Как человек мыслит?

Не смотря на то, что человеческий мозг работает как единое целое, и, даже при его травмах другие его части могут брать на себя функции повреждённых, наш мозг, некоторым образом разделён. Принято считать, что каждое полушарие имеет свои особенности и специфические механизмы мышления.
Левое полушарие мыслит вербально, т.е. с помощью слов, а, также других символов, а Правое полушарие — не вербально, т.е. с помощью целостных образов.
1. Левое полушарие или сознание — вербальный процессор. Он оперирует символами: звуками, буквами, цифрами, символическими изображениями и абстрактными понятиями.
В нём работают программы поиска и соблюдения:
• причинно-следственных связей (ПСС),
• закономерностей,
• зависимостей между ПСС и закономерностями.
Вербальный процессор работает над общим структурированием сущего в аспектах:
• наблюдения за реальностью — связывает происходящее в систему ПСС,
• мышления — цепочки рассуждений в системе ПСС,
• команд к действию с обработкой обратных связей и коррекцией закономерностей.
Вербальный процессор работает, преимущественно, с оперативной памятью или с той информацией, которая только что поступила извне. Реже — обращается в хранилище информации — в правое, невербальное полушарие с запросом на отдельные части информационных блоков.
2. Правое, или невербальное полушарие — это вместе взятые:
• хранилище целостных блоков информации,
• невербальный процессор, сравнивающий блоки информации, хранящиеся в памяти,
• системный сборник автоматически исполняемых программ.
Правополушарный мозг, в структуре эволюции, существует около 500 миллионов лет — со времён разделения головного и спинного мозга у позвоночных животных. Потому, время совершенствования, целостность работы, скорость мышления и производительность невербального мозга во много раз больше, чем у сравнительно молодого вербального мозга, история которого насчитывает около 100 тысяч лет, с момента развития членораздельной речи.
Блоки информации невербального полушария, в идеале, представляют из себя целостные воспоминания, состоящие из комплексного ощущения ситуации всеми органами чувств и теми переживаниями, которые данное событие вызвало. Условно говоря, эти блоки могут состоять из статических (картинок) и динамических (видеоряда) составляющих.
А, также, отдельно взятых разрозненных ощущений, типа запаха, вкуса, переживания.
Кроме того, правое полушарие обладает невербальным процессором, который мыслит (действует) как программа сравнения образов событий и ситуаций, которые хранятся в нашей памяти и/или наблюдаются непосредственно в реальном времени.
Если, при сравнении, аналогичные сценарии искомой ситуации найдены, то невербальный процессор выдаёт вероятный прогноз развития событий или исхода ситуации в качестве «инсайта». В данном случае, «инсайт» — есть внезапное, интуитивное, неосознанное понимание ситуации или развития событий в её течении, подсказанное невербальным процессором с помощью аналогичных ситуаций из банка памяти.
Закономерно то, что, если банк воспоминаний был наполнен естественными воспоминаниями событий, которые непосредственно происходили с персонажем, то и инсайт будет достаточно близок к правильным, реальным предсказаниям или определениям чего-либо.
Если же память была наполнена «искусственными воспоминаниями», то и результат инсайта будет далёк от реальности и неверно предскажет развитие сюжета или особенности ситуации.
Искусственные события, это те, которые были выдуманы: художественная, а иногда и научная литература, кино, телепередачи, театр и пр. Искусственные, выдуманные события, как правило, не происходят в реальной жизни, а создаются авторами для того, чтобы зрителю было интересно наблюдать за развитием сюжета и эмоционально переживать события.
Если бы автор просто описывал реальные, будничные события, то зрителю они были бы не интересны, ибо он и так наблюдает это ежедневно.
Оба полушария могут мыслить сообща, при этом левое, вербальное полушарие может запрашивать информацию у правого — банка памяти, и, в случае необходимости, давать задание невербальному полушарию найти решение той задачи, которую вербальное не может решить самостоятельно.
К тому же, правое полушарие автоматически включается в работу во время оперативных событий, время принятия решений для которых, крайне ограничено.
В этой ситуации вербальный процессор включает в работу автоматически исполняемые программы.
Автоматически исполняемые программы делятся на:
• безусловные рефлексы (инстинкты), передающиеся генотипически, и создаются как первичные реакции для лучшего приспособления и выживания особи.
• условные рефлексы, вырабатывающиеся в процессе жизнедеятельности индивида и присущи только ему в его онтогенезе.
Условные рефлексы создаются для того, чтобы оперативно реагировать на стимулы внешней среды и для экономии энергии, т.к. исполнение автоматических программ значительно менее энергозатратно, чем, например, целостное мышление человека. А природа очень экономна и, часто, вопреки нашим желаниям, стремиться накапливать энергию и оптимизировать её затраты. Отсюда борьба человечества, пока, с лишним весом, т.к. до изменения тех программ, которые этот лишний вес накапливают, не все ещё доросли…
Именно потому, даже если в этом нет особой необходимости и времени для обдумывания ситуации вполне достаточно, человек, чаще всего, пользуется автоматически исполняемыми программами — ментальными условными рефлексами и «мыслительными костылями» — штампами, наивно полагая, что он при этом как-то мыслит. На самом деле, данное мышление ничем не отличается от умозаключений курицы, высиживающей камень в форме яйца.
Как развивать логическое мышление?
Хотя, можно с уверенностью сказать, что многие условные рефлексы и штампы поведения могут быть очень полезны в определённых условиях. Это касается простой кинестетической деятельности тела, например в спорте, или просто в выполнении рутинных задач, например автоматическом выжимании сцепления, включении поворотника или при езде на велосипеде.
Что касается более сложной человеческой деятельности, то хороши те условные рефлексы или те программы, которые были сотворены самим человеком в процессе многократного повторения правильных и результативных действий, и могут быть самостоятельно же пересмотрены и изменены в процессе изменения жизненных ситуаций.
Т.е. это тот софт, который человек создаёт осознанно и может осознанно контролировать, видоизменять или просто заменять на более целесообразный. Через какое-то количество повторений эти действия станут программами.
Такие условные рефлексы полезны!
Как научиться читать людей
Но проблема многих людей в том, что масса программ записаны в нашем невербальном мозгу ещё в те детские годы, когда мы не обладали ни логикой, ни критическим мышлением, но «как губка» впитывали убеждения и сценарии поведения наших родителей и других парентальных фигур. У нас просто не было другого выбора.
Так устроена природа. Ведь ребёнок рождается со «звериными» инстинктами.
А для того, чтобы ему приспособиться к жизни в человеческом обществе, окружающие прикладывают массу усилий для того, чтобы ослабить его звериные инстинкты и снабдить ребёнка человеческими условными рефлексами, помогающими приспособиться и чего-то достичь в достаточно антиприродной, очень нецелесообразной и крайне противоречивой человеческой среде.
Вот и живём мы много лет с прабабушкиными условными рефлексами, которые не только вызывают смех у продвинутых особей, но и мешают нам решить свои задачи, и хоть как-то наставить на путь истинный своих детей.
На самом деле все люди (ну, большинство из них) почти совершенны, «созданы по образу и подобию» и являются «венцом творения». А портят их нецелесообразные убеждения и вредные привычки, суть которых именно эти, неосознанные автоматические программы.
Что же с этим делать?
Есть прекрасный способ решить данную проблему.
Говорят, что «собаке Павлова» достаточно семи повторенний для выработки у неё устойчивого условного рефлекса, который помог бы ей выжить в «человеческих» условиях, ну, если бы никому не захотелось посмотреть что там находиться у неё внутри.
У двуногих с этим гораздо сложнее. Некоторые исследователи утверждают, что условный рефлекс у «венца творения» формируется аж за 21 день, о количестве повторений наука умалчивает…
Но не стоит терять надежды. Важно найти такого грамотного специалиста-психолога, который поможет отыскать те вредные программы, которые мешают вам добиться нужного результата, и подскажет на какой более совершенный софт их лучше заменить.
А затем, создаст, специально для вас, те необходимые убеждения, снабжённые закономерностями и причинно-следственными связями, которые вплетутся в набор убеждений вашей картины мира так гармонично, что совершенно целостно встроятся в структуру условных рефлексов вашего невербального полушария.
Немного работы над собой, 21 день регулярного контроля и все ваши беды останутся позади!
И запомните главное: самый лучший условный рефлекс, если, конечно, время терпит, это — регулярно включать процессор и обдумывать: ситуацию, стимул и реакцию на него.
Зачем человеку мышление
Нам не раз приходится слышать: "Подумай", "Думай лучше", "Попробуй сообразить", "Учись мыслить самостоятельно", "Догадайся". Так обращаются к одной из самых важных наших человеческих способностей — способности мыслить. Человек может по-разному познавать окружающий мир.
В этом ему помогает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, память.
Понять — это значит проникнут в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание дается человеку с помощью мышления(А.Д. Андреевой, Е.Е Даниловой, И.В.Дубровиной, А.М.Прихожан, Н.Н.
Толстых). Во многих сказках главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти свою жизнь. Одной из самых трудных загадок считается такая: "Что на свете всего быстрее?" И умный сказочный герой отвечает: "Быстрее всего мысль человеческая".
Что же такое "мышление" и надо ли специально учиться думать, да и можно ли этому научиться? Есть даже выражение: "Вразуми его, Господи!Наставь на ум!".
Обладание разумом, умение думать отличает разумного человека от элементарного мышления живых существ в том, что он хочет понять окружающий мир и находить закономерные связи и отношения общих свойств вещей и явлений. Поэтому говорят, что мышление — это не только отражение общих свойств явлений, но и процесс обобщенного и опосредованного познания действительности.
Опосредованность нашего мышления заключается в том, что мы отражаем действительность, опираясь на уже известные, накопленные человечеством знания. Овладевая речью, языком, мы уже учимся мыслить; речь позволяет в одном слове или фразе отразить целый класс понятий, смысл тех или иных явлений действительности.
Виды мышления
Выделяют мышление теоретическое и практическое.
К теоретическому мышлению относится мышление понятийное (т.е. образование понятий, умозаключений в словесной форме — словесно-логическое мышление) и образное.
К практическому мышлению относится мышление наглядно-образное, свойственное детям дошкольного возраста и взрослым, занятым практической работой, а также наглядно-действенное. Особенность последнего выражается в том, что решение умственной задачи осуществляется с опорой на действия с реальными предметами. Так, многим детям трудно освоить абстрактные операции с числами — сложение и вычитание- без опоры на счетные палочки, перекладывая которые, они могут наглядно увидеть результат.
Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями.
В книге "Общая психология" под редакцией М.В. Гомезо записано: "Мышление — процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преображением действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач.
Мышление Включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личностными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.
Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.
Умственные действия — это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями, понятиями. Умственное действие всегда осознано, так как осознается его цель.
Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.
Умственные действия состоят из простейших мыслительных операций. Известно конечное число таких операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.
В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознать.
Анализ – мыслительная операция разделения предметов и явлений на части.
Синтез – мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое.
Сравнение – мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождение сходства и различий между ними. Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, сравним ощущение и восприятие.
Различия: ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие – отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств.
Обобщение – мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам.
Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-либо стороны или аспекта, которые в действительности как самостоятельные не существует.
Конкретизация – мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Формы мышления
Мышление – функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Мышление предметно-действенное (наглядно-действенное) – форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают руки и глаза.
Такое мышление типично для дошкольного возраста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым в практической деятельности.
Предметно-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.
Мышление наглядно-образное – форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти.
Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Мышление словесно-логическое (понятийное) – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключении, из которых строятся различные рассуждения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие выражается в значении слова и является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.
Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения – результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида.
Это позволяет получать суждения логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).
Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.
Умозаключение – форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно – условие(посылка), а другое – заключение (следствие).
Умозаключение позволяет решать проблемы, не имея непосредственной чувственной информации. Например: «Если идет снег, значит, холодно».
Рассуждение – ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивное и дедуктивное.
Рассуждение индуктивное (индукция) – это такое рассуждение на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждении (выход).
Рассуждение (дедукция) – это распространение общего положения на частные случаи.
Мышление как процесс решения задач. В современной когнитивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышления: этап создания проблемной ситуации и этап оперирования этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве. При построении модели проблемной ситуации участвуют структуры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели.
Поиск решения в проблемном пространстве идёт не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго определённого, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками».
Процесс решения задач (на примере шахматных) был представлен лауреатом Нобелевской премии психологом Г.Саймоном (1960).
Функции мышления
Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:
1. Понимание – раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;
2. Решение проблем, задач;
3. Целеобразование – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;
4. Рефлексию – осознание субъектом своих внутренних действий.
Психологические теории мышления
Классификация видов мышления
Единой классификации не существует. Наиболее встречающиеся виды:
1) По характеру встречаемых задач – теоретическое и практическое;
2) По степени развернутости и осознанности – дискурсивное и интуитивное;
3) По степени новизны и оригинальности – репродуктивное и интуитивное;
4) По числу участников – индивидуальное и коллективное (творческое).
Основные теории мышления
1. Ассоциативная (Гартли, Пристли и др.). Мышление – это связь (ассоциации) идей.
2. Бихевиоризм (Дж.Уотсон). Мышление – процесс формирования навыков и умений, связанных с решением задач.
3. Вюрцбурская ( К.Бюлер и др.). Мышление – акт внутреннего действия, в отрыве от языка.
4. Функциональная (О.Зельц). Мышление – функционирование интеллектуальных операций, процесс, имеющий этапы и операции.
5. Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Кофка). Мышление – внезапное понимание сути проблемной ситуации, решающий фактор при решении – организация условий задачи.
6. Психоаналитическая (З.Фрейд). Мышление – связывали с бессознательной мотивацией и считали защитным механизмом.
7. Деятельностная (С.Я. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В. Брушлинский).
Мышление – особый вид познавательной деятельности. Мышление – производно от культуры общества, языка, мыслительные действия производны от внешних и имеют то же строение.
Мышление – процесс решения задач, проблем.
8. Генетическая (Ж.Пиаже). Мышление – прижизненное образование, приобретается в специальных условиях стадийно.
9. Информационно-кибернетическая (Г.Саймон) Мышление — аналог машинного мышления.
Мышление теоретическое – вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление учёных, оно меньше всего связано с практикой. Теоретическое мышление использует в основном понятийную и образную формы мышления.
Он обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи чувств.
Мышление практическое – вид мышления, направленный на решение практических задач. Оно направлено на проверку гипотез, решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь).
Это мышление обычно осуществляется при дефиците времени и при ограниченной возможности проверки. Используются в этом виде мышления чаще наглядно-действенная и наглядно-образная формы.
Мышление дискурсивное – аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.
Мышление интуитивное – вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномерностью, протеканием без этапов. Это особая форма бессознательной деятельности мозга.
Я.А. Пономарев показал, что в мыслительной деятельности осознается цель деятельности, а побочные действия не осознаются и протекают в форме интуиции.
Интуиция – способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Мышление репродуктивное – вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу.
Мышление творческое (продуктивное) – вид мышления, связанный с созданием или открытия чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики).
В психологии используется и другой термин для обозначения творческого мышления- креативность.
Креативность (от англ. to create – творить, создавать) – творческость.
Дж.Гилфорд выделил четыре особенности креативности:
1) Оригинальность, необычность идей;
2) Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами;
3) Образна гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть срытые его стороны;
4) Способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации.
К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К. Тейлор, К Кокс, А.М.
Матюшкини др.): толерантность к неопределённости; готовность к преодолению препятствий; внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремление к признанию и др.
Мышление аутическое – мышление, связанное с реализацией желаний, желаемое выдается за действительное.
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грёз. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.
Термин введён врачом-психиатром Е.Блейлером.
Развитие мышления
Онтогенез развития мышления по Ж .Пиаже:
1) Сенсорного интеллекта (1-2 года) Стадия развития способности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К концу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;
2) Операционального мышления (2-7лет). Здесь происходит развитие речи и наглядных представлений.
В этой стадии появляется ряд особенностей мышления: ошибочные классификации предметов по случайным и второстепенным признакам, трудности принятия позиции другого человека (эгоцентризм) и др. Эгоцентризм (лат. ego и centrum – центр круга) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособность индивида изменять свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации.
Эта черта свойственна детям на определённом этапе развития мышления (2-7 лет).
3) Конкретных операций(7-8 -11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми.
Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы.
4) Формальных операций (11-12-14-15лет). Формируется способности выполнять операции в уме, рассуждать. В основе идей П.Я.
Гальперина лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он считает, что мышление формируется поэтапно. в процессе превращения внешнего действия во внутреннее. Интериоризация включает пять этапов:
1-й этап — формирование ориентировочной основы будущего действия;
2-й этап — предметного действия;
3-й этап — перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;
4-й этап — отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;
5-й этап действий во внутреннем плане.
Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.
Нарушения
Б.В.Зейгарник делит все нарушения мышления на четыре группы:
1) нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения — оперирование общими признаками заменяется конкретными и пр.);
2) нарушение личностного компонента мышления (снижение критичности, целенаправленности и др.);
3) нарушение динамики мыслительного процесса (лабильность и инертность мышления);
4) нарушение саморегуляции познавательной деятельности (невозможность организации мышления)[1,с.102-113].
Мышление бывает и патологическое — ошибочное, используется в психотерапии.
Карл Ясперс в книге "Общая психопатология" пишет: "Мышление содержится во всех проявлениях психической деятельности, от акта восприятия до речи"(2,243). Он же указывает и на то, что у человека могут быть расстройства способности мышления в том случае, если восприятие,ориентировка, память,движение и речевая деятельность сами по себе нарушены или от того, что порождено собственным ложным мышлением. Расстройства рассудка и мышления следует отличать от бредовых идей.
Бред — это не иллюзорные представления, которые в изобилии встречаются у отдельных людей. "Бред выявляет себя как целое прежде всего в том, что он создает новый мир для своего носителя, бред выражает себя через определенный стиль, он как бы указывает человеку способ его самораскрытия"[2,c.243].
Литература:
1. Общая психология: учебное-методическое пособие/под ред. Гомезо М.В./М.: Ось-89, 2007.
2. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
Мышление
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/myshlenie
Мышление — переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.
Само по себе большим достоинством это не является: мыслят все и всегда, включая пауков и ворон, а переработка информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. И инсайт, и бред – все это проявления процесса мышления.
Мышление может протекать очень различно. Мышление бывает развернутое и свернутое, бессвязное и логичное, продуктивное и нет, позитивное и негативное, критическое и доверчивое, свободное и ограниченное, творческое и не очень, эффективное и пустое.
Различается мужское и женское мышление, а также наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное (абстрактное) — классификации видов и типов мышления многообразны.
Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи. Конечный или промежуточный продукт мышления — мысль.
Насколько та или иная мысль ценна, является ли зачем-то нужным или это только барахло, захламляющее голову — вопрос уже другой. В личной и деловой жизни оказывается не так важен конкретный тип мышления — словесный или образный, как способность человека к мышлению и привычка человека мышлением пользоваться.
Развитое мышление — мышление продуктивное и адекватное, и такое мышление вырабатывается только у тех людей, которые думать приучены. Такое развитое мышление — уже не просто психическая функция, это важнейшее качество личности, в должной мере развитое не у всех и в этом смысле — для некоторых людей не характерное.
Мышление может быть нарушено.
Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности — произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас — автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления.
И в глубине — базовые схемы и когнитивные убеждения, живущие в нас, как правило, бессознательно.
Мышление в жизни
Если мышление пустое или кривое, оно может в жизни мешать. И что делать?
Смотри, как избавляться от назойливых мыслей и шире -Управление мышлением.
Развитие мышления
Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению — одна из главных задач обучения.
Даже животных сейчас учат мыслить. А сколько времени посвятили вы развитию собственного мышления? См.;
Думают ли животные? Большинство тех, у кого живут домашние питомцы, в этом абсолютно уверены.
Анализ и связи понятия Мышление
Мышление и ум, Мыслить и думать, Мышление и восприятие, Мышление и эмоциональность, Мышление и язык, Мышление и проговаривание во внутренней речи.
Виды мышления
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_myshleniya
Мышление — переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений. Происходить это может в самых разных формах, разном стиле и с разным качеством: мышление может быть разной степени связности, логичности и целесообразности, быть и бредом, и образцом высокой мудрости;, мышление может быть эффективным; и пустым.
Виды мышления, описывающие характеристики собственно мышления
Если отвлечься от личностных особенностей, то традиционно выделяют следующие виды мышления (их также можно назвать структурные особенности мышления):
Наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-ассоциативное,сценарийное и понятийное мышление. Оно же — отвлеченное (абстрактное) мышление.
Продуктивное мышление и мышление как внутренняя болтовня.
Продуктивное мышление — нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Внутренняя болтовня — это относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена.
Рациональное и иррациональное мышление
Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.
Примитивное и развитое мышление
В развитом варианте мышление — это анализ, сопоставление, нахождение новых связей и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.
Развернутое (дискурсивное) и свернутое мышление: интуиция.
В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом — мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни — размышлением.
Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.
Шаблонное и самостоятельное мышление
Шаблонное мышление — это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное.
Его основные разновидности — проектное и творческое мышление.
Автоматическое и управляемое мышление
Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением.
Свободное и творческое мышление
Свободное мышление — мышление, не зажатое в рамки ограничивающих шаблонов. Свободно мыслящий человек не обязательно тот, кто не был воспитан — это может быть и тот, кого воспитали в формате внутренне свободного мышления.
Творческое мышление — мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный и ценный результат.
В результате мышление оказывается более или менее эффективным.
Виды мышления, отражающие его личностный характер
Мышление — очень личностная вещь, и видов мышления можно выделять столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, импульсивное и рассудительное, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление процессника и мышление результатника, мышление мужское и женское. Опишем только наиболее яркие варианты:
Мужское и женское мышление
Когда описывается "просто мышление", на самом деле, как правило, описывается мышление мужское. Мужчина чаще готов рассмотреть происходящее объективно, у женщины все пропитано чувствами и субъективностью.
Мужчина чаще опирается на логику, женщина — на свою интуицию, чувства и ощущения.
Пристрастное и объективное мышление
То, что обычное мышление — пристрастно, известно. Может ли мышление быть объективным?
Как развивать объективность мышления?
Позитивное и негативное мышление
Негативное мышление оперирует преимущественно отрицаниями, склонно к возражениям, выделяет негативные стороны. Позитивное, соответственно, выделяет стороны позитивные. .;
Цивилизованное и дикое мышление
Цивилизованное мышление соблюдает правила мышления и нацелено как на решение задачи, так и на отношения сотрудничества. Дикое мышление нарушает правила мышления и нацелено на личную победу участника.
Живое мышление — мышление, в котором человек начинает думать.
Понятийное мышление
Материал Автор: Н.И. Козлов
Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.
Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.
Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.
Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам.
А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм и трансдукцию, согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.
Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться "в высоких материях", это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана.
Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.
Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С.
Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.).
В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий.
Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, "удельный вес", "млекопитающие", "сюрреализм"), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).
Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным.
С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.
Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:
Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат.
Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…
Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия.
Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб.
Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов.
Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.
Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя.
Нам не до этого.
Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения.
Книги и тетради – канцтовары.
Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.
Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление "причина — следствие", "цели — средства", "тезис — обоснование — вывод". Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.
Мышление как источник барахла или инструмент жизни
Материал Мышление — это просто течение мыслей, картинок и смыслов. Грамотное мышление — работа человека с этим течением, разбор картинок и смыслов (частное и общее, процесс — результат. ). Вялотекующее мышление просто занимает голову интеллектуальным барахлом, грамотное мышление дает видение и понимание, как что-то соотносится с другим, как что-то принадлежит другому.
Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи. Конечный или промежуточный продукт мышления — мысль.
Конечный или промежуточный продукт мышления — мысль. Насколько та или иная мысль ценна, является ли она чем-то нужным или это только барахло, захламляющее голову — вопрос уже другой.
Нарушение мышления при психических заболеваниях
Материал I. Нарушения динамики мышления.
1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны.
Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum).
Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.
В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.
Характерно:
• Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
• Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
• Мало задумываются над ответом.
• Легко исправляют ошибки, если на них указать.
• Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
• Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.
2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются».
На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии ("первичное нарушение"), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.
Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость.
Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.
3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны.
Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив.
Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению.
Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.
4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, т.к. если положить – утонет.
Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию.
Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо.
Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью.
На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.
Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.
В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.
Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:
• откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
• отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.
Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.
5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны.
В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен.
Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.
II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.
1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты
2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается.
Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами.
Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.
III. Нарушения мотивационного компонента мышления.
1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения.
Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.
2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов).
Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник.
Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии).
Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И.
Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом.
Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии:
1. Шизофреническое (классическое) резонерство.
2. Эпилептическое резонерство
3. Органическое резонерство
3. Нарушение критичности. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.
С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли». В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям.
У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.
4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы.
Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.
Глава 1. Мышление и характер
Сила мысли. Ключ ко всем дверям
Глава 1. Мышление и характер
1. Мышление успешных людей. Брайан Трейси.
«Как мыслит человек в сердце своем, таков и он». Этот афоризм объемлет все человеческое бытие, а также включает в себя все состояния и обстоятельства его жизни.
Индивидуум представляет собой в точности то, что он думает. Его характер — это полная сумма его мыслей.
Подобно тому, как растение вырастает из семени, каждый человеческий поступок появляется на свет из скрытых семян мыслей. Без мышления, действие невозможно.
Это в равной мере применимо к «спонтанным» и «непреднамеренным» поступкам, а также к сознательному поведению.
Действие — это созревший бутон мысли, а радость или страдание — спелые плоды. Человек пожинает сладкие или горькие плоды того, что сам насадил.
Индивидуум возрастает в силу действия закона, его жизнь не является завершенным творением. Причинно-следственная связь абсолютна и неизменна как в скрытой реальности мысли, так и в мире видимых и материальных вещей. Благородный и одухотворенный характер не возникает по прихоти удачи или случая.
Он — естественный результат настойчивого правильного мышления, а также отождествления человека с Божественным в своем разуме. Неблагородный и низменный характер, в свою очередь, есть следствие настойчивой приверженности низменным мыслям.
Человек сам созидает или разрушает себя. В мастерской разума он выковывает оружие, которым способен нанести себе раны. С другой стороны он способен создать инструменты для построения небесных обителей радости, силы и мира.
Сделав правильный выбор и использовав мысль должным образом, индивидуум восходит к божественному совершенству. Злоупотребление мыслью опускает человека ниже животного.
Между этими двумя крайностями лежит большое разнообразие характеров, созданных людьми.
Многие законы душевной жизни были заново открыты и сделались всеобщим достоянием в последние годы. Истина, о которой идет речь в данной книге, принадлежит к числу самых многообещающих.
Согласно ей, человек — господин своих мыслей и творец своего характера. Он создает для себя окружение, условия жизни и саму судьбу.
Будучи господином над собственными мыслями, человек прочно удерживает ключи от каждой жизненной ситуации. В мыслях содержится трансформирующая и возрождающая сила, благодаря которой индивидуум может измениться по своему усмотрению.
Человек остается господином всегда, даже в моменты слабости и унижения. Пребывая в слабости и унижении, он проявляет себя как нерадивый хозяин, плохо управляющий своим «домом». Размышляя о своем состоянии и ревностно стремясь к пониманию закона, на котором основано его бытие, индивидуум постепенно приобретает мудрость и начинает разумно направлять энергию ради достижения благоприятных результатов.
Чтобы стать сознательным господином, человек должен открыть внутри себя закон мысли. Это открытие напрямую связано с самоанализом и практическим опытом.
Чтобы найти золото и бриллианты, необходимо раскопать землю. Человек может познать истину своего бытия лишь в том случае, если «выкопает» в своей душе «глубокую шахту». Как индивидууму убедиться в том, что он — творец своего характера, жизни и судьбы?
Ему необходимо внимательно наблюдать за собственными мыслями, контролируя и изменяя их, отслеживая их воздействие как на самого себя, так и на других, а также на житейские обстоятельства. Ему важно научиться связывать причины и следствия. Даже тривиальные переживания и повседневные события помогают человеку обрести новое знание о себе — знание, которое принесет мудрость, понимание и силу.
Абсолютный закон провозглашает, что «всякий ищущий находит, и стучащему отворят». Лишь проявляющий терпение и настойчивость человек может войти в дверь храма знания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Мышление человека
Согласно моему наблюдению за мышлением человека и сопоставлением того, что я вижу и понимаю с исследованиями и теоретическими заключениями известных психологов, я пришел к выводу, согласно которому считаю мышление человека исключительно адаптационной реакцией на окружающую его действительность. При этом я опускаю такую часть как фантазии, это уже другая тема, в которой тоже много своих нюансов.
Две основные гипотезы о природе мышления человека, одна из которых подразумевает ее природное происхождение, а вторая жизненный процесс, имеют право на существование. Только вот они формируют наше с вами мышление в разных пропорциях, где подавляющую роль играет все же жизненный процесс, окружающие факторы, события и прочее.
Другими словами, все, что нас с вами окружает, является материалом для формирования нашего мышления. Допустим, мы с вами можем сказать, что от природы человек устроен таким образом, что его тянет к познанию нового, но по факту, такое познание формируется исключительно социальной средой, в которой живет человек.
Скажем первые астрономы, могли появиться только тогда, когда у них появилось достаточно времени для занятия наукой, благодаря разделению труда. В наши же дни, мы видим деградацию отдельных личностей, и даже целых групп, у которых нет никакого интереса ни к познанию, ни к другим видам интеллектуальной деятельности. Если мышление способно рождать в нашей голове образы, не существующие в природе, те же фантазии прекрасно это делают, то производной для такого мышления, опять-таки является окружающая действительность.
Раньше люди по определению не могли мечтать так, как сегодня можем мечтать мы, у них просто не было для этого данных, которыми мы с вами располагаем. К тому же, мною лично было замечено, что чем человек образованнее, тем более богаты его фантазии, и тем более сложная его структура мышления.
Познание человеком самого себя, исходя из его внутренних качеств и скрытых ресурсов, тема достаточно неопределенная. Я как психолог работаю только с проверенными фактами, опуская эзотерическую часть, в которой хоть и много интересных фактов, но все они требуют по большей части веры с нашей стороны, что по моему убеждению не является серьезным подходом к поставленным перед человеком вопросам.
Мы не должны с вами верить, мы должны с вами знать и видеть отчетливо, как на самом деле работает наше мышление, ведь именно оно формирует вокруг нас ту действительность, в которой мы с вами живем. Когда я приходил к своему заключению о том, что наше мышление, это продукт окружающей нас действительности и в частности реакции на нее, я исходил, прежде всего, из способности человека подстраиваться под окружение.
Гибкость мышления, на мой взгляд, и есть тем самым доказательством того, что мы мыслим исходя из наших потребностей, и условиями окружающей действительности. Все наши качества, будь то мышление, инстинкты, интуиция и прочее, все они предназначены для нашего выживания, прежде всего. И так же как психика человека формируется в основном благодаря воспитанию и благодаря тем условиям, что окружают человека, так же и его мышление, формируется в основном благодаря нашим органам чувств, которые собирают информацию из окружающего мира.
Любые образы в нашей голове, имеют определение, которое берется из окружающего мира.
Дайте слепому человеку в руку яблоко, и спросите его о том, что он держит, если до этого момента он не держал в руке яблока, как же он сможет дать ему определение, его мозг обработает только ощущения, но у него нет определения для него. Это можно проделать и со зрячим человеком, который также не имеет представления о яблоке, и он тоже не даст вам верного ответа, либо просто подставит иное слово. Или взять в качестве примера подражательство, когда человек просто не имея представления о том, как ему следует поступить, просто копирует действия другого, причем это происходит чаще, чем мы можем себе это представить.
А подражает человек только по необходимости, чувствуя потребность в этом, и считая, что так будет лучше для его выживания. Какой же в таком случае мыслительный процесс происходит в его голове, кроме как обработкой полученных данных и заключений на их основе, его ничем иным не назовешь. Любая мысль, имеет свою логику, равно как и мышление в целом логично, причем любое мышление.
В психологии логика, не имеющая опоры, называется схемой, именно такая схема и выстраивается в нашей голове во время мышления.
Некоторые причисляют эту схему к внутренней речи, которая ее формирует, но это точка зрения тех, кто склоняется к теории о природном происхождении мышления человека. Я же вижу логику в любом мыслительном процессе, любая мысль, по моему мнению, имеет свое логическое заключение, но поскольку мышление формируется на основании внешних данных, интерпретация которых порою может быть ошибочной, то и схема выстраиваемая в голове человека, согласно его логике, может быть ни чем иным, как адекватной обработкой внешних данных.
Но это только в том случае, если мы не рассматриваем с вами всякого рода психические отклонения, а просто поставим в пример человека, который ошибается. Это как математическая задача, которая для правильного, решения, требует соответственно правильного составления.
Но если в составлении задачи, будет допущена ошибка, то и решение ее будет соответствующим. А теперь посмотрите, какие задачи перед нами ставит жизнь, логичны ли они, и какие задачи перед нами ставят окружающие нас люди?
Любой человек в вашей жизни, имеет то же самое базовое мышление, согласно которому он пытается выжить в этом мире.
Его мышление будет формироваться согласно той позиции, что занимает он, ваше соответственно вашей позиции. И чем больше разница в ваших позициях, тем больше разницы будет в образе мышления двух людей, живущих фактически в разных мирах. Информированность, личный опыт, условия, все это может сформировать образ мышления, который будет продуктом адаптации к внешним условиям, окружающим человека, а обрабатываемым при этом материалом, будут те знания, которыми располагает человек.
А поскольку условия у людей как правило разные, набор знаний тоже, и в целом картина мира выглядит не для всех одинаково, мы и имеем совершенно противоположные точки зрения у разных людей, отсутствие логики в мышлении, в то время как она просто отлична, и в целом разные образы мышления. А как вы сами, возможно знаете, гибкость мышления можно натренировать, и лучше всего делать это в тех условиях, которые просто вынуждают человека крутиться.
Вот таким вот я вижу процесс формирования мышления человека, и видимо моя точка зрения, мои логические выводы, тоже адаптированы под те условия, в которых я живу, и те данные, которыми я располагаю, также как у любого из вас.