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им выполняет ребенка сомневающимся в себе и робким. Общение с ровесниками дается ему с большим трудом. Такой ребенок может начать заикаться.
В группе риска впечатлительные и чрезмерно ранимые дети, нерешительные и несмелые.
Чтобы защитить беззащитного небольшого человека от беды, целесообразно не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения с ровесниками, разрешать узнавать мир вокруг вас без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к собственному ребенку сделает из него свободного человека.
Как лечить заикание у ребенка: профессионалы и методы
Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что сделать?
Можно ли лечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей?
Давайте поэтапно.
Что сделать, если ребенок заикается? При правильном подходе заикание удачно поддается корректировки!
Чтобы это сделать нужно обследоваться, чтобы найти причину и вовремя начать лечение.
- Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и безошибочность речи.
- Психолог выявит причину болезни, поможет в преодолении страха, волнения, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
- Невролог назначит соответствующую терапию чтобы нормализовать работы нервной системы.
Передовые методики лечения болезни в себя включают коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.
Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — основные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а еще гимнастика для дыхания и процедуры от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит постоянно исполнять дома, — все это реальная помощь вашему ребенку.
В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений мозга головы, которая направлена на возобновление психических процессов. Использование транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — такой комплекс лечения.
Лечение заикания дома
Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:
- прогулки на чистом воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
- здоровый сон;
- здоровое питание;
- создание отличного настроения, чему помогают доброжелательное отношение друг к другу, обустройство территории и помещения, где находится ребенок;
- физические процедуры и ритмические танцы под музыку.
Лечение заикания дома в себя включает нежное и тщательное отношение к ребенку. Если ваш ребенок заикается, вот пару добрых советов:
- Разговаривайте с малышом неторопливо, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
- Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
- Резкие движения и слова, крики и одергивания, недопускаются.
- Если вы возьмёте ребенка за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него обязательно получится рассказать вам не запинаясь все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет ощущать вашу поддержку!
- Устраивайте уютные бытовые чтения, и пускай герои сказок будут добрыми и отважными.
- Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.
Самое важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают создать правильное отношение к себе, верить в свои силы, учат устанавливать цели и идти к ним.
Лечение заикания у подростков
Дети подросткового периода тоже предрасположены этой болезни. Изменения гармонов в организме, непрочная психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым.
Логоневроз может ухудшить свойственные этому возрасту психологические проблемы и оказаться причиной комплексов.
Чтобы лечить заикание у подростка, необходимо еще создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща одолеть это речевое нарушение.
Избавиться своими силами от заикания подростку помогут в качестве дополнительных мер следующие советы:
- Пойте. Во время пения заикаться не выйдет. Попытайтесь делать это с радостью.
- Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, просящие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, поездки.
- Ведите дневник. Это поможет вам раздумывать, выражать в письменном виде, а не вслух, собственные мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
- Освойте гимнастика для дыхания, научитесь дышать медленно и размеренно. Это поможет вашей речи стать аналогичный.
Пробуйте, поищите в себе силы справиться с трудностью, это выполнимо.
Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема.
Однако она решаема и преодолима. Упорство, вера в успех, а основное, безграничная любовь к собственному ребенку могут делать чудеса!
Заикание у детей: причины и лечение
Заикание (логоневроз) – досадное и пугающее нарушение речи, которому предрасположены дети. Но оно излечимо, причем очень эффективно.
Про это говорит статистика. Около 4% детей страдают заиканием.
И такое же нарушение речи встречается лишь у 2% взрослых людей.
Формирование детской речевой функции довольно трудоемкий процесс, в ходе которого могут появляться разные перебои. Самое часто встречающееся нарушение речи – заикание.
Ваше здоровье. Детский энурез
Оно может быть вызвано массой причин. Вырисовывается заикание довольно рано, и значимая реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы.
Если не уделять этому необходимого внимания, у ребенка могут появиться большие трудности в социальных контактах, он замкнется, не сможет полностью строить отношения с людьми и удачно учиться в школе.
Причины
Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если ребенок начал заикаться с самого молодого возраста, в 2-3 года, возможно, истоки нужно искать в нарушениях функций мозга головы. Это будут врожденные причины:
- Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев малышу патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания ребенка, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
- Проблемы в родах. Если роды были тяжёлыми, ребенок мог страдать гипоксией в процессе собственного возникновения на свет. Либо же малыш получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности мозга головы. Очень часто основой заикания считается раннее рождение ребенка на свет.
- Генетика. Если кто-нибудь из родных близких людей ребенка заикается, очень существует вероятность, что ребенок тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из самых главных в определении причин проблемы.
- Индивидуальные характерности. Если ваш ребенок появился на свет с холерическим складом характера, то возможность, что он начнет заикаться, намного больше, чем у детей- сангвиников или детей -меланхоликов. Это можно объяснить очень высокой возбудимостью и нервозностью холериков.
Если ребенок сначала говорил хорошо, а заикаться начал лишь в 4 года или в 5-6 лет, это говорит о плохом воздействии извне на речевую функцию.
Такое заикание считается приобретенным:
- Психологическая травма. Если ребенок больно перенес утрату кого-нибудь из близких, его что-то сильно испугало, он чувствует хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием скорее всего начнут страдать дети, которые испытывают опасный дефицит внимания либо, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания прячется в завышенных требованиях родителей и опасения дошкольника не подходить им.
- В группе риска дети из семей, в которых господствует неблагоприятный психологический климат, часто происходят скандалы и ссоры, не так давно случился развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые большое количество времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют настоящий мир виртуальным, им становится труднее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
- Телесные процессы. У детей до 5 лет полушария мозга головы не созрели полностью, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной основой заикания. Такое нарушение речи не нуждается в корректировки, оно проходит само, причем очень быстро, по мере вырастания.
- Перенесенные болезни. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционых заболеваний – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Порой в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные болезни, перенесенные со сложностями.
- Неправильное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, отец, бабушка, дедушка, брат и т. д.) ребенок может просто копировать манеру речи родственника. При этом у него самого никакой патологии нет. Подобное явление именуется псевдозаиканием.
- Попытки переделывать леворукость. Достаточно часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно поменять из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более сложно переносят стрессы, это характерность их психологии. Если мама и отец регулярно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для ребенка.
Данный выпуск передачи от профессонального врача расскажет, что является спусковым механизмом заикания у детей.
Найти причину заикания поможет с большим вниманием наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или обстановке стресса, когда сильно беспокоится, в наличии чужих, это говорит о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном.
При подобном нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере ребенок в большинстве случаев выговаривает все вполне хорошо.
Если заикание имеет регулярный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия чужих, волнения ребенка), то, возможно, причина нарушения в неверной работе мозга головы, поражении речевого центра.
Мальчики в 4 раза чаще предрасположены заиканию, чем девочки.
Симптомы и признаки
- Судорожные спазмы речевого аппарата при попытке сказать звуки сначала, середине слова. Причем ребенок может «спотыкаться» как на одной звуке «м-м-м-м-машинка», «машинк-к-к-ка», так и на целом слоге «ма-ма-машинка».
- Затянутые паузы между звуками в середине слова «ма. шинка», растягивание звука.
- Комбинированное нарушение речи, когда встречается и слогово-звуковые повторения, и неоправданные паузы в середине слова.
- С возникновением заикания в большинстве случаев ребенок становится более нервным, агрессивным и слезливым. Он очень пытается выговорить слово, у него не выходит, он переживает, часто плачет.
- У заикающегося ребенка в большинство случаев появляются нервные тики.
- Очень часто дети, которые испытывают трудности в произношении слов, замыкаются. Им тяжело общаться, они предпочитают пребывать в одиночестве, боясь стать объектом насмешек.
- С возникновением заикания в большинстве случаев нарушается сон, может проявиться ночной энурез, нарушения аппетита и пищеварения.
Признаки заикания — основное заметить своевременно! Рекомендуем Вам увидеть историю одного ребенка, в особенности фактический урок как мальчика лечат от заикания.
Разновидности
- Патологическое заикание. О нем можно говорить, если причины нарушения речи имеют врожденный характер или обусловливаются генетически.Невротическое заикание. О нем говорится в любой другой ситуации (травмы, перенесенные болезни, если ребенок заикается от испуга, стресса, тяжёлого психологического фактора).
- Тоническое заикание. О подобном виде нарушения речи профессионалы говорят, когда ребенок выполняет паузы в части слова или растягивает гласные.
- Клоническое заикание. Это заикание, при котором ребенок не может выговорить отдельный слог или букву, часто повторяя их.Комбинированное заикание. Это самая криволинейная форма речевого нарушения. При ней ребенок проявляет признаки и тонического, и клонического вида заикания.
- Стабильное (обычное) заикание. Если оно имеет регулярный характер.
- Нестабильное заикание. О нем можно судить например если ребенок заикается не всегда, а лишь при каких-то конкретных обстоятельствах, очень часто в обстановке стресса, в неизвестной обстановке.
- Циклическое заикание. Это нарушение речи, которое выделяется промежутками «покоя», т. е. ребенок может какой-нибудь период говорить вполне хорошо, после заикание возвращается.
Лечение
В большинстве случаев заикание у ребенка вполне хорошо поддается корректировки. Главное – как можно быстрее обнаружить причину, вызвавшую дефект речи, и удалить ее. Первое, что должны сделать родители, которые увидели у собственного карапуза начинающееся заикание, угомониться.
Не стоит демонстрировать ребенку, что вас пугает или раздражает его минус. Лучше совсем не заострять внимания на попытках крохи что-то выговорить.
Просто наблюдайте и ищите причину.
Рекомендуем к Для вас довольно интересное, а основное полезное видео Врача Комаровского о детском заикании.
независимо от того, получилось выявить источник проблемы либо нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а порой и психотерапевту. Начать исследование лучше с консультации педиатра, не стоит удивляться, если он даст направление к детскому психиатру.
Профессионалы проведут нужную проверку, смогут помочь разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что дальше делать.
Подготовьтесь к тому, что исследование будет достаточно внушительным. Кроме бесед с ребенком, оценки проявлений его психосоматики, доктора, быстрее всего, назначат ЭЭГ, МРТ мозга головы.
С данными таких способов диагностики картина станет более полной.
Лечить заикание у детей можно любыми способами. Консервативное лечение очень эффективно, однако без психотерапии не приводит к желаемому результату.
Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, многим детям вреден, в большинстве случаев его советуют подросткам. Определенно можно сказать лишь то, что лечение будет преимущественно индивидуальным, выбранным по результатам исследования с учетом всех собственных свойств ребенка и причин, что стали причиной нарушение речи.
Родителям следует приготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, поправить заикание проблематично. В ходе всей терапии придется обязательно повседневно исполнять все назначения и советы докторов.
Собственно острое желание освободится от заикания, ежедневный общий с малышом труд, целеустремленность и жесткая вера в победу смогут помочь ребенку одолеть проблематику и жить полноценной жизнью.
Также рекомендуем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.
Главная коррекция
Педиатр, психиатр, невролог и психолог смогут помочь установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог.
Обращаться к этому профессионалу придется очень часто. Он станет фактически другом вашего семейства.
Современная логопедия дает возможность подобрать для ребенка индивидуальную коррекционную программу.
Логопед объяснит родителям ключевые принципы и даст процедуры, которые необходимо будет выполнять дома. С конкретной периодичностью вы с ребенком будете демонстрировать логопеду, каких успехов вам получилось достичь.
Логопедические методики базируются на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с применением игровой деятельности.
Методы избавления от заикания
Заикающимся малышам доктора советуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Достаточно часто логопеды требуют, чтобы родители записали ребенка на хор.
Это дает возможность тренировать речевой аппарат, а во время пения, как все знают, изъяны речи незаметные, заикание полностью пропадает.
Понемногу, в игре ребенок начинает одолевать барьер, мешающий высказывать слова, и его речь приобретает обычный ритм.
Для достижения результата потребуются и процедуры для леченения. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же.
Советы докторов здесь довольно стандартны.
Массаж
Занятие по логопедическим методикам, усвоение речевого материала будет дополнено сеансами массажа. Массаж будет направлен на релаксацию, улучшение кровообращения. Цель – снять спазмы речевого аппарата на физическом уровне, релаксация.
Зоны, которым массажист уделит акцентированное внимание при корректировки речевого нарушения – шея, губы, плечевой пояс, гортань, мимические мышцы. Непосредственно они, в основном, находятся в тонусе, зажаты у детей с трудностями речи.
Видео артикуляционного массажа как помощь заикающимся детям.
Гимнастика для дыхания
Очень часто при корректировки детского заикания применяется методика Стрельниковой. Главная цель – создать правильное и эффективное дыхание, при котором существенно улучшится кровоснабжение всего организма в общем и органов речи в особенности.
В ходе занятий ребенок сможет обучить говорить слова на выдохе, это поможет ему говорить их полностью, не дробя на слоги или отдельные звуки.
Идеально, если вы будете заниматься гимнастикой по методу Стрельниковой под присмотром умелого физиотерапевта, потому как многие процедуры в ее системе очень тяжелы для ребенка, ребенок может уставать, если делать их дома, у него может подниматься артериальное давление, возникать головные боли.
Рекомендуем к Вашему внимание обучающий видео-урок гимнастика для дыхания по методу Стрельниковой.
Гипноз
Гипноз подходит только детям среднего и старшекласников с довольно стойкой психикой. Для корректировки речевых проблем метод может быть применен лишь в случае, если ребенок поддается гипнотическому влиянию психотерапевта.
Многие дети, к сожалению, негипнабельны.
У гипноза имеются собственные положительные качества – с обморочное состояние ребенок в состоянии открыть истинную причину нарушения собственной речи, это позволяет быстрее узнать, что его испугало или стало стресс-фактором.
Рекомендуем видео-роллик о лечении заикания гипнозом, и именно результаты теста.
Консервативное лечение
Лечить заикание лекарствами доктора пытаются только в очень сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В данных случаях доктор назначает транквилизаторы, противосудорожные препараты.
Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?
Лечение заикания. Жить здорово! 28.09.2018
- «Пантогам». Ноотропный препарат, призванный сделать лучше кровоснабжение мозга головы. Доступен в форме таблеток, капсул и сиропа для малышей до 5 лет, которым не рекомендована таблетированная форма лекарства.
- «Галоперидол». Нейролептик с антипсихотическим действием. Выпускается в таблетках и растворах для инъекций. При заикании назначается только в трудных случаях нарушения психического развития. Полностью вреден детям до 3 лет. Реализуется по рецептам.
- «Мидокалм». Миорелаксант, который помогает расслабить мышечные зажимы и стабилизовать внутриклеточный метаболизм. Препарат в аптеках есть в форме таблеток и раствора для уколов. Лекарство можно применять детям, достигшим годовалого возраста. До 1 года «Мидокалм» не предписывают.
- «Атаракс». Спазмолитический препарат с мягким действием, выверяющий сон, снижающий тонус мышц, однако не нарушающий память. При заикании может быть назначен в качестве успокоительного, расслабляющего средства. Выпускается в форме таблеток. Детям до 3 лет не рекомендуется, но если понадобится доктор рассчитает индивидуальную дозировку. Средство реализуется по рецепту доктора.
- «Анвифен». Ноотропное средство с противосудорожным и транквилизирующим эффектом. Сдержанно подавляет центральную нервную систему. Доступен в виде желатиновых капсул. При заикании и детских тиках может быть назначен детям с 3 лет. Малышам младше лекарство очень противопоказано.
- «Тенотен». Мягкое успокоительное с противотревожным действием. Препарат доступен в общей и детской формах. В таблетках для рассасывания, для подростков и взрослых, и под зарегистрированным наименованием «Тенотен детский». Детский вариант лекарства может быть назначен с 3 лет. В аптеках доступен без рецепта.
- «Фенибут». Ноотропное средство с транквилизирующим эффектом. Выпускается в таблетках и порошках для приема вовнутрь. Это лекарство хорошо себя проявило как мягкое и галантное средство для лечения заикания, неврозов и недержания мочи у детей младшего школьного возраста. Детям до 3 лет принимать препарат не рекомендуется. Реализуется по рецептам.
- «Пустырник форте». Это не лекарство, а БАД (биологически-активная добавка). Обладает седативным действием. Назначается в качество успокоительного детям разных возрастов. Выпускается в таблетках. Настойка пустырника при разведении физраствором или кипяченой водой доступна детям от 7 лет.
- «Глицин». Аминокислота, оказывающая позитивное действие на метаболизм нейтроцитов. Обладает умеренным успокаивающим действием, выпускается в подъязычных таблетках. «Глицин» можно давать даже грудничкам. При терапии заикания у детей назначается очень часто.
- «Пентокальцин». Этот ноотропный препарат с противосудорожным эффектом. Доступен на витринах провизоров в одной-единственной форме — таблетки. Может быть назначен детям разных возрастов при корректировки заикания, ночном недержании мочи.
- «Феназепам». Транквилизатор. Выпускается в виде таблеток и растворов для внутривенных инъекций. Препарат даже при правильно использовании может вызвать привыкание, при долгом приеме оказывается основой сильной зависимости. Изготовители рекомендует использовать препарат детям с 16 лет, но детские психиатры предписывают это лекарство при тяжёлых формах нервных нарушений и в намного молодом возрасте. Оценка довольно субъекта.
- «Сибазон». Транквилизатор с противосудорожным эффектом. Бывает в таблетках и растворе для уколов. Таблетки противопоказаны детям дошкольного возраста до 7 лет.
Отзыв о результатах лечения. Диагноз: Логоневроз (ребенок заикается)
Гомеопатические препараты
Бабушкины средства
Если речевое нарушение небольшое, и не вызвано большими проблемами психики или нервной системы, врач может посоветовать добавить к главной корректировки фитотерапевтические средства.
- Травяные чаи для малышей с расслабляющим эффектом.
- Фитованны для малышей с успокаивающим действием.
- Ингаляции с фитопрепаратами – природными седативными средствами.
Травы, которые обладают успокоительным и расслабляющим эффектом – ромашка, шалфей, мелисса, душица, липовый цвет, пустырник, лаванда, мята. Чаи на их основе можно подготовить своими силами, а можно приобрести в готовом виде в любой аптеке.
Отвары для ванн выполняют из этих же трав.
Необходимо знать, что фитотерапия не очень безобидна, как может показаться многим родителям, а поэтому дозировку, длительность курса приема чая из трав или фитованн следует утвердить с лечащим доктором. В настоящий момент многие санатории для детей рекомендуют целые оздоровительные и оздоровительные курсы фитотерапии, которые призваны помочь спасти ребенка от заикания.
Базовые советы
- Как только получилось узнать у ребенка заикание, его необходимо уберечь от всего, что вызывает эмоциональное напряжение – от продолжительного просмотра телевизора (достаточно добрых мультипликационных фильмов на протяжении 20 минут в течении дня), от «кровавых» компьютерных игр, от шумных массовых мероприятий, громкой музыки.
- Включите ребенку традиционную музыку – ее эффект лечения давно признали даже официальной медициной. Особенно благотворно на психику детей оказывает влияние музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена. Ограничьте приход гостей в дом, отложите на потом совместные с ребенком поездки, ведь новые, даже положительные, эмоции могут вызвать ухудшение его состояния.
- Не нужно рассчитывать исключительно на собственные силы. Не бойтесь обращаться к мастерам, чем быстрее получится победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, узнавать мир.
- Занятия с ребенком должны носить регулярный характер. Ни вкоем случае не делайте продолжительных перерывов.
- Меры необходимо принимать сразу, как только вы увидели, что ребенок начинает заикаться. Не нужно ожидать, что дефект пройдёт сам собой. Такое, как мы выяснили, тоже бывает, тем более если заикание физиологическое, но рассчитывать на это сильно не стоит, можно потерять дорогое время.
- Нельзя своими силами подбирать лекарства и начинать давать их ребенку. Если вы совершили ошибку с основой заикания, и оно, например, носит приобретенный характер, то противосудорожные средства и транквилизаторы скорее вызовут у новорожденного ухудшение и речи, и самочувствия, и деятельности мозга, чем смогут помочь. Любой медикамент при заикании должен быть назначен доктором.
- На протяжении всего лечебного курса ребенку нужно обеспечить тихую, доброжелательную обстановку. Дома не должно выполняться конфликтных ситуаций и ссор, ребенок не должен становиться невольным свидетелем «взрослых» разговоров. У него должен быть подходящий дневной режим, в котором есть место и прогулкам, и дневному сну, и коррекционным занятиям.
Положительный психологический фон должен сохраняться после того, как курс лечения будет закончен, и заикание остается в предыдущем. В другом случае очень вероятны рецидивы, под воздействием стресс-факторов ребенок может опять начать заикаться.
Каковы прогнозы?
Разумеется, это основной вопрос, который беспокоит мам и пап. Во многих случаях неврозоподобного заикания при умеренной психосоматике прогнозы позитивные.
Этого, к несчастью, невозможно сказать о генетическом заикании и нарушениях речевых процессов, которые связаны с врожденными причинами.
Играет очень важную роль и возраст пациента. Наиболее легко и естественно корректировки поддается заикание у детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Чем до недавнего времени получится понять, что ребенок заикается, чем до недавнего времени будут приняты ответные меры, тем шансов больше убрать заикание раз и насовсем.
Если заикание начинается у детей школьного возраста, справиться с ним будет немного тяжелее. Более долгим и сложным будет лечение дефекта речи и в случае запущенного заикания, если проблема сохраняется до 9-11 лет, прогнозы благоприятного исхода менее благоприятны.
В следующем видео Детский врач Дмитрий Чеснов "разложит по полочкам" проблематику заикания у детей.
5 способов развития речи ребенка
Профилактика
Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей неимоверно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтных ситуаций, ссор, и есть любовь и сознание, у ребенка намного меньше рисков стать заикой. Лечить заикание намного сложнее, чем не допустить.
Заикание у ребенка иногда вырисовывается для того, чтобы родители убедились свои ошибки.
Отучить заикаться нельзя, можно только помочь, наладить взаимопонимание и партнерство с ребенком. И не забывайте, что любовь и вера в способности ребенка творит просто чудеса, которые даже классическая медицина не всегда способна объяснить.
Верьте в собственного ребенка, и у него все выйдет.
медицинский корреспондент, мастер по психосоматике, мама 4х детей
Методы лечения заикания у детей. Лечение заикания у детей в домашних условиях.
Как лечить заикание у ребёнка 4-7 лет-методика
Курс ребенка
или методика корректировки заикания у детей в возрасте 4-7 лет.
Этой теме я посвятил примерно двадцать лет исследований, сознательного изучения разных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а еще «народных целителей». Собственный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, дали возможность, как говориться, на себе испытать многие существующие Официальные методы «лечения».
Собранный опыт позволил систематизировать ключевые принципы, а еще обнаружить ошибки, которые усугубляют положение.
С детским заиканием я столкнулся снова, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детского сада в «обыкновенный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….
Сын запинался приблизительно полтора года. Первый год я и супруга не знали, что сделать и запинки усиливались. По собственному опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детсаду нам предоставили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детскому саду.
Сын превосходно повторил все слова за логопедом, но в типичной ситуации спазмы не прекращались. Во время зимы (в сентябре в школу) я решил применить эту методику, которую я разрабатывал с самого начала для взрослых- понемногу речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки стали все реже и перед школой мы имели маленькие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, беседовать по телефону. После их не стало вообще…
Причины появления дефекта речи различные, но целесообразно общая тенденция: в раннем возрасте у конкретных детей развитие мозга (мышления) существенно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверняка, обращали внимание необычную смекалка Вашего ребенка, его мышление «не по годам».
Непростые по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко сказать недостаточно развитым речевым аппаратом ребенка — появляются запинки или неразборчивая речь.
Ребенок подчеркивает на этом внимание, переживает, на данной почве появляется НЕВРОЗ.
Также основой могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с использованием физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.
Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, Ощущение СТРАХА — это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите ребенка при помощи следующих принципов.
Анализ, осмысление, собственный опыт выздоровления самого себя и сына стали причиной отбору основных из них:
Перед началом расскажу одну историю. Как то, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- задал вопрос я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем в большинстве случаев). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама.
Ей логопед сказал, что главное в излечении- 14 дней НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Однако, как же все поликлиники, занятия у логопедов, на которые затрачено большое количество времени и сил. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Пожалуй, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…
Только спустя десятилетия, пройдя «нелегкий» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, мне стало плнятно- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пусть не 14 дней, а за 4-6 месяцев, пусть даже год, существенно уменьшить запинки возможно.
Избавиться полностью от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Значительное улучшение речи может случиться и до недавнего времени, при условиях выполнения перечисленных ниже принципов.
Упустите момент — придётся «лечить» 5-10 и более лет.
Принцип 1. Как ни удивительно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что собственно вы являетесь основой этой проблемы, довольна высока!
Часто наружные факторы, к примеру, проблемы на работе или остальные ситуации в жизни, переносятся на отношения в семье. Потенциальные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже в том случае, если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться основой заикания.
Особенно, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!
Не нужно отчаиваться, все можно исправить! Нужно остановиться и подумать, что пошло не так?
Посмотрите на себя как бы со стороны, неужели детское здоровье не считается вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ — важный принцип отношений в семье и лечения заикания!
Дайте себе слово, поменять АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) — никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не случилось: разбитая чашка, неисправная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя». (одежду можно выстирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)
(Сделаю маленькое отступление: не идут винить супруга или супругу в «неблагоприятном» поведении, так как подобное поведение может быть вызвано требовательным воспитанием его (её) родителей и дальше по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это проявляется на поведении, эмоциональном характере.
Следует просто объяснить ситуацию и потребует полгода «спокойствия» ради ребёнка. Мольба и вера успокоят горячее сердце!)
Перейдём к похожему принципу.
Принцип 2. Ограждайте ребенка от прочих моментов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультики, ТВ фильмы жанров «боевик» или «ужастик», даже шуточные «страшные рассказы» (к примеру, про тёмную комнату . ), и так дальше и так далее. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и по настоящему бояться.
В деревне незачем ребенку демонстрировать бойню, а если супруг охотник/Рыболов, попросите его тушы разделывать не в наличии ребёнка… Не забывайте, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Однако, если так произошло и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.
По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в определенной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как будет влиять на речь?
Наверняка, не в хорошую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Одинаковое, свободное дыхание меняется на учащённое либо наоборот замедленное и напряжённое.
Как убрать заикание в полный ноль. Лечение заикания в полный ноль!
Речь отодвинута организмом на другой план, не до нее, нужно спасаться… Вот что происходит при испуге.
Мы разобрали наружные факторы испуга, очередную похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней необходимо очень тщательно поработать.
Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».
«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить.
Кто-то боится мышей. хотя они навряд ли укусят… и так дальше.
Их много, у каждого собственные: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и другое ….
Несколько раз ко мне обращались с вопросом «опасения собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, по этой причине остановлюсь подробно как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»!
Заикание. О самом главном. Программа о здоровье на Россия 1
Разобранный «по полочкам» страх – уже абсолютно не страшен).
«Большая собака с большой пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть. я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя собственную агрессию на безвинное животное. Так думает и Ваш ребёнок.
Как уменьшить агрессию у ребёнка, мы посмотрели выше и ещё рассмотрим в последующем.
Как разобрать данный страх? Пускай ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а основное себе:
— видел ли он когда-либо, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)
— до недавнего времени эта собака, была милым пушистым щенком, в настоящий момент она выросла, но осталась аналогичный доброй, как была до недавнего времени. Для чего ей теперь на кого-то набрасываться?
Я думаю, что ответив на данные вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встретившейся собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!
Ситуации в жизни бывают разнообразные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже попытайтесь объяснить, к примеру: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.
Если эти аргументы окажутся недостаточными, то разберите несколько защитных способовнравится от собак (7-8 достаточно), к примеру: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пускай ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе приватизированного дома.
Пускай он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или с вами вместе родителями.
Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров.
Объясните, что их нужно обождать… Если есть сотовы телефон, то звони родителям… И так дальше.
Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так дальше))
Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить добавочным подтверждением того, что вы любите ребенка и заботитесь о нём.
Ваша поддержка особенно актуальна ребенку, это прибавит решительности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!
Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и подтверждение этой любви. Это значимый принцип, который я хочу осветить отдельно.
Может кто-нибудь возразит, что это просто и так ясно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, части, кружки, няни и так дальше… Это ясно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок на уровне интуиции это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ предпочитать. НО… ребёнок помнит также и обиды… У Вас напряжённый день, много различных событий и вы уже забыли о конфликте. а ребёнок помнит!
Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.
Что сделать? Побеседуйте с ребёнком и объясните, что Вы и отец (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём!
Вам не равнодушны его проблемы и что он может обращаться к вам по самым разным вопросам. Все, что Вы можете- Вы сделаете!
Этот прямой разговор отбросит потенциальные сомнения у ребёнка.
Добавочным подтверждением любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пускай это будет презент на День рождение: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ выбрать. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын подобрал «ужасные», несочетаемые по цветовой палитре зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило молчать!
Но, ребёнок был счастлив! Это подымет самомнение ребёнка.
Теперь о практичных действиях
Принцип 5. ГОВОРИ На ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.
Что сделать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает все тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…
Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ На ВЫДОХЕ, Сначала СДЕЛАЙ ВДОХ, После На ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков необходим воздушный поток, так говорят все люди!
Нужно заметить, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается сказать слово на вдохе (!)
Я несколько раз в течении дня объяснял и на собственном примере показывал собственном сыну, как нужно говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, после начнем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И все опять: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так дальше».
Я был настроен повторить это полгода или столько, сколько нужно, однако результат наступил намного до недавнего времени.
Потренируйте работу голоса на звуках, их зависимость (тон) от наличия и силы потока; изменение звука, от изменения расположения органов речи (губ, языка..): А-О-И-Е…
По этой причине, ещё один раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст нужный воздушный поток и гарантирует нам произношение слова! Это закон, теорема лечения!
Дальше начнем выдох 1 секунду, пока без слов (доказательства наличия воздушного потока), после произносим 1-2 слова. И все снова…
Нужно заметить, что ребёнок готов пересказать, к примеру, половину приглянувшегося фильма на одном выдохе- не выйдет, как последствие запинки, переходящие в спазм.
Почему мы обязаны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим 4-ре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст сознание, что слов нужно говорить мало, столько, сколько выйдет беспрепятственно сказать не запинаясь, на сколько хватит воздуха.
Но на начальной стадии сильных запинок это должно быть собственно ОДНО слово, после через пару дней ДВА слова – смотрите по ситуации. После ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!
Нужно обратить внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как четко крепится вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- это все укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.
Речь будет понемногу улучшаться, пускай это будет 1-2% на протяжении недели. Тяжело померять эти проценты, но думаю, вы меня понимаете.
Настройте себя на длительную работу, тогда более быстрый результат вам понравится.
Принцип 6. Объясните ребенку, что: " нужно ГОВОРИТЬ Неторопливо! Быстро говорить не надо, тебя не поймут".
Ваш понятливый ребенок уже в молодом возрасте составляет непростые предложения. Общайтесь с ним неторопливо САМИ, таким образом показывая размеренную, неторопливую речь.
10-20 слов за минуту – достаточный ритм, понятный собеседнику.
Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе довольно много слов либо даже несколько предложений- это невероятно быстрый ритм. Если кто-нибудь из ваших близких людей или знакомых: муж(га), братья, сестры ребёнка, бабушки — все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то побеседуйте с ними и на собственном примере объясните требуемый ритм – Ритм ДЕТСКОЙ РЕЧИ.
Начните анализ с себя, как Вы говорите?
Также нужно обратить внимание, что ребенок говорит громко. Это даёт лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что нужно ГОВОРИТЬ Неторопливо и Тихо.
Пускай на начальной стадии это будет ШЁПОТ. Побеседуйте с ним шёпотом, понемногу делая больше звук до оптимального уровня.
Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, любопытного рассказа.
Принцип 7. Выправка и Релаксация.
Нужно следить за осанкой ребенка, никакой сутулости, приподнимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Хорошее положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок.
При наклоне головы вниз нижней челюсть не может беспрепятственно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.
Хорошая осанка – это прямой позвоночник. Вес части сверху тела должен опирается на позвоночный столб. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до сорока килограмм у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу).
Она расположена под нагрузкой, не будет хорошо работать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Хорошая осанка помогает улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!
Целебный массаж спино-воротниковой зоны поможет поправить осанку, снять мышечные напряжения, что сделает лучше речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов ( 1 сеанс через день или реже: 1 раз на протяжении недели)
Полезен также аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, по этой причине просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.
Принцип 8. Не стоит спешить при разговоре и в традиционных делах!
Происходит так: Вам утром на работу, по этой причине спешите в садик для детей… Горячка – это недруг. Горячка (ввиду имеется быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в общем меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спроектировать время выхода из дома, а это означает и время подъёма ребёнка.
Прибавьте время на свои сборы и внеурочное время на выход из дома, на дорогу до транспортные остановки или парковки автомобиля. Прибавьте время захода в садик.
Общее расчётное время точно порекомендует время подъёма и своё, и ребёнка!
Постарайтесь медлительный ритм поддерживать не только в беседе, но также и в других действиях, к примеру, ходьбе. Неспешный шаг успокаивает.
Ходите неторопливо как в садик, так и после садика. Не стоит спешить на прогулках, во время «похода» по магазинам- в самых разных иных случаях.
Прекрасное упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неторопливая ходьба, при которой вы одновременно с ребёнком обращаете внимание на верхушки деревьев (вверх). (Важно: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)
Принцип 9. Поведение воспитателей в детсаду или нянь!
Мы уже рассказывали, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить ребенку, то лучше «проказника» выставьте в угол.
ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.
Внимательно посмотрите, чтобы этого не делали воспитатели в детсаду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как свои проблемы «срывают» на детях..
Объясните всем удерживать эмоции в отношении ребенка, Предпочитать и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского садика можно персонально побеседовать или прибегнуть к помощи заведующей.
Воспитательный процесс детям нужен, но постарайтесь удерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!
Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К несчастью, открытия происходят не только в хорошем, но также и в неблагоприятном: ребёнок может повторить плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном проекте (голос совести), может происходить торможение в произношении этих слов, появляются запинки, которые передаются и на обыкновенные слова. «Понимание» тормозит действие «Физического тела».
Грубость чужда «устройству» человека!
Объясните ребёнку, что данные слова повторять нельзя, кто их не повторяет, тот не запинается!
Принцип 11. Самомнение, воспитание решительности!
Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, согласно его точке зрения не по праву (к примеру, «прекрасно» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В иных проблемных ситуациях они не заступятся за меня. я один на один с этим сложным миром..» По этой причине если вы «ПОТЕРЯЛИ Ребенка», то «Поищите ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА.
Приподнимайте самомнение ребёнку! Нахваливайте ребёнка за хорошие действия… Самомнение подымет уверенность, уверенность благоприятно будет влиять на речь.
Будьте уверены Сами в себе вот например для ребёнка.
Мы перечисляли способы: общий разбор «страхов», искренний разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это все поможет улучшить ощущение защищённости.
Если вы ВМЕСТЕ, то сумеете решить любую проблематику, и данную проблематику запинок!
Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, приятные эмоции, ощущение полезности семье и обществу.
Поддерживайте ребёнка и постарайтесь не обращать внимания на очень маленькие запинки, основное постепенное улучшение речи!
Иногда родители предъявляют довольно серьезные требования к речи ребенка, «судят по себе»- снизьте вашу рейку притязаний, звуки понемногу исправятся. У вас будет долгий школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, также ребёнок будет учиться у сверстников.
Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.
— льняное масло. Ложку с хлебом, или смазать на хлеб.
Продаётся в аптеке и супермаркетах.
— рыбий жир. Некоторые дети его любят.
Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу.
Лучше всего жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, прочие и, разумеется, палтус. В любом виде: холодного копчения –очень вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат нужный материал для строительства нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)
-творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.
— кисломолочные продукты (йогурт, сметана, прочие) содержат огромное количество кальция и фосфора, которые тоже считается стройматериалом не только нервных, но и всех других клеток.
-квашенная капуста с лучком и растит. маслом в виде салата.
Не усердствуйте с продуктами, пускай это будет несколько раз на протяжении недели- достаточно.
Помогает клеткам мозга и кислород- по этой причине, повседневные прогулки на чистом воздухе, проветриваем помещение.
На гиперактивность ребёнка оказывает влияние сахар, уменьшаем гиперактивность, по этой причине прячем конфетницу – 1-2 конфеты в течении дня достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!
—
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание — это НЕВРОЗ. Определите причину невроза, стоит понять волнения, волнения, страхи ребенка.
Просчитайте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, проще говоря кого/чего он боится.
Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно поищите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.
Сразу отмечу, что к «излечению» детей у логопедов необходимо подходить осторожно.
Хороший подход, когда логопед — педагог в детсаду, так сказать, «тайный» доктор, и все лечение это по большей части гимнастика для дыхания и игра.
Вредный подход — когда ребенка ведут в поликлинику(!), к доктору(!), лечить «заикание»(!). Появляется дополнительный стресс, еще сильнее крепится данный комплекс. По этой причине, если вы все таки захотели получить консультацию с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: к примеру, можно сказать, что «давай пойдём в аптеку за витаминкой» (угостите ребенка аскорбинкой или гематогеном).
Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Также следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в наличии ребёнка, так как ребенок все услышит и заметит.
ЗАДАЧА – НЕ Заострять (не акцентировать) ВНИМАНИЕ На ПРОБЛЕМЕ.
Вы должны ощутить, насколько профессионален логопед, какие рекомендации Вам подойдут.
Не забывайте, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыкновенной жизни: к примеру, логопед просит расслабиться и угомониться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь — говорите неторопливо, а что-то произошло — повышаете голос, ускоряете ритм речи- это неверно!
Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Тщательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!
Организм быстро в таком возрасте развивается и речь должна понемногу восстановится!
Специализированные процедуры логопеда, к примеру, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и так далее – я так думаю, ребенку ВРЕДНЫ! Они могут наоборот заострять внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.
Только не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если просят обстоятельства, «запинки». Уж поверьте, он это страшное слово уже слышал неоднократно.
Но, Вам он поверит больше!
Вселяйте ребенку уверенность. К примеру, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но нужно еще тише и очень медленно говорить.
В настоящий момент важные задачи — КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ На ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и прочих действиях, Хорошая осанка; Удалить ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже увеличения голоса.
Основное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с появлением организма восстановится!
Здоровья Вам и Вашим детям!
Прошу написать Ваш опыт использования методики на мою почту: gsu63@yandex.ru
С уважением, Сергей Гордов
Р.S. Статистика такая: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет встречаются с трудностью запинок (заикания).
Главная составляющая из них освобождается от заикания при разработке конкретных условий, вышеперечисленных. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают данную проблематику в юношестве или зрелом возрасте.
Я так думаю, у данной части детей просто не были созданы условия, не помогли своевременно.